поурочные планы по темам "Образование славянских государств" и "Крестовые походы" для 6 класса
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Молодец Елена Владимировна

В плане урока работа по группам. Задействовано пространство школы. Использован метод частично-поисковый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Образование славянских государств.

Цели урока:

  1. Подвести учащихся к пониманию кто такие славяне, их образ жизни, занятия, расселение.
  2. Выяснить вклад Кирилла и Мефодия в развитие славян.
  3. Рассказать о первых государствах славян, используя интерактивное пособие.
  4. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками и делать выводы на основе изучения источников.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный (2-3 мин)

Проверяет наличие готовности к началу урока. Эмоциональный настрой на урок

Показывают готовность к началу урока

Изучение нового материала ( 2-3 мин)

Объявляет тему урока с записью на доске. Подводит учащихся к целям и задачам урока.

Записывают тему, формируют цели и задачи урока.

Кто такие славяне? Где они проживали? Как выглядели? Чем занимались? (время 10 -15 мин)

Делит класс на две группы. Задействует всё пространство школы. Каждая группа по заданию находит исторические источники(у каждой группы свои) и проанализировав их даёт ответы на вопрос. Учащимся выдаются листы с определением места источника.

Учащиеся находят источники и приступают к поиску ответов на вопросы.

Вопрос о вкладе Кирилла и Мефодия. (10 мин)

Кто такие Кирилл и Мефодий? Какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в развитие славянских народов?

Смотрят ответ в учебнике самостоятельно, отвечают на вопросы.

Первые славянские государства.

Использовать виртуальную школу.

Учащиеся слушают и называют первые славянские государства.

Домашнее задание подготовить рассказ о Кирилле и Мефодии и об одном из славянских государств.

Выставляет оценки за урок с комментариями.

Проверяют листы самоконтроля. Выставляют отметки.

I группа: Ваш источник находится там, где заседают учёные мужи.(учительская). Данная группа получает материал по образу жизни, занятиям славян их внешнего облика. (отрывки из сочинений историков, иллюстрации)

Из сочинения византийского историка Прокопия Кесарийского «История войн» (VI в.)

Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии и от того у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. <…> А живут они в жалких хижинах... Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают... Есть у тех и у других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они высоки и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый...

Из книги Маврикия Стратега «Стратегикон» (VI в.)

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.

II группа: Ваш источник находится в мире вкуснейших запахов и благоуханий. (столовая). Данной группе даётся материал по определению славян и их расселению. (выписка из словаря, сочинения средневекового историка, отрывок из «Повести временных лет», карта)

Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье. Наиболее ранние упоминания о славянах относятся к V — VI векам н. э. К этому же времени относятся и первые бесспорно славянские археологические культуры.

Одним из первых о славянах как о выделившемся из венедов самостоятельном этносе писал готский историк Иордан в первой половине VI века.

Славян делят на три подгруппы: южную, восточную и западную. Общая численность славян в современном мире составляет около 300 млн человек.

Из сочинения готского историка Иордана «Гетика» (VI в.)

От истока реки Вистулы (современная Висла) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами.

Славяне живут [к западу] от Данастра (современный Днестр) и на севере до Вислы; болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море (Черное море) делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра (современный Днепр).

Из «Повести временных лет» (XII в.)

Спустя много времени сели словени по Дунаю, где есть ныне Угорская земля и Болгарская. И от тех словен разошлись по земле и прозвались и именами своими от мест, на которых сели. Так одни, пришедши, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие нареклись чехами. А вот те же словене: хорваты белые, и сербы, и хорутане. Когда же волохи напали на словен дунайских, и сели среди них, и насилие творили им, словене эти пришли, сев на Висле, и прозвались ляхи...

Так же и те словене, что пришли и сели по Днепру и нареклись поляне, а другие древляне, потому что сели в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и нареклись дреговичи; иные сели на Двине и нареклись полочане по имени речки, что впадает в Двину, именем Полота. И так разошелся словенский язык.



Предварительный просмотр:

Задание для первой группы:

  1. Установить причины крестовых походов, используя разные источники
  2. Определите, почему эти походы были названы Крестовыми.

Задание для второй группы:

  1. Кто участвовал в походах и чего они хотели?
  2. Сколько было крестовых походов? Укажите их года

Задание для третьей группы:

  1. Каковы были последствия Крестовых походов?
  2. Что такое Детский Крестовый поход? Почему он так назван?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  10  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М.    Рыбченковой   ...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ

ПОУРОЧНЫЕ       ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  11  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И.ВЛАСЕНКОВА    и Л.М.РЫБЧЕНКОВОЙ...

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология

Поурочные планы 6 класс ФГОС. Биология. 11 класс биология...

Поурочные планы по английскому языку в 9 классе. УМК "Spotlight"

Скоректированные планы с 1урока по 30 с подробным описанием упражнений....

Поурочные планы по английскому языку в 10 классе. УМК "Spotlight"

скоректированный поурочный план из книги для учителя спотлайт-10 .Уроки№№ 1-30...