Викторина "ИсторияДревнего мира"
материал по истории (5 класс) на тему

Трибунская Елена Ивановна

Викторина по истории Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по истории Древнего мира

Цель',  обобщение и повторение знаний, полученных на уроках истории; углубление интереса к предмету, развитие       воображения.

Оборудование: карта древнего мира, греческий алфавит, рисунки учащихся, таблицы.

Литература: Энциклопедия для любознательных «Обо всем на свете».

       Эпиграфы записаны на доске:

                                                                           «История - свидетельница веков, факел истины,

                                                                                                душа памяти, наставница жизни».

                                              Цицерон.

                                                                           «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».

                                                                                               Арабская пословица        

Ход мероприятия:

I.Организационный момент;

II.Основная часть;

Вопросы викторины:

1.Где находится плато ТАССИЛИН - АДЖЕР, которое известно рисунками художников каменного века?

           (в центральной части пустыни Сахара, т.е. в Африке)

           Картинные галереи каменного века. Самой большой такой картинной галереей, протянувшейся на сотни км. называют плато ТАССИЛИН - АДЖЕР, расположенное в центральной части пустыни Сахары. Рисунки древних людей обнаружил здесь в 1932г. офицер французских колониальных войск БРЕНАН. Он сделал копии многих из них и отослал ученым - историкам. Всего рисунков в этой необычной галерее более 15.000. Судя по этим рисункам, Сахара не всегда была пустыней. В 6-5м тысячелетии до н.э., когда древние люди создавали свои наскальные рисунки, здесь текли полноводные реки. Об этом свидетельствует и название плато. «ТАССИЛИ - в переводе с языка местных племен - означает «Долина рек».

2.«Всё боится времени, а время боится…(пирамид)».

 Как переводится слово пирамида с греческого языка? Почему?

 (В переводе оно означает «пшеница»)

            Слово «ПИРАМИДА» - греческое. В переводе оно означает «пшеница». По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога из пшеницы конической формы.

           

3.Какое слово в переводе с греческого означает «СВЯЩЕННЫЕ ПИСЬМЕНА»?

(слово «иероглифы» )

    Слово «иероглифы» - греческое, в переводе значит «священные письмена». «ИЕРО» - священный,

«ГЛИФИКОС» - вырезанный (вырезанный в смысле «вырезанный значок, письмена»).

4.Что называли вавилоняне «Домом основания неба и земли». Это жилище бога МАРДУКА;

          (Вавилонская башня)

             При НАВУХОДОНОСОРЕ (царь Нововавилонского  царства 605-562 гг. до н.э.) закончили постройку            Вавилонской башни. В библии написано, что вавилоняне из гордости хотели возвести её до самого неба. Но Бог   смешал языки строителей, они перестали понимать друг друга, и башня-стояк осталась недостроенной. Отсюда выражение «вавилонское столпотворение», т.е. большое и суетное стечение народа.

На самом же деле Вавилонская  башня была башней         бога МАРДУКА. Она

поднималась ступенями на 90 метров, а на её вершине стоял храм, в храме - золотой стол и ложе бога. Статуя Мардука из чистого золота весила почти 30 тонн. «Дом основания неба и земли» - так называли вавилоняне свою башню.

    5.        Почему висячие сады назвались садами Семирамиды, и они считаются одним из

     чудес света?

           Царь НОВОХУДОНОСОР прославился висячими садами СЕМИРАМИДЫ. Женатый на мидийской принцессе        НИТОКРИДЕ, которая скучала по горным лесам далекой родины, Навуходоносор приказал воссоздать эти леса посредине шумного Вавилона. На колонны высотой = 25 метров четырьмя ярусами были уложены плоские каменные плиты. Их залили асфальтом и покрыли листами свинца, сверху положили землю и посадили деревья, кусты, цветы из Мидии. Рабы качали воду из Ефрата. Спустя столетия имя НИТОКРИДЫ забылось. Зато память о том, что сады были построены по прихоти женщины, осталась. И постепенно история связала висячие сады с именем легендарной царицы Ассирии СЕМИРАМИДЫ.

6.        Одним из видов Олимпийских игр является МАРАФОНСКИЙ  БЕГ. Какова длина

этой дистанции и почему?

(42 километра - столько бежал древний воин от Марафона до Афин с вестью о победе).

                 Марафонский бег. Марафонским он называется в честь победы греков над

персами при Марафоне, а длина марафонской дистанции - 42км. - именно столько, сколько пробежал древний воин от Марафона до Афин с вестью о победе. Олимпийская медаль за марафон считается у спортсменов самой почетной. Кроме  того, стало нарицательным и само слово «марафон» - так говорят о любом деле или событии, которое длится очень долго.

7.        Что придумали финикийцы? Это изобретение дошло до нашего времени.

(Алфавит, который лежит в основе греческого и нашего)

              Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторые  буквы, у финикийцев выражавшие согласные, в греческой письменности стали передавать гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

8.        Финикийцы изобрели прозрачное стекло, алфавит и пурпурную краску. Из чего

они  добывали пурпурную краску?

(из улиток)

               Царской роскошью у финикийцев считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.

9.        В 2000г. до н.э. еврейские племена жили в степных районах между Египтом,

Вавилонией и Финикией. В какую книгу вошли предания этого народа?

(библия)

10.   Какая настольная игра была изобретена в Древней Индии?

        (шахматы)

     В древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник - брахман. В индии придумали игру для царей - шахматы (в наши дни фигурку колесницы называют ладьей, а советника - ферзем).

1.В каком древнем государстве Азии изобрели бумагу и компас?

(Китай)

2.Архитектор Сострат- создатель одного из чудес света. Какого именно?

(Александрийский Маяк)

                       Построив такое сооружение, строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал       поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифана, книдиец, богам-спасителям за здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк - произведение его искусства.

III. Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"

Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."

Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать  толерантное отношение к  различным религиям; пробуждать интерес  ...

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...