Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Федюнина Анжела Владимировна

Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevneyshiy_rim.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Федюниной Анжелы Владимировны

МОУ- СОШ № 1  г. Маркса

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, смайлики, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (2 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6.  Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап (5 мин.)

1. Организационный момент

Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, смайлики) на каждой парте

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела в истории -  Древнего мира.

Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском полуострове?

2) Как называлось государство, где правили фараоны?

3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Один из учащихся снимает угаданные слова у доски.

3. Мотивация

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин?

Выдвижение различных версий

Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

По желанию вызывает к карте ученика и предлагает определить местоположение Апеннинского полуострова

Определяет местоположение Апеннинского полуострова.

Остальные работают с атласами

Показывает второй слайд презентации и поясняет, что на Апеннинском полуострове расположена страна - Италия. Задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится Рим?

Хором отвечают, где находится север, юг, восток, запад. Определяют местоположение Рима

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

1. Определение цели урока

Предлагает  выяснить, какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация

Каков будет результат нашего урока?

Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

1. Работа в группах по изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи.

Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи

По желанию разбиваются на группы

Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы -  особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы – географическое положение Древнего Рима.

Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Выполняют работу в составе групп:

Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы.

Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту.

Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1-2, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу.

Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины

Корректирует работу групп.

Предлагает группам представить изученный материал

Выступление групп

Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала

Отвечают на вопросы

Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно

Задают уточняющие вопросы

После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы

Поднимают смайлики, оценивая работы группы:

желтый – все отлично,

зеленый – есть недочеты в выступлении,

синий – не справились с заданием

4. Физкультминутка (2 мин.)

Включает музыкальное сопровождение

Выполняют упражнения, которые показывает физорг класса

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины

После заданного вопроса оценивают свои ответы, поднимая смайлики:

желтый – знаю ответ;

синий – не знаю ответ

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Предлагает подвести итоги викторины

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

за 5 плюсов – 3 балла

2. Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты

3. Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, поднимая смайлики:

желтый – я все усвоил, могу поделиться знаниями;

зеленый – было сложно, но с помощью записей смогу рассказать;

синий – не все усвоил, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы

Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя

Сдают смайлики дежурному по классу,

если урок понравился, оставляют  желтый смайлик на парте

6. Домашнее задание (3 мин.)

Предлагает виды домашнего задания

Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Древний Китай"

Презентация к уроку содержит исторический и краеведческий материал....

Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....

Урок по истории на тему: "Древний Китай и Древняя Индия"

1 систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай и Индия в древности”.2 формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы. 3: развити...

презентация по истории на тему Древний Китай и Древняя Индия

презентация к уроку истории на тему"Древний Китай и Древняя Индия"...

Итоговый тест по истории по теме: "Древняя Греция"

Тест предназначен для учащихся 5-х классов. Тест можно использовать для проверки знаний учащихся по завершению изучения раздела "Древняя Греция" учебника по истории Древнего мира А.А. Вигасина, Г.И. Г...

Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"

В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...

План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим"

План- конспект ОУДб.05 История по теме: "Древняя Греция. Древний Рим" В плане-конспекте кратко изложен материал двух важнейших тем по истории Древнего мира.Для актуализации материала предста...