Тема урока «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Малий Наталья Васильевна

Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины поражения и историческое значение. Задачи: Образовательные: закрепить представления учащихся о положении крестьян в 18 веке Коррекционно-развивающие: развивать умения давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачева; развивать умения логического мышления, анализа Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства гордости, уважения к русскому народу, Отечества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Восстание под предводительством  Емельяна Пугачева»

Учебник:  История России. / Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Москва. «Гуманитарный издательский центр «Владос»  2003год, материалы из Сети Интернет.

Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины  поражения и историческое значение.

Задачи:                                                                                  Образовательные: закрепить представления  учащихся о положении крестьян в 18 веке                                                                                                Коррекционно-развивающие: развивать умения давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачева; развивать умения логического мышления, анализа                                                            Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства гордости, уважения к русскому народу, Отечества

Основные знания                                                                                                            1773 – 1775 г.г.   – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачев; предводитель  Е.И.Пугачев.                                                                                                                                                                        

Оборудование и материалы                                                                                  Презентация, раздаточный дополнительный материал

Тип урока                                                                                                                       Комбинированный

Ход урока

1.  Организационный момент.                                                                  Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на урок истории.

2. Повторение пройденного материала.                                                            Опираясь на иллюстрации, расскажите о  положении  крепостных крестьян во времена царствования  Екатерины II?                                                              (Рассказ с опорой на иллюстрации «Положение крепостных крестьян»           - полная зависимость от помещиков, тяжелый труд, жестокие наказания, могли сослать в Сибирь на каторгу, затравить собаками, разделяли семьи проигрывали крестьян в карты, дарили друг другу, продавали как животных или вещи )                                                                                                                  Вывод: тяжелое положение крестьянства не могло оставаться неизменным.

3. Введение в тему.                                                                                                       Как вы думаете,  к каким  последствиям могли привести  такое отношение помещиков к крепостным крестьянам?                                                                  - Выбери вариант ….                                                                                     Восстание, мятеж, вооруженное сопротивление, смена законов.                     Таким событием в России стало вооруженное восстание под предводительством Пугачева                                                                                        - Что вам известно об этом событии?                                                                               - Выбери ответ

Знаю                                                                                                                                 Что-то слышал(а)                                                                                                                     Не знаю

4. Целеполагание                                                                                                         Тема урока «Восстание под  предводительством Е.И.Пугачева».                             - На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы?

Когда…?                                                                                                                Почему …?                                                                                                                       Кто …?                                                                                                                      Чем…?

5. Изучение нового материала                                                                  Подготовка к восприятию материала.                                                          Общая картина вооруженных восстаний представлена как в художественных, так и в документальных фильмах.  Опираясь на предложенный видеосюжет,  вы должны дать определение слову «восстание».                                              Видеофрагмент                                                                                              Восстание – это…(выбери )                                                                                           - массовое вооруженное выступление против власти                                                   - новые законы, направленные на изменения условий жизни людей                              - погромы и поджоги помещичьих усадеб                                                    Проблемная ситуация.                                                                                            - Что делали восставшие крестьяне  и казаки?  (захватывали города, уничтожали заводы, убивали помещиков и царских служащих)                                - Что можно сказать о количестве восставших? (много, целая армия)                       - Как вы думаете, могло ли такое массовое восстание изменить жизнь угнетенных народов?      ответы

А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описывая эти события, так комментировал восстание Пугачева:  «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». 

- Каким называет восстание писатель?  (бессмысленным, беспощадным)

- Что значит бессмысленный? – значит, восставшие ничего не добились   Какой возникает вопрос?                                                                                              Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным?

Чтобы ответить на этот вопрос вы должны изучить материалы этого события. Работа в парах.  Задание на листочках.  Прочитайте, указанные в задании  тексты , ответьте на вопросы, подготовьте выступления.                                                                

Поиск информации

Дата

Учебник

стр. 172

В каком году началось восстание?

В каком году закончилось?

Сколько лет продолжалось?

Предводитель, участники, численность

Учебник

стр.172,        (2, 3абз)

Кто был предводителем восстания?

Кто поддержал Пугачева?

Личность Пугачёва

Учебник

стр. 176

Кем был Пугачёв?

Каким он был внешне?

Какие черты характера привлекли к нему людей?

География восстания

Учебник, карта стр.173

Какие районы охватило восстание?

Какие города были осаждены?

Требования восставших

(манифест)

Какие требования выдвигали восставшие?

(Ответы на вопросы, заполнение таблицы)

Пересказ по таблице

- Какие цели преследовало восстание?                                                                         - Чем закончилось восстание?                                                                                 Видеофрагмент                                                                                                                 - Чем закончилось восстание?

Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным?                        (восставшие не добились своей цели)

Оно потерпело поражение, проиграв хорошо вооруженной царской армии, а так же разногласиям и предательству соратников Пугачева.                      

Крестьянское восстание ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства. Лишь на горных заводах Урала были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труд. Призрак “пугачевщины” стал с тех пор преследовать помещиков и представителей    власти.

Давайте отметим и положительные стороны прошедших событий.

Выбери предложения

Крестьяне поверили в свои силы

Помещики, боясь повторения событий, стали меньше притеснять крестьян.

 Это восстание вошло в историю как пример сопротивления угнетенных слоев населения страны.

 6. Рефлексия                                                                                                              Вырази свое мнение                                                                                                      Я узнал…                                                                                                                       Я удивился…                                                                                                                      Я согласен…                                                                                                                    Я плохо…                                                                                                                  Мне было…                          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каком положении находились крепостные крестьяне при Екатерине II ?

Слайд 2

Какие события в России могли бы изменить тяжелое положение крестьян? Мятеж, Вооруженное восстание, Законы .

Слайд 3

Урок истории по теме «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева в Саратовском крае»

Слайд 4

Восстание - это … массовое вооруженное выступление против власти новые законы, направленные на изменения условий жизни людей - погромы и поджоги помещичьих усадеб

Слайд 5

Емельян Иванович Пугачёв

Слайд 6

Чем закончилось восстание ?

Слайд 7

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» . Было ли это восстание бессмысленным?

Слайд 8

-Крестьяне поверили в свои силы -Помещики, боясь повторения событий, стали меньше притеснять крестьян. -Это восстание вошло в историю как пример сопротивления угнетенных слоев населения страны.

Слайд 10

Памятник В. И. Чапаеву Памятник В. И. Чапаеву аллея г. Пугачёв С именем легендарного начдива В.И. Чапаева связаны славные страницы истории города. В 1957 году на площади 40-летия Октября установлен памятник Чапаев на коне (Скульптор П. Баландин).К 100-летию со дня рождения В.И. Чапаева 25 мая 1986 года состоялось торжественное открытие сквера, носящего его имя. В сквере воздвигнут мемориал в честь героев гражданской войны - чапаевцев. Этот памятник революционному прошлому воздвигнут по инициативе трудовых коллективов силами предприятия и организаций.

Слайд 11

Памятник А.Н. Толстому Алексей Николаевич Толстой - выдающийся писатель, представитель социалистического реализма - родился в 1882 году в городе Николаевске Самарской губернии (ныне г. Пугачёв Саратовской области). Его мать АЛ. Толстая и отчим, мелкопоместный помещик А.А. Востром, жили в Николаевске в 1881-1883 годах в доме купца Ретюнского по улице Соборной (ныне улица Сеницы).

Слайд 12

Воскресенский собор Воскресенский собор находится на главной площади города Пугачев Пугачевского района Саратовской области. Величественный каменный пятиглавый Воскресенский храм возведен на базарной площади в 1899 году по проекту саратовского архитектора А. М. Салько попечением почетного гражданина города Николаевск (ныне Пугачев) и городской головы С. О. Локтева. Отдельно были возведены трехъярусная каменная колокольня с двумя часовнями по углам. Колокола, весом 624 пуда - большой, 300 - второй, 200 - третий, имели хороший звон, но в 1936 году колокольня была разрушена, а здание собора национализировано. Богослужения в соборе были возобновлены во время Великой Отечественной войны. Воскресенский собор и в наши дни господствует над одно и двухэтажными постройками города, демонстрируя архитектурное мастерство зодчих конца XIX века. В настоящее время Воскресенский Собор с новой звонницей и необычной маковкой является украшением и достопримечательностью города, в нем совершаются регулярные Богослужения.

Слайд 13

Составь синквейн Емельян Пугачев

Слайд 14

Оцените свою работу и всего класса по пятибалльной системе : Как я усвоил материал? Как я работал? Как работал мой класс?

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 19

Дата Предводитель, участники, численность Личность Пугачева География восстания Требования восставших 1773 – 1774 г.г. Освобождение крестьян от крепостной зависимости, от воинской повинности, от больших поборов…. Емельян Иванович Пугачев крестьяне, казаки, народы Поволжья, работные люди мануфактуры. 30 тысяч человек Родом из простой казацкой семьи. Показал себя храбрым воином. Человек решительный, смелый и отважный. Невысокого роста, широкоплечий. От Урала до Каспийского моря. Осажденные города Царицын, Оренбург, Казань

Слайд 20

География восстания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восстание декабристов 1825г

Слайд 2

План изучения нового материала: 1.Династический кризис. 2. Восстание декабристов. 3.Историческое значение и последствия восстания.

Слайд 3

Династический кризис. Александр I Константин

Слайд 4

На 14 декабря 1825г было назначено выступление членов Северного общества

Слайд 5

План восстания декабристов: 1.Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков 2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями 3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью 4. Захватить банк и почтамт 5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права

Слайд 6

Декабристы собирались не допустить присяги солдат новому царю. «Диктатором»(военным руководителем) был назначен полковник гвардии С. П. Трубецкой.

Слайд 7

В реальной жизни получилось совсем иначе.

Слайд 9

Следствие и суд над декабристами

Слайд 10

Арестовано около 3 тыс. человек, и осужден 121 человек.

Слайд 11

5 декабристов – Пестель, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский и Рылеев, были повешены.

Слайд 12

Восстание декабристов Из «Манифеста к русскому народу» декабристов 1. Уничтожение бывшего Правления. 2. Учреждение временного до установления постоянного, [которое будет осуществляться] выборными [представителями народа]. 3. Свободное тиснение и потому уничтожение цензуры. 4. Свободное отправление богослужения всем миром. 5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей. 6. Равенство всех сословий пред законом и потому уничтожение военных судов... 7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет... 8. Сложение подушных податей и недоимок по ним. 9. Уничтожение монополий: на соль, на продажу горячего вина и проч. ... 10. Уничтожение рекрутства и военных поселений. 11. Убавление срока службы военной... 12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет. 13. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений и порядка выборов членов сих правлений... 14. Гласность судов. 15. Введение присяжных в суды...

Слайд 13

Екатерина Ивановна Трубецкая Екатерина Ивановна Трубецкая отправилась вслед за мужем на следующий день после него, в июле 1826 года.

Слайд 14

Екатерина Ивановна и Сергей Петрович Трубецкие

Слайд 15

Дом Трубецких под Иркутском

Слайд 16

Мария Николаевна и Сергей Григорьевич Волконские

Слайд 17

М.Н. Волконская после 25 летней жизни на каторге

Слайд 18

Александра Григорьевна и Никита Михайлович Муравьёвы

Слайд 19

Синквейн Декабристы Умные, справедливые Бунтуют, протестуют, переживают Помнить будет вся Россия Патриотов

Слайд 20

Домашнее задание § 9 Написать эссе «Могло ли движение декабристов победить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Цель  урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева.   2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Урок на тему: «Авторское отношение к образу Пугачева и пугачевщине в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Предлагаю конспект урока литературы в 8 классеТема: «Авторское отношение к образу Пугачева и пугачевщине в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Методическая разработка урока истории в 8 классе «Восстание Е.И. Пугачева».

Проследить ход и характер восстания Е.И. Пугачева, его причины и историческое значение в истории страны....

«Итоговая проектная работа: «Использование сетевых сообществ и ЦОР в процессе преподавания историко-обществоведческих предметов»Тема : «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева. Народы Поволжья в восстание Е.И.Пугачева.

Цель: Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в периодцарствования Екатерины II и усилением крепостнической зависимости крестьян, атакже проследить взаимосвязь между усилением кре...

Презентация к уроку "Восстание под предводительством Е. Пугачева", 9 класс

Презентация к уроку "Восстание Е. Пугачева" для 9 класса...