Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_kl._fgos.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности.

             Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

           - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

          -  овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

           - воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

         -  развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

         - формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.

Существенное значение имеет осознание обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоение назначения  художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.

Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «История» относится к предметной области «Общественно-научные предметы», изучается в 5-9 классах.

 Согласно Учебному плану МБОУ СОШ п. Солидарность на изучение предмета «История»  в 5 классе отводится 70 часов в год из расчёта 2 часа в неделю (35 недель в год).  

Срок реализации рабочей программы - 1 год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Личностные результаты:

1.Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

  6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты: Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися  межпредметные понятия и универсальные учебные действия  (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на уроках истории будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении истории обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

-  систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-  выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

-  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Предметными  результатами изучения курса истории являются:

-  целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

-  базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

-  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

-  умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

-  уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета

Примечание

Обязательный минимум содержания ФГОС выделен жирным шрифтом. Дополнения из учебника выделены наклонным курсивом.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Введение в историю Древнего мира.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Древние города-государства. Жизнь египетского вельможи.

Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи.

Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские касты.

Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие  карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Восстание Спартака. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. В Риме при императоре Нероне.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.

Программой предусмотрено проведение 5  контрольных работ по разделам:

1. "Жизнь первобытных людей"

2. "Древний Восток"

3. "Древняя Греция"

4. "Древний Рим"

5. Обобщающее повторение  курса истории Древнего мира.

Тематическое планирование по истории с определением основных видов деятельности.

Наименование разделов и тем        

Характеристика основных видов деятельности

Что изучает история.

Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Введение в историю Древнего мира

Раскрывать значение терминов история, исторический источник.      

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Первобытность.

 Жизнь первобытных людей

Расселение древнейшего человека. Человек разумный.

Родовые общины охотников и собирателей.

 Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

 Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской.

Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Контрольная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивать первобытного и современного человека.

 Определять значение и роль общины в жизни человека

 Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Характеризовать новые способы охоты. Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община»

 Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения.

Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

 Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

 Принятие ценностей группы или сообщества.

 

Определение понятия ремесло, знать, причины возникновения неравенства и последствия данного процесса.

Определять условия, делать выводы.

Осмысливать различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени.

 Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени.  Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

      Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии.

Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Жизнь египетского вельможи.

Управление государством (фараон, чиновники).  Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы фараонов. Рабы.

Религиозные верования египтян. Жрецы.

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Письменность и знания древних египтян.

Древнее Двуречье (Месопотамия).

Вавилонский царь Хаммурапи.

Законы Хаммурапи.

Финикия: природные условия, занятия жителей.

Финикийские мореплаватели.

Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Палестина: расселение евреев, Израильское царство.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения

Религиозные верования, легенды и сказания. Индийские касты.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения

Религиозно-философские учения (конфуцианство).

Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи. Развитие ремесел и торговли.

Контрольная работа по теме "Древний Восток"

Определять понятия: папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий

Определять понятия: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония, бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг.

Научиться: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы

Показывать на карте Древнего Востока Междуречье, а также называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику при- родно-климатических условий Египта и Двуречья

Определять понятия: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

Определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие

Определять понятия: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться определять главное отличие религии евреев от религий других древних народов и находить общие черты.

Определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, неприкасаемые.

Показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция

Определять термины: компас, бойницы. Получат

 

возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры

Древняя Греция.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война.

Поэма Гомера «Илиада»

Поэма Гомера «Одиссея».

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Великая греческая колонизация.

Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Период эллинизма. Культура эллинистического мира. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. В гаванях афинского порта Пирей.

 Культура Древней Греции.

Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.

Быт и досуг древних греков. Театр.

Афинская демократия при Перикле.

Македонские завоевания.

Поход Александра Македонского на Восток.

Держава Александра Македонского и ее распад.

Контрольная работа по теме "Древняя Греция"

Определять понятия: световые колодцы, цунами, имена героев мифа о Минотавре. Показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации

Сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Работать с исторической картой и историческими источниками

Давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята».

Определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами

Определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины.

Характеризовать государственное устройство Афин

Определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин

Определять понятия: лаконичность, илоты. Давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин

Научатся определять понятия: пираты, колонии. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника

Определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром.

Определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами

Определять термины: верфи, пошлина, казна, вольноотпущенники. Получат возможность научиться: самостоятельно определять значение порта Пирей, сопоставлять положение различных социальных групп Афин

Определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды. Давать описание города и его главных достопримечательностей.

Определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие.

Определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания

Определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия. Давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов

Определять термины: народное собрание, остракизм.

Давать характеристику афинской демократии

Определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения

греческих полисов Македонии.

Называть битвы, связанные с походами А. Македонского.

Показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Римская республика. Патриции и плебеи.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме.

Реформы Гракхов.

Гражданские войны в Риме.

Восстание Спартака.

Гай Юлий Цезарь.

Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Падение Западной Римской империи.

Соседи Римской империи.

Римская империя: территория, управление.

В Риме при императоре Нероне.

Возникновение и распространение христианства

Расцвет империи во II веке.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство.

Падение Западной Римской империи.

Римская империя при Константине.

Рим и варвары.

Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон.

Контроль знаний по теме «Древний Рим».

Определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Показывать на карте древнюю Италию

Определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии

определять термины: республика, монархия, консул, право вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника. Характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской

Определять термины: пуны, ворон.

Показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн

Определять термины: триумф, император, провинция. Давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран

Определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр. Описывать положение рабов в Древнем Риме, рассказывать о гладиаторских боях

Раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу

Определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника

Определять различия между республикой и империей, выявлять причины упразднения республики и установления империи

Извлекать полезную информацию из исторического источника.

Давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять причину недовольства народа политикой Нерона, характеризовать правление императора Траяна

Рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи

Характеризовать политику Траяна, давать сравнительную характеристику положения раба и колона

Называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры

Научатся: определять понятия: германцы, венеды,

готы, вандалы, античная культура; уметь определять причины падения Римской империи, извлекать полезную информацию из исторического источника

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Историческое и культурное наследие Древнего мира.

Особенности цивилизации Греции и Рима

Вклад народов древности в мировую культуру.

Обобщающее повторение курса истории Древнего мира

Показывать на карте этапы расширения  границ Рима.  Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.

 Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

 Решать кроссворды, проблемные задания.

Описание  учебно–методического  и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

УМК

1. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных  организаций. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2015

2. История Древнего мира. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "Всеобщая история. История Древнего мира". М.: Просвещение, 2015. (ФГОС. Инновационная школа).

3. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2015 г.

4. Поурочные разработки к учебнику  А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.  Свенцицкой- М.: Просвещение, 2015

Методические пособия для учителя:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014

Дополнительная литература для учителя:

1.Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М.:ВЛАДОС, 2004

2. Годер Г.И., Годер И.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 2003

3. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.: Просвещение, 1991

Дополнительная литература для учащихся:

1. КИМ. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2013

2. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь/ под ред. А.А. Вигасина. - М., 2008

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. - М., 2008

Технические средства обучения

1. Видеопроектор.  

2. Компьютер.

3. Экран.

Экранно-звуковые пособия

5 класс D «История Древнего мира». 5 класс. Образовательная коллекция. ООО «Кордис&Медиа» 2005 информационный источник сложной структуры СД-диск «История Древнего мира», 5-й класс. 2005 г.

Атласы и карты:

- Атлас. История Древнего мира. М.: Дрофа, 2008

-Исторические карты:

1. Древний Восток. Египет и Передняя Азия в древности.

2. Древний Восток. Индия и Китай.

3. Древняя Италия.

4.Завоевания Александра Македонского.

5. Рост Римского государства в период республики и империи.

6. Древняя Греция

7. Римская империя IV – V вв. Падение Западной  Римской империи.

Интернет - ресурсы

  • Российский общеобразовательный портал /www.school.edu.ru/
  • Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» /www.ict.edu.ru/
  • Российский портал открытого образования /www.openet.ru /
  • Учительский портал /http://www.uchportal.ru/
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» /http://festival.1september.ru/
  • Единая Интернет-колллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) /www.school-collection.edu.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов /http://fcior.edu.ru/– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»http://www.pish.ru

– газета «История», издательство «Первое сентября"/http://www.1september.ru

– электронный журнал «Мир истории»/http://www.historia.ru

 историческая библиотека/http://www.historic.ru/books/index.shtm

- коллекция исторических документов/http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp

- сайт журнала «Родина»/http://www.istrodina.com

- Всемирная история в Интернетеhttp://www.hrono.ru

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Планируемые результаты изучения учебного предмета "история":

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;  

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...