Брейн-ринг по теме"Великая Отечественная война"
методическая разработка по истории на тему

Димчогло Наталья Ивановна
Вопросы и задания в данной разработке подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки школьной программы, продемонстрировать свою эрудицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Великая Отечественная война

Тип: повторительно-обобщающий урок в форме брейн- ринга. Вопросы и задания подобраны таким образом, чтобы повторить и обобщить знания учащихся и дать им возможность выйти за рамки  школьной программы, продемонстрировать свою эрудицию.

Условия брейн-ринга

  • Участвуют  три команды. Команды формируются по  цвету карточек, выбранных учащимися( каждый при входе в кабинет берёт карточку с вопросом определённого цвета; отвечает и садится за столы с табличкой, отличающиеся друг от друга по цвету)

Примерные вопросы:

  1. Дата Курской дуги
  • Период ВОВ
  • Московская битва
  • Сталинградская битва
  • Потсдамская конференция
  • Берлинская операция
  • Блокада Ленинграда
  • Крымская конференция
  • Период 2 Мировой войны
  • Освобождение Белоруссии от немецко- фашистских  войск
  • Кто водрузил знамя Победы над рейхстагом?
  • Когда знамя Победы было водружено ?
  • Кто поставил свою подпись от имени советского правительства под актом о капитуляции фашистской Германии?
  • Когда был подписан акт о капитуляции?
  • Когда и где состоялся Парад Победы?
  • Кто принимал Парад победы? Кто командовал Парадом?
  • Высший полководческий орден? И т. д.

Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно нарушив договор 1939 года о ненападении, вторглась  на территорию Советского Союза. Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество. Сегодня мы с вами попытаемся обобщить те знания, которые получили в ходе изучения истории Великой Отечественной войны.

  • За полный правильный ответ команда получает 2 очка, за правильный неполный ответ-1 очко.
  •  Если команда не отвечает на вопрос, он переходит к команде соперников.
  • Если команды не могут ответить на вопрос, отвечают зрители.
  • Итог жюри подводит после каждого раунда.

Оформление класса:

Книжная выставка о Великой Отечественной войне, музыкальные записи,  фрагменты из кинофильмов, компьютер с презентацией о войне.

Первый раунд « Исторический» ( каждая команда получает по вопросу)

( постоянно, по ходу игры используется презентация по Великой Отечественной войне)

1.Что такое?

«План « Тайфун»? ( План наступления советских войск под Москвой)

План «  Цитадель» ( План наступления гитлеровских войск в районе Курска)

План « Багратион» ( Операция Красной  армии по освобождению Белоруссии)

2.Что и когда произошло?

В  Тегеране? ( Тегеранская конференция « большой тройки» в ноябре1943 года)

В Ялте? ( Крымская конференция в феврале 19454 г.)

В Потсдаме? ( июль 1945 г.)

3.Кто из названных лиц не участвовал  в Потсдамской конференции?  И.В. Сталин, У. Черчиль, Г. Трумен, Ф. Рузвельт. ( У. Черчиль, проигравший выборы и покинувший пост премьер-министра Великобритании, и Ф. Рузвельт, умерший в апреле 1945 г.)

4. Деревни и посёлки, вошедшие в историю?

Хатынь- белорусская деревня, сожженная фашистами в 1943 году, ставшая символом жестокости, бессмысленного убийства мирных людей.

Катынь- деревня около Смоленска, где было обнаружено  массовое захоронение польских офицеров, убитых перед войной по приказу НКВД.

Любань-посёлок под Ленинградом, в районе которого сдался в плен генерал Власов, командующий 2-й ударной армией.

5. О чём рассказывают документы?

Секретные протоколы к Пакту о ненападении, подписанному СССР и Германией 23 августа 1943 г.( о разделу Европы на сферы влияния)

Приказ № 270 от 16 августа 1942 г.( Все советские военнопленные были объявлены предателями, семьи командиров и политработников, попавших в плен , подлежали репрессиям, родные солдат лишались льгот, представляемых семьям участников войны).

Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. (Вошёл в историю под названием « ни шагу назад!» , запрещал любое отступление без особого распоряжения вышестоящего командования)

6. Что такое?

План «  Барбаросса»? ( план  молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утверждённой в 1940 г.)

План «Ост»7 , ( План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных « расово  неполноценными).

Восточный Вал? (Оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: « Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его».

6. Когда произошли и какое имели значение?

Битва под Москвой? ( Оборонительный этап: 30 сентября- 5 декабря 1941 г.; контрнаступление Красной Армии: 5 декабря 1941- зима 1945 г.)

 Сталинградская битва. ( Июль 1942- февраль 1943 г.), наступление Красной Армии началось 19 ноября 1942 г.)

Битва на Курской Дуге ( июль- август 1943 г.)

Второй раунд « Литературный»

1.Назовите литературные произведения о войне

2.Назовите автора стихотворных строк.

            Я убит подо Ржевом

            В безымянном болоте

            В пятой роте, на левом краю

            При жестоком налёте.                   ( А.Т. Твардовский)

           Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

            Как шли бесконечные,  злые дожди,

           Как кринки несли нам усталые женщины,

           Прижав, как детей , от дождя их к груди?            ( К. Симонов)

          Жди меня и я вернусь,

          Только очень жди.

          Жди, когда наводят грусть

         Желтые дожди.                                ( К. Симонов)

3.  Назовите произведение и его автора.

- Ну что вы в самом деле? У меня мама – медицинский работник.

-Нету мамы. Война есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживёт. Ясно говорю?

                                                                ( Б.Васильев. « А зори здесь тихие».)

Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку, и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью,  до него дошло- ранило.                                  ( В. Кондратьев. « Сашка»

Вот и всё кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелёк мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шёл, но по лицу мальчишки понял всё до конца…

                                                                 ( В. Быков « Сотников»

Третий раунд « Краеведческий»

Учащимся предлагаются вопросы по истории родного края в годы Великой Отечественной войны.

Четвёртый раунд « Музыкальный»

Звучат отрывки из песен в исполнении К. Шульженко, Л. Руслановой, Л. Утёсова, М. Бернеса. Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее число песен военных лет.

Игра со  зрителями

  1. Какие памятники героям Великой Отечественной войны , установленные в вашем городе, селе, вы знаете?
  2. Когда был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны? ( 5 августа в честь освобождения Орла и Белгорода)
  3. Какой подвиг совершил Александр Матросов?
  4. Что такое « рельсовая война»
  5. Назовите высший орден СССР ( Орден  Победы)
  6. Назовите крупных советских военачальников Великой Отечественной войны.

Что такое « Братский край»? ( территория, которая контролировалась партизанами на границах Ленинградской области, Белоруссии и Латвии)

Жюри подводит итоги игры, объявляет победителя.

 Учитель: Скоро в России великий праздник- 65 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Горьким вином помянут старики горькую молодость свою. Отцов помянут  и матерей, сыновей и дочерей, братьев и сестёр, двоюродных и троюродных, кумовьёв и соседей. Помянут всех, кого помнят. Убитых пулями, расстрелянных пулями, взорванных осколками, раздавленных гусеницами, сгоревших в пожарах, замученных в застенках и ещё- без счёта умиравших и умиравших от голода, холода, от ран, от мук, от страданий, от  горя. Всех помянут за поминально- праздничным столом.

Я уверена, что ваша подготовка к уроку, и его проведение дали нам возможность осязаемо соприкоснуться с той, уже далёкой историей нашей Родины, о которой мы не имеем права забывать. Я уверена, что наш сегодняшний урок нашёл неравнодушный отклик в ваших душах и сердцах!

Рефлексия

      Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока , на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось и что не понравилось им на уроке. Насколько тема урока важна для каждого россиянина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме Великая отечественная война"

Тест включает 2 варианта и рассчитан на школьников, изучающий предмет на базовом уровне. По форме он аналогичен заданиям ЕГЭ по истории России....

Брейн-ринг по теме "Великая Отечественная война"

В ходе провведения месячника по героико-патриотическому воспитанию или Недели истории в школе рекомендую провести  внеклассное мероприятие в форме брейн-ринга для учащихся 9-11 классов. Подобраны...

Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг». Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память».

Учебно-познавательная игра «Брейн-ринг».Тема: Великая Отечественная война (1941-1945 г.) «Подвиг и память»Тип игры: игра в форме «Брейн-ринга». Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить знания ...

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....