Открытый урок "Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок:

«Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в.»

по истории и культуре мордовского края в 8 классе

Цели и задачи:

- раскрытие особенностей  быта и культуры мордовского народа;

- формирование глубокого уважения ко всем народам России;

- воспитание патриотических чувство к своей малой родине,  к её  истории и языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал; карта; традиционная одежда, предметы быта мордовского народа; презентация по теме; интерактивная доска и компьютер.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока

- Здравствуйте, ребята и гости. Сегодняшний урок проводится в рамках цикла мероприятий приуроченных к празднованию мордовского языка. Но мы, прежде всего, будем говорить об истории, культуре и быте населения мордовского края.

2.Проверка знаний и умений.

1) Общие данные о народе.

Учитель: (презентация) В Российской Федерации проживают более 180 больших и малых народов. Одним из них является мордовский народ. Образно выражаясь, ветвями этого дерева являются мокша и эрзя со своими близкими друг к другу языками. Мордва относятся к уральской семье, финно-угорской языковой группе. По переписи населения 1989 года их насчитывалось 1 млн. 154 тыс. человек. Это 8 место по России и 1 место среди финно-угорских народов России. Сейчас их численность сократилась. По данным переписи 2010 г. их численность составляет 845 000 чел. Мордва - не только самый большой, но и самый распылённый по территории страны народ. Она расселилась по всей территории России. В настоящее время более трети проживает в Мордовии -284 000 чел. (См. карту "Расселение мордвы по территории ЦР / т.чел./ сл.№1)

Вопросы: - Как же формировался мордовский народ? Почему он носит такое название?

Ученик 1 (в национальном костюме): Слово мордва как название народности встречается уже в древних письменных источниках. Древнегреческий учёный Геродот, живший в ˅ веке до нашей эры оставил сведения о мардах, подвластных Персидской державе. В языке народа до сих пор сохранилось много персидских слов: сырне (золото), сия (серебро), азор (хозяин), паз (бог) и др.

В Х веке о мордве (стране Мордия) сообщает византийский император.

В русских летописях мордовский народ впервые упомянут в "Повести временных лет" (12 век).

В 17 столетии началось обрусение, в мордовских деревнях стали селить русских, а в русских деревнях - мордву.

Ученик (в национальном костюме): Мордва делятся на две основные группы - эрзю и мокшу. В слове мордва основа "морд"- имеет отношение к древнеиранскому слову "mord"-"мужчина", "человек смертный". Мордовского языка нет, есть эрзянский и мокшанский языки. Языки эрзя и мокша - это судьба мордовского народа. Каждый из них его культура и достоинство.

Вопросы: Что означает для каждого из нас родной язык? Какое место в нашем сердце занимает он?

2) Язык народа.

Ученик 2: Язык - это мир, в котором живёт человек, это древнейшая форма общения между людьми. Многие мордовские поэты посвятили свои стихи родному языку.

Учитель: В этих стихах мы видим тёплое, нежное и глубокое отношение к языку народа, языку отцов и матерей, языку родины.

У любого человека, по словам казахского писателя Мухтара Шаханова: должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как 4 матери:

родная земля,

родной язык,

родная культура,

родная история...

Если мы научимся любить свою малую родину, полюбим ее историю и культуру, тогда несомненно мы будем настоящими патриотами своей Отчизны-России. И сможем вынести любые невзгоды и трудности.

Учитель: Послушаем небольшое сообщение о письменности и счёте мордовского народа.

3) Письменность и счёт.

Ученик 3: Долгое время считалось: эрзяне никогда не умели читать и писать. Однако кто задумывался, почему у не знающей письменности нации в языке есть слова: сёрма (письмо), конев (бумага), сермадомс (писать), ловномс (читать).

Ещё в 19 веке мордва умели писать посредством знаков. Об этом свидетельствуют исторические документы. Одним из них является письмо, посланное из Саратовской губернии Кузнецкого уезда в Петербург солдату Колесникову Миките. (Письмо, слайд)

У мордвы был и свой счёт. Вот он (слайд).

В 1884 году Авксентий Филлипович Юртов написал "Букварь для мордвы"- эрзи. с приложением молитв и русской азбуки. Всего в ней было 103 листа.

"Масторава" - великая книга (показывают книгу). (Рассказ о ней)

Сейчас мордовские народы имеют возможность писать, издавать художественную литературу, газеты, журналы, учебники на своём языке.

Учитель: Мы узнали много нового об истории мордовского народа, о языке и письменности. Так давайте теперь поговорим о знаменитых людях, вышедших из мордвы.

Послушаем небольшой рассказ…

4)Знаменитые люди (показ слайдов с портретами).

Ученик 2: Мордовский народ дал стране известных военных, художников, поэтов и писателей, просветителей, певцов и скульпторов. Мало кто из нас знает выдающихся людей из мордвы. Многие умные головы дали мордва русской культуре: патриарх Никон, командир чапаевской дивизии И.С. Кутепов, сам В.И. Чапаев, генерал М.А. Пуркаев, певица Лидия Русланова, просветитель, учёный-историк родного края М. Е. Евсевьев, скульптор Степан Дмитриевич Нефёдов (Эрзя) - вот малая часть тех, кем могут гордиться жители нашей республики.

Учитель  читает стихотворение А. Моро.

3. Изучение нового материала.

 Новые понятия: хутор, выселки, полати, сермяга, плис, калфак, мурава, полива.

План урока:

- Сельские поселения и жилища.

- Одежда.

- Пища и утварь.

1)Показ презентации по теме: «Традиционная культура и быт населения мордовского края в XIX- начале XX в.».

Задание: Под влиянием перемен в экономике и общественных отношениях пореформенной России произошли изменения в образе жизни населения. Назовите, какие традиционные черты сохранились, и что появилось нового в жизни и быте населения?

2) Работа с текстом учебника, выполнение заданий на рабочих листах.

4. Заключение.

Рефлексия. Учитель подводит итоги урока.

Домашнее задание: §13 стр. 162-170, вопросы и задания.

Учитель: Из всего сказанного и увиденного можно сделать вывод, что в нашей Республике Мордовия  чтят традиции и обряды своих предков, бережно хранят культуру своего народа, не забывают историю и язык. Надеюсь, что данный урок обогатил ваши знания о мордовском народе. Вызвал у вас чувство гордости и патриотизма к родному краю.

 

Учитель читает стихотворение.

Спасибо всем! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края". Тема "Праздничные традиции Рождества"

Тема внеклассного мероприятия в рамках предмета "История и культура мордовского края"  - "Праздничные традиции Рождества"...

Тестовые задания "История и культура мордовского края" 5 класс

Тестовые задания "История и культура мордовского края" 5 класс...

Тестовые задания "История и культура мордовского края"(с древнейших времен до 17 века) 6 класс

Тестовые задания "История и культура мордовского края"(с древнейших времен до 17 века) 6 класс...

"Государственная символика Республики Мордовия" (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)

"Государственная символика Республики Мордовия " (урок в 5 классе по истории и культуре мордовского края)...

Календарно-тематическое планирование уроков "История и культура мордовского края" 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков "Истории и культуры мордовского края" 5 класс...

Конспект урока по теме: Традиции и занятия коренного населения нашего края в конце XVI – начале XVII вв.

Первый из двух уроков о традициях и занятиях коренного населения Югры в конце XVI - XVII вв, для обучающихся с ОВЗ специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида....

Административно-территориальное устройство и население мордовского края

Первый урок в 8 классе по предмету История и культура мордовского края в XIX веке....