Тезисы к работе "Социально-психологический портрет средневековой ведьмы"
статья по истории по теме

Луста Елена Андреевна

 Луста Е.А. Социально – психологический портрет средневековой ведьмы // Материалы 51-й международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». – Новосибирск, 2013. – С. 38-39

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                    УДК 94

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВЕДЬМЫ

Е. А. Луста

Кузбасская государственная педагогическая академия

г. Новокузнецк

В представлении современных людей сформировался вполне определенный образ средневековой ведьмы. В их воображении рисуется молодая, красивая девушка с огненно–рыжими волосами и зелеными глазами.  Однако этот стереотип не соответствует реальной действительности времен «охоты на ведьм», а стал «изобретением романтичного XIX века» [1].

Цель работы состоит в том, чтобы доказать несостоятельность современных представлений о средневековой ведьме на основании источников – «Молота ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса, материалов ведовских процессов, памфлетов, сочинений средневековых авторов и личной переписки того времени. Наше выступление посвящено изучению социального статуса и психологического состояния человека, обвиняемого в ведовстве. Современники явления «охоты на ведьм» описывают образ женщины, которая в первую очередь подвергалась подозрению со стороны общества.

Кем же были эти женщины? Дж. Гиффорд в «Диалоге о ведьмах и колдовстве»  дает типичное описание ведьмы, которая навела порчу на соседского мальчика:  это «старуха, жившая одиноко в небольшом домишке неподалеку от них…» [2]. Из данного отрывка мы можем вывести три характерных черты средневековой ведьмы: 1) пожилой возраст; 2) одиночество; 3) бедность.

Таково было представление о ведьме, сформированное в классическое Средневековье. Однако источники показывают, что с увеличением числа ведовских процессов в  XVI – XVII  веках происходила ломка стереотипов о типичной ведьме. В процессы стали вовлекаться люди, занимавшие высокое социальное положение, и все больше лиц мужского пола.

Положения о том, что обвинения в ведовстве поднимались лишь против маргинальных элементов, опровергаются документами немецких ведовских процессов. В них содержатся сведения, согласно которым осужденными в ведовстве были богатые и уважаемые люди.

Несмотря на преобладающее число жертв женского пола, осужденными за ведовство оказывались и мужчины, и даже дети, подтверждение чему мы находим в источниках личного происхождения.

На изучение психологического состояния средневековой ведьмы, рассмотрение стадий, которые она проходит до заключения договора с дьяволом, обращает внимание французский историк  XIX  века Ж. Мишле. Он пытается выявить мотивы, побудившие женщин к занятиям ведовством. Ж. Мишле показывает бесправное положение женщины в Средние века: насколько она тяготилась тем местом, которое ей предусматривало средневековое общество. Таким образом, средневековая ведьма – это отчаявшаяся, угнетенная, порабощенная женщина, которая шла на союз с нечистой силой от безысходности своего положения.

Я. Шпренгер и Г. Инститорис, в «Молоте ведьм» описывая женщин, подразумевают, что в женской психологии уже есть предпосылка для занятия ведовством. На самом деле инквизиторы, олицетворяя в себе всех мужчин Средневековья, не хотели потерять контроль и власть над женщинами в условиях изменяющегося общества. По правде сказать, им было чего бояться. Уже в XVI веке Луиза Лабе призывает женщин «возвысить свой ум над уровнем прялок и веретен» [3]. Можно говорить об изменении представлений женщины о своей роли в современном ей обществе. Однако реализовать их женщины  XV–XVII веков не могли. Мы видим противоречие между изменившимися потребностями женщин и теми социальными рамками, в которые они были помещены.

Мы приходим к выводу, что в классическое Средневековье существовал определенный социально-психологический тип обвиняемых в ведовстве, который был зафиксирован в источниках. Но на практике в период массовых ведовских процессов эти стереотипы ломаются. Кроме бедных женщин в них вовлекаются лица, занимающие высокое социальное положение, в том числе мужчины. В конечном счете, в период эскалации «охоты на ведьм» - конец  XVI – XVII века - никто не был застрахован от обвинений. Однако средневековые инквизиторы считали, что психологически к занятиям ведовством больше всего приспособлены женщины. На самом деле в обществе Западной Европы XV – XVII веков на лицо были гендерные противоречия, заключавшиеся в несоответствии социального статуса женщины в традиционном обществе ее психологическому состоянию, изменяющемуся в условиях раннего Нового времени.

_______________________________________________________________

1. Игина Ю.Ф. Ведовство и ведьмы в Англии: Антропология зла // http://www.rulit.net/books/vedovstvo-i-vedmy-v-anglii-antropologiya-zla-read-207202-1.html

2. Гиффорд Дж. Диалоги о ведьме и колдовстве. Демонология эпохи Возрождения (XVI — XVII вв.). Часть II.-М.: 1995. - С.94

3.  Лабе Л. К М.К.Д.Б.Л.// http://lib.ru/INOOLD/LABE/labe1_1.txt

Научный руководитель – канд. истор. наук, доцент И. Н. Заводская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Опыт прочтения повести Т.Крюковой Ведьма.

На занятии дети рассуждают о милосердии, о сострадании. Писательница заставляет задуматься об отношениях между сверстниками. Рекомендую для обсуждения во внеурочное время....

Классный час "Ночные ведьмы"

В методической разработке «Ночные ведьмы» уделено первостепенное внимание развитию познавательной активности воспитанниц. Отражены поставленные воспитательные задачи по формированию чувства гордости з...

Классный час "Ночные ведьмы"

В методической разработке «Ночные ведьмы» уделено первостепенное внимание развитию познавательной активности воспитанниц. Отражены поставленные воспитательные задачи по формированию чувства гордости з...

Театрализованное представление "Курс молодой ведьмы"

Внеклассное мероприятие по химии для 8-11 классов....

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

"Девочка и ведьма". Урок чтения на английском языке в 3 классе.

Методическая разработка к уроку чтения по УМК "English 3" авторы В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа и др. Данный урок предусматривает повторение лексической темы "Работа по дому", грамматических тем: простое п...