Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины"
элективный курс по истории (10, 11 класс) на тему

Программа элективного курса может использоваться для учащихся классов социально-гуманитарного профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Программа

элективного курса

«Вспомогательные исторические дисциплины»

(для учащихся классов социально-гуманитарного профиля)

                                                                       

                                                                          Автор: Ибрагимова Э.Ш.

                                                                         

                         

Нижнекамск


Оглавление

1.   Пояснительная записка…………………………………………………..стр. 3

2.   Содержание курса «Вспомогательные исторические дисциплины»…стр. 7

3.  Тематическое планирование курса «Вспомогательные исторические дисциплины»…………………………………………………………………….стр. 9

4.   Рекомендации учащимся для подготовки к занятиям………………..стр. 15

5.   Приложения

Примерные материалы для текущего контроля…………………………..стр. 18

Примерные вопросы для тестового промежуточного  контроля……………………………………………………………………………..стр. 20

6.   Литература ……………………………………………………………...стр. 23


Пояснительная записка

Вспомогательные исторические дисциплины - это важнейшая отрасль исторических знаний. Историческая наука строит свои выводы на фактическом материале, почерпнутом из разнообразных исторических источников. Несомненно, каждый источник необходимо тщательно изучить – установить подлинность его содержания и его происхождение. Вспомогательные исторические дисциплины позволяют историкам использовать различные приемы и методы для изучения исторических источников.

В настоящее время насчитывается около двух десятков вспомогательных исторических дисциплин. Каждая из них имеет свою специфику, разрабатывает на своем материале теоретические вопросы и методы, призванные вооружить исследователя разнообразными приемами изучения и использования исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины, входящие в данную программу, имеют как самостоятельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают разрешению целого ряда вопросов, связанных с анализом исторических источников. К таким дисциплинам относятся: историческая палеография, хронология, метрология, ономастика, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия. В программе освещается не только теоретический материал каждой из этих дисциплин, но и их методики, которые позволят на практике применить выводы этих дисциплин и для внешней критики исторического источника и для получения конкретных данных в различных разделах исторической науки.

Палеография своей задачей считает обучение правильному чтению рукописных памятников, а также дает сведения для установления авторства документа, даты его написания и подлинности.

Хронология изучает различные системы летоисчисления, которые нашли отражение в источниках, вырабатывает приемы установления дат.

Метрология помогает разобраться в вопросе о том, какие меры длины, веса, поверхности и вместимости были в различные периоды истории и каково их соотношение. Эти знания необходимы для понимания содержания ряда источников, характеризующих экономическое развитие.

Нумизматика изучает истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и другим письменным и археологическим источникам.

Сфрагистика и геральдика изучают печати и гербы. Приемы, выработанные этими дисциплинами, дают возможность по печатям и гербам уточнить время и место написания исторического источника, его подлинность и принадлежность.

Историческая ономастика изучает историю собственных имен. Географические названия (топонимы) изучает топонимика, названия народов (этнонимы) - этнонимика, личные имена (антропонимы) - антропонимика. Эти разделы ономастики имеют большое значение для историка.

Данная программа предусмотрена для учащихся 10 – 11 классов социально-гуманитарного профиля и рассчитана на 68 часов. Изучаемый курс позволяет обучающимся сориентироваться в мире профессий социально-гуманитарной направленности, расширяет их знания по истории, формирует интерес к предмету, углубляет знания по ряду учебных дисциплин, изучаемых по базисному учебному плану.

Цель изучения дисциплины:

Формирование интереса к изучению истории, получение первичных навыков работы с историческими источниками, приобретение стремления к самостоятельному научному поиску и овладению методикой исследовательской работы.

Задачи изучения дисциплины:

  • Формирование общих представлений о различных формах фиксирования исторической информации;
  • знакомство с основными методами и приемами исследований;
  • знакомство с основными понятиями вспомогательных исторических дисциплин;
  • изучение  фактического и теоретического материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин;
  • рассмотреть важнейшие признаки вспомогательных исторических дисциплин в их взаимосвязи с историческим процессом

Компетенции обучающихся,

формируемые в результате изучения дисциплины:

  • Знать базовые понятия вспомогательных исторических дисциплин, указывать объекты их исследования;
  • иметь первичные навыки чтения исторических источников, решения задач по переводу источников, содержащих временную информацию в современную систему летоисчисления, перевода метрологической информации в метрическую систему измерений;
  • знать основные культурно-исторические достижения, исторические факты, термины, имена исторических деятелей;
  • сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому, свою собственную позицию по отношению к мировой истории;
  • составлять генеалогические таблицы;
  • писать рефераты, составлять конспекты, создавать презентации.

В результате изучения курса ученик должен получить стимулы к развитию черт интеллигентной личности, стремление к расширению общей эрудиции.

          Предлагаемый курс построен преимущественно на материалах истории России с использованием отдельных элементов из истории зарубежных стран. Предполагается, что учащиеся изучают основные вопросы истории России  в  периоды Средневековья, Нового и Новейшего времени. В основу курса положено сочетание проблемно-тематического и хронологического принципов.

Формы организации занятий и контроля знаний

Ведущие формы организации учебных занятий:

  • лекции с последующими обсуждениями;
  • семинарские занятия;
  • практические работы;
  • тестирование;
  • презентации ученических творческих разработок;
  • работа в группах по определённым заданиям.

Содержание курса «Вспомогательные исторические дисциплины»

Тема 1. Введение. История становления вспомогательных исторических дисциплин.

Понятие вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины и их значение.

История становления вспомогательных исторических дисциплин в России и Европе. Практическое применение вспомогательных исторических дисциплин в работе с историческими источниками.

Тема 2. Палеография.

Понятие палеографии, её предмет, цели и задачи. Письменность народов мира. Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты. Материалы и орудия письма. Пергамен и бумага. Чернила и краски. Орудия письма. Переплёт книг. Внешние украшения рукописей и старопечатных книг. Орнамент. Стили орнамента. Виды орнамента. Почерки. Устав, полуустав, скоропись, их исполнение и варианты. Миниатюра. Миниатюра и иконопись.

Тема 3. Историческая хронология.

Понятие исторической хронологии, ее предмет. Календари. Солнечные, лунно-солнечные и лунные календари. Гражданский календарь. Виды гражданских календарей. Юлианский календарь, история его развития; григорианский календарь. Исламский календарь. Совмещение исламского и юлианского календарей.

Единицы счета времени. Система счета времени на Руси. Реформы летоисчисления при Петре I и в советской России. Правила перевода дат.

Тема 4. Историческая метрология.

Метрология как вспомогательная историческая дисциплина. Меры длины, объема, веса, площади. Метрология в Древней Руси. Метрология Руси периода феодальной раздробленности. Метрология русского государства XIV – XIX вв. Создание международной метрической системы.

Тема 5. Нумизматика и бонистика.

Предмет и задачи нумизматики. Основные темы и понятия. Монеты древности и средневековья. Изображения на монетах. Бонистика. Безмонетный период и системы денежного счета на Руси. Московская и новгородская монетные системы. Русская Монетная система XIV – XVII вв. Монеты Российской империи. Монеты СССР. Денежные реформы в России.  Бумажные деньги в России в XVIII – XXI вв.

Тема 6. Фалеристика.

Предмет и задачи фалеристики. Наградная система Российской империи. Советская фалеристика.

Тема 7. Геральдика и вексиллология.

Предмет геральдики и ее значение. Геральдические источники. Европейские гербы. Правила построения герба. Первые русские гербы. Гербы удельные, дворянские и городские. Государственный  герб России, его возникновение и развитие. Предмет вексиллологии. Происхождение флагов. Государственный флаг России.

Тема 8. Сфрагистика.

Предмет сфрагистики и ее задачи. Значение изучения печатей для анализа письменных источников. Возникновение системы печатей в Европе. Виды печатей и их применение. Печати древней Руси. Печати Руси периода раздробленности. Печати Российской империи, СССР и современной России.

Тема 9. Ономастика.

Предмет и задачи дисциплины. Историческая топонимика. Топонимика России и СССР. Отражение в географических названиях языковой и социальной специфики Этнонимика. Имена у разных народов. Фамилии у народов Европы и Востока. Русские фамилии.

Тема 10. Генеалогия.

Понятие генеалогии, ее цели и задачи. Методика генеалогических исследований. Генеалогические источники. Русская дворянская Генеалогия. Генеалогия Рюриковичей и Романовых. Составление генеалогических таблиц и «древ».

Тематическое планирование курса

«Вспомогательные исторические дисциплины»

№ п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Самостоятельная работа

1

Введение. История становления вспомогательных исторических дисциплин.

2

2

Понятие вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательные исторические дисциплины и их значение.

История становления вспомогательных исторических дисциплин в России и Европе.

1

1

Практическое применение вспомогательных исторических дисциплин в работе с историческими источниками.

1

1

2

Палеография.

10

Понятие палеографии, её предмет, цели и задачи. Письменность народов мира.

1

1

Возникновение письменности у восточных славян. Славянские алфавиты.

1

1

Материалы и орудия письма. Пергамен и бумага. Чернила и краски. Орудия письма.

1

1

Переплёт книг. Внешние украшения рукописей и старопечатных книг. Орнамент. Стили орнамента. Виды орнамента.

1

1

Почерки. Устав, полуустав, скоропись, их исполнение и варианты.

2

1

1

Славяно-русская палеография X- XIX вв.

1

1

Миниатюра. Миниатюра и иконопись.

1

1

Тестирование.

1

1

Защита презентации (проекта)

1

1

3

Историческая хронология

8

Понятие исторической хронологии, ее предмет.

1

1

Календари. Солнечные, лунно-солнечные и лунные календари.

1

1

Гражданский календарь. Виды гражданских календарей. Юлианский календарь, история его развития; григорианский календарь.

1

1

Единицы счета времени. Система счета времени на Руси.

1

1

Реформы летоисчисления при Петре I и в советской России

1

1

Правила перевода дат.

2

1

1

Тестирование.

1

1

4

Метрология

7

Метрология как вспомогательная историческая дисциплина

1

1

Метрология в Древней Руси.

1

1

Метрология Руси периода феодальной раздробленности.

1

1

Метрология русского государства XIV – XIX вв.

1

1

Метрическая система мер. Правила перевода мер.

1

0,5

0,5

Тестирование.

1

1

Защита презентации (проекта)

1

1

5

Нумизматика и бонистика

8

Предмет и задачи нумизматики. Основные темы и понятия.

1

1

Монеты древности и средневековья.

1

1

Изображения на монетах. Бонистика.

1

1

Безмонетный период и системы денежного счета на Руси.

1

1

Русская Монетная система XIV – XVII вв.

1

1

Монеты Российской империи. Монеты СССР.

1

0,5

0,5

Бумажные деньги в России в XVIII – XXI вв.

1

1

Тестирование.

1

1

6

Фалеристика

6

Предмет и задачи фалеристики

1

1

Наградная система Российской империи.

1

1

Советская фалеристика.

1

1

Презентация «Ордена и медали Российской империи»

1

1

Презентация «Ордена и медали СССР»

1

1

Презентация «Ордена и медали современной России»

1

1

7

Геральдика и вексиллология

8

Предмет геральдики и ее значение. Геральдические источники

1

1

Европейские гербы. Правила построения герба.

1

0,5

0,5

Первые русские гербы. Гербы удельные, дворянские и городские.

1

1

Государственный  герб России, его возникновение и развитие.

1

1

Предмет вексиллологии. Происхождение флагов.

1

1

Государственный флаг России.

1

1

Защита презентации (проекта)

2

2

8

Сфрагистика.

5

Предмет сфрагистики и ее задачи. Значение изучения печатей для анализа письменных источников.

1

1

Возникновение системы печатей в Европе. Виды печатей и их применение.

1

1

Печати Древней Руси. Печати Руси периода раздробленности.

1

1

Печати Российской империи, СССР и современной России.

1

0,5

0,5

Защита презентации (проекта)

1

1

9

Ономастика.

5

Предмет и задачи дисциплины. Историческая топонимика.

1

1

Топонимика России и СССР. Отражение в географических названиях языковой и социальной специфики

1

1

Этнонимика. Имена у разных народов. Фамилии у народов Европы и Востока.

1

1

Русские фамилии.  

1

0,5

0,5

Защита презентации (проекта)

1

1

10

Генеалогия.

7

Понятие генеалогии, ее цели и задачи. Методика генеалогических исследований.

1

0,5

0,5

Генеалогические источники. Русская дворянская генеалогия.

1

1

Генеалогия Рюриковичей и Романовых.

2

1

1

Составление генеалогических таблиц и «древ».

2

2

Защита презентации (проекта)

1

1

Итоговое тестирование

1

1

Рекомендации учащимся для подготовки к занятиям

1. Успешно овладеть  основами вспомогательных исторических дисциплин возможно лишь при регулярном, систематическом изучении их содержания. При этом необходимо сочетать различные виды учебной деятельности. В первую очередь это относится к самостоятельной работе. В качестве рекомендаций здесь можно предложить такие виды учебной работы, как конспектирование, составление сводных таблиц по хронологии и метрологии, практическая работа с источниками, подготовка сообщений по теме, рефератов, докладов, презентаций.

2. Важно правильно распорядиться отведенным для изучения дисциплины временем. Лучше,  если учебная работа будет носить  систематический характер (например, отводить изучению дисциплины определенные дни недели).

3. Наиболее желательная последовательность действий для изучения вспомогательных исторических дисциплин выглядит следующим образом:

  • обязательное прослушивание и конспектирование новой темы;
  • получение пожеланий и рекомендаций учителя для дальнейшей самостоятельной работы;
  • при подготовке к занятиям необходимо обязательно обращаться к рекомендованной дополнительной литературе, интернет-ресурсам;
  • участвовать в текущем тестировании, используя его как один из способов контроля усваиваемого материала.

4. При работе с учебной и научной литературой  важно  выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос, постараться понять логику научного исследования, критически подойти  к выводам и умозаключениям исследователей.

5. Тестовая система курса состоит из серии текущих тестирований и заключительного итогового теста. Текущее тестирование проводится по каждой из изучаемых тем. Важно не только само тестирование, но и последующая работа над ошибками. Итоговое тестирование включает в себя задания из текущих тестовых заданий.

Приложения

Примерные материалы для текущего контроля

Задачи

Задача № 1

В «Повести временных лет» сказано, что князь Олег заключил договор с Византией 2 сентября 6420 г.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 2

В «Московском летописном своде» сказано: «В лето 6980. Месяца сентября 1 день… прииде князь велики во отчину свою в славный град Москву»

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 3

В Лаврентьевской летописи сказано, что в октябре 6634 г. митрополит Никита поставил игумена церкви св. Иоанна епископом в Переяславле.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 4

В Лаврентьевской летописи договор Святослава с греками датируется так: «Месяца июля, индикта 14, в лето 6479».

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 5

В «Повести временных лет» по Лаврентьевскому списку сказано, что Ярослав Мудрый умер в первую неделю великого поста 6562 г. Ипатьевская летопись уточняет эту дату, сообщая число и месяц события – 20 февраля.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 6

В «Повести временных лет» говорится о приходе половцев на русскую землю 2 февраля 6569 г.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 7

В Новгородской первой летописи говорится об изгнании новгородцами князя Святослава Ольговича 17 апреля 6646 г.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 8

В «Московском летописном своде» сказано, что битва на Шелони войск Ивана III с новгородцами происходила 14 июля 6979 г.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 9

Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу о желании украинского народа воссоединиться с русским народом датировано 3 марта 7157 г.

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Задача № 10

В источнике сказано, что договор Игоря с Византией был заключен «В лето 6453».

Перевести дату:

- на григорианский календарь

- на летосчисление от Рождества Христова

Примерные вопросы для тестового промежуточного контроля

Тест 1

1. Производство отечественной бумаги было организовано

        1)   в XVIII в. (+)

        2)   в XIX в.

        3)   в XVII в.

        4)   в XVI в.

2.  В России стальное перо вошло в употребление

        1)   в середине XIX в. (+)

        2)  в конце XVIII в.

        3)  в начале XIX в.

        4)  в начале XX в.

3.  Древнейшие русские рукописные книги датируются … веком

(+) XI

4. Полуустав использовался

1)  с середины XIV по XIX в. Включительно (+)

2)  в XIV в.

3)  в XV-XVI вв.

4)  с XV по XVI в.

5. S: На Руси бумага, в качестве материала для письма, стала использоваться с … века

(+) XIV в.

6.  …  - это особое декоративное письмо

(+) вязь

7. S: Рукописи перестали оформлять в свитки в … веке

(+) XVIII

8.  Уставное письмо использовалось в основном

1)  в XI-XIV вв.   (+)

2)  в XII- XIII вв.

3)  в XI в.

4)  в XII в.

9. S: Скорописное письмо оформилось в        … веке

(+) XV

Тест 2

1.    Промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра диска Солнца через точку весеннего равноденствия называется …

+ тропический год

2.    Промежуток времени между двумя последовательными одноименными фазами Луны ...

+ синодический месяц

3.   Продолжительность тропического года составляет

1)  365 сут., 5 ч., 48 мин., 46 сек.    +

2)  365 сут.

3)  365, 5 сут.

4)  29 сут., 12 ч., 44 мин., 2,8 сек.

4.   Продолжительность синодического месяца составляет

1)  29 сут., 12 ч., 44 мин., 2,8 сек.    +

2)  28 сут.

3)  29 сут.

4)  30 сут.

5.   Эпоха эры от основания Рима приходится на

1)  21 апреля 753 г. до н.э.    +

2)  15 июля 622 г.

3)  26 февраля 776 г. до н.э.

4)  1 марта 5508 г. до н.э.

6.   Эпоха эры Олимпиад приходится на

1)  июля 776 г. до н.э.      +

2)  21 апреля 753 г. до н.э.

3)  15 июля 622 г. н.э.

4)  26 февраля 747 г. до н.э.

5)  1 марта 5508 г. до н.э.

7.   Эпоха Древнерусской эры приходится на

1)  1 марта 5508 г. до н.э.   +

2)  15 июля 622 г. н.э.

3)  21 апреля 753 г. до н.э.

4)  26 февраля 747 г. до н.э.

5)  1 июля 776 г. до н.э.

8.    Эпоха мусульманской эры приходится на

1)  15 июля 622 г. н.э.     +

2)  26 февраля 747 г. до н.э.

3)  21 апреля 753 г. до н.э.

4)  1 июля 776 г. до н.э.

5)  1 марта 5508 г. до н.э.

9.    Разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличится до 14 суток

1)  29 февраля 2100 г    +

2)  1 января 2100 г

3)  1 января 2200 г.

4)  29 февраля 2200 г.

10.   Январское новогодие было введено в России

1)  1 января 1700 г.    +

2)  1 января 1918 г.

3)  1 января 1492 г.

4)  1 января 988 г.

11.   Григорианский календарь был введен в России

1)  декретом В.И. Ленина    +

2)  указом Петра I

3)  указом Ивана IV

12.   Летосчисление от Рождества Христова было введено в России

1)  декретом В.И. Ленина    +

2)  указом Петра I

3)  указом Ивана IV

4)  указом Ивана III

13.   Сентябрьское новогодие было введено в России

1)  указом Ивана III    +

2)  декретом В.И. Ленина

3)  указом Петра I

4)  указом Ивана IV

14.   Григорианский календарь был введен в России

1)  с 14 февраля 1918 г.    +

2)  1 января 1700 г.

3)  1 января 1918 г.

4)  1 января 1492 г.

15.  Мусульманский календарь является

1)  лунным   +

2)  лунно-солнечным

3)  солнечным

16.  Юлианский календарь является

1)  солнечным +

2)  лунным

3)  лунно-солнечным

17.    Григорианский календарь является

1)  солнечным  +

2)  лунным

3)  лунно-солнечным

18.    Республиканский французский календарь является

1)  солнечным  +

2)  лунным

3)  лунно-солнечным

Литература

  1. Кобрин Н.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2002.
  2. Леонтьева Г.А. Палеография, хронология, археология, геральдика. М., 2000.
  3. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин Н.Б. Ключи к тайнам Клио: Палеография, метрология, хронология, геральдика, нумизматика, ономастика, генеалогия. М., 1994.
  4. Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.
  5. Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань, 1980.
  6. Лакиер А.Б. История российской геральдики. М., 2006.
  7. Города России. Энциклопедия. /Гл. редактор Г.М. Лаппо. - М., 1994.
  8. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. /Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. - М., 2003.
  9. Каменцева Е.И., Устинов И.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М, 1974.
  10. Кузнецов А. Энциклопедия русских наград. - М., 2002.
  11. Малышев А.И. Бумажные денежные знаки России и СССР. - М., 1991.
  12. Мурашов Г.А. Титулы, чины, награды. - СПб., 2003.
  13. Семар Г.М. Среди монет, мер и весов. - М., 1992.
  14. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. - М., 1985.
  15. Соболева Н.А. Русские печати. - М, 1992.
  16. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1989.

Интернет  - источники

1.Онлайн Энциклопедия Кругосвет

2. Большая советская энциклопедия

3  Богослов.ru http://www.bogoslov.ru/topics/25306/index.html

4. Словарь терминов http://www.pravenc.ru/rubrics/122910.html 

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kamen/index.php,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа: "Вспомогательные исторические дисциплины" в средней школе

Данная программа может быть использована, как элективный курс или на занятиях кружка. При изучении истории в школе учащиеся часто не могут соотнести меры и названия в старых документах с современной р...

«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»

Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...

Программа элективного курса по истории "Вспомогательные исторические дисциплины"

Программа элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" предназначена для учащихся 6 класса, содержит пояснительную записку и планирование. Курс является практикоориентированным....

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

Программа элективного курса по истории "Исторические личности" для 10-11 класса

Программа разработана для 10-11 класса. КТП материала предусматривает основные вопросы, касающиеся основных личностей создающих исторический путь нашей цивилизации....

История 5 класс 3 урок: Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...