Урок по истории 8 класс по теме Художники-импрессионисты
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Анисимов Алексей Викторович

Урок изучения нового материала с использованием презентации и рабочего листа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc45 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_.doc934 КБ
Файл impressionisty.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художники-импрессионисты

Цель урока – достичь образовательных результатов:

Предметный результат - сформировать у учащихся представление об импрессионизме и его проявлениях в живописи, музыке, литературе;

Метапредметный результат - формировать навыки  искусствоведческого анализа художественного произведения; развивать критическое мышление; развивать образное мышление;

Личностный результат - приобщать к культурно-историческому наследию человечества, созданному в XIX – начале ХХ века, развивать интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с творчеством художников- импрессионистов, показать их влияние на культуру в целом.

2. На основе анализа полученной из различных источников информации развивать способность решать творческие и проблемные задачи, способность  планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с учебными задачами, спецификой источников, видами учебной работы во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

3. Приобретать опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к  объектам культуры.

Технология: информационно-коммуникационная технология (ИКТ)

Оборудование урока:

- компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, рабочий лист.

План урока:

1. Актуализация внимания.

2. Изучение нового:

а)  Работа с текстом «Импрессионизм».

б) Знакомство с творчеством Камиля Писсаро

в) Знакомство с творчеством Клода Моне

г) Знакомство с творчеством Огюста Ренуара

3. Закрепление

4. Ответ на поставленный в начале урока вопрос

5. Рефлексия

6.Домашнее задание


Ход урока

Эпиграф:

Константин Бальмонт        

                

        ВЕТЕР

Я жить не могу настоящим,

              Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

              И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,

              Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

              И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным,

              Я в неясном грядущем живу,

Вздыхаю в рассвете туманном

              И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном

              Поцелуем тревожу листву.

Я в бегстве живу неустанном,

              В ненасытной тревоге живу.


1. Актуализация внимания.

- Сейчас вашему вниманию будет представлен ряд картин. Внимательно вглядитесь в них. Выделите не менее трех черт объединяющих эти полотна.

Возможные варианты ответов:

- яркая цветовая палитра;

- расплывчатые линии;

- нечеткие, еле уловимые образы;

- воздушность, прозрачность.

- Что хотел выразить художник? Подберите не менее трех слов.

2. Задание на урок.

Почему художников импрессионистов называют «живописцами счастья»?

3. Работа с текстом «Импрессионизм».

- работа со слайдом;

- выполнение заданий № 1, № 2 и № 3 в рабочем листе;

- закрепление.

4. Знакомство с творчеством Камиля Писсаро.

- работа со слайдом;

- выполнение заданий № 4 а), б) в рабочем листе;

- ситуация. Вы на выставке Камиля Писсаро. Оставьте запись в книге отзывов.

5. Знакомство с творчеством Клода Моне.

- работа со слайдом;

- выполнение заданий № 5 а), б) в рабочем листе;

- ситуация. Какую картину Клода Моне вы хотели бы подарить близкому человеку. Почему?


6. Знакомство с творчеством Огюста Ренуара.

- работа со слайдом;

- выполнение заданий № 6 а), б) в рабочем листе;

- ситуация. Всмотритесь в работы Огюста Ренуара. Какие черты характера художника вы увидели в них.

«Живой, впечатлительный, необычайно чуткий, нервный почти как женщина, Ренуар тем не менее быстро забывал теневые впечатления жизни и жадно впитывал радостные. Это было неотъемлемым свойством его характера. Он не любил смаковать горести, интуитивно отворачивался от всего тяжелого, и не потому, что был беззаботен – при всей своей жизнерадостности и непосредственности он часто впадал в задумчивость, о чем-то мечтал, – но он отличался редким душевным здоровьем и чистотой. У него была естественная потребность видеть хорошую сторону всего того, что с ним приключалось, а дурную отметать. Огюст умел извлекать радость из любого пустяка. Еще в раннем детстве стоило ему взять в руки цветные карандаши, которые ему иногда удавалось стянуть у отца, и он забывал серое уныние будней».

7. Закрепление.

- работа со слайдами (выполнение заданий № 1 – 6);

- выполнение заданий в рабочем листе.

8. Ответ на вопрос поставленный в начале урока.

9. Узнать картину по её описанию.

1. Прелесть юной модели кажется наиболее выразительной на фоне ясных зеленоватых далей пейзажа и нежного голубого неба. Сказочным кажется этот бескрайний пейзаж, вызывающий ощущение необъятности мира.

2. Чувство масштаба, ощущение необъятности и размаха происходящего. Аллегорическая фигура – смысловой центр картины: классический античный профиль, мощный скульптурный торс. Идея свободы как бы зримо воплощается в прекрасную женщину.

3. Мелкими мазками краски художник воссоздаёт на холсте игру полуденного солнечного, порождающего множество цветовых оттенков. Трепещут на свету яркие цветы, колеблются длинные тени. Белое платье дамы написано голубым тоном – цветом тени, упавшим на него от жёлтого зонта. Короткое мгновение жизни цветущего сада живёт на этом холсте.

4. Розовый шар без лучей выплывает из облака, окрашивая небо и залив, отражаясь трепещущей дорожкой на поверхности воды. Влажный туман смягчает силуэты предметов. Кругом всё зыбко, границы между небом и рекой едва уловимы. Ещё минута - утренний туман рассеется, и всё примет другой вид.

5. Разыгранная художником в этом изысканном холсте музыкальная вариация сияющих цветных пятен лица, причёски, платья, фона, повторенная в развёрнутом веере, складывается в образ мечтательной и нежной, словно прекрасный цветок, девушки.

6. Пространство пейзажа, в котором подчёркнута лёгкая асимметрия, формируют линии деревьев, контуры фигур и цветовые пятна белого, зелёного, голубого, дрожащие тени на земле. Слепящий солнечный свет лишает объёма фигуры, которые превращаются в силуэты. Свобода мазка, ослепительная свежесть палитры, иллюзия света, умиротворённость настроения становятся основными чертами новой живописной манеры. Картина, наделённая неповторимой прелестью атмосферы, кажется необыкновенно декоративной и мажорной.

7. Срезанный рамой, в лёгком диагональном смещении, он предстаёт как таинственный фантом прошлого. Полуденное солнце зажигает лёгким золотистым пламенем плоскости фасада, но свечение исходит и как бы изнутри камня.

10. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

по теме «Художники – импрессионисты»

ученика(цы) ____ класса __

_______________________________


Задание на урок:

Почему художников импрессионистов называют « живописцами счастья»?

1. Подчеркните правильный ответ:

А)  Импрессионизм зародился в (английской, французской, немецкой) живописи в (XVIII веке, XIX веке, XX веке).

Б)  Название направления произошло от наименования картины К. Моне

(«Свобода, ведущая народ на баррикады»,  «Впечатление. Восходящее солнце», «Падение Икара»).

2. Заполните пропуски в тексте:

Импрессионисты были самобытными мастерами, но их объединяло стремление запечатлеть изменчивость красоты окружающего мира. Как правило, они не работали в закрытых студиях, а рисовали на природе – (1 __ ).  Художники переносили на холст, то, что они видели и чувствовали. Поэтому своеобразна их манера письма: импрессионисты отказались от тщательного рисунка, обозначив его лишь несколькими штрихами. Они писали очень быстро, не смешивая краски на (2 __ ).

Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок.  Условная, “музейная” чернота в их полотнах уступает место бесконечно многообразной (3 __ ). Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту лондонских туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.

А) игра красок;

Б) пленэр;

В) палитра

3. Напишите имена художников – импрессионистов:

К.Писарро Портрет .jpg      К. Моне Портрет .jpg       Ренуар Портрет.jpg         

   ______________           _____________                ______________          


4.  Камиль Писсарро.

а) Заполните пропуски в предложениях:

- Писсарро в многочисленных _____________________  раскрывал поэзию и очарование природы Франции.

- Впоследствии Писарро часто обращался к __________________________________.

- С помощью __________________________________________, тонкой передачи состояния световоздушной среды Писсарро придавал обаяние свежести самым непритязательным мотивам.

б) Назовите картины Камиля Писcарро:

Писарро Оперный проезд .jpg  Писарро Солнце на снегу .jpg  Писарро Каштаны .jpg

________________________________     __________________             _____________________

в) Ситуация. Вы на выставке Камиля Писсарро. Оставьте запись в книге отзывов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________


5.  Клод Моне.

а) Заполните пропуски в предложениях:

- От наименования пейзажа Моне “Впечатление. Восходящее солнце” произошло название ____________________.

- В своих пейзажных композициях Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью                               _____________________________________________________ и дополнительных тонов основного спектра.

- Для позднего периода творчества Моне характерны ________________________ , все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.

б) Назовите картины Клода Моне:

К. Моне Впечатление. Восход солнца .jpg  К. Моне Утес..jpg  К.Моне Кувшинки. Облака .jpg

_____________________________      _______________________          _______________________________

в) Ситуация. Какую картину Клода Моне вы хотели бы подарить близкому человеку. Почему?


6.  Огюст Ренуар.

а) Заполните пропуски в предложениях:

- Ренуар отдавал предпочтение изображению __________________________________ городской жизни.

- Особое место в его творчестве занимают _______________________________ образы.

- Лаконизмом, _______________________________________ отличаются многочисленные рисунки и офорты Ренуара.

б) Назовите картины Огюста Ренуара:

renoir03.jpg  Ренуар Жанна Самари .jpg  Ренуар Зонтики .jpg

______________________________________     ________________________   __________________

в) Ситуация. Всмотритесь в работы Огюста Ренуара. Какие черты характера художника вы увидели в них.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7.  Закрепление.

- Кто из художников-импрессионистов вам запомнился больше?

______________________

- Какое из произведений импрессионистов вам особенно понравилось?

______________________

- Какое настроение у вас вызывает эта картина? (напишите пять определений)

_______________________________________________________________________________

8. Ответ на вопрос поставленный в начале урока.

9. Домашнее задание.

Создайте описание понравившейся картины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕТЕР Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу. Константин Бальмонт

Слайд 3

Художники -импрессионисты

Слайд 4

Задание на урок: Почему художников-импрессионистов называют «живописцами счастья»?

Слайд 5

Импрессионизм (фр. impressionnisme , от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” . Художники - импрессионисты пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах. Сюжеты картин они брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: городские улочки, ремесленники за работой, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания и т.д. Главное для них было чередование света и тени, причудливая игра солнечных "зайчиков" на самых обычных предметах. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух (пленэр), чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Они прекрасно понимали, что снег не просто белый, трава зеленая, тени черные, а все это состоит из множества цветных точек, и только человеческий глаз, сливая их воедино, создает целостное цветовое полотно. Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие раздельные мазки плавно переходят друг в друга, и создается ощущение динамики. Получается, что объемные формы постепенно растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке. Очертания становятся зыбкими, и возникают постоянно рождающиеся и вечно длящиеся движения. Подобные картины не имеют четкой композиции, каждая из них является отдельной частью, кадром целого изменчивого мира. Клод Моне Камиль Писсарро Огюст Ренуар

Слайд 6

Камиль Писсарро (1830-1903), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма, Писсарро в многочисленных сельских пейзажах раскрывал поэзию и очарование природы Франции, с помощью мягкой живописной гаммы, тонкой передачи состояния световоздушной среды придавал обаяние свежести самым непритязательным мотивам. Впоследствии Писсарро часто обращался к городскому пейзажу. Писсар р о играл одну из главных ролей в организации выставок импрессионистов. В своих работах К. Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства. Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому пейзажу.

Слайд 7

Каштаны Оперный проезд Солнце на снегу

Слайд 8

Клод Оскар Моне (1840-1926), французский живописец. Один из основоположников импрессионизма , Моне со 2-й половины 1860-х годов стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира, сохраняя при этом свежесть первого зрительного впечатления от природы. В своих пейзажных композициях Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра. Стремясь запечатлеть многообразные переходные состояния природы в разное время дня и при разной погоде, Моне создал в 1890-е годы серии картин-вариаций на один сюжетный мотив (серия “Руанские соборы”). Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм в изощренных сочетаниях цветовых пятен.

Слайд 9

Впечатление. Восход солнца Утёс Кувшинки. Облака Снег

Слайд 10

Пьер Oгюст Ренуар (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. На рубеже 1860-70-х годов он переходит к живописи на пленэре , органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду. Его палитра светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами. Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия. Особое место в его творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи. С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма. Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты Ренуара.

Слайд 11

Портрет актрисы Жанны Самари Зонтики Завтрак гребцов

Слайд 12

Закрепление 1. Импрессионизм – это направление в искусстве: А) XVIII века; Б) 1- половины XIX века; В) 2-половины XIX века; Г) середины XX века 2. Импрессионизм в переводе с французского означает: А) красота; Б) искусство; В) живопись; Г) впечатление 3. Кто является лишним в ряду: А) Клод Моне; Б) Эжен Делакруа; В) Камиль Писсарро; Г) Огюст Ренуар 4. Назовите имена художников: К. Писарро К.Моне О.Ренуар 5. От наименования пейзажа “Впечатление. Восходящее солнце” произошло название импрессионизма Кисти какого художника принадлежит эта картина: А) Клод Моне; Б) Камиль Писарро ; В) Огюст Ренуар

Слайд 13

6. Установите соответствие: К. Писарро К.Моне О.Ренуар

Слайд 14

ВЕТЕР Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны, Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем луны. Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны, Цветам и деревьям шумящим И легендам приморской волны. Желаньем томясь несказанным, Я в неясном грядущем живу, Вздыхаю в рассвете туманном И с вечернею тучкой плыву. И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву. Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу. Константин Бальмонт

Слайд 15

Узнайте картину по её описанию. Картина принадлежит к романтичной и пронзительной по ощущению серии работ исполненных престарелым художником. В начале года он поселился в Отель-дю-Лувр, из окна которого открывался вид на эту часть города. Точно и наблюдательно мастер передает дымку влажного города, рассеянный свет низкого сероватого неба, блики мокрых мостовых, но в эту атмосферу вводится и эмоциональный акцент — печальное и бесприютное чувство. Дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая - вот и все, что изображено на этом полотне. Но как все написано! Поистине какое-то колдовство красок, и кажется, что сам воздух светится и мерцает мириадами дождевых капель. В этом серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней - невидимый, огромный Париж. Мокрая серая каменная парижская мостовая отсвечивает множеством самых различных полутонов - желтых, розовых, зеленоватых. Изображен влажный, мглистый зимний день, даль скрыта туманом, на мокрой мостовой дрожит желтоватый полусвет, отражающий мутные тени человеческих фигур и фиакров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме «Французские художники-импрессионисты» по УМК Селивановой Н.А., Шашуриной А.Ю. «Синяя птица».

Задачи:  Активизировать употребление в речи обучающихся изученную лексику по теме «Je visite un musée».Продолжить развитие навыков говорения в связи с изучаемой темой.Учить высказывать свое...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской

урок истории Класс:  5 Тема урока: В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую)....

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...