Древняя Италия
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Алексеева Яна Вячеславовна

Современный урок, построенный и проведённый в рамках ФГОС второго поколения, направлен на формирование универсальных учебных действий.

  1. Личностные УУД: ориентировать учащихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учёбе.
  2. Познавательные УУД: самостоятельная работа с информационными источниками; путём анализа и логических выводов ответить на вопросы.
  3. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся.
  4. Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Приёмы и методы, используемые на уроке, позволяют сделать его эмоциональным, вызвать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях. Применение современных образовательных технологий, смена видов деятельности стимулируют мотивацию, активизируют познавательную деятельность учеников.

Оборудование урока:  учебник «История Древнего мира. 5 класс»/ Вигасин А.А.,

Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: изд. «Просвещение», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс:5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока: Древняя Италия

Технология урока: урок-практикум

Цель урока: Развитие способностей обучающихся сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал при изучении особенностей Древней Италии

(Развитие умения

  • давать природно-географическую характеристику по содержанию исторической карты, тексту документа и учебника;
  • анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного;
  • делать выводы о схожести или различии цивилизаций;
  • аргументировать свою точку зрения)

Основные термины и понятия: Апеннинский полуостров, Италия, Рим, латины

Средства обучения: ПК, проектор, презентация, карта, учебник, рабочая тетрадь

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Организация начала урока (3 мин)

Создать благоприятную психологическую атмосферу и условие для определения учащимися цели и задач урока, ожидаемых результатов

Приветствие учеников.

К нам на урок прилетела Сова.

-Как вы думаете, почему именно Сова? -Как вы думаете, из какой страны древнего мира она могла к нам прилететь? - Передавая Сову из рук в руки, пожелайте друг другу что-нибудь хорошее.

Настраиваются на работу. Говорят друг другу приятные пожелания на урок

Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Актуализация

опорных

знаний

(5мин)

Создать условия

ДЛЯ

воспроизведения учениками знаний из истории Древнего мира

Вы уже обратили внимание, что кроме Совы у нас на столе лежит много других предметов, которые вы принесли сегодня на урок.

- Давайте вспомним, откуда в нашу жизнь пришли эти вещи?

(Компас, шахматы, хлопок, бумага, чай,

Выходят по очереди к столу, выбирают предмет и объясняют из какой страны он прибыл.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, строить высказывания, аргументировать свою точку зрения. Познавательные:

сахар, рис, стеклянные бусы, папирус, монеты, спагетти, модель автомобиля Феррари)

умение актуализировать полученные ранее знания

Мотивация учебной деятельности (3 мин)

Подготовить

учеников к

сознательному

восприятию

материала,

стимулировать

познавательный

интерес

Формулирование темы урока

  • Что оказалось лишним?
  • С какой страной эти вещи связаны?
  • Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

-Что вы знаете об этой стране?

Учитель выводит на экран первый слайд

презентации

Мотивация

Что за памятник изображен на слайде?

В конце урока мы с вами узнаем, кто был прав.

Учащиеся формулируют тему урока.

В результате «мозгового штурма », наполняется «корзина идей», учащиеся вспоминают, что им известно Высказывают предположения.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные:

прогнозирование

Получение и первичное закреплений новых знаний и способов действий (20 мин)

Создать условия для усвоения учащимися новых знаний и способов действий

  1. Италия - с греческого языка - «страна телят». Предположите, почему именно с греческого? (слайд 2)
  2. Вспомните, с чего мы всегда начинаем изучение нового государства?

- природно-географическая характеристика

Учитель дает задание: заполнить сравнительную таблицу по разделу Древняя Греция.

3.Заполнение сравнительной таблицы (графа древняя Италия): работа с раздаточным материалом (3-5 минут)

Все ли графы вы смогли заполнить?

Где вы можете найти недостающую

1 .Работают с картой- находят греческие колонии и обосновывают происхождение названия страны

  1. Учащиеся самостоятельно заполняют часть сравнительной таблицы Взаимопроверка в парах.
  2. Работа        в парах Заполнение таблицы, используя разные источники (учебник, текстовый материал,

Регулятивные:

Умение находить информацию по карте, по тексту,

умение осуществлять самоконтроль и коррекцию своих учебных действий Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, строить речевое высказывание, в соответствие с поставленной задачей. Познавательные:

Поиск и выделение информации; умение структурировать знания, умение оценивать правильность

информацию? (слайд 3)

4. В чём сходство и различия природногеографического положения Древней Греции и Древней Италии?

Где были более благоприятные условия для проживания людей - в Италии или Греции?

карта).

4.Отвечают на вопросы учителя

выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, смысловое чтение

5. Учитель обращает внимание учащихся на название параграфа учебника («Древнейший Рим») и просит разъяснить несоответствие, используя карту (Италия - Рим?)

5.Ученики высказывают предположения (Рим - главный город Италии)

Физкультминутка

6. Кто из вас знает, когда основан Рим? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, используя подсказку на доске (даты: 490 г до н.э., 776 г. до н.э., 753 г до н.э., 594 г до н.э., 480 г до н.э.)

Разместите предложенные даты на ленте времени.

  1. вар. Сколько лет городу Риму?
  2. вар. Могли ли римляне участвовать в Олимпийских играх и почему?

6.Находят неизвестную для них дату, выполняют задание с лентой времени (в тетради и на доске). Проверка в парах.

*

  1. Выводит на экран вопросы (слайд 4) и дает задание:

Прочитайте легенду об основании Рима и ответьте на вопросы.

  1. Представьте, что вы жители

7.Работают

индивидуально, отвечают на вопросы.

современного Рима. Объясните туристу, почему в центре Рима стоит такой странный памятник (слайд 4) Вспомните, кто же из вас был прав в начале урока.

Подведение итогов урока (7 мин)

установить

соответствия

между

поставленными задачами урока и результатами, внести

необходимые

коррективы

Любимая спортивная игра Итальянцев?

1 .Игра «Футбол»

2. Учебник с. 219, задание «Подумайте» - На каком языке говорили римляне?

1 .Класс делится на команды (2-4), учащиеся готовят вопросы выбираются вратари, которые будут отвечать на вопросы.

Регулятивные: умение принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия,

Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества

Познавательные:

умение устанавливать

причинно-следственные

связи

Информация о домашнем задании (2 мин)

сообщить объем и содержание домашнего задания, в том числе и варианты домашнего задания по выбору учащихся, инструктаж по его выполнению

Д/3 - §44, вопрос 3 (Какое управление было в Древнейшем Риме?);

Р/т. задание 47 (вставить пропущенные термины) или 48 (контурная карта)

Выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с самооценкой.

Рефлексия (5 мин)

*

Слайд 6

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные:

Осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить(оценка и коррекция)


Природа и занятия жителей

В Италии, расположенной в южной части Европы на Апеннинском полуострове, сложились благоприятные условия для жизни людей. Вдоль всего полуострова тянутся старые горы Апеннины, а с севера полуостров защищают от холодных ветров высочайшие горы Европы Альпы. Полуостров с 3-х сторон омывается водами тёплого Средиземного моря. В году здесь много теплых солнечных дней, но и дождей выпадает достаточно. Самые большие реки Италии - Тибр и По, разливались на сотни метров , принося с собой плодородный ил. Именно в долинах этих рек были самые плодородные почвы. Местные жители выращивали просо, ячмень, пшеницу, садили оливковые деревья и выращивали виноград. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись многочисленные стада скота: овец и коров и быков.

Апеннинские горы были богаты строительным камнем, металлами, что позволяло ремесленникам изготавливать орудия труда, оружие, посуду и украшения. Склоны гор были покрыты лесами. Дерево использовалось для строительства домов и кораблей. Реки и прибрежные морские воды изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства и торговли.

В I тысячелетии до н.э. народы, населяющие Италию, создали здесь свою цивилизацию.

Древняя Греция

Вопросы для сравнения

Древняя Италия

1 местоположение

2 горы

3 реки

4 моря

5 климат

6 основные занятия

7 полезные ископаемые

8 племена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рим завоевывает Италию

Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Рим завоевывает Италию"....

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: «Рим от его возникновения до установления господства над Италией».

Цели урока: Повторить и закрепить изученный материал по теме «Древний Рим»;Развитие внимания, умения выявлять логические связи, строить аргументированные умозаключения, развитие памяти учащихся...

Древняя Италия. Древний мир

Урок по проблемной технологии 5 класс...

Тест по истории древнего мира " Завоевание Римом Италии" .5 класс

Тест для проверки усвоения темы "Завоевание Римом Италии" для 5 класса  по Древнему миру....

Тест № 1 "Завоевание Римом Италии"по Истории Древнего мира для 5 класса.

Тест № 1 «Завоевание Римом Италии» (§ 45) по истории Древнего мира для 5 класса. Автор:А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Задание – тест – опрос по прочитанному парагр...