«РУССКИЕ ВОИНЫ – ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Ядров Денис Сергеевич

Цели:

1.Способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности.

2.Развивать познавательные интересы и потребности личности при изучении биографий и выдающихся военных подвигов полководцев России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   Средняя общеобразовательная школа № 15

                    им.Героя Советского Союза Михалько В.П.

С.Отрадо-Кубанского Гулькевичского р-наКраснодарского кр.

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

(урок мужества)

«РУССКИЕ ВОИНЫ –

       ИСТОРИЧЕСКИЕ

                  ЛИЧНОСТИ»

Класс: 5 Б

Классный рук.:Пятиконова Т.И.                

                           2015 г.

Цели:

1.Способствовать формированию патриотического сознания, развивать гражданские качества личности.

2.Развивать познавательные интересы и потребности личности при изучении биографий и выдающихся военных подвигов полководцев России.

Форма проведения: конференция

                     

                     Ход классного часа

1.Вступительное слово учителя: Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о русской воинской доблести. В самом названии- День защитника отечества – заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину. Этот праздник подчеркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость Российской Державы. Сегодня мы вспомним выдающиеся битвы, когда была отстояна независимость нашей Родины и о выдающихся полководцах, которые поднимали бойцов и победы в выдающихся битвах, которые стали Днями Воинской Славы России. (Учитель демонстрирует фильм «Дни воинской Славы России»).

2 докладчик: (Демонстрируется  репродукция «Богатыри» В.М.Васнецова) Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В крае царственном развернулася!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?...

Илья Муромец – самый загадочный из героев русского эпоса. До сих пор не пришли к единому мнению о том, существовал ли исторические прототип былинного богатыря. Первое упоминание об Илье Муромце относится к 1574 году. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится гробница Ильи Муромца. По одной из версий ученых, богатырь родился близ города Мурома, в селе Карачарово, что на берегу Оки. Рост Ильи составлял 177 см. В 12 веке этот рост был гораздо выше среднего. Возраст былинного богатыря 40-45 лет. Он мог жить приблизительно между 1148-1203 гг.)

3 докладчик:

Стонала Русь под иноземным игом.

С ордой сражаться не хватало сил.

И шведы, немцы ждали только мига,

Что б я с Ордой копье свое скрестил.

Я знал, что рано с ханами сражаться,

Что надо прежде Русь объединить,

Когда в кулак единый всем собраться,

Тогда и плечи можно распрямить.

Мы на Неве разбили гордых шведов.

На Чудском Озере топили крестоносцев.

Дух поднимали славные победы!

Русь начинала путь победоносный.

Наибольшую славу среди современников и потомков снискал князь Александр Ярославич, прозванный Невским (демонстрируется его портрет).

В 2008 году во всероссийском конкурсе «Имя твое, Россия» имя его одержало победу. За свою недолгую жизнь князь одержал 12 побед, при нем выработались характерные черты «русского боя». Четко действовала разведка, осуществлялись скрытность и внезапность нападения. Бой предлагался противнику на своих условиях. Первая победа была одержана в 1240 году в Невской битве над шведами. Вторая битва выиграна у рыцарей Ливонского ордена в 1242 году на льду Чудского озера, получившее название «Ледовое побоище».

4 докладчик:

Мы по крупицам Русь собирали,

Где уговором, где силой пришлось.

Державу великую мы создавали,

Немало врагов повидать довелось.

12-летним мальчиком Дмитрий Донской стал руководить Русью. (демонстрируется репродукция картины «Утро на Куликовом поле»). Ему помогал его наставник митрополит Алексий. Они продолжали дело московских князей по объединению русской земли для борьбы с монголо-татарским  игом. В 1380 была одержана Победа над монголо-татарами  и она вселила в русских воинов уверенность в том, что им под силу сбросить власть Орды и освободить родную землю от захватчиков.

5 докладчик.(демонстрируется портрет Петра 1) Петр 1 – 1 император России, создавший великую державу, сильнейший флот и армию в Европе. 8 ноября 1699г. царь издал указ о первом рекрутском наборе, это начало регулярной армии в России. Из первого набора сформировали 27 пехотных и 2 драгунских полка.

С этого времени основной цвет русской пехоты- зеленый. Через 25 лет после указа Петра 1 в Российской армии служило 200 тыс. человек. Для подготовки офицеров создавались военные школы. В результате первая крупная Победа над шведской сильнейшей армией в Европе была одержана в 1709 году под Полтавой, а на море в 1714 году у мыса Гангут.

6 докладчик. (демонстрируется портрет Суворова А.В.) Гордость России – великий полководец А.В.Суворов. Начал службу он простым солдатом, а закончил фельдмаршалом и генералиссимусом. Более 50 лет от отдал воинской службе, из 60 сражений не проиграл ни одного. Особую роль он уделял простому русскому солдату.

Держава армией крепка,

А армия – солдатом.

В солдате сила высока,

Коль помнит это свято.

Россия славилась всегда

Солдатами своими.

Да, знают прошлые года,

Сколько побед за ними.

Особые Победы – это 1774 г. при Козлудже, 1787 при Кинбурне, 1790 штурм Измаила, 1799 Итальянский и Швейцарский походы и т.д. С его именем связаны самые блестящие Победы русского оружия.

7 докладчик: «С потерей Москвы не потеряна Россия» (демонстрируется портрет М.И.Кутузова) Эти слова принадлежат выдающемуся полководцу России М.И.Кутузову. Ученик Суворова, от участвовал в русско-турецких войнах, в русско-австро-французскую войну 1805 года, был главнокомандующим Молдавской армией 1811-1812гг. В Отечественную войну 1812 года 26 августа 1812 года дал Бородинское сражение, после него Наполеон сказал «…русские показали себя достойными быть непобедимыми…». Именно ему принадлежит слава в разгроме армии Наполеона, и освобождение от него Европы.

8 докладчик. Жуков Георгий Константинович – маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.(демонстрируется портрет Г.К.Жукова). В Великую Отечественную войну показал себя как талантливый полководец, сыграл важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941-1942гг.), при прорыве блокады Ленинграда, Сталинградской и Курских битвах (1942-1943гг.), при освобождении Украины, Белоруссии, Европы от фашистов, при взятии Берлина. 8 Мая подписал от имени Верховного главнокомандования капитуляцию Германии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»

В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн...

Международный конкурс«Недаром помнит вся Россия» «Исторические личности в войне 1812 года»

В моей презентации рассказывается о личностях 1812 года, благодаря которым наша великая Россия одержала победу над жестоким Наполеоном! Это люди герои! Мы должны знать и уважать их!...

Презентация "Взаимодействие и взаимовлияние исторических личностей"

Презентация для спецкурса "Личность в истории"...

Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторической личности

Статья по теме самообразования, обобщение опыта работы: "Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторического лица"....

Проверочная работа по истории: "Историческая личность и событие".

Данная работа может использоваться, как проверка знаний по теме: "История СССР: 1945-1991 год".  Задание предложено, в виде соотнесения факта с  исторической личностью. Рекомендую давать так...

Художественный образ и историческая личность Емельяна Пугачева

Презентация к интегрированному уроку (литература-история)...

Тема : « Исторические личности».

Обобщающий урок для 6 класса по истории России...