ИКС по истории. Трудные вопросы "Роль Ивана Грозного в российской истории."
методическая разработка по истории на тему

Чеглинцева Инесса Александровна

Историко-культурный стандарт. Трудные вопросы истории. Тема:"Роль Ивана IV Грозного в российской истории". 

Конструирование заданий «базового уровня», "повышенного уровня"  по типу демо-версии заданий ЕГЭ-2016.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:"Роль Ивана IV Грозного в российской истории".

Историю принято считать наукой, которая предполагает достоверное описание фактов и стремление исследователей к объективным характеристикам персонажей, процессов, событий. Между тем в исторических трудах со всей очевидностью проявляются субъективность оценок и интерпретаций прошлого. Иван Грозный является лучшим подтверждением сказанного. Споры о деятельности Ивана IV ведутся уже четыре столетия, но мы до сих пор не можем выразить однозначную оценку его деятельности.

Со временем мнение об эпохе Ивана Грозного не раз менялось. Не редко это было вызвано высказанными гипотезами авторитетных деятелей истории и политики. К примеру, Н.М. Карамзин (1766-1826гг.) в своих книгах говорил о «двух Иванах», первый из которых – «добрый и нарочитый», от Бога «препрославленный», а второй - тиран-деспот. В XIX-XX вв. либеральные историки и прогрессивные литераторы активно развивали точку зрения князя А. Курбского, обвиняя Ивана Грозного во многих бедах и несчастиях России. А знаменитый историк – С.М. Соловьёв (1820-1879гг.), утверждал, что деятельность этого царя была началом государственности. С.М.Соловьёв не оправдывает террор Ивана IV как необходимую меру того времени, но другой видный историк начала XX века, С.Ф. Платонов уверяет, что опричнина была необходимой для борьбы против боярства как главного тормоза на пути централизации. Н. П. Павлов Сильванский (1869-1908) увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н.А. Рожкова и М.Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и “школа Покровского” не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.

Вопрос о необходимости коренного пересмотра оценки Ивана Грозного в нашей литературе был поднят Р. Ю. Виппером в его книге, вышедшей в 1922 г. Взяв на себя задачу исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля, дипломата и стратега, вполне выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы, и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

В советское время историки оказались скованными в рамки существовавшей идеологии, они были обязаны находить аргументы для оправдания террора в эпоху Ивана Грозного, так как личность этого царя импонировала всесильному Сталину, который оценивал деятельность опричного войска как «прогрессивного»: «Царь Иван был великий и мудрый правитель Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким, можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семей уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени». Определение «Ивана Грозного как прогрессивной силы своего времени и опричнины как его целесообразного инструмента»1, данное столь авторитетной (и не только в историографических кругах) фигурой во многом предопределило характер традиции изучения царской власти на средневековой Руси в советской исторической науке.

Лишь со второй половины 50-х гг. прошлого столетия появилась реальная возможность писать об Иване Грозном иначе. Один из таких историков – А.А. Зимин, который показал, что опричнина утвердила в стране режим личной власти. Р.Г.Скрынников и вовсе называет период опричнины «царством террора».

К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. И это ещё не полный список. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.

Но тем, ни менее, не смотря на казалось бы обширный список источников, неоднозначность взглядов на эпоху и деятельность Ивана Грозного связанна даже не с различиями в мировоззрении историков, а с фрагментарностью и даже отсутствием достоверных архивов. Большая часть документальных материалов, даже тех, о которых мы знаем по описям государственных архивов XVI - начала XVII в., не сохранились. Мы рассуждаем об эпохе Ивана IV, опираясь в основном на летописи и хроники. Но летописи - это сборники и их первоначальные источники не дошли до нас. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают то, что летопись не является достоверным первоисточником. А в действительности это оказывается очень острой проблемой, которая противостоит объективному анализу исторических событий. Поздние источники оказываются во многом менее точными, к тому же меняется и народное сознание. Нынешний человек может более критично воспринимать события прошлых столетий, ссылаясь на свои современные права, в то время как современники Ивана Грозного могли воспринимать все его реформы как должное. Поэтому весомое значение приобретают традиции, самосознание людей, живших в эпоху Ивана IV.

Безусловно, анализируя эпоху и деятельность Ивана Грозного, мы обязаны брать во внимание и два очень важных фактора. Первый – это черты характера царя Ивана Васильевича. Второй – состояние страны, доставшейся ему в наследство от его отца Василия III.

Таким образом, эпоха Ивана Грозного хранит в себе массу тайн, добраться до истины которых мечтает уже не одно поколение учёных. Вопросы о значении его реформ и их влиянии на политическое развитие России далеко от своего завершения. В современной литературе о них можно встретить буквально полярные взаимно исключающие суждения по одному и тому же вопросу. Поэтому тема Ивана Грозного в истории России остаётся актуальной и по сей день. Огромное количество книг и статей, а также прошедший не так давно нашумевший проект «Имя Россия», по результатам которого Иван Грозный вошёл в число «12 героев России», ещё раз подтверждают это.

Задание 1.2. Конструирование заданий "базового уровня"

  1. В каком году состоялся первый Земский собор:

А. в 1547 г.

Б. в 1548 г.

В. в 1549 г.

Г. в 1550 г.

Д. в 1556 г.

Е. в 1558 г.

  1. Народы, вошедшие в состав России в XVI веке:

А. украинцы

Б. белорусы

В. мордва

Г. удмурты

Д. башкиры

Е. сибирские татары

  1. Установи правильное соответствие между терминами  и определениями:

ТЕРМИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) Кормление

2) Тягло

3) Местничество

4) Пожилое

А. Денежные и натуральные государственные

повинности крестьян и посадских людей.

Б. Порядок назначения на высшие посты в

соответствии с заслугами предков,

В. Содержание должностных лиц за счет местного населения.

Г. Денежный сбор с крестьян при уходе от

землевладельцев в Юрьев день.

Д. Ежегодные денежные и натуральные выплаты крестьян в пользу помещиков и вотчинников.

1

2

3

4

  1. Расположите в хронологической последовательности события Ливонской войны:

А. осада поляками Пскова

Б. бегство воеводы князя А. Курбского в Литву

В. взятие русскими войсками Нарвы и Дерпта

Г. взятие русскими войсками Полоцка

  1. Установите правильное соответствие между датами и событиями:

           ДАТЫ                                                              СОБЫТИЯ

А) 1547 г.                     1) Введение Иваном Грозным заповедных лет

 Б) 1550 г.                      2) Начало неограниченной диктатуры Ивана Грозного

 В) 1565 г.                     3) разработка свода законов «Судебник»

 Г) 1569 г.                     4) венчание на царство Ивана IV

 Д) 1581 г.                    5) По Люблинской унии Польша и Литва объединились  

                                           в  Речь Посполитую    

      

  1. Что является лишним в ряду.                                                                              Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к  XVI в.                                                                                                            1) местничество.           2) кормление.                   3)самодержавие.                                 4) приказы.                    5)полюдье;                        6)стрельцы                                                                                                  Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

  1. Земский собор – это:

А. собрание царя с боярами

Б. собрание царя с боярами, духовенством и представителями земель

В. совет представителей земель

  1. Установи правильное соответствие между историческими деятелями  и деятельностью

1) митрополит Макарий                 а) денежная реформа

2) Елена Глинская                          б) строительство Свияжской крепости

3) Иван Выродков                           в) обряд венчания на царство

4) Ермак Тимофеевич                     г) походы в Сибирь

1

2

3

4

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

А

 "… Той же зимы, декабря в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детьми … поехал с Москвы в село Коломенское…

Которым же боярам и дворянам ближним и приказным людям повелел с собою ехать…

И как реки стали, и царь и государь из Коломенского поехал в село Танинское…, а из Танинского к Троице… а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Александрову Слободу.

А января в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы…. Митрополиту всея Руси… список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его до его государственного возрасту после отца его блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси…"

Б

«В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей"

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описанные в тексте события произошли перед походом Ивана Грозного на Новгород .

2) После описанных событий в стране учреждается  опричнина.

3) Текст даёт описание опричнины и опричного террора.

4) После описанных в тексте событий в Киеве был посажен наместник.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент «А»

Фрагмент «Б»

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

 « Поскольку царь был владельцем этого удела, то никаких других собственников с полными правами … быть не могло. Князья, бояре, дворяне, приказные люди, которые не признавали этот порядок, выселялись насильно … а их собственность конфисковывалась … Выселения, конфискации собственности сопровождались террором, обвинениями в заговоре против царя и т.п. <… > Особенно досталось Новгороду, где сохранялись сильные частнособственнические тенденции, существовала влиятельная оппозиция и сопротивление централизации и огосударствлению. Все летописцы свидетельствуют, что царь «громил Великий Новгород» … Погром в Новгороде продолжался более пяти недель…»

1) О каком царе идёт речь в тексте?

2) Используя текст и знания из курса истории, назовите год, когда состоялся погром Новгорода, а так же известных жертв террора.

  1. Задание на анализ исторического источника(множественный выбор)

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой кре-стианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати. А останетца у которого крестианина хлеб в земли, и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великого князя платит со ржы, а боярьского дела ему, за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст[ся] в холопи [в] полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великаго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба землена-го лишен.

1. Прочитайте отрывок и укажите источник, фрагментом которого он является

А) Судебник 1497г. ,                  в) Указ «О заповедных летах»,

 б) Судебник 1550 года,          г) «Русская Правда»

2. «Когда появился данный закон (сборник законов)?

а) 1497г.         б) 1582г.                в) 1550г.                       г) 1565г.

3. От чего зависит размер пожилого?

А) от места проживания

Б) от длительности проживания крестьянина

В)  От величины  подати государю

Г) от числа крестьян в семье.

  1. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.                                  ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ            ХАРАКТЕРИСТИКИ                                                                 А) «Храм Покрова                        1) русский семейный устав                                                                                                        Пресвятой Богородицы"              2) построен в честь взятия Казани                     Б) «Апостол"                                 3)  автор В.И.Суриков                                                                                                                                             В) "Домострой"                             4) повесть  о взятии Сибирского  ханства                                                                                          Г) "Покорение Сибири Ермаком"     5) первая печатная книга                                        

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.                                                                                                                                                                                                                              

А

Б

В

Г

   

13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления Ивана Грозного? Какому событию посвящено его строительство?

 http://prorossiu.ru/str/0951/01.jpg      1).

Картинки по запросу архитектура в период правления ивана грозного   2)

Картинки по запросу архитектура в период правления ивана грозного  3)

Картинки по запросу архитектура в период правления ивана грозного   4)

14.    Рассмотрите схему и выполните задания

http://chronologia.org/ermak_kortes/im/a05-014.jpg

1)  Напишите имя царя, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ___________________________.

2) Напишите  имена  полководцев, командовавших русскими полками в этом походе.

Ответ: ___________________________, ______________________________ .

3) Какой город стал плацдармом для решающего наступления?                          Ответ: ___________________________.

4) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются  верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Крымский хан Девлет-Гирей  двинулся на Тулу, чтобы отвлечь русские войска.

2) Поход, обозначенный на  карте, длился около года.

3) В результате событий, обозначенных на схеме,  к русским землям присоединено все Поволжье.                                                                                                                                                                                              4) В русской армии существовало единое командование.

5) Военачальник, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

6) Поход, обозначенный на карте, является третьим после двух неудачных походов русских войск.

Ответ:

15.  Найдите в тексте историческую ошибку. Ее необходимо найти и правильный вариант подписать рядом в скобках). За каждый правильный ответ – 2 балла

Текст №1

22 июня 1941г. гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Вместе с германскими войсками в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии и Англии. Первыми встретили  агрессора  пограничники. Уже начало войны показало, что наши люди готовы не щадя жизни биться за свободу Отчизны.

Текст №2

В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин. Резервов в этом районе у Ставки не было. Одновременно немецко-фашистские войска нанесли мощный удар в районе Волоколамска. В эти критические дни для Москвы Верховным главнокомандующим был подписан приказ № 000 “ Ни шагу назад!”, который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше.

Текст №3

В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. С 12 июля 1943 г. меняется и характер Курской битвы. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Текст №4

В ознаменовании победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади 24 июня был проведен парад, вошедший в историю как Парад Победы, Марш сводных полков фронтов завершила колона солдат, бросивших к подножию Мавзолея Ленина 200 знамен разгромленных фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский, принимал парад Верховный главнокомандующий И. В. Сталин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"

1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....

Разработка урока по истории "Внешняя политика Ивана Грозного".

Урок по истории России в 6 классе.  Взят из Интернета, но вдруг кому-то из учителей-истории пригодится. Разработка хорошая, добротная. и хочется сказать спасибо  учителю, который ...

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...

«Роль Ивана Грозного в Российской истории»

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материаловдля проведения тематического контроля по истории«Роль Ивана Грозного в Российской истории»...

Роль Ивана Грозного в российской истории.

Методическая разработка урока в 10 классе. Дидактический материал составлен на основе обязательного минимума содержания исторического образования, примерных программ и требований к уровню подготовки у...

"Роль Ивана Грозного в российской истории"

Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического компле...

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.

Доклад на тему:  Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена....