Урок-игра по истории "Культура и быт Руси в IX-XIII вв"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок-игра по истории России для учащихся 6 класса. Возраст: 12-13 лет.
Методическая разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_istorii_v_6_klasse.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района ЯНАО
Методическая разработка урока
по истории России в 6 классе
тема: Культура и быт Руси в IX – XIII вв.
Подготовила: Лисова Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Самбург 2014
Урок проводится в форме игры.
Тема: Культура и быт Руси IX-XIII вв.
Цели и задачи: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала; воссоздание с помощью игровых моментов атмосферы изучаемого периода; помощь учащимся в выборе профильного обучения в будущем.
Подготовительный этап – формирование трех команд. Домашние задания командам:
1) характеристика русского костюма;
2) исследование рациона питания X-XIII вв.;
3) составление мини-словаря русских пословиц и поговорок (подобрать 20 пословиц и поговорок с объяснением их происхождения и значения)
4) защита элемента костюма.
оборудование: рисунки одежды, обуви, головных уборов Древней Руси; продукты питания, предметы быта и утвари, костюм или отдельные элементы.
Ход урока
Вступительное слово учителя. На этом уроке мы с вами постараемся воссоздать характер и обстановку древнерусской эпохи через обычаи, традиции, моду. Но сначала вспомним основные характеристики этого периода нашей истории, повторим ранее пройденный материал.
Игра «Кто? Что? Когда?»: первая команда называет историческую личность («кто?»), вторая – событие («что?»), третья – дату («когда?»). Ниже дается примерное содержание игры.
Рюрик – 862 г. – «призвание варягов» и начало династии Рюриковичей.
Олег – 882, 907 гг. – объединение Киева и Новгород, успешный поход на Византию и выгодный договор с ней.
Ольга – 945 г. – начало налоговой системы («уроки и погосты»).
Святослав – 965 г. – разгром Хазарского каганата.
Владимир – 988 г. – принятие восточного христианства.
Ярослав Мудрый – начало XI в. – приступил к составлению «Русской Правды».
Владимир Мономах -1097 г., 1113 г. – организация съезда в Любече, призвание на киевский престол и прекращение усобиц.
Юрий Долгорукий – 1147 г. – первое упоминание о Москве.
Александр Невский – 1240, 1242 гг. – победы над шведами и крестоносцами.
Итак, Древняя Русь – это важный период в истории нашей страны, период ее рождения, борьбы с врагами, формирование древнерусской народности с ее культурой, традициями, обычаями. Многое из нашей современной жизни уходит корнями в то далекое время.
Первый этап основной части урока.
Начинается «путешествие во времени» с первого домашнего задания. Команды презентуют материалы о костюме Древней Руси и комментируют их. Далее учитель сообщает некоторые обобщающие сведения о древнерусской одежде. Одежду изготавливали дома, поэтому ее называли домотканой. Одежда была в основном льняная. Такая одежда существовала вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. Сиповский
«Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь? – «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке». Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то использовали натуральные красители – листья, кору и цветы. Потом шили из этой ткани традиционную крестьянскую одежду. Для красоты отделывали узорами, украшениями. Рубахи подпоясывали тонким пояском, без пояса не ходили ни мужчины, ни женщины. Отсюда появилось выражение – какое? - («Распоясаться».)
Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (юбки из сукна, завязывающиеся у пояса). На голове девушки носили широкую ленту, а замужние женщины – кички и кокошники. Выйти на улицу без головного убора означало позор. Отсюда пошло выражение – какое? («Опростоволоситься».) Головной убор был обязателен и для мужчин. В особо торжественных случаях на голове у боярина было несколько шапок: маленькая, наподобие тюбетейки, поверх нее еще один головной убор. похожий на колпак, и сама шапка. Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни даже в присутствии царя. Только в одном месте шапки снимали все – где? (В церкви.) Шапки оставляли при входе, а по окончания богослужения забирали. Отсюда пошло выражение – какое? («Успеть к шапочному разбору».) Что оно обозначает? (Опоздание.) Обувь – лапти у крестьян, сапоги из мягкой кожи у горожан. Лапти были признаком бедности. Выражение «Не лаптем щи хлебал» означало, что речь идет о небедном человеке.
Второй этап. Крестьянское жилище и утварь. Начинается с загадки: «После какого события скифы вселялись в дома, а русские выселялись из них?» (Пожар; речь идет о глиняных и деревянных домах.) Как называлось крестьянское жилище? (Изба.) Как вы думаете, откуда происходит это слово? («Истопить» - «истопка» - «истьба» - «изба».) Что вы знаете об особенностях русской избы? Объясните, откуда взялся образ сказочной избушки Бабы Яги. Как она называлась? («Избушка на курьих ножках». Первоначально это звучало так – курная изба, т. е. дым курился, выходил через дверь, так как труба отсутствовала. Дым наполнял избу, стены были прокопченными, что защищало от гниения, а также дезинфицировало помещение.)
Центральным местом в избе была – (Печь.) Какое выражение вам знакомо? («Плясать от печки», т.е. начинать сначала.)
Задание командам: кто больше назовет функций русской печи? (Обогрев помещения; приготовление пищи, сушка грибов, ягод, рыбы; место для сна; возможность помыться и попариться.) Поставьте эти предметы на стол Примерный набор предметов: корзина, ножик, ложка, кружка.
Третий этап. Команды представляют свои варианты древнерусского меню и выбирают из ассортимента продуктов те, которые употреблялись в то время. В древнерусском меню могли быть – каша, щи, мед, молоко, соль, блины, пряники, овощи (капуста, свекла, редька, репа, хрен, лук), хлеб, яблоки, ягоды и пр. Не могли в то время употреблять – как вы думаете – что?
Не знали на Руси – апельсины, колбасу, огурцы, картофель, майонез, кетчуп, конфеты, чай и кофе и т.п.
Четвертый этап. Поговорки и пословицы, в которых отражается жизнь, быт и традиции наших предков. Учитель читает поговорки и пословицы, команды пытаются объяснить значение и происхождение высказываний.
- «Работать спустя рукава» ( происхождение: бояре носили одежду с длинными рукавами и работать не могли; значение – работать хорошо).
- «Идти напролом» (происхождение: пролом в крепостной стене делали при штурме, в него устремлялись основные силы; значение: действовать активно и стремительно).
- « С ним каши не сваришь» (происхождение: кашу как самую распространенную, еду подавали на свадьбах и при заключении мира; значение: не достичь соглашения).
- «Лезть на рожон» (происхождение: рожон – это рогатина, с которой шли на медведя; значение: нарываться на неприятности).
- «Между двух огней» (происхождение связано с монгольским языческим обычаем проводить гостей между двумя огнями; значение: оказаться перед двумя сложными проблемами).
- «Молчать в тряпочку» (происхождение: при захвате пленного рот ему затыкали кляпом-тряпочкой; значение: не может сказать ни слова).
- «У черта на куличках» (происхождение: кулички – болото, самое дальнее место в лесу, где живет черт; значение: очень далеко).
- «Недосол на столе, пересол на спине» ( происхождение: соль на Руси была одним из самых дорогих продуктов питания, за лишнее расходование соли наказывали; значение6 наказание за злоупотребление, перерасход).
- «Тютелька в тютельку» (происхождение: «тютелькой называли зарубку на бревне при расколе бревна топором; чтобы разрубить его, следующие удары должны приходиться именно в это же место; значение: очень точно).
- «Остаться с носом» ( происхождение: «носом» называли подношение должностному лицу в качестве взятки. Если же такое лицо отказывалось принимать «нос», то это означало отказ в просьбе; значение: остаться ни с чем).
Пятый этап.
Защита элемента одежды. Задание приготовлено предварительно. Команды представляют один элемент древнерусской одежды. Например: рубаха, кафтан, понева и т.д. Показ одежды с комментарием одного из представителей команды.
Заключительный этап. Подводятся итоги, жюри объявляет команду-победителя и самого активного участника. Желательно подготовить призы. Учитель говорит ребятам о завершении путешествия в старину. Предлагает вернуться в настоящее и найти в нем следы прошлого. Ребята делают вывод – прошлое и настоящее связаны неразрывной цепью. Она делает возможным будущее – ведь оно тоже прорастает из настоящего.
Список литературы:
- Вардушин В.И. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен. - Саратов, 2001.
- Древний автор (XIII в.). “Слово о погибели земли Русской”.
- “Слово о законе и благодати” (XI в.).
- Никитин И. “ Русь”.
- Пушкин А. С. Избранные сочинения.
- Пушкин А.С. “Руслан и Людмила”.
- Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. Авторы – сост. Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Модлевская и др. – СПб, 2001.
- Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках с рисунками в тексте. (с IX по XIV ст.). Составил В.Д. Сиповский. С. – Пб.: Издание Д. Полубояринова. 1910.
9. Сахаров А.Н. учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века».
Приложение 1
Династия Рюриковичей | ||
Олег | 882 – 911 гг. | Обложил данью подвластные территории. Заключил мир с Варягами. Ввел великокняжеский титул. Объединил Русь. |
Игорь | 912 – 945 гг. | Заключил мир с печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала земли в устье Днепра, Дуная за Русью. |
Ольга | 945 – 962 гг. | Упорядочила взимание дани в земле древлян. Приняла христианство. Заключила мир с Византией о совместной борьбе с Хазарией. |
Святослав | 962 – 972 гг. | Разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику централизации княжеской власти. |
Владимир Святославович | 980 – 1015 гг. | Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление южных границ. Ввел систему светового оповещения. Крещение Руси по византийскому обряду. |
Ярослав Мудрый | 1019 – 1054 гг. | Восстановил единство Русской земли. Объявил себя самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду». Строительство собора Святой Софии. Киев – один из самых крупных и красивых городов Европы. Строительство новых городов. Поборник развития культуры. Династические браки – зарок мира с западными, южными и северными соседями. Прекратил набеги печенегов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура Владимиро – Суздальской Руси в XII-XIII в.в.
Урок - виртуальная экскурсия для 6 класса...
Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках
Повторительно-обобщающий урок в 10 классе. Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...
Базовый лист контроля по истории. 10 класс.Тема:"Расцвет Руси XI-нач. XIII вв."
Основные понятия, даты персоналии по данной теме....
Культура Руси Х – начала XIII вв.
урок посвящен теме Культура Древней Руси...
Конспект урока "Культура Руси X - начала XIII в."
Цель :1) Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразие культуры Руси Х- начала XIII веков.2) Развивать обще учебные умения классификации (сравнения, сопост...
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."
Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...
История Руси в IX-XIII века
Краткое освещение основных событий и исторических вех Руси 9-13 веков ....