«КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ…»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Образ Петра Великого в истории, живописи, творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Историко-литературная композиция 7-8 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Петр I65.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИКО – ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ…»

Образ Петра Великого в истории, живописи, творчестве

Александра Сергеевича Пушкина 7-8 класс

             Виноградов С.П., учитель истории ГБОУ СПО Колледж олимпийского

 резерва №1, Санкт – Петербург

 Виноградова Н.П., учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №5, Санкт - Петербург

       Цель мероприятия: развивать кругозор учащихся, интерес и уважение к родной литературе, истории, живописи, прошлому государства и выдающимся историческим личностям – примерам для подражания.

       Оборудование: репродукции картин:

  • Лансере Е.Е. Петербург начала 18 века. Здание двенадцати коллегий. 1903г. Санкт – Петербург Государственный Русский музей
  • Лансере Е.Е. Ботик Петра. Гуашь, акварель, тушь. М. Государственная Третьяковская галерея.
  • Царь Петр в юности. Ю. Кнеллер.
  • Военные игры потешных войск под поселком Кожухово. А. Кившенко.
  • Блинков А.А. Начало строительства Петербурга. 1955. Бумага, акварель.
  • Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827.
  • Петр Великий на строительстве Петербурга. 1830-е гг. Неизвестный художник.
  • Мусикийский Г.С. Портрет А.Д. Меншикова. Около 1709-1710. Миниатюра. Медная пластина, эмаль.
  • Петр в Саардаме обучается кораблестроению. К. Лебедев. 1697.
  • Айвазовский И.К. «Петр Первый при Красной горке».
  • Фальконе Э. Медный всадник.
  • Венецианов А.Г. «Петр Великий. Основание Санкт – Петербурга». 1838г. Государственная Третьяковская галерея. М.
  • Серов В.А. Петр Первый. 1907. Государственная Третьяковская галерея. М.
  • Ломоносов М.В. Полтавская баталия.
  • Полтавская баталия: заключительный этап. 30 июня 1709 года. Раскрашенная гравюра Лармессена Н. и Берея Ш. по оригиналу Мартена Младшего.
  • Медаль за Полтавскую баталию.
  • Музыкальное оформление: аудиозапись: М. Глинка. «Славься». Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин».  

       Плакаты:

    на экране: «Петр I – строитель, плаватель, в полях, в морях герой». М.В.Ломоносов

             М. В. Ломоносов писал о Петре I: «Он бог, он бог был твой, Россия».

                               ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

         (на сцену выходят ведущие, чтецы, художники, литераторы, историки)

1-й чтец.               На берегу пустынных волн

                               Стоял Он, дум великих полн,

                               И вдаль глядел. Пред ним широко

                               Река неслася; бедный челн

                               По ней стремился одиноко.

                               По мшистым, топким берегам

                               Чернели избы здесь и там,

                               Приют убогого чухонца;

                               И лес, неведомый лучам

                               В тумане спрятанного солнца,

                               Кругом шумел.

2-й чтец.                И думал Он:

                               Отсель грозить мы будем шведу.

                               Здесь будет город заложен

                               Назло надменному соседу.

                               Природой здесь мне суждено

                               В Европу прорубить окно,

                               Ногою твердой стать при море.

                               Сюда по новым им волнам

                               Все флаги в гости будут к нам,

                               И запируем на просторе.

 (А.С.Пушкин. «На берегу пустынных волн». Вступление к поэме «Медный всадник»).

Во время чтения на экране появляется репродукция картины

(Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946). Петербург начала 18 века. Здание Двенадцати коллегий. 1903г. Темпера. Санкт – Петербург. Государственный Русский музей)

1-й художник. Перед вами репродукция картины художника – петербуржца Евгения Евгеньевича Лансере. Любимой темой Лансере становится Петровская эпоха, которая привлекает его пафосом преобразований. Целый ряд картин художник посвящает строительству Петербурга и новому русскому флоту. Первой работой из Петровской эпохи становится написанная темперой картина, которую вы видите.

2-й художник.  На ней пустынный, еще не застроенный Васильевский остров, где возвышается типичное для архитектуры петровских времен «новенькое, с иголочки» здание Двенадцати коллегий. Идея этого здания, достроенного архитектором Д. Трезини, принадлежит Петру Первому. Царь хотел, чтобы в нем разместились Сенат, Синод и десять коллегий, и чтобы каждая коллегия была самостоятельной. Так, каждая из двенадцати частей здания, имеющего длину около 400 метров, получила внутреннюю законченность.

3-й художник. Свежий ветер поднимает бурливые волны, и они бьются о пристань Васильевского острова, который Петр мечтал прорезать каналами, чтобы Петербург стал «другим Амстердамом». На краю пристани видны несколько фигур, среди которых можно угадать Петра Первого с палкой в руке. Лодка с гребцами на переднем плане, строительство на берегу, мачты кораблей вдали создают картину, проникнутую жизнеутверждающим началом.

1-й литератор. Настроению картины очень близки строчки – вступление к поэме «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина, которые прозвучали.

1-й историк. Это вдохновенный торжественный гимн выдающейся личности, Петру Великому, и прекрасному городу, построенному им на отвоеванной у Швеции земле – на пустынном, почти незаселенном месте, на болотистых, покрытых мхом, затопляемых наводнениями берегах.

2-й историк. Города, построенного для установления торговой и культурной связи с Западной Европой, так как соседние с Россией государства (Швеция, Польша) всячески старались отгородить ее, помешать ей преодолеть свою экономическую и культурную отсталость. Выход через Неву к Балтийскому морю дал бы возможность России морским путем непосредственно сноситься с западноевропейскими странами.

(на экране репродукция картины Алексея Гавриловича Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт – Петербурга». 1838 год. Государственная Третьяковская галерея).

4-й художник. Петр Первый изображен на переднем плане. Это подчеркивает его величество и могущество. На нем высокие сапоги и темно – зеленый костюм из бархата. На втором плане и как бы немного в стороне стоят его придворные и что-то обсуждают между собой. Вдали можно рассмотреть небольшую группу крестьян, занятых трудом. Петр задумчив и немного обеспокоен, его что-то насторожило. Об этом говорят его встревоженный взгляд, обращенный к лесу, и брошенная на срубленное дерево карта.

Ведущий. Современник Петра Первого, вспоминая поразившие его в царе привычки и черты, писал: «Его царское величество высокого роста, стройного телосложения, лицом несколько смугл, но имеет правильные и резкие черты, которые дают ему величественный и бодрый вид и показывают в нем бесстрашный дух.

Ведущая. Он любит ходить в курчавых от природы волосах и носит небольшие усы, что к нему очень пристало. Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя.

Ведущий. Он не терпит при себе большой свиты, и мне часто случалось видеть его в сопровождении только одного или двух денщиков, а иногда и без всякой прислуги».

Ведущая. Первое, на что обращали внимание наблюдатели, что больше всего поражало в Петре,- это его необычная внешность, простота образа жизни и демократизм в общении с людьми разных слоев общества.

(на экранерепродукция Ю.Кнеллер. Царь Петр в юности).

Ведущий. От природы он был силач, постоянное обращение с топором и молотком еще больше развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

Ведущая. Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним. Ему трудно было усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.

Ведущий. Эта подвижность делала его в молодости большим охотником до танцев. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал, хотя не проходил курса танцевального искусства.

Ведущая. Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, с них не сходили мозоли.

Ведущий. До 1689 года Петр со своей матерью Натальей Кирилловной жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний. Петр рос без всякой опеки.

Ведущая. В нем рано пробудился интерес к войне и военному искусству. Проводя лето и зиму в подмосковных селах, Преображенском и Семеновском, он набирал из молодых дворян и крестьян «потешные полки», производил маневры, строил крепости. «Потешные полки» стали впоследствии ядром русской регулярной армии.

(на экране репродукция «Военные игры потешных войск под поселком Кожухово» А. Кившенко).

Ведущий. По словам Ключевского В.О., «Петр вышел непохож на своих предшественников… Из Петра вышел подвижной хозяин – чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой».

Ведущая. Он был человеком железной воли и неиссякаемой энергии, обладал деспотическим характером, храбростью и абсолютной уверенностью в себе. В нем сочетались потрясающее трудолюбие и неуемная жажда развлечений, честолюбие и гениальная интуиция. Петр испытывал непреодолимую страсть к знаниям.

Ведущий. Его любознательность и живой ум позволили ему составить представление о самых разных областях науки, освоить многие ремесла. Круг его интересов был необъятен – кораблестроение и артиллерия, фортификация и дипломатия, военная наука и механика, медицина, астрономия и многое, многое другое. Русский государь встречался с великими учеными того времени – Г. Лейбницем и И. Ньютоном, а в 1717 году был избран почетным членом Парижской академии наук.

2-й литератор. Сегодня у нас необычные встречи. Сейчас мы станем свидетелями разговоров Петра Первого и Ибрагима, главного героя «Арапа Петра Великого» Александра Сергеевича Пушкина. В основу сюжета исторического романа легли обстоятельства из биографии прадеда Александра Сергеевича – Ибрагима Ганнибала, выходца из Абиссинии, крещенного Петром Первым.

(на сцену выходят государь и Ибрагим)

Государь одет в короткие светлые брюки, светлые длинные носки, темные ботинки; белую рубашку с перевернутыми рукавами, сверху темно-красный свитер с воротником «стойка», на голове – круглая темная шляпа.

Ибрагим в светлых брюках, ярко-красной рубахе, перевязанной поясом. На голове шляпа, на ногах темные туфли.

(На сцене – угол комнаты, в углу Петр, облокотившись на стол, с трубкой во рту,

читает газету; на стук поднимает голову).

3-й литератор: «Оставалось двадцать восемь верст до Петербурга. Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошел в ямскую избу. В углу человек высокого росту, в зеленом кафтане, с глиняною трубкой во рту, облокотясь на стол, читал гамбургские газеты. Услышав, что кто-то вошел, он поднял голову.

Петр: «Ба! Ибрагим? Здорово, крестник!» (Государь приблизился, обнял его и поцеловал в голову.) Я был предуведомлен о твоем приезде и приехал тебе навстречу. Жду тебя здесь со вчерашнего дня. Вели же твою повозку везти за нами; а сам садись со мною, и поедем ко мне».

4-й литератор. «Подали государеву коляску. Он сел с Ибрагимом, и они поскакали. Через полтора часа они приехала в Петербург. Ибрагим с любопытством смотрел на новорожденную столицу, которая подымалась из болота по манию самодержавия. Обнаженные плотины, каналы без набережной, деревянные мосты повсюду являли недавнюю победу человеческой воли над супротивлением стихий…»

(на экране репродукция «Арап Петра Великого». Петр и Ибрагим в Петербурге.

Рисунок художника И. Симакова. 1904).

Ибрагим: «Я в Петербурге, рядом с великим человеком, близ которого прошло мое младенчество… Я – сподвижник великого человека и совокупно с ним действую на службу великого народа…»

5-й литератор. На другой день Петр разбудил Ибрагима:

Петр: «Поздравляю тебя с новым чином. Ты – капитан – лейтенант бомбардирской роты преображенского полка».

1-й литератор. Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные. Он день ото дня более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу».

Ибрагим: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

2-й литератор. Ибрагим видал Петра в сенате, разбирающего важные вопросы законодательства, в адмиралтейской коллегии, утверждающего морское величие России…, рассматривающего переводы иностранных публицистов или посещающего фабрику купца, рабочую ремесленника и кабинет ученого.

Ибрагим: «Россия – огромная мастеровая, где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом. Я обязан трудиться у собственного станка» (А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого». Сочинения в 3-х томах. Том 1. М., «Художественная литература», стр. 188 – 191).

Ведущая. Тесно связан жизненный и творческий путь А.С. Пушкина с Санкт-Петербургом.

(на экране Портрет А.С. Пушкина. 1827. Художник В.А. Тропинин).

Сюда, на берега Невы, впервые привезли его ребенком в 1800 году. В своем творчестве поэт постоянно обращается к теме Петербурга, которая все более его увлекала.

3-й историк. Молодая столица была основана Петром как город порт… 14 января 1701года царь Петр Первый подписал указ.

Петр Первый: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».

4-й историк. Отвоевали русские полки невские берега, заложили на них город, перебралась сюда Навигацкая школа. 1 октября 1715 года Петр подписал царский указ о создании в Санкт-Петербурге Морской академии на Васильевском острове. Одним из первых кораблей, сошедших со стапелей Адмиралтейства была яхта «Надежда». Крупные суда стали строить на Неве после Полтавской баталии.Первой, 15 июня 1712 года, спустили «Полтаву» - славный линейный корабль.

5-й историк. Впервые на его мачте распахнул балтийский ветер русский военно-морской флаг: белое полотенце с косым синим крестом. Даже Англия – владычица морей – встревожилась: «Они спустили линейный корабль в 90 пушек… Корабли строятся не хуже здесь, чем где бы то ни было в Европе. И моряки не хуже!»

1-й историк. 2 мая на взморье появились корабли шведской эскадры. Это был шведский адмирал Нумерс с девятью кораблями. Русские решили дать бой шведским кораблям. Не смутило их то, что своих-то кораблей у них вовсе не было. На тридцати лодках спустился царь Петр к Васильевскому острову. Взял он с собою только любимца своего князя Александра Даниловича Меншикова.

(на экране репродукция Г.С. Мусикийский. Портрет А.Д. Меншикова.

Около 1709 – 1710. Миниатюра. Медная пластина, эмаль).

В одной из старых книг так описан бой:

(на экране репродукция «Первое сражение русского корабельного флота под командой Н.А. Сенявина около острова Эволь со шведским флотом в 1710г.» А. Боголюбов).

3-й литератор: «Ночь с вечера была ясная, но потом на небе показались тучи и пошел дождь… Капитан распорядился нападением… Наши лодки, как рой пчел, облепили два шведских корабля; началась стрельба из ружей, бросали ручные гранаты».

4-й литератор: «Несмотря на жестокую пальбу их пушек, из ружей, солдаты со всех сторон полезли на них; после жестокой рукопашной схватки и шнява, и бот достались русским, и 8 мая в полдень их привезли в русский лагерь».

2-й историк. Все началось с лодки. На Васильевском острове, в белокаменном здании помещается Центральный Военно-морской музей.

В музее хранится ботик – лодка под парусом. Этот ботик – «дедушка русского флота». 15 лет было Петру, когда он тот ботик впервые увидел. В сохранившейся собственноручно написанной царем записке «О начале судостроения в России» сказано:

Петр: «Случилось нам бывать в Измайлове на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дома деда Никиты Ивановича Романова, между которыми я увидел судно иностранное, спросил, что за судно? Мне ответили, что бот английский. Я спросил: где его употребляют? Ответ: при кораблях для езды и возки. Я спросил, какое преимущество имеет перед нашими судами? В ответ услышал, что судно ходит на парусах не только, что по ветру, но и против ветру, слово меня в великое удивление привело…». (В. Суслов. «Рассказы о Ленинграде». Л. «Детская литература» 1988, стр. 68 – 70.)

3-й историк. Видимо, тогда-то и зародилась у Петра любовь к морю, к плаванию под парусами. С годами он громадные корабли строить начал, немало победна море одержал, но про ботик всегда помнил.

(на экране репродукция «Петр в Саардаме обучается кораблестроению».

1697. К.Лебедев).

4-й историк. В начале 1722 года в Москве праздновалось заключение ништадского мира, открывшего России дорогу на Балтику. Был в Москве и Петр. В торжественный час о старом ботике вспомнил, повелел привезти его в Санкт – Петербург.

5-й историк. Молодая северная столица готовилась к встрече «дедушки русского флота». К Александро-Невской лавре собрались все суда и лодки, что были в ту пору на Неве. Вскоре с лодок закричали: «Плывет! Плывет!» Вниз по Неве вел ботик сам Петр.

(на экране репродукция «Ботик Петра Первого» Е.Е. Лансере. 1903г. Гуашь, акварель, тушь. Москва. Государственная Третьяковская галерея).

Орудийным громом крепостной артиллерии встретила «дедушку» Петропавловская крепость. Салютовали ему ружейной стрельбой 2500 солдат, выстроившихся на Троицкой площади. Вечером в небе взвилась «огненная феерия». На красочной декорации ярко светилась фраза: «От малых причин могут быть большие следствия».

1-й историк. Ботик поставили на специальную тумбу, расписанную Иваном Зарудным. По ее бокам надписи. На одной стороне: «Децкая утеха…» - на другой: «… принесла мужескитриумф» … Была тут и другая надпись:«Судно сие водное, хотя мерою малое, и только к потешному на малых водах игранию построенное, но потом явилося яки плодоносное семя великого в России корабельного флота» (В. Суслов. «Рассказы о Ленинграде». Ленинград «Детская литература» 1988, стр.72).

(на экране репродукция картины И.К. Айвазовского «Петр Первый при Красной горке»).

5-й художник. В 1846 году Иван Константинович Айвазовский приступил к картине об основателе флота Петре Первом. Картина изображает сильный шторм. Буря застала Балтийский флот в Финском заливе. Яркие вспышки молний освещают корабли, которым грозит гибель. На переднем плане картины изображен скалистый берег. Там горит костер, зажженный Петром Первым, добравшимся до берега с одним из матросов. Петр при помощи костра указывает путь кораблям. Страшна эта ночь. Высокие волны с неистощимой яркостью накинулись на флотилию. Темное грозовое небо и разъяренная морская стихия вступили в союз против человека. Но человек не растерялся. Этот человек – Петр. Он осветил путь кораблям. Корабли не сдаются буре. Пусть ветер свистит и бешено рвет паруса, человек оказывается сильнее. Его воля сломит ярость волн. Свет, зажженный Петром на берегу, воодушевил моряков, и они с удесятеренными силами продолжают бороться со стихией.

3-й чтец.                      Чу, пушки грянули! Крылатых кораблей                                                                                          

                                      Покрылась облаком станица боевая,

                                      Корабль вбежал в Неву – и вот среди зыбей

                                      Качаясь плавает, как лебедь молодая.

                                      Ликует русский флот. Широкая Нева

                                      Без ветра, в ясный день глубоко волновалась.

                                      Широкая волна плеснула в острова…

                                                                                                          1833.                                    

Ведущая. Прозвучала выразительная характеристика великого преобразователя России.

(на экране репродукция «Корабли времен Петра Первого» Е. Лансере).

4-й чтец.                      На берегу пустынных волн

                                      Стоял Он, дум великих полн,

                                      И вдаль глядел…

5-й литератор. Эти строки прозвучали в начале нашей композиции. «Он» в них с большой буквы. Петр Великий превращен в символ той воли, которая побеждает сопротивление стихий. Он становится «Медным всадником», «кумиром на бронзовом коне». Александр Сергеевич Пушкин называет его «мощным властелином судьбы», «чьей волей роковой над морем город основался».

(на экране «Медный всадник». Памятник Петру Первому в Петербурге. Создатель скульптор Этьен Фальконе при участии Мари Анн Колло).

2-й историк. «Медный всадник» - лучший памятник старого Петербурга – творение Этьена Фальконе. Всадник возвышается на скале, имеющей форму падающей волны. Эта скала – грандиозный валун, находившийся в окрестностях столицы, у моря на Лахте. По преданию, в него ударила молния. Местное население прозвало этот валун «гром – камень».

3-й историк. Доставка его в Петербург представляла большие трудности. Сметливый ум одного кузнеца подсказал способ его перевозки. Валун везли с барабанным боем. В память этого события была выпущена особая медаль. Вознесенный над гранитным пьедесталом, всадник конем попирает змия, олицетворение злых сил. Голову Петра делала ученица Этьена Фальконе – Мари Анн Колло.

4-й историк. 7 августа 1782 года исполнялось 100 лет со дня вступления на престол Петра Первого. В этот день и решено было торжественно открыть памятник. Тысячи петербуржцев заполнили площадь, валы и гласис Адмиралтейства, окна и крыши окрестных зданий, даже набережные Васильевского острова на противоположном берегу Невы. Река тоже была покрыта множеством судов, императорскими яхтами. Целый лес мачт качался над волнами.

5-й историк. В 2 часа дня заняли свои места на площади войска. Взвилась в небо ракета. Рухнули фанерные щиты, перед зрителями предстал во всем своем величии «кумир на бронзовом коне». С кораблей, стоящих на Неве, ударили пушки. Взвились флаги. Рассыпалась над площадью барабанная дробь. Запели трубы оркестров. Монумент был открыт.

5-й чтец.               Прошло сто лет, и юный град,

                               Полнощных стран краса и диво,

                               Из тьмы лесов, из топи блат

                               Вознесся пышно, горделиво;

                               Где прежде финский рыболов,

                               Печальный пасынок природы,

                               Один у низких берегов

                               Бросал в неведомые воды

                               Свой ветхий невод, ныне там

                               По оживленным берегам

                               Громады стройные теснятся

                               Дворцов и башен; корабли

                               Толпой со всех концов земли

                               К богатым пристаням стремятся;

                               В гранит оделася Нева;

                               Мосты повисли над водами;

                               Темно – зелеными садами

                               Ее покрылись острова…

(А.С. Пушкин «Медный всадник»)

(на экране репродукция картины Валентина Александровича Серова

«Петр Первый». 1907г. Государственная Третьяковская галерея. Москва).

1-й художник. Петр на картине изображен шествующим по берегу Невы в окружении свиты, а на заднем плане видна панорама Петербурга – творения Петра. Это не реальный город времен правления императора – известно, что строительство Петропавловского собора, штиль которого виднеется вдалеке, было завершено уже после его смерти, и панорама Петербурга –это некая условно – театральная декорация, творчество, мечты Петра Первого о городе на суровых берегах Невы. Мечты, которая свершилась…

1-й литератор. Александр Сергеевич Пушкин увлечен исторической тематикой и личностью Петра Первого и пишет свою известную поэму «Полтава» в 1828-1829 годах. Поэта волновала государственная тема, вопрос об исторической судьбе русского государства. Он восклицал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

2-й литератор. В своих исторических статьях и заметках А. С. Пушкин говорил о значении Полтавской победы для укрепления независимости России и успеха ее внутренних преобразований. «Россия вошла в Европу,- писал он,- как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодательны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы…».

3-й литератор. А.С. Пушкин считал, что Полтавская победа примирила с Петром и народные массы, враждебно относившиеся к нему из-за крайней резкости его преобразований и жестокости применяемых средств, которыми они проводились в жизнь. Описывая торжественный въезд Петра в Москву после Полтавской победы, поэт говорит, что Петр «вошел в Москву при пушечной пальбе, колокольном звоне, барабанном бое, военной музыке и восклицании наконец с ним примиренного народа: «Здравствуй, государь, отец наш!».

1-й историк. 10 августа 1700 года Петр Великий объявил войну Швеции. Он хотел возвратить России принадлежащие ей издревле земли, которыми шведы насильно завладели много лет назад. Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700 году. Во время Нарвской баталии Петру было 28 лет, его противнику Карлу Двенадцатому – 18 лет. У Петра было 35 тысяч солдат, у Карла всего 8 тысяч.

(на экране репродукция «Бой под Нарвой 19 ноября 1700». А. Коцебу).

Петр: «Война началась для меня неудачно. Хорошо обученные войска Карла Двенадцатого разгромили моих молодцов. Но я, хоть и опечалился, не пал духом. Я рассуждал так: «Шведы, может быть побьют нас неоднократно, но у них же мы научимся побеждать их самих».

2-й историк. Карл надеялся взять Полтаву шутя, за несколько дней, но осада города затянулась. В ночь на 27июня 1709 года шведский король Карл Двенадцатый снял осаду Полтавы и, оставив в траншеях перед крепостью лишь незначительную часть своего 32-тысячного войска, двинул армию на север.

3-й историк. Король нарушил договоренность с русскими, согласно которой генеральное сражение назначалось на 29 июня, но Карл считал, что имеет на то причины. Перебежчик донес ему, что Петр Первый ждет к 29-му числу подкрепление – конницу Аюкахана. Карл жестоко страдал от раны, полученной им во время мальчишеской ночной вылазки к русскому лагерю, не веселы были и его мысли.

4-й историк. Шел девятый год Северной войны. Рухнули планы захватить с севера Москву, конница князя А.Д. Меншикова отвоевала огромные запасы продовольствия и артиллерию, которые сосредоточил в Батурине для Шведской армии изменник Мазепа. В сражении у деревни Лесной русские драгуны наголову разбили шестнадцатитысячный корпус Левенгаупта, захватили семнадцать орудий и семь тысяч повозок с различными припасами. Русская армия изматывала силы неприятеля в бесконечных стычках.

5-й историк. Армия Карла под Полтавой день ото дня таяла. Шведы не ожидали такого: деревянная крепость с небольшим гарнизоном под командованием полковника Алексея Степановича Келина почти три месяца сдерживала штурм сильнейшей европейской армии. Не раз уже отважные викинги пробивали крепостные стены, вновь и вновь шведский сигнальщик, задрав трубу к небу, на валу цитадели трубил общую атаку, но тут, откуда ни возьмись, появлялся этот отчаянный Келин и, увлекая за собой солдат, казаков, горожан, сбрасывал в ров войска Карла.

1-й историк. Северная война продолжалась несколько лет, но генеральной битвы между шведами и русскими еще не было. Многое уже изменилось после первых неудач Петра. Шведы значительно растеряли тот блеск, какой был у них в начале войны. Они устали, упали духом, стремились на родину. А русские научились воевать, и главное – побеждать.

2-й историк. 4 июля Петр Первый привел русскую армию к Полтаве, но не смог переправиться через разлившуюся от обильных дождей Ворсклу на виду у шведов. Тогда царь написал осажденным письмо, в котором благодарил за стойкость и обещал скорую помощь. Письмо запечатали в полое пушечное ядро, и кудесник русской артиллерии генерал – фельдмаршал Яков Вилимович Брюс рассчитал траекторию этого необычного снаряда.

3-й историк. …Зима 1708 – 1709 года выдалась на Полтавщине на редкость холодная, да и наступившее лето не баловало: дожди да дожди. Шведская пехота, покинув предместья Полтавы, разделились на четыре эшелона. Сзади шестью колоннами двигалась кавалерия. Верстах в пяти от города войска втянулись в узкое дефиле, образованное Малобудищанским и Яковчанским лесами.

4-й историк. Неожиданную тишину ночи разрезал дружный залп: головной отряд шведов наткнулся на русский редут. Первый этап сражения, вошедшего в историю под названием «Полтавская битва» начался. В Дублянщине – районе Полтавы, в километре от села Крутой Берег, 16 июня 1709 года военный совет русской армии решил дать врагу генеральное сражение.

5-й историк. Ночью, 27 июня, 20 тысяч шведов двинулись на позиции русских. Но в упор по шведам стала бить русская артиллерия. Шведы бросились в штыковую атаку. Им удалось потеснить центр первой линии русских войск. Тогда вторую линию обороны Петр повел в атаку сам.

(на экране репродукция мозаичной картины «Полтавская баталия» М.В. Ломоносова).

Петр: «Намереваясь вступить в битву, я отвел свою армию на пять верст от Полтавы, к крутому берегу реки, и назначил наступление на свои именины – день Святых Петра и Павла. Но Карл опередил меня на двое суток, двинув свою армию к русскому стану. Я обратился к войску с наказом: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра. Вы сражаетесь за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество. Не должна вас смущать мнимая непобедимость неприятеля. В сражении имейте перед собой правду и Бога, защитника нашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии».

1-й историк. Одной из главных задач Петра Первого было всячески препятствовать построению шведов в линейный ордер, в котором они не знали поражений. Для того, чтобы раздробить ряды армии Карла Двенадцатого, и были построены русские редуты в виде буквы «Т», обращенной основанием в сторону движения шведских войск, на расстоянии ружейного выстрела друг от друга. Ценой больших потерь, захватив всего два недостроенных редута, шведы прорвались к полю, где их встретила конница Александра Даниловича Меншикова.

(на экране Д.С. Мусикийский. Портрет А.Д. Меншикова. Около 1709 – 1710.

Миниатюра. Медная пластина, эмаль).

1-й чтец.              И царь туда ж помчал дружины

                              Они как буря притекли –

                              И оба стана средь равнины

                              Друг друга хитро облегли.

                              Не раз избитый в схватке смелой,

                              Заране кровью опьянелый,

                              С бойцом желанным наконец

                              Так грозный сходится боец.

    (А.С. Пушкин. «Полтава»)

2-й историк. Русская кавалерия увлекла за собой основные силы шведского войска, подставив его под фланговый огонь из военного лагеря. Чтобы избежать губительного орудийного огня, армия Карла скрылась в Малобудищанском лесу, а когда, закончив перестроения, шведы появились наконец на поле брани.

2-й чтец.              И, злобясь, видит Карл могучий

                              Уж не расстроенные тучи

                              Несчастных нарвских беглецов,

                              А нить полков блестящих, стройных,

                              Послушных, быстрых и спокойных,

                              И ряд незыблемый штыков.

                                                         (А.С. Пушкин. «Полтава»)

4-й литератор. Так в поэме «Полтава» А.С. Пушкин представляет только что созданную регулярную русскую армию.

3-й историк. Появился изменник, который выдал Карлу секрет: петровские новобранцы выйдут на поле брани в серых мундирах, поэтому шведы нанесли первый тяжелый удар по левому флангу, по мундирам мышиного цвета. Но перед генеральной баталией Петр переодел свой опытный, закаленный в сражениях Северной войны Новгородский полк в серые мундиры.

4-й историк. Первый батальон новгородцев прогнулся под мощным натиском, и тогда врага контратаковал второй батальон, во главе которого находился полковник Петр Алексеевич – Петр Первый. Эта атака явилась сигналом к общему наступлению, опрокинувшему противника по всей линии. Петр руководил сражением, не щадя своей жизни. Три пули попали в царя: одна пробила его шляпу, вторая – седло, третья ударила в грудь, но ее отразил нательный крест.

5-й историк. На «Плане современных окрестностей города Полтавы, заключающем переправы армии императора Петра Первого через реку Ворсклу и поле сражения 27 июня 1709 по съемке в июне 1909 года» вся местность, где произошла Полтавская битва, называется «Шведская могила». Здесь шведский король потерял свыше девяти тысяч своих воинов.

(на экране репродукция «Полтавская баталия: заключительный этап. 30 июня 1709 года. Раскрашенная гравюра Н. Лармессена и Ш. Берея по оригиналу П.Д. Мартена Младшего).

1-й чтец.           Горит восток зарею новой.

                            Уж на равнине, по холмам

                            Грохочут пушки. Дым багровый

                            Кругами всходит к небесам

                            Навстречу утренним лучам.

                            Полки ряды свои сомкнули.

                            В кустах рассыпались стрелки.

                            Катятся ядра, свищут пули;

                            Нависли хладные штыки.

                            Сыны любимые победы,

                            Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

                            Волнуясь, конница летит;

                            Пехота движется за нею

                            И тяжкой твердостью своею

                            Ее стремление крепит.

                            И битвы поле роковое

                            Гремит, пылает здесь и там,

                            Но явно счастье боевое

                            Служить уж начинает нам.

                            Пальбой отбитые дружины,

                            Мешаясь, падают во прах.

                            Уходит Розен сквозь теснины;

                            Сдается пылкий Шлипенбах.

                            Тесним мы шведов рать за ратью;

                            Темнеет слава их знамен,

                            И бога браней благодатью

                            Наш каждый шаг запечатлен.

2-й чтец.            Тогда-то свыше вдохновенный

                            Раздался звучный глас Петра:

Петр:   «За дело, с богом!»

                            Толпой любимцев окруженный,

                            Выходит Петр. Его глаза

                            Сияют. Лик его ужасен,

                            Движенья быстры. Он прекрасен,

                            Он весь как божия гроза.

                            Идет. Ему коня подводят.

                            Ретив и смирен верный конь.

                            Почуя роковой огонь,

                            Дрожит. Глазами косо водит

                            И мчится в прахе боевом,

                            Гордясь могущим седоком.

(на экране Ш.Л. Симоно. Полтавская баталия. После 1724.

Гравюра, раскрашенная акварелью).

3-й чтец.           Уж близок полдень. Жар пылает.

                           Как пахарь, битва отдыхает.

                           Кой – где гарцуют казаки.

                           Равняясь, строятся полки.

                           Молчит музыка боевая.

                           На холмах пушки, присмирев,

                           Прервали свой голодный рев.

                           И се – равнину оглашая

                           Далече грянуло ура:

                           Полки увидели Петра.

                           И он промчался пред полками,

                           Могущ и радостен, как бой.

                           Он поле пожирал очами.

                           За ним вослед неслись толпой

                           Сии птенцы гнезда Петрова –

                           В пременах  жребия земного,

                           В трудах державства и войны

                           Его товарищи, сыны:

                           И Шереметев благородный,

                           И Брюс, и Боур, и Репнин,

                           И, счастья баловень безродный,

                           Полудержавный властелин.

4-й чтец.           И перед синими рядами

                           Своих воинственных дружин,

                           Несомый верными слугами,

                           В качалке, бледен, недвижим,

                           Страдая раной, Карл явился.

                           Вожди героя шли за ним.

                           Он в думу тихо погрузился.

                           Смущенный взор изобразил

                           Необычайное волненье,

                           Казалось, Карла приводил

                           Желанный бой в недоуменье…

                           Вдруг слабым манием руки

                           На русских двинул он полки.

5-й чтец.           И с ними царские дружины

                           Сошлись в дыму среди равнины:

                           И грянул бой, Полтавский бой!

                           В огне, под градом раскаленным,

                           Стеной живою отраженным,

                           Над падшим строем свежий строй

                           Штыки смыкает. Тяжкой тучей

                           Отряды конницы летучей,

                          Браздами, саблями звуча,

                          Сшибаясь, рубятся сплеча.

                          Бросая груды тел на груду,

                          Шары чугунные повсюду

                          Меж ними прыгают, разят,

                          Прах роют и в крови шипят.

                          Швед, русский – колет, рубит, режет.

                          Бой барабанный, клики, скрежет,

                          Гром пушек, топот, ржанье, стон,

                          И смерть, и ад со всех сторон.

(во время чтения на экране меняются кадры, на которых изображен Полтавский бой).

1-й историк: «Карл Двенадцатый,- писал Фридрих Энгельс,- сделал попытку вторгнуться в Россию; этим он погубил Швецию и воочию показал неприступность России».

2-й историк: В журнале Петра Великого сказано:

Петр: «Непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута».

Ведущий. Московский император, проникнутый радостью, которую он не давал себе труда скрывать…, принимал на поле битвы пленников, которых ему приводили толпой, и он то и дело спрашивал:

Петр: «А где же мой брат Карл? (Взяв стакан вина, он сказал:) За здоровье моих учителей в военном искусстве!»

3-й историк. Реншильд спросил Петра, кого он почтил таким славным титулом?

Петр: «Вас, господа генералы».

4-й историк. В ответ Петр Первый услышал: «В таком случае, ваше величество, вы очень уж неблагодарны; так дурно обошлись со своими учителями».

5-й историк. На второй день после сражения в братской могиле были погребены 1345 рядовых и офицеров петровской армии. На высоком холме – 27 массивных тумб, между которыми укреплены тяжелые цепи. Внутри кургана небольшое помещение бывшей часовни. В центре – огромная гранитная плита.

(на экране памятник)

1-й историк. После победы русские полки выстроились на поле сражения.

(на экране репродукцияМедаль за Полтавскую баталию).

Царь объехал их с непокрытой головой и, преклоняя шпагу, приветствовал победителей.

(на экране репродукция – Петр Первый)

Петр: «Здравствуйте, сыны Отечества, чада мои возлюбленные! Потом трудов моих создал я вас; без вас государству, как телу без души, жить невозможно! Вы, имея любовь к Богу, к Вере православной, к Отечеству, славе, не щадили живота своего, и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши будут незабвенны у потомства». (Артемов В.В. «Дом Романовых». М. ОЛМА Медиа Групп 2014, стр. 158)

2-й историк. Полтавская битва имела решающее значение в истории восточной Европы. Она была концом не только военной славы шведов, но и самого великодержавного положения Швеции. Напротив, Московскому государству она дала заслуженное место среди европейских держав. Петр получил доступ к Балтийскому морю, которого так добивался.

5-й литератор. Сейчас прозвучит стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, «Пир Петра Первого», в котором перед нами открывается чудесная картина построенного Петром Великим города и сам Петр, обычный человек, для которого главное – примирение с подданным, прощение его вины перед царем.

1-й чтец.      Над Невою резво вьются

                      Флаги пестрые судов;

                      Звучно с лодок раздаются

                      Песни дружные гребцов;

                      В царском доме пир веселый;

                      Речь гостей хмельна, шумна;

                      И Нева пальбой тяжелой

                      Далеко потрясена.

2-й чтец.     Что пирует царь великий

                     В Питербурге – городке?

                     Отчего пальба и клики

                     И эскадра на реке?

                     Озарен ли честью новой

                     Русский штык иль русский флаг?

                     Побежден ли швед суровый?

                     Мира ль просит грозный враг?

3-й чтец.      Иль в отъятый край у шведа

                      Прибыл Брантов утлый бот,

                      И пошел навстречу деда

                      Всей семьей наш юный флот,

                      И воинственные внуки

                      Стали в строй пред стариком,

                      И раздался в честь Науки

                      Песен хор и пушек гром?

4-й чтец.     Годовщину ли Полтавы

                    Торжествует государь,

                    День, как жизнь своей державы

                    Спас от Карла русский царь?..

                    Нет! Он с подданным мирится;

                    Виноватому вину

                    Отпуская, веселится;

                    Кружку пенит с ним одну;

                    И в чело его целует,

                    Светел сердцем и лицом;

                    И прощенье торжествует,

                    Как победу над врагом.

5-й чтец.     Оттого – то шум и клики

                     В Питербурге – городке,

                     И пальба, и гром музыки,

                     И эскадра на реке;

                     Оттого – то в час веселый

                     Чаша царская полна,

                     И Нева пальбой тяжелой

                     Далеко потрясена.

1835

Ведущая. Всемерно заботясь о просвещении, Петр Первый уделял значительное внимание распространению музыки в дворянском быту. С целью ознакомления с современной музыкой,  Петр устраивал еженедельные концерты. Посещение этих концертов было строго обязательным и предписывалось особым царским указом.

Ведущий. Массовые, открытые празднества устраивались Петром в честь военных успехов, побед, заключения мира. На этих празднествах исполнялись часто канты, получившие название «приветственных» или «кантов – виватов». Содержанием таких кантов было прославление родины, самого Петра, героев – полководцев.

Ведущая. Музыка кантов – виватов маршевая, торжественная. Типичным образцом такого рода музыки является кант, исполнявшийся на празднике по поводу заключения Ништадского мира и победоносного окончания русско – шведской войны.

Выходят трое чтецов, читают друг за другом строчки канта:

1-й чтец. Радуйся, Рос, ко земле.

2-й чтец. Радуйся, Рос, ко земле.

3-й чтец. Радуйся, Рос, ко земле.

1-й чтец. Ликуй, ликуй и веселися.

2-й чтец. Ли куй, ли куй, швед умирися. Ви – ват.

3-й чтец. Ви – ват, ви – ват.

1-й чтец. Ви – ват, гостю чрезвычайну.

Все: Виват, виват, виват в Сионе воскликнем.

3-й историк. Итоги правления Петра Великого. Умер Петр Первый не от старости. Осенью 1724 года в ненастную погоду он бросился спасать солдат, тонувших в море недалеко от Петербурга, схватил сильную простуду и в январе 1725 года скончался, 52 лет от роду. Похоронен он в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

(на экране репродукция Собор Петропавловской крепости).

4-й историк. В царствование Петра Первого был резко изменен ход российской истории: страна превратилась в мощную империю, ставшую вровень с европейскими державами. Весь имперский период России прошел по пути, начертанному этим государем. Нововведения тогда затронули практически все стороны российской жизни, «прорублено окно в Европу». Петровские преобразования, его политика в целом имели благотворительные результаты для России, ее культурного и политического развития.

5-й историк. 22 сентября 1721 года был подписан «Приговор Правительствующего Сената о поднесении Петру Первому титулов Отца Отечества, Императора Всероссийского и Петра Великого».

(на экране репродукция Петр Первый, император. Хромолитография).

2-й чтец.       В надежде славы и добра

                       Гляжу вперед я без боязни:

                       Начало славных дел Петра

                       Мрачили мятежи и казни.

                       Но правдой он привлек сердца,

                       Но нравы укротил наукой,

                       И был от буйного стрельца

                       Пред ним отличен Долгорукий.

                       Самодержавною рукой

                       Он смело сеял просвещенье,

                       Не презирал страны родной:

                       Он знал ее предназначенье.

                       То академик, то герой,

                       То мореплаватель, то плотник,

                       Он всеобъемлющей душой

                       На троне вечный был работник.

                       Семейным сходством будь же горд;

                       Во всем будь пращуру подобен:

                       Как он, неутомим и тверд,

                       И памятью, как он, незлобен.

           (А.С. Пушкин. «Стансы»)

Ведущий. Свою композицию мы заканчиваем торжественной маршевой поступью кантов, прославлявшей Россию, ее преобразователя Петра Великого, героический русский народ.

Ведущая. Замечательным примером развития этой традиции может служить «Славься» Михаила Ивановича Глинки –заключительный хор из оперы «Иван Сусанин».

(звучит хор).

Используемая литература:

1.   Артемов В. В. Дом Романовых. М. ОЛМА Медиа Групп. 2014.

2.   Потресов  В. «И грянул бой…». Журнал «Огонек» №23. 1984.

3.   Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М. «Художественная литература».1974.

4.   Пушкин А.С. Поэмы. М. «Детская литература» 1972.

5.   Стихотворения А.С. Пушкина. Составление, подготовка текста и примечания

      С. Бонди. М. «Детская литература» 1978.

6.   Лотман Ю. В мире пушкинской поэзии. «Версии». М. «Искусство» 1989.

7.   Колокольцев Е.Н, Зельманова Л.М. Развитие речи. 8 – 9 классы. Дрофа. М. 2002.

8.   Раков Ю. «Петербург – город литературных героев». «Химия».

      Санкт – Петербург 1997.

9.   Анциферов Н.П. «Непостижимый город…». Лениздат 1991.

10. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. Ленинград «Детская литература» 1988.

11. Зажурило В.К., Кузьмина Л.И., Назарова Г.И. «Люблю тебя, Петра творенье…».

      Пушкинские места Ленинграда. Лениздат 1989.

12. Русская музыкальная литература. Выпуск первый. Издательство «Музыка». М. 1965.

13. Русские цари. От Ивана Грозного до Николая Второго. «Новатор», «П – 2», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Век медный, бронзовый, железный. Презентация к уроку химии 9 класс.

Презентация по химии предназначена для вводного урока в тему «Металлы»  в 9 классе и полностью соответствует параграфу учебника химии О.С. Габриеляна. Она  является хорошим наглядным пособие...

Презентация "Кони" к стихотворению новосибирского поэта. Владимир Быченок "КОНИ"

         Быченок, Владимир Алексеевич(р. 15. 03. 1939)Род. в г. Новосибирск в семье служащих. Окончил Новосибирский институт инженеров геодезии и картографии (1962). Бы...

Эстрадная лирика. Бронзовый век русской поэзии

Работа представляет собой презентацию "Эстрадная лирика. Бронзовый век русской поэзии", в которой раскрываются основные поэтические особенности творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулино...

Исследовательская работа " Удивительное животное - конь" (Конь в жизни бурят)

Исследовательская работа на тему "Удивительное животное - конь"...

«Ах вы, кони, наши кони!»

Цель: ввести обучающихся  в мир знаний, расширить кругозор детей о лошадях.  Формировать  навыки экологической грамотности поведения   школьников......