Коллективизация и индустриализация
методическая разработка по истории на тему

Шамсутдинова Райля Илгизовна
Методичекая разработка, в которой отражены конспект урока, презентация и небольшие катрочки для закрепления темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Коллективизация и индустриализация".

Цели занятия:

- изучить основные направления развития экономики СССР в 30 годы 20 века и его итоги;

- формировать умения самостоятельного анализа , сравнения исторического материала, представленного в различных источниках( сравнивать пути развития СССР в данный период, выделять цели и средства модернизации экономики, подводить итоги развития)

- давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели; 

-устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

Вид занятия: комбинированный урок

Методы обучения: частично- поисковый, наглядно- иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (таблицы, первичное закрепление материала).

Этапы

                                                      Ход урока

1. Орг.момент

2. Проверка д/з

3. Объяснение новой темы.

Дискуссия

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Заполнение таблицы

Подведение итогов.

Д/з

Приветствие обучающихся.

1. Сл. 1. Основной вопрос по проверке д/з.

2. В чем заключалась двойственность (противоречивость) внешней политики СССР в 20-е гг.?    Сделайте вывод.

Доп.вопросы. Объясните понятия: "Полоса признания", принцип мирного сосуществования, Локарнские соглашения, пакт Бриана-Келлога, "рабочие правительства".

  1. Вступительная речь учителя.

План урока:

  • 1. Причины отказа от НЭПа
  • 2. Разгром «кулацкой оппозиции» и новые ориентиры
  • 3. Коллективизация и её итоги
  • 4. Индустриализация

В 20-е годы во всем мире происходит восстановление и развитие рыночного хозяйства. Повсеместно наблюдается экономический поъем. Но к концу 20-х гг. начался кризис перепроизводства крупнейший за всю историю Запада (1929-1933гг.) Итак, мы выяснили, что в период НЭПа, экономика страны была восстановлена и вышла на уровень 1913 года. Но за это время страны Запада быстро развивались. Международное положение было сложным, а СССР приходилось завозить промышленную продукцию из- за рубежа. 76 % населения СССР проживало в деревне.

Цитата Сталина « Задержать экономическое развитие – значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет»

                                 Существовало 2 основных пути выхода из кризиса:

1) Государственное регулирование хозяйственной жизни и социальных отношений, но с сохранением демократических ценностей. (Анг, США, Фран.) - были колонии.

2) Введение диктаторских форм правления с полным свертыванием демократии, жесткий контроль государства над экономикой, возобновление борьбы за передел мира. ("фашизм"-связка. Италия, Испания, Германия).

    Проблемный вопрос: каковы значение и цена рывка, совершенного в СССР в 30-е годы?           

                 Причины хлебозаготовительного кризиса в СССР (1927-28гг)

1) Низкие закупочные цены на зерно  2) дефицит товаров повседневного спроса (для обмена нас/х продукцию)  3) неурожайные год  4) возможность скорой войны с Англией (крестьяне прятали хлеб)
следствием этого явилось

                                   -сокращение хлебозаготовок;

                                   -снижение хлебного экспорта;

                      -сокращение импорта для нужд индустрии;

                                  -угроза голода в городах и армии.

                                                                 

     Чрезвычайные меры правительства по изъятию хлеба у крестьянства  (возвращение продразверстки)

          Сокращение посевных площадей, массовый забой скота.

                                         Пути выхода из кризиса:    (сл. 5)        

Н.Д. Кондратьев (экономист)

Т.з. Н.И.Бухарин   

Т.З. И.В.Сталин

рыночная экономика, стимулирование свободного предприним-ва.

Не замедляя темпов индустриализации        

увеличить выпуск промтоваров, сбалансировать цены на зерно и технические культуры, усилить                                                              

налогообложение кулаков.                              

 (менее противоречива,                                      

  социальное спокойствие)                                

Форсировать индустриализацию, провести сплошную коллективизацию, колхозы- надежный канал перекачки ресурсов на нужды индустриализации из деревни. В то же время будет уничтожено кулачество и обеспечен полный гос.контроль над крестьянами. (огромные социальные издержки, гибель тысяч людей)

        ? - Какая т.з. вам  кажется более верной и почему?

Победила т.з. Сталина,  Бухарина обвинили в "правом уклоне",а его соратников лишили высоких постов.   

                                                            Индустриализация.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Развитие новых отраслей промышленности.

                 +

Экстенсивное развитие экономики ("вширь")

2. Ликвидация технико-экономической отсталости.

Превращение в мощную индустриально-аграрную державу. (2-е место после США)

Преобладал ручной труд в строительстве, в с/х. Отставание легкой промышленности.

3. Достижение экономической независимости.

                    +

Создание автаркичной экономики (обособленной от других стран)

4. Создание ВПК.

                    +

Укрепление обороноспособности страны.

Создание условий для военно-политической экспансии сталинского руководства.

5. Подведение технической базы под с/х.

                     +

Формирование насильственной политики сплошной коллективизации.

 

 Источники индустриализации.

1) Изыскивали внутри страны: - из легкой промышленности,

                                                          - из с/х;

2)  Экспорт зерна, золота, леса, пушнины;

3) Высокие налоги с населения (особенно на нэпманов),  ликвидация частного сектора к 1933г.;

4) Нематериальный источник - духовная энергия трудящихся (соц.соревнования с 1929г., стахановское движение)

О Г.Стаханове Чтение доп. материала методичка о трудовых подвигах .

                               Плановая экономика. Первые пятилетки.

Первая пятилетка

Вторая пятилетка

Годы

1928-1932

1933-1937

Задачи

наращивание экономической и  военной мощи государства максимально  высокими темпами

 окончательная ликвидация частной собственности на основе полного завершения коллективизации; дальнейшего быстрого подъёма промышленности, производящей средства производства (тяжёлой промышленности); быстрый подъём благосостояния рабочих и крестьян; укрепление обороноспособности страны.

Крупнейшие стройки

ТурксибДнепроГЭС, металлургические. Заводы в МагнитогорскеЛипецке
 и ЧелябинскеНовокузнецке,
Норильске а такжеУралмаш, тракторные заводы в Сталинграде
ЧелябинскеХарькове,

УралвагонзаводГАЗЗИС

Уральский завод тяжёлого машиностроения, Краматорский завод тяжёлого машиностроения, Уральский вагоностроительный завод, Криворожский ,Новолипецкий ,Новотульский металлургический завод. Беломорско-Балтийский канал, В 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Итоги

«Великий перелом» —форсированная индустриализация

 (выражение И. В. Сталина)

Выполнена за 4 года и 3 мес.

введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Производительность труда в промышленности выросла на 90%

Выполнена за 4 года и 3 мес. 

Реальный результат: большинство важнейших показателей вообще не были выполнены. Под сомнение ставится и объявление нашей страны индустриальной, т.к. в к. 30-х гг. с/х вносило больше дохода, чем промышленность.

                                                          Коллективизация. 1928-1937 гг.

 Принято решение на XV съезде ВКП(б) в 1927 году

7 ноября 1929 в газете "Правда" появилась статья Сталина "Год великого перелома" - коренная перестройка с/х и эксплуатация "внутренней колонии" - крестьянства для нужд индустрии.

Цели

Результаты (+)

Последствия ( -)

1. Налаживание канала прекачивания средств из деревни в город на нужды индустрии.

                     +

Проще выкачать средства из нескольких сот тысяч крупных хозяйств, чем из миллионов мелких.

Отвлечение огромных средств от развития с/х и инфраструктуры села.

2. Ликвидация кулачества как класса.

Последний островок рыночных отношений был ликвидирован.

Политика ликвидации кулачества как класса лишила наиболее предприимчивых, независимых крестьян, раскулачено и сослано в Сибирь, Казахстан то 3,5 до 9  млн. чел. Укрепление сталинской диктатуры.

3. Огосударствление сельскохозяйственного производства.

                       +

К сер. 30-х гг.в  колхозы объединили 93% крестьянских хоз-в. Гос.заготовки увеличились втрое. Созданы условия для промышленного скачка.

Ликвидация экономических стимулов развития с\х производства.

4. Ликвидация "аграрного перенаселения" - раскулачиание.

Значительное сокращение численности сельского населения.

Массовый "исход" крестьян из деревни.  По усредненным оценкам только 6 млн людей умерли от голода, 2 млн были депортированы. Дефицит рабочей силы на селе.

С 1928 г. создание государственных  МТС -машинно-тракторные станции.

Вывод: за годы первых пятилеток СССР совершил гигантский скачок в развитии тяжелой промышленности, но это скачок был куплен ценой огромных трудностей для всего народа: лишения, голод, смерть.

Выборочно провести проверку по карточкам.

  • § 17, 18. Самостоятельно изучить пункт – Культурная революция.
  • Ответить на вопросы, 2,6 письменно.
  • Термины расписать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В чем состояла слабость Версальско-Вашингтонской системы? Дайте оценку Версальско-Вашингтонской системы. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 2

Коллективизация и индустриализация Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 3

План урока: 1. Причины отказа от НЭПа 2. Разгром «кулацкой оппозиции» и новые ориентиры 3. Коллективизация и её итоги 4. Индустриализация Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 4

Домашнее Задание: § 17, 18. Самостоятельно изучить пункт – Культурная революция. Ответить на вопросы, 2,6 письменно. Термины расписать. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 5

Варианты выхода из кризиса 1. Н.Д . Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства. 2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Предлагали принять помощь из-за рубежа. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики. 3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 6

Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 7

Год «Великого перелома » 1. Курс на индустриализацию – принят первый пятилетний план . В апреле на XVI партийной конференции. 2. Коллективизация сельского хозяйства. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 8

Коллективизация – обобществление средств производства и создание коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на индустриализацию. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 9

Принципы создания колхоза Итоги коллективизации. 1. Земля – общая, колхозная. 2. Тягловый и домашний скот отправляется на колхозную ферму и конюшню. 3.Орудия труда и инвентарь переходит в общественную собственность. 4.Запасы зерна переходят в общественный фонд. 5. В колхозе трудятся сообща и на равных условиях 6. Оплата по трудодням 1. Получены средства на индустриализацию. 2. Фактически ликвидировано частное крестьянское хозяйство. 3. Уничтожены зажиточные крестьянские хозяйства. 4. Голод 1932 – 1933 гг. 5. Фактическое прикрепление крестьян к земле. Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 10

1й пятилетний план – 1928-1932 гг. 2й пятилетний план – 1933-1937 гг. Индустриализация Новые отрасли в промышленности : Нефтехимическая Цветной металлургии Синтетических веществ … Я. Ромас. Утро Первой Пятилетки Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 11

Источники индустриализации Перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей Получение дополнительных доходов за счет экспорта зерна, масла, леса, пушнины, золота, нефти Проведение государственных займов у населения Использование труда заключенных и спецпереселенцев Организация соцсоревнований и ударничества Шамсутдинова Р. И. ©

Слайд 12

А. Стаханов. в шахте Стахановцы: М. Мазай, Н. Изотов, П. Кривонос, А. Бусыгин, П. Ангелина, Е. Виноградова Шамсутдинова Р. И. ©



Предварительный просмотр:

Карточка  №1.

  1. В каком году был принят курс на индустриализацию?
  1. 1921 год
  2. 1925 год
  3. 1930 год
  4. 1936 год

  1. Почему 1929 год был назван «Годом Великого Перелома»? Кто его таковым назвал?

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1.  Коллективизация - _____________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930х гг.?
  1. Утверждение единой государственной идеологии
  2. Возрождение роли религии в духовном воспитании населения
  3. Отказ от цензурных ограничений
  4. Ограничение влияния государства на развитие культуры

  1. Дайте оценку процесса индустриализации __________________________________

Карточка №2.

  1. В каком году был принят закон «колоски» (за хищение колхозной собственности)
  1. 1925 год
  2. 1929 год
  3. 1932 год
  4. 1930 год

  1. Нэпман –

Кулак –

  1. Индустриализация -  _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Какие центры образования были созданы во время культурной революции?
  1. Комбеды и рабфаки
  2. Ликбезы рабфаки
  3. Рабфаки, ликбезы и комбеды
  4. Ликбезы
  1. Дайте оценку процесса коллективизации________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коллективизация и индустриализация в Мамадышском районе

Урок содержит богатый региональный материал,Дает представление о преодолении трудных  исторических вех населением Мамадышского района в 20-30 -егг XX века....

История России. Проверочная работа по теме "Коллективизация и индустриализация" (9 класс)

Вопросы по одной из самых проблемных тем в истории России начала 20 века . Каждый из 3 вариантов состоит из 3 вопросов и рассчитан на 25-30 минут учебного времени. Для удобства пользования варианты ко...

Урок в 9 классе " СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"

Урок содержит презентацию по теме в 9 классе "СССР в 1930гг. Коллективизация и индустриализация"...

СССР в 1930 гг. Коллективизация и индустриализация

Презентация к уроку "СССР в 1930 гг. Коллективизация и индустриализация"  История России, XX в. , 9 класс. Учебник Загладин Н.В., Минаков С.Т.,Козленко С.И., Петров Ю.А....

Урок истории в 9 классе «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Р...

Конспект урока «СССР в 1930-е годы. Коллективизация и индустриализация»

Предмет История Класс 9 Автор УМК Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А., История России XX-начало_ XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций.- 11изд.: М.- ООО «Р...

История России. Проверочная работа по теме "Коллективизация и индустриализация" (9 класс)

История России. Проверочная работа по теме "Коллективизация и индустриализация" (9 класс)...