сценарий и презентация классного часа к 72 годовщине победы .Город- герой Ленинград
классный час по истории (5 класс) на тему

Елена Александровна Одинцова

Сценарий и презентация классного часа подготовлены к 72годовщине победы над фашизмом.Классный час рассказывает о блокаде Ленинграда и как жители ее пережили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый 72-летию снятия блокады Ленинграда

Классный час в 5"Г"  классе МОБУ СОШ № 10, посвящённый одному из дней воинской славы России – дню снятия блокады Ленинграда.(сопровождается презентацией)

Цели:

  • формирование гражданского самосознания,
  • уважения к историческому прошлому нашей Родины;
  • вызвать у школьников чувство сопереживания с трагической судьбой ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом; развивать познавательную активность в области знаний об истории своей страны.

Ход классного часа

1 ученик

Сегодня, 27 января, в России отмечается 72 годовщина  освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Начавшаяся 8 сентября 1941 года блокада города-героя длилась 872 дня и была полностью снята 27 января 1944 года. Несмотря на то, что город оказался отрезанным от остальной территории СССР, в нем начался голод, не было электричества и теплоэнергии, ленинградцы продолжали противостоять врагу. Регулярные артобстрелы и авианалеты не могли нарушить работу предприятий, выпускавших все необходимое для фронта. Отстоять Ленинград удалось очень большой ценой - погибло от 650 000 до 1 000 000 человек, а численность населения сократилась до 800 000, в то время как к началу войны в городе и пригороде проживало 3 000 0000 человек.

2 ученик

Жители блокадного города делились воспоминаниями о той страшной зиме 1941-42 гг.: «В комнатах была постоянная темь: в большинстве домов от обстрелов, от бомбежки вылетали стекла, окна были заделаны фанерой, завешаны одеялами, заткнуты тряпьем… На улицах тоже стояла темень. В целях светомаскировки в домовые фонари ввинтили синие лампочки. Когда и они погасли, по вечерам приходилось ходить по памяти, натыкаясь на людей. Темнота действовала угнетающе. К этой морозной темноте трудно было привыкнуть, приспособиться…»«Бывало, выйдешь на улицу, а там так темно, что будто пропасть какая, - вспоминали блокадники. - Идешь и руки перед собой держишь. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная все время…». Из-за нехватки электроэнергии троллейбусы в Ленинграде встали.

3 ученик

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).:
"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь". "…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

4 ученик

Дорога Жизни

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено. 30 августа 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал «Дорогой жизни»

5 ученик

125 блокадных грамм

Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца. 125 граммов хлеба в сутки для иждивенцев были введены 20 ноября 1941-го, а заменены более высокими уже 25 декабря. Однако для жителей осажденного города это была катастрофа - у большинства их них, не привыкших делать какие-то серьезные запасы, ничего, кроме этого кусочка хлеба вперемешку с отрубями и жмыхом, не было. Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

6 ученик

Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).:
"…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное - мучает голод"."…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают.

Деньги были, но ничего не стоили. Ничто не имело цены: ни драгоценности, ни картины, ни антиквариат. В булочные, где выдавались по карточкам дневные нормы, стояли огромные очереди.  Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

7 ученик

Город и его борьба

Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода имени Кирова ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.

В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

8 ученик

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

"28 декабря 1941 года Женя умерла...
Бабушка умерла 25 января 1942-го.
17 марта - Лека умер.
Дядя Вася умер 13 апреля.
10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла.

9 ученик

Прорыв и снятие блокады

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат. К концу первого дня наступления войска закрепились на двух плацдармах на левом берегу Невы. К полудню 18 января в районе Рабочих посёлков №5 и 1 произошла встреча двух фронтов. В ночь на 19 января 1943 года радио Ленинграда передало, что блокада прорвана.

14 января 1944 года в 9 часов 35 минут по противнику открыли огонь тяжёлые морские орудия из Кронштадта, с фортов и кораблей, а также многочисленная полевая артиллерия. Атака стрелковых частей 2-й армии началась в 10 часов 40 минут. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

10 ученик

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не ви

дим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Заключение

18 января 1943года блокада была прорвана. А 27 января 1944 над Невой прогремел  салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города. Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище  почтить  светлую память защитников Ленинграда.

Пискаревское мемориальное кладбище –один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге  ленинградцев, выдержавших 900- дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города. В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная  парта», созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов.

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы, «Город-герой – Сталинград» для обучающихся 6-7 классов....

Сценарий спортивного праздника, посвященного 65-й годовщине победы в ВОВ: I малая спартакиада учебных заведений среднего профессионального образования ВАО города Москвы

В работе содержатся методические материалы для межколледжных мероприятий с использованием инновационных и активных методов обучения.Рассматривается один из актуальных в настоящее время вопросов органи...

Презентация классного часа, посвящённая Дню Победы о первой женщине Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне Зое Космодемьянской

Презентацию можно использовать для проведения классных часов в 6-7 классах, приуроченных ко Дню Защитника отечества, ко Дню Победы....

Город-герой Ленинград. Посвящается 71 годовщине Великой Победы. Презентация.

"Война стирается из памяти людей, но о ней помнят улицы, по которым ходим,заросшие воронки в полях, старие израненые деревья в парках...В работе использованы фотографии Сергея Ларенкова,стихи: Роберта...

Сценарий спортивного праздника, посвященного 65-й годовщине победы в ВОВ: I малая спартакиада учебных заведений среднего профессионального образования ВАО города Москвы

В работе содержатся методические материалы для межколледжных мероприятий с использованием инновационных и активных методов обучения. Рассматривается один из актуальных в настоящее время вопросов ор...

Презентация к классному часу, посвященному годовщине снятия блокады Ленинграда

Презентация может быть использована для проведения часа общения с учащимися 5-9 классов 27 января в день снятия блокады Ленинграда...

Сценарий и презентация Классного часа на тему: "Будь здоров!"

Воспитывать культуру здоровья; обобщать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человека....