Применение ИКТ на уроках истории и обществознания
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

 Доклад на заседании ШМО. Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_na_urokah_gumanitarnogo_tsikla.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ  на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

Процесс современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Это требование  нашего времени.

    Для  каждого человека,  живущего в  современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Это приводит  к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предметы гуманитарного цикла  не являются исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

     Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью, а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания..

      Современный  учебно-воспитательный процесс предполагает активное обучение и  развитие у учащихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с  огромным потоком  справочной информации, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web – страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

     ИКТ способны: стимулировать  и активизировать познавательный интерес к  предметам гуманитарного цикла, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Трудность  заключается в следующем:

1. В классе находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу детей. Ответственные ученики в этом случае вынуждены работать на компьютере в школе или обращаются за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не  могут полностью соответствуют целям и задачам,  именно, того урока,  который ты задумал и готовишь, учебным возможностям  и индивидуальным особенностям  ребенка и  класса.  Всегда видится все в сравнении, презентацию ты просматриваешь,  хочешь что-то внести, убрать,  добавить, исправить, доделать, вставить и т.д. Все это требует дополнительного времени.

  При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто, почти всегда. Происходит некоторое компьютерное засилье.  Ученики тоже устают от этоко компьютерного однообразия-безобразия. Я думаю, что это серьезная ошибка. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность  урока.  Наряду с  огромными +  ИКТ в процессе обучения  имеет и  недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о  главном  значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, какой бы она яркой, насыщенной, красочной она не была,  а формы и методы обучения  истории  с использованием презентации.  Все-таки, презентация-это лишь вспомогательный инструмент, при  помощи которого мы хотим достичь цели урока. Главным в работе педагога является  положительный результат — хорошие знания ученика, которые могут быть получены путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д.  Технические неполадки могут привести весь урок на смарку, поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть  традиционный урок с обычными средствами обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда  тебя не подведёт.

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. Преимущества компьютерных( электронных )учебников заключается в следующем:

1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

 2. Учебный материал излагается в доступной форме.

3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.

5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

 Кроме того, большую ценность представляет работа с историческими личностями, персоналиями, документами, историческими источниками.  Электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д. Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать его приходится при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ.

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, для меня это тоже представяло определенные трудности и в какой-то степени страх. Но  сейчас я  поняла, что он  и есть самый настоящий помощник для каждого учителя. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал, который введен почти во всех школах России.  В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты: Презентации, другие ЦОР, видеоролики к урокам. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. В-пятых, компьютер дает возможность  творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации, сообщества, блоги, сайты и размешать всю  необходимую информацию. И родители, и ученики могут переписываться на сайте, обмениваться  своими  мыслями, задавать вопросы в чате и в личной почте.

    С появлением в  классе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования  ИКТ на уроках истории и обществознания. На данный момент накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

    Сначала компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся у меня  методические разработки, перевести их в электронный  вариант с бумажного. Это позволяет проводить дистанционный обмен опытом между коллегами. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, таблицы,  варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках. В дальнейшей работе в практику работы были включены программы составления тестов, презентации, Интернет-ресурсы, был накоплен огромный материал, который я сейчас использую на уроках истории. В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока: мотивационном, рефлексии, организационном и т.д. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять  их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид — мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа PowerPoint дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

2) Кроме мультимедийных презентаций на своих уроках я использую  соцролики и флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

3) Следующий вид использование информационных технологий на моих уроках истории это мультимедийные карты.

4) Так же в своей педагогической деятельности  использую  готовые учебно-методические комплекты по всеобщей  истории и по истории  России в 5-11 классах.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках применяю различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем или учеником  в программах Word или PowerPoint, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.  Это нравится очень детям. Они любят работать в режиме Онлайн. Тесты могут  быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов ответов,  из которых нужно выбрать  один, правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Присутствует самоконтроль и самопроверка. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома.  Это может быть проверочная, самостоятельная или контрольная работа. И не нужно ничего придумывать, ломать голову, тратить время - все готово, пользуйся, пожалуйста. Есть специальные сайты, на которых может ученик  выполнять тесты, а на электронную почту приходит отчет о том, как  с тестом справился ученик.  Например, Курсотека. Ру или Знания. Здесь можно их порекомендовать и в качестве домашнего задания. В своей учебно-воспитательной  деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть — как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал и позвать на помощь учителя, если работа выполняется в классе. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к  сдаче ЕГЭ  и ОГЭ по истории и обществознанию.

Несколько слов о  проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работа, а особенно применительно к компьютерным программам. Во-первых тема проекта должна нести в себе исследовательский элемент, то есть это исследовательская работа. Во-вторых, мультимедийный проект уже по самой сути возникает на стыке как минимум двух  или нескольких дисциплин (в применении к данной работе ИВТ и истории), но  его выполнении затрагивает гораздо больше предметов – русский язык, литературу, МХК, географию и  другие в зависимости от темы. Количество участников проекта может несколько (от 3 до 5) и т.д..

По  своему    опыту могу сказать, что учащиеся активно, с  большим желанием  занимаются  проектной деятельностью, это вызывает у них  неподдельную заинтересованность и результаты всегда хорошие. А главное данные проекты можно потом использовать на уроках истории и обществознания.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных  моментов: • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

• возбуждает живой интерес к предмету;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышает  интерес к изучению истории и обществознания;

•  способствует  более полному усвоению теоретического материала;

•  способствует овладению учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, (Интернет)

  возрастает  уровень обработки  информации  с помощью компьютерных технологий;

• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

• повышается  эффективность труда учителя и учащихся на уроке.

  • возрастает интерактивность

     Конечно нельзя отрицать тот факт, что в современной школе компьютер  не может заменить живое общение учителя с учеником и  не может  решить всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но тем не менее это эффективное  действенное, актуальное и востребованное широкой аудиторией учащихся и педагогов  средство, которое помогает в  обучении  и воспитании  учащихся. Информационные технологии с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания  детей, они повышают интерес  к учебе, его мотивацию. ИКТ-это способ активизации познавательной активности школьников. И все должно быть в меру, но в ногу со временем, так как ИКТ  жизнью проверены.