Обзор истории российского образования. Урок в музее.
презентация к уроку по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кантан Ольга Евгеньевна

Тема культуры и в частности истории образования в рамах школьной программы изучается поверхностно. Однако, в качестве дополнительного материала она интересна. Рассматривая эту тему, дети могут сравнить школу современную и школу в прошлом. Урок позволит восполнить пробелы по теме культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzor_istorii_obrazovaniya.doc118 КБ
Office presentation icon obzor_istorii_obrazovaniya.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Московский городской заочный конкурс методических разработок урока учителей истории.

Методическая разработка внеклассного занятия в школьном музее «Музей российского школьника: из прошлого в будущее»

ГБОУ Школа№ 2033 г. Москвы, ВАО.

Учитель Кантан О.Е.

        

Тема «Обзор истории развития школьного образования в России с древнейших времен до наших дней».

Аннотация. Тема культуры и в частности развития образования   в рамках школьной программы изучается поверхностно. Однако в качестве дополнительного материала она интересна. Рассматривая тему истории образования, дети смогут увидеть и сравнить современную школу и школу прошлого.  Урок позволит восполнить пробелы по теме культура.

Цель: создать представление у детей, что система образования складывалась и отрабатывалась веками, показать каким разным было образование для людей разных сословий.

Форма занятия: внеклассное мероприятие.

Место проведения: школьный музей.

Задачи.

  1. Познавательные: рассказать и показать, как учились дети в древности, в эпоху нового времени, на чем и как писали, какие предметы изучали, развитие познавательных интересов учащихся, потребности в познании культурно-исторических традиций.

    Способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности, овладение учащимися практическими навыками сбора и обработки информации.

2. Коммуникативные: научить детей взаимодействовать в условиях выполнения общих заданий, воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей; пропаганда позитивных ценностей. Сотворчество в учебно - воспитательном процессе; социализация личности ребенка.

Оборудование: музейные экспонаты, компьютер, интернет, презентация.

Ход урока.

Элемент урока

Работа учащихся

Работа учителя

Организационный момент.

Слайд 1.

Класс делится на четыре группы, каждая более подробно рассмотрит определенный период истории образования.  Задача перед детьми: выявить, какие аспекты образования данного периода (9-16вв., 17-18вв., 19 - начало 20в., 20в.) кажутся им важными и их можно внедрить в современную школу. (Не зря говорят, все новое – это хорошо забытое старое). По окончании изучения предложенного материала, каждая группа представляет свой проект (на листе А3) .  

Ребята, сегодня мы проведем урок в стенах нашего школьного музея. Тема урока и экспозиция нашего музея практически совпадают. Образование во все времена, с древности и до наших дней является основой для развития государства. Поэтому знать, как и чему учились дети в прошлом важно и интересно.

Вызов.

Дети выполняют работу по группам согласно правилам игры «Ассоциации».

Игра «Ассоциации».

Ребята, прошу Вас на листах А3 с одной стороны, написать 10 слов-ассоциаций раскрывающих Ваше представление о школе. Обсуждение.

Осмысление.

Работа по группам с предложенными текстами.

(Приложения).

Задание для групп: выявить и представить в виде проекта (на второй стороне листа А3) основные особенности образования в эпоху 9-16 веков, 17-18 веков, 19 - начала 20 веков, 20в.

Рефлексия.

Слайды 2- 11.

Слайды 12-16.

Слайды 17 – 25

Слайды 26 - 39

.

Дети представляют свои проекты.

Группа № 1.

Группа № 2.

Группа № 3.

Группа № 4.

Отвечают на вопрос, что понравилось в системе образования в прошлом, и это можно было бы внедрить в современную школу.

Школа является частью жизни каждого человека. Имея представление о том, как она развивалась на протяжении истории государства, мы можем прогнозировать ее будущее.

Учитель комментирует рассказы групп и иллюстрирует их с помощью презентации.

Приложение 1. Группа № 1.  Образование в Древней Руси.

Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации. Об этом говорит «Житие» славянского просветителя Кирилла. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы 9 века он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Договоры Руси с Византией первой половины 10 века были написаны на греческом и славянском языках.

Тем не менее, христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности.

Первые русские школы были открыты при церквях со времен Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях.

До семи лет житье-бытье ребенка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте. Девочек начинали обучать шить, прясть, ткать, вышивать.

Школа для детей обычно находилась при церкви или мастерской по переписке книг. Главными предметами в школе были Часослов, Псалтирь, письмо. Церковно-славянскую азбуку осваивали по Святцам.

Всю эту программу осваивали за две зимы. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли до Пасхи. Сам процесс обучения выглядел не так как сейчас. Учитель разрешал ребятам сесть на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка помещалась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Указкой учитель показывал буквы и называл их. Ребята нараспев повторяли их. Тексты и цифирь учили наизусть и вслух в общей школьной комнате, и оттого она заполнялась шумом и разноголосицей. Когда ученики уставали, им разрешали немного побегать по двору. Затем снова рассаживались, «повторяли зады», то есть пройденные вчера буквы, заучивали новые. В полдень отпускали детей домой перекусить. В три часа дня занятия заканчивались. Домашних заданий тогда не задавали. Все должны были заучивать на уроке. Выучив буквы, начинали складывать слоги. Их произносили вслух хором и несколько раз повторяли. Каждый старался кричать слоги как можно громче. Но кто начинал баловаться, того ждал горох и розги. Показать предметы. На горохе стояли дети на коленях часами, это было тяжелое наказание. Но еще больше они боялись розог. Розги – это прутья с почками, которые при ударе оставляли на теле кровавые следы. Поговорка гласила: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». После сложения слогов читали целые фразы и молитвы. Каждый со своим букварем выходил к доске и читал предложения. Родители, собирая детей в школу, обязательно покупали букварь и указку. Обычно через три месяца выучивались читать и писать. Писать учили на бересте – березовой коре. Буквы процарапывали специальным стерженьком – писалом.  Позже появилась бумага, на которой писали гусиными перьями. Футляр для перьев назывался перницей. Чернильный прибор состоял из чернильницы, перницы и песочницы (чтобы текст быстрее высыхал, его посыпали песком). Обучение письму состояло в переписывании текстов.  Сначала ребята наблюдали, как работают    писцы. Почерк у писцов был ровный, крупный и назывался уставом. Каждая буква стояла отдельно от другой а заглавные выписывались красной краской. Заглавные буквы – буквицы – украшались золотым узором.  Готовая книга покрывалась переплетом из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застежки переплеты – золотые, на уголках металлические наугольники.

За зиму учитель получал два рубля. Это были большие деньги. Родители также регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг и к праздникам приносили блины, бублики, лепешки, кашу. Каша была очень популярна. Слово «однокашники» произошло именно от этого обычая.  По окончании определенного класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего горшок разбивали во дворе и в этот день не учились. По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Профессия книжного писца была очень почетной.

Число школ возросло при Ярославе Мудром. С 11 века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Дочь Ярослава Мудрого Анна стала одной из первых грамотных женщин на Руси.

Приложение 2. Группа № 2. Система образования в 17 -18 веках.

В 17 веке грамотные люди были уже даже среди крестьян (старосты, приказчики, писцы). Но, конечно, подавляющая масса крестьян оставалась неграмотной.

Учили, прежде всего, элементарной азбуке. В 1634 году был издан «Букварь» В.Бурцева. Стоил он одну копейку (очень дешево). «Грамматика» Мелентия Смотрицкого. В конце 17 в. напечатали «Букварь» Кариона Истомина и таблицу умножения.

Известно, что «школа для учения детям» в 1685г. существовала в городе Боровске. В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы. Во главе ее поставили самого Симеона Полоцкого. В школе изучали латынь и русскую грамматику.   В Киеве существовала Киево - Могилянская академия, в Москве – Славяно-греко-латинская академия, которые считались высшими учебными заведениями. В целом просвещение и грамотность на Руси, не говоря о подготовке специалистов, стояли на невысоком уровне.

 Изменения при Петре Первом.

Начиная с Петра, встал вопрос об образовании и просвещении. Для реализации своих реформ Петр нуждался в специалистах. Царь сам знал несколько европейских языков, постоянно учился, овладел 14-ю профессиями. Введен был гражданский шрифт, более простой и понятный. Грамотных людей становилось больше.

ШКОЛЫ РОССИИ. Специализированные: Навигацкая, артиллерийские, горные, инженерные.

Низшие школы: епархиальные, цифирные, гарнизонные, адмиралтейские.

Школы для дворян: частные пансионы, шляхетские корпуса.

Школы для духовенства: духовные школы и семинарии

Школы для горожан: городские и мещанские училища.

Высшее образование и наука: Славяно-греко-латинская академия, Академия наук, Академия художеств, Смольный институт, Сухопутный шляхетский корпус, Московский университет.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л.Ф.Магницкий в «Арифметике». В учебнике давались практические советы, как применить знания по алгебре и геометрии на корабле, верфи, в лавке, на поле боя.

В классах цифирных школ сидели, как раньше, дети различных возрастов. За провинности учеников били линейкой, ставили в угол «на горох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.

Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу осваивать разные науки. Таких учащихся называли «пенсионеры», потому что они получали денежное пособие – пенсию от русского правительства.

В конце 18 – начале 19 века появляются кадетские корпуса. Обучение в кадетских корпусах сочетало два направления – военные науки и гуманитарные дисциплины. «Кадет» означает «младший». От 6 до 9 лет кадеты находились под надзором воспитательниц, с 10 лет их воспитанием занимались офицеры.

Программа обучения в кадетском корпусе включала Закон Божий, русский, церковнославянский, французский, немецкий и английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, рисование, законоведение, статистику, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию.

Кроме того, обучали стрельбе, верховой езде, гимнастике, плаванию, фехтованию, танцам, музыке, пению, строевой подготовке. Занятия продолжались с середины августа до середины июня. Каждый день было четыре лекции и два часа дополнительной подготовки. Среди выпускников кадетских корпусов были писатели, ученые, художники, композиторы.

Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали солдатские школы – для детей солдат. Для обучения дворян возможностей было больше – частные пансионы, шляхетские корпуса, духовные семинарии. Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие… В 1725г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755г. был основан Московский университет. При императрице Екатерине Второй И.И.Бецкой стал родоначальником женского образования в России. По его проекту в 1764г. был открыт Смольный институт в Петербурге. В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания «новой породы людей» путем воспитания. Цель воспитания юношества -  дать хорошее общее образование и нравственное развитие. Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы-интернаты. Учиться в Смольном институте было очень почетно. Сюда привозили девочек в 5-6 лет и обучение длилось 9 лет. Все обучение делилось на 3 курса по 3 года.

Учениц первой ступени называли «кофейницами», по цвету платья. Жили девочки по девять человек в комнате и за ними был    постоянный    надзор. Средняя группа «смолянок» называлась «голубые», также по цвету платья. Это были девочки-подростки. Воспитанниц старшей группы называли «белыми». Белого цвета у них были бальные платья. Обучение девочек было довольно поверхностным: обучали литературе, иностранным языкам, большое значение придавалось обучению танцам и рукоделию. На экзамене в Смольном институте присутствовали император и члены императорской семьи. Вопросы для экзамена давали накануне. За день девушка должна была подготовить один билет и с блеском ответить.

 В 1782-1786гг. была проведена школьная реформа. В каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами.  В первых двух классах изучали чтение и письмо, священную историю. В двух старших классах обучали геометрии, географии, физике, истории и пр.

Приложение 3. Группа № 3. Образование в 19 веке.

В 19 веке сильно отставало развитие начального образования. Единой системы не было. Значительная часть городского населения была грамотной, но среди крестьян грамотность составляла около 5 %. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Первой ступенью образования дворянских детей были домашние занятия с учителями-французами. Дома учили читать, писать, говорить по-французски и по-немецки. Затем ребенка отдавали в частное учебное заведение. Плата за обучение была высокой. Образованный человек того времени должен был знать французский язык, древнюю историю, классическую и современную литературу. Для более фундаментального образования нужно было освоить математику и латынь.

 Одним из самых известных средних учебных заведений XIX века является гимназия. При императоре Николае I в гимназию могли поступить только дети дворян и чиновников.

40% учебного времени отводилось математике и языкам. Преподавали Закон Божий, словесность, географию, историю, физику, чистописание, рисование, логику, статистику.

Основой среднего образования стала классическая гимназия. Наряду с ними существовали реальные училища. В середине XIX века появляются реальные гимназии, в которых не предусматривалось обучение древним языкам. В них углубленно изучали математику и естественные науки. Выпускники не могли поступить в университет.

Плата за обучение во всех гимназиях была высокой: от 40 до 100 рублей в год. Учились с 16 августа до 1 июня. Уроки были по 60 минут и начинались в 9 утра. Не сдавших экзамен могли исключить из гимназии.

Существовали гимназии и для девочек. После окончания гимназии девушка могла стать учительницей начальной школы или домашним преподавателем, гувернанткой.

В 1811 г. в России открылся Царскосельский лицей. В нем мальчиков обучали истории, словесности, математике, иностранным языкам.

Во второй половине 19 века уровень образования повысился за счет развития земской школы. В конце 90-х годов начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся.

Быстрыми темпами стало развиваться начальное образование.  

Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др. Срок обучения в одноклассных училищах составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение. В двухклассных учились 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Последние открывались по инициативе приходских священников или других членов причта и утверждались главой епархии. В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени. В женских гимназиях все предметы делились на обязательные и необязательные. К первым относились Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, чистописание, различные виды рукоделия, гимнастика. Вторые включали французский и немецкий язык, предметы эстетического цикла – рисование, музыку, пение, танцы. Сравнение учебных планов мужских и женских гимназий свидетельствует о том, что и по количеству предметов, и по программам всех общих дисциплин женское образование было более ограниченным и поверхностным.

Важнейшим вопросом, который, так или иначе, ставился в то время, являлся вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения. В поисках путей решения этой проблемы активно участвовали уездные и городские земства, которые изыскивали средства для развития школьной сети, разрабатывали местные проекты расширения всеобщего начального образования, создавали специальные комиссии для изучения состояния народного образования и выработки перспектив его развития, пропагандировали результаты своей деятельности. В 1907 году правительство Российской Империи приступило к осуществлению разработанного в предшествующие годы комплексного плана введения в стране всеобщего, обязательного, бесплатного начального обучения. Согласно плану, на органы местного самоуправления (земства, города, волости, сельские общества и поселки) возлагалась обязанность составить школьные сети, финансовые планы их осуществления и открыть необходимое число начальных школ, а государственная казна брала на себя содержание учителей этих школ по всей стране – от Польши до Сибири.

Хотя главные законопроекты Министерства – о введении всеобщего обучения и о начальных училищах – не были приняты из-за разногласий между Государственной думой и Государственным советом, почти все основные положения правительственного плана были утверждены двумя десятками других законов. Правительство также предполагало предоставить земским и городским самоуправлениям право вводить на подведомственной им территории обязательное обучение для всех детей школьного возраста.

К началу Первой мировой войны почти все земства представили в Министерство проект школьных сетей и финансовых планов их осуществления. Для устранения последних пробелов в законодательстве о всеобщем обучении министр просвещения П. Игнатьев 27 августа 1916 г . внес в Государственную думу 3 законопроекта – о всеобщем обучении, о введении обязательного обучения и о порядке расходования кредитов на всеобщее обучение, повторявшие все основные положения ранее внесенных министерством проектов. Предполагалось, что реализация этой огромной общенациональной культурно-просветительной, хозяйственной и финансовой программы будет завершено в течение 10 лет.

Таким образом, введение всеобщего обучения в нашей стране явилось результатом долгосрочной, хотя и не всегда последовательной, политики государственной власти по воплощению давней идеи распространения просвещения в народе, уходящий корнями к временам Стоглавого собора и разделяемой всеми слоями русского общества.

Приложение 4. Группа № 4. Образование в 20 в.

В феврале 1917 года свершилась буржуазно-демократическая революция. В области образования она ничего существенного не произвела, правда сельские школы были переданы в ведение земских управ. Но земства со своими обязанностями не справлялись: учителя, не получая по многу месяцев жалованья, из школ уходили.

Период между октябрем 1917 года и февралем 1921 был отмечен фактическим разрушением старой системы управления образованием и культурой. После установления Советской власти значительная часть учителей, преподавателей вузов и деятелей культуры не нашла с ней общего языка. Старые модели были уничтожены, а новые, лишь постепенно, с большим трудом стали создаваться на абсолютно иных началах.

После победы Октябрьской революции началась демократизация народного образования.

1. Полное отделение церкви от государства.
2. Постановлением от 15 декабря 1917 года церковно-приходские школы и другие учебные заведения духовного ведомства были изъяты из ведения церкви, переданы в ведение Наркомпроса и преобразованы в общеобразовательные заведения.

Наркомат просвещения РСФСР образован 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декретом Н съезда Советов. В его ведение входило руководство всеми отраслями культурного строительства (школьное и дошкольное дело, профессионально-техническая подготовка, политико- и культурно-просветительная работа, научная, художественная, издательская деятельность) . В 1930-е годы целый ряд функций по руководству культурой, в результате реорганизации Наркомпроса постепенно перешел в ведение вновь созданных ведомств, в Наркомпросе - Минпросе осталось руководство только образованием. 

Анатолий Васильевич Луначарский — первый нарком просвещения Советской республики. В одной из французских газет того времени было написано, что А. В. Луначарский — самый культурный и самый образованный из всех министров народного просвещения Европы...

В области начального образования главной задачей в 1920-е годы была ликвидация безграмотности. В первые годы советской власти самой главной задачей ставилось воспитание преданного коммунистическим идеям борца за мировую пролетарскую революцию. Поэтому систематического обучения в средней школе как такового не было: изучали марксизм-ленинизм, тренировались на уроках физической культуры. ликвидация неграмотности. 

В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». 

На первый план в педагогике выходит трудовое воспитание. Единая трудовая школа должна была воспитать нового человека с новой культурой пролетариата. Открываются ФЗУ (школы фабрично-заводского ученичества). Кроме овладения специальностью там преподают общеобразовательные дисциплины. Идею трудового воспитания поддержал один из отечественных педагогов - А.С.Макаренко. Он преобразовал колонию для малолетних преступников в трудовую коммуну. Макаренко утверждал, что воспитать правильно ребенка гораздо легче, чем его потом перевоспитывать. 

Создаются разные типы школ: школы-коммуны, школы-клубы, опытные станции Наркомпроса, школы-санатории. При их организации учитываются условия региона, особенности контингента учащихся. 

Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.

В 1934 резолюция XVII съезда ВКП(б) о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) поставила задачу обеспечить всеобщее образование в деревне в объёме семилетки (в городе этой цели в основном достигли ещё в первую пятилетку).

25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении».

К концу 1932 г. (последний год первой пятилетки) в начальной школе обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет, т.е. осуществление всеобщего обязательного обучения приблизилось к завершению. Полностью оно было закончено в 1934 г., а на уровне конституционных норм правовые гарантии всеобуча были впервые закреплены в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121).

За вторую пятилетку в СССР появилось до 20 тыс. новых школ, а численность учащихся в начальной и средней школе увеличилась с 21,3 до 29,4 млн.

1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение); 
1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы). 

1940 год — постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8—10 классах средних школ, техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений, а также высших учебных заведениях.Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год.Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год.

В период Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся.

Но и в эти годы были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.

Несмотря на указание государственных органов и советского командования не допускать детей к участию в боевых действиях, нередко чувства патриотизма, глубокой преданности Родине и обстоятельства бросали детей в гущу сражений. Тысячи детей уходили вместе с родителями в партизанские отряды, где они становились санитарами и связными, разведчиками и участниками боевых операций. Немало сынов полка участвовали и в боевых сражениях действующей армии. За отказ снять пионерский галстук фашисты убили пионера Васю Шишковского из села Шумское Тернопольской области, пионера эстонского города Тарту Карла Веске, пионера села Демьянова Смоленской области Ваню Виноградова. Коля Молчанов из украинской деревушки Барановки и Трофим Прушинский из села Кривая Балка Одесской области повторили подвиг Ивана Сусанина, заведя фашистов один в непроходимое болото, другой в глухую штольню. На территории, захваченной фашистами, действовали подпольные пионерские и комсомольско-пионерские отряды. Тысячи пионеров отмечены боевыми наградами. Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Такого же высокого звания удостоены бывшие пионерские вожатые Клава Назарова, Иван Земнухов, Леля Колесова, Лиза Чайкина, Полина Стемпковская, Наташа Ковшова, Хелена Кульман.

Приоритетом школьной политики в 1945-1950 гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение.

Осуществление всеобщего начального и семилетнего обучения сопровождалось огромными трудностями. Не хватало школьных зданий, школьных письменных принадлежностей, учебников. Постепенно, однако положение улучшалось.

В целом к началу 1950-х гг. школа России перешла на всеобщее семилетнее обучение.

6 июня 1956 года — «Постановление Совета Министров СССР Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». 

1958 год Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962. 

Неграмотность среди населения страны была практически полностью искоренена.

Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: 1) трехлетние общеобразовательные школы; 2) трехлетние вечерние школы; 3) техникумы и другие учебные заведения.

К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, линия на уравнительное обучение превращали школу в закрытое учреждение. Интересы отдельного ребенка, инициатива учителей все более игнорировались. Статистика массового охвата детей и подростков обязательным школьным образованием, высокие проценты успеваемости скрывали беды, которые становились все болезненнее: недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, отсутствие необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактически низкий уровень подготовки массы учащихся.

С начала 1990-х годов перестало быть обязательным среднее образование. Техническое оснащение школ значительно отстает от мировых стандартов, нищенскую зарплату получают учителя. Происходит систематическое сокращение системы дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы). Однако в обществе растет понимание необходимости получения полного среднего и высшего образования

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Использованные источники и литература:

http://www.litmir.net/bd/?b=112619 (Короткова М.В. «Путешествие в историю древнерусского быта», М., 2006)

http://4book.org/uchebniki-rossiya/10-klass/608-istoriya-rossii-10-klass-sakharov (История России, конец XVII - XIX век. 10 класс. Профильный уровень. Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н.  М.: 2012.)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/gurkina/01.php (Гуркина Н. История образования в России (Х-ХХ века). Учебное пособие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор истории развития школьного образования в России с древнейших времен до наших дней. Учитель истории ГБОУ Школа 2033 Кантан Ольга Евгеньевна

Слайд 2

Образование в 9-16 веках До семи лет житье-бытье ребенка было радостным и беззаботным.

Слайд 3

Образование в 9-16 веках В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте. Девочек начинали обучать шить, прясть, ткать, вышивать.

Слайд 4

Образование в 9-16 веках Школа для детей обычно находилась при церкви или мастерской по переписке книг.

Слайд 5

Образование в 9-16 веках Часосло́в православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами» (отсюда название).

Слайд 6

Образование в 9-16 веках Псалтирь- книга Ветхого Завета , состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Слайд 7

Образование в 9-16 веках Святцы - список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого.

Слайд 8

Образование в 9-16 веках Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси

Слайд 9

Образование в 9-16 веках Поговорка гласила: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет».

Слайд 10

Образование в 9-16 веках Обычно через три месяца выучивались читать и писать. Писать учили на бересте – березовой коре. Буквы процарапывали специальным стерженьком – писалом.

Слайд 11

Образование в 9-16 веках Каша была очень популярна. Слово «однокашники» произошло именно от этого обычая.

Слайд 12

Образование в 17-18 веках

Слайд 13

Образование в 17-18 веках Сухарева башня. Здесь помещалась Навигацкая школа

Слайд 14

Образование в 17-18 веках Обучение в кадетских корпусах сочетало два направления – военные науки и гуманитарные дисциплины. кадеты

Слайд 15

Образование в 17-18 веках Смольный институт в Петербурге

Слайд 16

Образование в 17-18 веках Экзамен в Смольном институте

Слайд 17

Образование в 19-начале 20 веков Большинство девочек учились дома. Соломон А. Две девочки с гувернанткой 1876

Слайд 18

Образование в 19-начале 20 веков В 1811 г. в России открылся Царскосельский лицей. В нем мальчиков обучали истории, словесности, математике, иностранным языкам.

Слайд 19

Образование в 19-начале 20 веков гимназист

Слайд 20

Образование в 19-начале 20 веков

Слайд 21

Образование в 19-начале 20 веков Реальная гимназия

Слайд 22

Школа в начале XX века Срок обучения в одноклассных училищах составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика . В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение.

Слайд 23

Образование в 19-начале 20 веков

Слайд 24

Образование в 19-начале 20 веков В 1907 году правительство Российской Империи приступило к осуществлению разработанного в предшествующие годы комплексного плана введения в стране всеобщего, обязательного, бесплатного начального обучения. Согласно плану, на органы местного самоуправления (земства, города, волости, сельские общества и поселки) возлагалась обязанность составить школьные сети, финансовые планы их осуществления и открыть необходимое число начальных школ, а государственная казна брала на себя содержание учителей этих школ по всей стране – от Польши до Сибири.

Слайд 25

Образование в 19-начале 20 веков К началу Первой мировой войны почти все земства представили в Министерство проект школьных сетей и финансовых планов их осуществления. Для устранения последних пробелов в законодательстве о всеобщем обучении министр просвещения П. Игнатьев 27 августа 1916 г . внес в Государственную думу 3 законопроекта – о всеобщем обучении, о введении обязательного обучения и о порядке расходования кредитов на всеобщее обучение, повторявшие все основные положения ранее внесенных министерством проектов. Предполагалось, что реализация этой огромной общенациональной культурно-просветительной, хозяйственной и финансовой программы будет завершено в течение 10 лет. министр просвещения П. Игнатьев

Слайд 26

Школа после революции 1917г. После победы Октябрьской революции началась демократизация народного образования. 1. Полное отделение церкви от государства. 2. Постановлением от 15 декабря 1917 года церковно-приходские школы и другие учебные заведения духовного ведомства были изъяты из ведения церкви, переданы в ведение Наркомпроса и преобразованы в общеобразовательные заведения.

Слайд 27

Школа после революции 1917г. Наркомат просвещения РСФСР образован 26 октября (8 ноября) 1917 г. Декретом Н съезда Советов. В его ведение входило руководство всеми отраслями культурного строительства (школьное и дошкольное дело, профессионально-техническая подготовка, политико- и культурно-просветительная работа, научная, художественная, издательская деятельность) . В 1930-е годы целый ряд функций по руководству культурой, в результате реорганизации Наркомпроса постепенно перешел в ведение вновь созданных ведомств, в Наркомпросе - Минпросе осталось руководство только образованием.

Слайд 28

Школа после революции 1917г. Наркомпрос возглавил А. В. Луначарский

Слайд 29

Школа после революции 1917г.

Слайд 30

Школа после революции 1917г. На первый план в педагогике выходит трудовое воспитание. Единая трудовая школа должна была воспитать нового человека с новой культурой пролетариата. Открываются ФЗУ (школы фабрично-заводского ученичества). Кроме овладения специальностью там преподают общеобразовательные дисциплины. Идею трудового воспитания поддержал один из отечественных педагогов - А.С.Макаренко. Он преобразовал колонию для малолетних преступников в трудовую коммуну. Макаренко утверждал, что воспитать правильно ребенка гораздо легче, чем его потом перевоспитывать. Макаренко А.С.

Слайд 31

Школа после революции 1917г. Создаются разные типы школ: школы-коммуны, школы-клубы, опытные станции Наркомпроса, школы-санатории. При их организации учитываются условия региона, особенности контингента учащихся.

Слайд 32

Школа после революции 1917г. Школа- коммуна опытные станции Наркомпроса школы-санатории

Слайд 33

Школа после революции 1917г. Главным идеологом Наркомпроса была Надежда Константиновна Крупская (1869-1939). Она являлась проводником идей коммунистического воспитания молодого поколения. Крупской принадлежат многочисленные статьи и брошюры по вопросам трудового обучения, политехнического образования, педагогического образования, дошкольного и внешкольного воспитания, содержания и методов обучения.

Слайд 34

Школа после революции 1917г.

Слайд 35

Школа после революции 1917г. 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение); 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»; 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»; 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»; 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы).

Слайд 36

Школа после революции 1917г.

Слайд 37

Школа в послевоенные годы

Слайд 38

Школа 1980-х годах

Слайд 39

Школа в конце 1990-х-начале XXI века В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Завершение объединения русских земель. Образование российского государства. Урок истории в 10 кл

Папка содержит презентацию к уроку в 10 классе и аудиозапись "Феодальная война"...

История российских немцев. Переселение, миграция российских немцев на территории Сибири в XVIII-XXI столетиях.

В процессе  многолетнего изучения и преподавания немецкого языка возникает закономерный вопрос: каким образом немецкий язык распространился на территории Госсударства Российского и, в частности, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 7 класса основного общего образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «История Российской армии» для 8 класса основного общего образования...