Музеи мира
методическая разработка по истории на тему

Цвид Елена Викторовна

Материала занятия "Музеи Мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_dlya_tst.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в объединении «Память»

«Музеи мира»

«В музее оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений»

Цель:   - сформировать у учащихся представление о музеях мира;

 - создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину,    сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи: – расширить знания школьников об истории   музеях мира;

- формировать умение получать  информацию из различных источников;

- развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны; патриотические чувства и нравственные качества личности.

- воспитывать любовь и уважение к истории своей малой Родины и всей страны.

Форма проведения: виртуальная и реальная экскурсия по музеям

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Музеи мира», «Музеи древности», стихи о музеях, словарь В. Даля и энциклопедический словарь, видео ролик.

Ход  занятия.

- Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

  Сегодня мы подвести итоги за год, и конечно узнаем что-то новое, познакомимся  с музеями разных стран, совершив виртуальную экскурсию, которую вы подготовили.

- Я пригласила к нам в гости самого главного заведующего  всеми архивами, знакомьтесь – Архивариус.

 - Ребята, скажите, что такое музей? 

(ответы учащихся:  места, где хранятся предметы старины)

Юля, тебе было задание найти определения в интернете определение музея.

(Юля зачитывает)

Музей – это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества. Бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг, памятников естественной истории – это многовековое наследие, ценность которого только будет расти из года в год, и богатство, которое принадлежит всему человечеству.

А какие бывают музеи?

(ответы учащихся: музеи бывают краеведческие, художественные)

Андрею было задание найти в словаре, какие бывают музеи.

(зачитывает с. 327)

_ Архивариус, а что вы  можете  нам сказать по этому поводу? Может  наши сведения требуют уточнения?

Архивариус: 

Ребята сказали всё верно, я лишь немного уточню:

« Музей  это научно – исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Виды музеев: естественно - научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие.

Уважаемый Архивариус, спасибо вам за помощь.

Итак, ребята , давайте обобщим сказанное (1 слайд)

     

    Ребята, ежегодно 18 мая  люди отмечают профессиональный праздник работников всех музеев мира, в том числе и экскурсоводов, которые проводят огромную просветительскую и педагогическую работу. Так что я всех вас поздравляю с этим праздником, который был 2 дня назад.

     И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края. 

Информацию об этом празднике нам нашли Эля и Ева.

_ Какова же история этого праздника?

(зачитывает Эля)

                       История Международного Дня музеев

Международный День музеев ежегодно отмечают 18 мая. История праздника тесно связана с созданием в 1946 году Международного Совета музеев, который поставил главной целью оказывать всестороннюю поддержку деятельности музеев.

К работе Совета сразу же присоединились представители более чем 115 стран, в том числе и СССР. Именно по инициативе Советского Союза в 1977 году был учреждён новый профессиональный праздник – Всемирный День музейных работников. В первый раз торжества прошли в 1978 году. В наше время праздник широко отмечается уже в 150 странах мира. Ведь почти в любом государстве есть немало музеев, которые составляют его национальное достояние.

В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты,

рассказывают, просвещают.  К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

В конце 90-х гг. появилась традиция в рамках праздника проводить специальную культурную акцию «Ночь музеев», в эту ночь многие музеи закрываются очень поздно либо работают всю ночь. Вход в музеи бесплатный.

Спасибо, а теперь расскажите нам о традициях этого праздника.

(зачитывает Ева)

                 Традиции Международного Дня музеев

В честь праздника в музеях и галереях мира устраивают тематические экспозиции, выставки с участием молодых художников, проводят специальные мероприятия для специалистов и широкой общественности, экскурсии для детей школьного и дошкольного возраста. В праздничный день во многих галереях проходят научно-популярные лекции и конференции, посвященные вопросам развития музеев.

     С развитием интернет технологий шедевры мирового искусства становятся доступными все более широкому кругу людей. Теперь посмотреть лучшие мировые коллекции можно в виртуальных музеях, популярность которых растет день ото дня. Такая виртуальная экскурсия есть и у нас о нашем Зале Боевой Славы.

Спасибо девочки, мы много узнали  об этом празднике.

 Каждый музей по – своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям  запечатлённые мгновения прошлого.

   Обычно музейные экспонаты выставляются на всеобщее обозрение, а те, что не вписываются в экспозицию, находятся в хранилищах.

- Интересно, а как же все начиналось?

Архивариус:

 Ребята,

Без прошлого, будущее не создать,
Каждый гражданин это должен знать,
Нас привлекает история всегда,
В музеи мы приходим, как в прошлые века.

 О музеях древности нам подготовили Диана и Алёна

   Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами».

   В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев.

 

 - С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве.

Мы подготовили небольшую презентацию о «Музеях древности»

Презентация «Музеи древности»

- В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «музеи».

     

Спасибо большое.

   

 В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Архивариус:                              Ребята,

Всегда народ реликвии берег,

Сокровища от глаз чужих стерег

В церквях, соборах и монастырях,

А сам о них знал только на словах.

Но Петр Первый строго повелел,

Чтоб русский люд сокровища узрел,

И в Петербурге был открыт музей

На обозренье всех простых людей.

Тот век сменился не одним уж веком,

Но все, что создавалось человеком,

Хранят теперь в музеях всей страны

Ценители древнейшей старины.

Они сосредоточенны и строги,

В лабораториях, архивах, словно боги,

А с публикой приветливы, умны,

Нам открывая тайны старины.

   

 

  - В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции.

О знаменитых музеях мира виртуальную экскурсию нам готовили Ксения и Кристина.

Мы подготовили презентацию о «Музеях мира»

(показ) Презентация «Музеи мира»

Спасибо девочки, да, эти музеи известны на весь мир. Но почти в каждом населенном пункте любой страны есть и свой краеведческий музей, в котором хранятся раритетные предметы, связанные с его историей и этапами развития.

     И у нас есть такое место, это историко-краеведческий уголок, или  «Зал Боевой славы», в котором будет храниться история наших предков, история хутора, история Весёловского  района, история нашей страны.

Архивариус:                             

Музей и память….

Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Историю ведь знать мы все должны.

 А сейчас от виртуальных экскурсий перейдём к экскурсии реальной.

      Уважаемый Архивариус, вот несколько слов о том, как появились здесь эти экспонаты.

     В 1963 году в Казачинской школе был организован отряд следопытов, который собирал материал о погибших воинах, под руководством учителя истории Черкасовой Л.И. А в 1972 году был создан Казачинский историко – краеведческий музей «Боевой  Славы».  В здании школы он просуществовал 43 года, после закрытия школы эти ценные музейные экспонаты обрели свой новый уютный дом в нашем доме культуры.

 

Архивариус:  Спасибо Елена Викторовна.

Сюда идут, чтоб научиться

Искусством души согревать,

Чтоб не разрушились традиции

Добро культуры воспевать.

 И так, в этом зале находятся 4 экспозиции по темам:

               - «История нашего хутора»

              -Герой октябрьской революции «Е.П. Огнев»

              - Герои гражданской войны «Б.М. Думенко»

             - Раздел о «ВОВ»

       У каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Большой  ли это город или крошечный поселок, село, станица, или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – неважно. Но, если здесь впервые мы ощутили солнечный мир, познали первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось наше безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, здесь мы сделали первые шаги в большую жизнь, здесь наш дом, родные, близкие, друзья - для нас этот уголок самый родной. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом! Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не сможем оценить правильно настоящего.

   Хутор – Казачий, а раньше он назывался Казачий Хомутец - самый старый на Маныче.

  Первые упоминания о нашем хуторе встречаются в архивных документах ещё за 1699 год - значит хутору уже 317 лет.

    

А сейчас давайте окунёмся в историю родного нашему сердцу Донского края, ну и конечно вспомним  героев,  что защищали нашу землю.    

 ((стих. и ролик о Дон. крае))   
(Макаренко Алёна)

 

А теперь послушаем наших экскурсоводов.

(рассказ ребят экскурсоводов)

    Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

      Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. 

(Федя)

    Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

    Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

   Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

    Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

(После экскурсии девочки читают стихи)

(Диана)
В нашем зале часто посетители – 
Каждый найдёт для себя что-то важное – 
Школьники, гости и просто  родители, 
Всё объясним и покажем здесь каждому. 

(Ева)

Память хранится здесь о героях, 
Тех, что в Великой войне победили. 
Их ордена и трофеи напомнят 
Подвиги, что в честь страны совершили. 

(Настя)
Выставки, конкурсы и конференции, 
Олимпиады и разные слёты, 
Думаем, будет вне конкуренции 
Вся проведённая нами работа.

(Ксюша)

Наследие наших предков мы усердно охраняем,
Историю села мы отлично знаете,
Каждый экспонат прошлого частица,
Давно минувших дней пожелтевшая страница.

(Кристина)

История, с нашей помощью оживает каждый день,
Часто рассказывать одно и тоже нам не лень,
Посетители нас слушают внимательно всегда,
Информацию о прошлом мы получаем сполна.

(Алёна)

                             В музеях хранится вещественно память,

Которую можно тихонько потрогать,

Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,

Былого величия мизерным крохам.

Ночами экскурсии водит здесь время,

Стуча очень тихо, пред прошлым робея.

   

  - Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт прошлых лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища (Акубаев Искандер), педагогические вузы (как Я и 2 моих одноклассницы,) Да, ребята, я тоже была экскурсоводом в Казачинской школе.

   Музеи - это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные человеком. Поэтому музеи должны быть ближе к обществу и полностью для него открытыми.

Ребята готовили стихи о музеи, давайте их послушаем.

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый —
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

Мы по залам ходим-бродим,
Что-то ценное находим,
Нам здесь много неизвестно,
Оттого и интересно.

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.

В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Культуры и истории наследие, -

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши музеев бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

Я пожелать хочу в наш век стремительный

Музеям не сдавать своих позиций,

Пусть в залах будет много посетителей

И новых интересных экспозиций!

Музеи – это наша жизнь, история, наше наследие и воспоминания...наша память….

     

      Ребята, я думаю, что вы со мной согласитесь, что музей учат нас быть добрее и справедливее. А быть такими нам помогут “ Золотые правила”.

Я хочу, что бы вы не только повторили их за мной, но вдумались и пропустили через душу.

 Вот они:

  1. Береги своё достоинство.
    2. Береги достоинство другого!
    3.Весь мир – музей.
    4. Не будь вандалом!
    5. Почитай своих предков!
    6. Познай самого себя!
    7. Умей прощать!
    8. Передай добро по кругу!
    9. Культура даёт человеку счастье.
    10. Будь носителем культуры!

Архивариус:              

 Спасибо большое за приглашение посетить ваше занятие, все вместе мы сохраним память о прошлом для наших потомков.

Спасибо вам ребята за подготовку и работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Презентация "Музеи мира"

Крупнейшие музеи мира...

Музеи мира в различных странах

Тема урока: Музеи мира в различных странахЗадачи:Речевая компетенция:  развивать произносительные навыки диалогической речи, навыки аудирования и чтения  с полным пониманием и  пи...

Музеи мира -разработка урока английского языка в 9 классе

Тема урока: Музеи мира в различных странахЗадачи:Речевая компетенция:  развивать произносительные навыки диалогической речи, навыки аудирования и чтения  с полным пониманием и  пи...

Внеклассное мероприятие "Самые необычные музеи мира"

В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый  экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ...

"Заочная экскурсия в музеи мира"

Занятие по теме "Заочная экскурсия в музеи мира" содержит конспект  и презентацию к нему....

Музеи мира

Представлена разработка урока для поектной недели...