Презентация по теме "Арктический вектор внешней политики России"
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Терехова Майя Анатольевна

 

 

            Национальные интересы России в Арктике определяются несколькими факторами. На первом месте стоят экономические интересы. В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России, притом что здесь проживает только 1,95 млн чел. - около 1,4% населения всей страны. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Согласно опубликованным прогнозам, в Арктике находятся 90 млрд. баррелей нефти, 47,3 трлн. куб. м газа, 44 млрд. баррелей газового конденсата.

По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире.

            Важно, что более 60% этих ресурсов приходится на территории, которыми уже владеет или на которые, согласно нормам международного права, претендует Россия. В будущем они могут стать источником нефти и газа для России и для мирового рынка в целом.

            В Арктической зоне России сохраняется значительный промышленный потенциал. В течении десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.

            Северный морской путь служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.

            Арктический регион имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности.

Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану.

            Немаловажен и внешний фактор. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем Противоракетной Обороны ПРО морского базирования здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России.

            Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО, который, хотя и значительно уменьшился по сравнению с периодом холодной войны, все еще представляет значительную силу. По сути дела противостояние России и НАТО/США по прежнему продолжается, но в более мягкой форме, чем в прошлом.

            Вместе с тем нельзя игнорировать тот факт, что наша страна сталкивается с целым рядом проблем в Арктике.

Проблема раздела континентального шельфа.

            Международно-правовой статус Арктики остается неопределенным. Он во многом опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., которая отводит каждому государству, имеющему границу с Арктикой, 200-мильную исключительную экономическую зону. В Арктике есть спорные территории между Канадой и Данией, Канадой и США, Россией и Норвегией.

Проблема морских границ.

            Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими участие в освоении Арктики.

            Так, переговоры о демилитаризации морских пространств между Россией и Норвегией продолжались около 40 лет. В 2010 году было решено поделить спорный участок  Баренцева моря, самый богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами,  "пополам". Но сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. Страны ЕС, по сути дела, придерживаются позиции изоляции России в освоении арктических пространств.

            Немало проблем и в российско - американских отношениях по поводу Арктики. США стремится сохранить "свободу рук", не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву.

            Ремилитаризация Арктики.

В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений, модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры, использовании военно морских флотов для отстаивания своих экономических интересов. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.

            Политика по обеспечению интересов безопасности России в регионе была определена в сентябре 2008 года в документе "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".

            В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы "обеспечение благоприятного оперативного режима в арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе". Основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.

            О возможностях продвижения по пути сотрудничества, а не конфронтации говорят итоги прошедшего в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств. Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkticheskiy_vektor_vneshney_politiki_rossii.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арктический вектор внешней политики России.

Слайд 3

А́рктика — единый физико -географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш .), в этом случае её площадь составляет 21 млн км². Государства Арктики: Гренландия (автон. терр . Дании), Канада, Норвегия, Россия, США.

Слайд 4

Национальные интересы России в Арктике: экономические интересы В настоящее время этот регион обеспечивает около 11% национального дохода России. Именно здесь добывается значительное количество полезных ископаемых, имеющих стратегическую важность для России. Согласно опубликованным прогнозам, в Арктике находятся 90 млрд. баррелей нефти, 47,3 трлн. куб. м газа, 44 млрд. баррелей газового конденсата. По зарубежным оценкам, это составляет около 25% от неразведанных запасов углеводородов в мире.

Слайд 5

В Арктической зоне России сохраняется значительный промышленный потенциал. В течении десятилетий здесь создавались объекты нефтегазового комплекса, магистральные трубопроводы, электростанции, в том числе Билибинская АЭС, шахты, железные дороги, аэродромы, морские и речные порты.

Слайд 6

Северный морской путь служит основной транспортной артерией, связывающей многие арктические регионы с остальной частью России. Кроме того, СМП позволяет доставлять грузы из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион значительно более коротким путем по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий канал или мыс Доброй Надежды на юге Африки.

Слайд 7

обеспечение безопасности России. Здесь сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Государственная граница России на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. В случае постоянного присутствия ядерного подводного флота США и размещения систем ПРО морского базирования здесь будут созданы возможности для перехвата пусков баллистических ракет и нанесения превентивного удара по России. Здесь же сохраняется значительный военный потенциал России и НАТО

Слайд 8

Проблема раздела континентального шельфа. Международно-правовой статус Арктики остается неопределенным. Он во многом опирается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982г., которая отводит каждому государству, имеющему границу с Арктикой, 200-мильную исключительную экономическую зону. В Арктике есть спорные территории между Канадой и Данией, Канадой и США, Россией и Норвегией.

Слайд 9

Проблема морских границ. Неурегулированность арктических морских границ продолжает оставаться серьезным источником международных конфликтов в этом регионе и препятствием на пути к сотрудничеству между разными странами, принимающими участие в освоении Арктики. Переговоры о демилитаризации морских пространств между Россией и Норвегией продолжались около 40 лет. В 2010 году было решено поделить спорный участок Баренцева моря, самый богатый рыбой и нефтегазовыми ресурсами, "пополам". Но сохраняются проблемы вокруг статуса Шпицбергена, которые непосредственно затрагивают интересы России. Страны ЕС, по сути дела, придерживаются позиции изоляции России в освоении арктических пространств.

Слайд 10

Российско - американские отношения по поводу Арктики. США стремится сохранить "свободу рук", не ратифицируя Конвенцию ООН по морскому праву. Высшим национальным приоритетом США названа свобода трансарктических перелетов и свобода мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль территории России.

Слайд 11

Проблема милитаризации Арктики. В условиях повышения геополитического статуса Арктики наметилась тенденция к новой волне милитаризации региона. Это выражается в усилении военного присутствия стран НАТО в Арктике, в том числе за счет учений, модернизации вооруженных сил полярных стран, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры, использовании военно - морских флотов для отстаивания своих экономических интересов. Для обоснования своего военного присутствия НАТО ссылается на военную активность Москвы в Арктике.

Слайд 12

Политика по обеспечению интересов безопасности России в регионе была определена в сентябре 2008 года в документе "Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". В сфере обеспечения безопасности стратегической целью названы "обеспечение благоприятного оперативного режима в арктической зоне РФ, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск общего назначения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе".

Слайд 13

Основная цель развития военной инфраструктуры в регионе видится не в последующем значительном наращивании военного присутствия России, а в установлении системы мер по контролю над воздушным, водным и сухопутным пространствами. Более того, создаваемая инфраструктура должна максимально способствовать решению задачи экономического освоения Арктики.

Слайд 14

О возможностях продвижения по пути сотрудничества, а не конфронтации говорят итоги прошедшего в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции пяти арктических государств. Итогом конференции стало принятие Илулиссатской декларации , в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путем переговоров и на основе существующих норм международного права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-презентация "Внешняя политика России в начале XIX века"

Урок-презентация  по теме: "Россия в начале XIX века"...

урок-презентация "Внешняя политика России" 10 класс

Урок объяснения нового материала. Политическое устройство России в 18 веке....

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...

Презентация на тему: "Внешняя политика России в 1725-1762 гг."

Презентация посвящена теме "Эпоха дворцовых переворотов".Не смотря на быструю смену власти, Россия проводила активную внешнюю политику, укрепляя свой международный авторитет.  Это было время выда...

Презентация. Внешняя политика России при Николае 1.

Презентация представляет собой методическую разработку урока о внешней политике России в период правления Николая 1....

Презентация "Внешняя политика России в 1725-1762 гг"

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 7 классе на тему "Внешняя политика России в 1725-1762 гг". Материал будет также полезен учащимся ...