ШОС и БРИКС
проект по истории (10 класс) на тему

Ртищева Ольга Владимировна

ШОС и БРИКС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shos_i_briks.docx98.27 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

       

          Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.  История возникновения организаций ШОС и БРИКС

  1. Шанхайская организация содружества. Создание ШОС…………………..5
  2.  БРИКС. Создание БРИКС………………………………………………….12

1.3.  Встречи глав государств и их значение……………………………………...17

1.4.  Проблемы и перспективы развития………………………………………..25

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1.  ШОС и БРИКС  в Уфе…………………...……………………………………27

2.2.  Методическая разработка  урока обществознания по теме: «ШОС и БРИКС: мероприятия мирового масштаба»……………………………………...37

Заключение………...………………………………………………………………..47

Список использованных источников……………….……………………………..29

Приложение

Введение

По всем внешним признакам Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), образованная в июне 2001 года, относится к региональным структурам, находящимся на начальном этапе своего становления. Вместе с тем она, фактически являясь прямой наследницей "Шанхайской пятерки". В свою очередь появление "Шанхайской пятерки" - во многом результат тридцатилетнего советско/российско-китайского двустороннего диалога по погранично-территориальной тематике и проблемам безопасности. К середине 1990-х годов, после появления в зоне бывшей советско-китайской границы трех новых государств, возникла необходимость преобразовать двусторонний переговорный механизм в многосторонний. Это произошло в Шанхае в 1996 году, когда руководители России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана заключили Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Этот документ и подписанное годом позже Московское соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы дали импульс формированию постоянно действующего консультативного пятистороннего механизма, позднее получившего известность как "Шанхайская пятерка". 

Концепция БРИКС (под этим сокращением скрываются первые буквы названий четырех государств: Бразилии, России, Индии и Китая) вошла в глобальное информационное пространство в 2001 году. Сформулированная аналитиками банка «Голдман Сакс», она была призвана объяснить возникновение и развитие новых мировых рынков, которые представляются перспективными для будущих инвесторов. Тем не менее, прогнозы о выдвижении в ХХI веке в авангард мирового развития новых государств-лидеров появились задолго до этого и по самой своей логике вытекают из доктрины многополярного мира, которая все более прочно утверждается в международных отношениях в качестве их системообразующей основы.

Состоявшийся в июне 2009 года в Екатеринбурге Саммит стран БРИКС (Бразилия—Россия – Индия – Китай) своими решениями убедительно показал, об этом свидетельствует реакция в мире, что БРИКС отнюдь не является некой умозрительной конструкцией, а сложился как форма перспективных взаимоотношений, которая уже стала весомым фактором мировой политики.

Актуальность данного  исследования заключается в том, что:  

1.     ШОС – это субрегиональная международная организация взаимозащиты,  деятельность которой направлена  на решение важных проблем современности.  

2.     На сегодняшний день самыми перспективными в мире странами для бизнеса, по мнению многих аналитиков, являются Бразилия, Россия, Индия и Китай.

Цель данного исследования – выявление целей, перспектив, направлений развития   Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. 

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.     Изучение создания Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС

2.     Изучение целей и проблем данных организаций

3.     Выявление перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС 

4.     Анализ проведенных встреч данных организаций и значение саммитов.

Объектом исследования является изучение Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. 

Предметом исследования является выделение особенностей становления ШОС и БРИКС в историческом развитии.

Методы исследования: опрос, анкетирование.

Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения и использованных источников.

 Глава 1.  История возникновения организаций ШОС и БРИКС

  1. Шанхайская организация содружества. Создание ШОС. 


         Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты(общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд. 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОС, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.
         Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), занимая промежуточную пози- цию. 
         Основы создания Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ — Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии.

На основе сложившегося благоприятного политического климата, а также по причине возрастающей опасности превращения региона в район перманентной нестабильности из-за резкой активизации международного терроризма в 1996 году была образована «Шанхайская пятёрка». Ко времени проведения саммита в Бишкеке (Киргизстан) в 1999 году для всех участников «Шанхайской пятёрки» стала очевидной необходимость в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, что потребовало создания постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начала складываться архитектура новой международной организации. Возник институт национальных координаторов, назначаемых каждой страной.

15 января 2001 года очередная встреча была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан (что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств и повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестёрку»). 

По итогам московского саммита (28-29 мая 2003 года) были созданы Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) (соглашение о её создании было подписано годом раньше в Санкт-Петербурге). В связи с тем, что по итогам московского саммита организационный период ШОС завершился, с 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом. 

С 1 января 2010 года генеральный секретарь ШОС - Муратбек Сансызбаевич Иманалиев (Киргизия). 

Цели ШОС  Для выполнения целей и задач Хартии ШОС в рамках организации были учреждены следующие органы:                                                                              

 Совет глав государств (СГГ); 

Совет глав правительств (СГП); 

Совет министров иностранных дел (СМИД); 

Совещания руководителей министерств и ведомств; 

Совет национальных координаторов (СНК); 

Региональная антитеррористическая структура (РАТС); 

Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2010 г. — представитель Киргиизии М.С. Иманалиев).

Решающее значение для процесса объединения государств в ШОС имеет существование внешних угроз и вызовов благополучию, стабильности и безопасности государств региона, в первую очередь в лице эскалации терроризма и экстремизма, а также проблем экономического характера в мире, переживающем непростые процессы глобализации. Согласно этому определены основные цели и задачи ШОС:

· укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

· развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

·  совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

· поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

·  координация подходов при интеграции в мировую экономику;

· содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

· поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

· взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании

Перспективы ШОС

В планах Шанхайской организации сотрудничества – проработка идеи единого транспортного пространства государств-участников. Ведется определенная работа по модернизации автотранспортных коридоров, изучению возможностей прокладки новых маршрутов, в том числе железнодорожных, из западных районов Китая в Европу. Стратегическое значение новых транспортных коридоров, способных создать абсолютно новые векторы в региональной экономической политике, очевидно. Их благотворное влияние уже в краткосрочной перспективе скажется на ситуации не только государств Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, но и близлежащих стран.  Ведь открытый доступ к морским портам – это доступ к новым ресурсам развития, к новым рынкам, к новым отношениям. Именно такой путь развития станет наиболее надежным и эффективным средством преодоления существующих проблем современности, которые еще долго будут порождать межцивилизационную подозрительность и недоверие, экстремизм, сепаратизм и терроризм. 

Перспективы Шанхайской организации сотрудничества достаточно широки. Во-первых, все страны-участницы географически близки, их связывает схожая история, общая культура, прочные традиции дружественных контактов. Это уникально для сотрудничества. Все страны – члены ШОС нуждаются в сохранении стабильности и безопасности как внутри своих стран, так и по периметру внешних границ, поэтому заинтересованы и в достижениях собственных результатов в продвижении решения социально-экономических и иных задач, и в совместном противодействии возникающим угрозам и вызовам их существования. Справедливости ради следует особо отметить, что все государства – участники ШОС проявляют заинтересованность в усилении экономической составляющей своей организации, ибо ясно осознают, что, только объединив усилия, члены ШОС смогут превратить Шанхайскую организацию сотрудничества в более спаянную, более деловую, более востребованную международную организацию.

Несомненно одно: за годы существования ШОС сделано немало и приведенные выше примеры – лишь незначительная часть большой работы в рамках организации. Надо приветствовать и поощрять любые дальнейшие шаги в направлении интеграции стран – членов Шанхайской организации, ведущие не только к улучшению экономической ситуации в наших странах, но и способствующие созданию прочной основы для сохранения стабильности и безопасности в данном регионе. 

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. 

21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 года генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе с наркоэкспансией в афганском направлении. 

26 октября 2005 года на московском саммите ШОС генеральный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России В. В. Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств. Конкретные решения по реализации были приняты на встрече глав правительств в Душанбе, в частности глава правительства России М. Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Кроме России активные шаги по развитию энергетики в регионе предпринимают также Китай и Казахстан. 

15 июня 2009 года на саммите в Екатеринбурге главы государств констатировали, что экономическая составляющая в деятельности ШОС получает заметное развитие, совершенствуется правовая база и организационная структура торгово-экономического сотрудничества. Последовательно реализуется обновленный План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств- членов ШОС, утвержденный на заседании Совета глав правительств  (Астана, 30 октября 2008 года).

Признано целесообразным принять эффективные меры с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС.

По завершении саммита в Екатеринбурге 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов.

1.2. БРИКС. Создание БРИКС

Понятие БРИКС было впервые употреблено в 2001 году в аналитической записке одной из крупнейших в мире банковских структур - "Голдман-Сакс". При этом специалисты банка исходили из того, что, по их подсчетам, к 2050 году экономики этих четырех стран суммарно превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира, то есть "большой семерки".

Определение оказалось удачным и устоялось еще и потому, что само сокращение фонетически звучит в английском языке, как слово "кирпич", став своего рода образным обозначением группы стран, за счет которых во многом и будет обеспечиваться будущий рост всей мировой экономики.

При этом аналитики из "Голдман-Сакс" даже не предполагали, что в будущем четыре страны попытаются наладить координацию между собой, а тем более создадут некий экономический блок или даже экономический союз. Однако со временем появились признаки, что четыре страны стремятся сформировать даже в какой-то степени политический клуб с тем, чтобы преобразовать свою растущую экономическую мощь в геополитическое влияние.

Объединение БРИКС возникло в 2003 году. Выгодное положение странам обеспечивает наличие важных для мировой экономики ресурсов. Так, в Бразилии хорошо развита сельскохозяйственная отрасль, Россия является крупнейшим в мире экспортером энергетического сырья, Индия располагает значительными интеллектуальными ресурсами, а Китай - трудовыми.

Территория стран БРИК составляет 26 проц территории Земли, а население превышает 40 проц от населения мира. Согласно данным ОЭСР и других международных организаций, на эти страны приходится 8 проц глобальных экономических ресурсов и 45 проц всей рабочей силы планеты. Занятость трудоспособного населения составляет около 70 проц. Этот показатель выше, чем в государствах ОЭСР. Совокупный ВВП - 15 трлн долларов /примерно 25 проц мирового ВВП/. Совокупный золотовалютный резерв БРИК превышает резерв стран "семерки" - 1,3 трлн долларов. Сегодня более трети из 20 крупнейших энергетических компаний относятся к странам БРИК, столько же - к европейским странам и треть - к США. Подобная ситуация наблюдается и в других отраслях, в частности в угольной, пищевой и фармацевтической промышленности.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты. 

Цели БРИКС: 16 апреля 2010 года в  Буэнос-Айресе на II саммите БРИК Российский Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортный банк Индии в рамках саммита БРИК подписали меморандум о сотрудничестве. Семистраничный документ предусматривает взаимодействие уполномоченных государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта стран-членов БРИКС по вопросам финансирования проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций, энергосбережения.

Этот меморандум — первый практический документ в формате БРИК, ориентированный на создание эффективной инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества четырех стран.

Согласно документу, «целями Меморандума является создать механизмы сотрудничества для развития всеобъемлющего долгосрочного сотрудничества между сторонами с целью упрощения и поддержки трансграничных транзакций и совместных проектов, для укрепления торговых и экономических отношений между предпринимателями стран БРИКС, для создания инструментов, которые позволят оказывать финансовые и банковские услуги инвестиционным проектам, входящим в сферу интересов сторон, а также служащих развитию экономик стран БРИКС, для изучения возможностей создания единой межбанковской системы для достижения указанных целей».

Перспективы БРИКС

Голдман-Сакс утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом O’Нилом, глобальным экономистом в Голдман-Сакс. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15.435 триллионов долларов. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков. Однако, важно отметить, что Голдман-Сакс не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение Соединённых Штатов в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из Соединённых Штатов — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией. 

Тезис БРИКС предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай изменили свои политические системы, чтобы охватить глобальный капитализм. Голдман-Сакс предсказывает, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья. Сотрудничество является, таким образом, вероятным — как логический шаг БРИК, потому что Бразилия и Россия вместе логично формируют поставщиков Индии и Китая. Таким образом, у БРИК есть потенциал сформировать сильный экономический блок — наподобие государств «Большой Восьмёрки». Бразилия является доминирующей в производстве сои и железной руды, в то время как Россия обладает возможностью огромных поставок нефти и природного газа. Тезис Голдман-Сакс, таким образом, документирует, что предметы потребления, работа, технологии и компании отдаляются от США как от своего центра.

После конца холодной войны или даже ранее, правительства, включающие БРИКС, начали экономические или политические реформы, чтобы позволить их странам стать частью мировой экономической системы. Чтобы конкурировать, эти страны одновременно сделали упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве. Согласно исследованию, у Индии есть потенциал наибольшего роста среди четырёх стран БРИКС в следующие 30 — 50 лет. Главная причина — снижение рабочего возраста населения для Индии и Бразилии случится позже, чем для России и Китая. 

Глобальная экономическая команда Голдман-Сакс выпустила отчёт по исследованию БРИК в 2004. Отчёт утверждает, что в странах БРИКС число людей с годовым доходом более 3 000 $ удвоится в течение трёх лет и достигнет 800 миллионов человек в течение десятилетия. Это предсказывает массивное увеличение среднего класса в этих странах. К 2025 вычислено, что число людей в странах БРИКС, зарабатывающих более чем 15 000 $, может перевалить за 200 миллионов. Это говорит о том, что огромная нагрузка в спросе не будет ограничена лишь основными товарами, но и повлияет на более дорогие товары. Согласно отчёту, сперва Китай, а десятилетие спустя и Индия начнут доминировать над мировой экономикой. Всё же, несмотря на рост, средний уровень богатства людей в более развитых экономиках продолжит опережать этот средний показатель в странах БРИКС. Голдман-Сакс оценивает, что к 2025 доход на душу в шести самых густонаселённых странах ЕС превысит 35 000 $, тогда как только приблизительно у 24 миллионов человек в БРИКС будут подобные уровни дохода.

Отчёт также выдвигает на первый план большую неэффективность Индии в использовании энергии и упоминает о значимой недопредставленности этих экономик на глобальных рынках капитала. Отчёт также подчеркивает огромное население БРИКС, которое создаёт относительную лёгкость для затмения совокупного богатства «Большой Шестёрки», в то время как уровни дохода на душу населения остаются далеко ниже нормы современных промышленно развитых стран. Это явление затронет мировые рынки, поскольку многонациональные корпорации попытаются использовать в своих интересах огромные потенциальные рынки БРИКС, производя, например, намного более дешёвые автомобили и другие товары промышленного назначения, доступные потребителям в пределах БРИКС вместо роскошных моделей, которые в настоящее время приносят большие доходы в автомобилестроении. Индия и Китай уже начали делать своё присутствие ощутимым в обслуживании и производственном секторе на мировой арене. Развитые экономики мира уже сделали серьёзные заметки этого факта. Второй отчёт 2007 года даёт понимание «Возрастающей способности Индии к росту». Отчёт показывает обновленные числа проектирования, приписанные возрастающим тенденциям роста Индии за прошлые четыре года. Голдман-Сакс утверждает, что «влияние Индии на мировую экономику будет больше и более быстрым чем подразумеваемый в нашем ранее изданном исследовании БРИКС». Они отметили существенные области научных исследований и развития, и экспансию, которая приведёт к процветанию растущего среднего класса.

В пересмотренных числах 2007 года, основанных на увеличенном и удерживающемся росте, большом притоке в иностранном прямом инвестировании, Голдман-Сакс предсказывает, что «с 2007 до 2020, валовой внутренний продукт Индии на душу населения, выраженный в долларах США, будет учетверён» и что индийская экономика превзойдет Соединённые Штаты к 2043. Это говорит о том, что эти четыре страны как группа настигнут G7 к 2032 году.   

1.3.  Встречи глав государств и их значение

Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Первая (краткая) встреча глав государств БРИКС состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх и Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года президент России Д. А. Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИКС, отвечающими за вопросы безопасности (секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром — руководителем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Республики Бразилии Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Республики Индии по национальной безопасности Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета Китайской Народной Республики Дай Бинго).

  I саммит БРИКС (Екатеринбург, 16 июня 2009)

 Особняк Севастьянова в Екатеринбурге — место проведения I саммита БРИК. Главы стран БРИКС собрались на свой первый саммит16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Страны представляли Дмитрий Медведев (Россия), Луис Инасиу Лула да Силва (Бразилия), Манмохан Сингх (Индия) и Ху Цзиньтао (Китай).

В ходе саммита состоялись две встречи: в узком составе и затем прошли переговоры с участием членов делегаций. Дмитрий Медведев сделал заявление от имени глав государств стран БРИКС. Также было принято два заявления:

Совместное заявление лидеров стран БРИКС (в последнем (16-м) пункте которого указывается, что следующая встреча глав государств БРИК планируется в Бразилии в 2010 году); 

Совместное заявление стран БРИКС по глобальной продовольственной безопасности. Четырехстраничное общее заявление отражает общие подходы стран по актуальным мировым проблемам. Такой же по объему документ, посвященный глобальной продовольственной безопасности, содержит призыв безотлагательно дать всесторонний ответ на вызовы, связанные с колебаниями цен на продовольствие и ростом числа голодающих в мире.

II саммит БРИКС (Бразилиа, 15−16 апреля 2010)

Второй саммит руководителей стран БРИКС состоялся 15−16 апреля 2010 года в столице Бразилии городе Бразилиа.

По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ.

Расширение БРИК (БРИКС)

12 ноября 2010 года на саммите G20 в Сеуле Южно-Африканская Республика выразила желание присоединиться к БРИК. 21 декабря президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх приняли совместное заявление, в котором одобрили идею подключения ЮАР к деятельности БРИК. 24 декабря 2010 министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Маите Нкоана-Машабане заявила, что она получила уведомление по телефону от главы МИД КНР Ян Цзечи, согласно которому Китай, нынешний председатель БРИК, по согласованию с другими странами-членами организации приглашает ЮАР стать полноправным членом БРИК (БРИКС). Председатель КНР Ху Цзиньтао направил приглашение президенту ЮАР Джейкобу Зуме принять участие в саммите БРИКС в Китае в начале апреля 2011 года.

III саммит БРИКС (Санья, 13—14 апреля 2011)

Третий саммит БРИКС состоялся 13—14 апреля 2011 года в китайском курортном городе Санья, расположенном на острове Хайнань.

На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого ее члена — ЮАР. Во время встреч теперь уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества. Страны БРИКС в очередной раз высказались за скорейшее присоединение Российской Федерации к ВТО, всеобъемлющую реформу ООН, мирное урегулирование ливийского вопроса.

По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год. Было также решено, что следующий саммит БРИКС пройдет в 2012 году в Индии.

14 апреля страны договорились об экономическом взаимодействии с использованием национальных валют.

Состав БРИКС (2011):

IV саммит БРИКС (Нью-Дели, 28-29 марта 2012)

Саммит проходил в столице Индии — Нью-Дели.

Встреча была посвящена проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Также стороны обсудили возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Президент РФ Д.Медведев на саммите рассказал о своем видении стратегической цели БРИКС. Это, по словам российского лидера, «постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики». Идея создания нового всемирного банка развития означает, прежде всего, постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют. Президенты стран БРИКС дали поручение своим министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы. Будет создана совместная рабочая группа, а доклад президенты получат к следующему саммиту, который пройдет в 2013 году в ЮАР. Также уже известно, что в 2015 году саммит пройдёт в Уфе.

Состав БРИКС (2012):

V саммит БРИКС (Дурбан, 26-27 марта 2013)

V саммит БРИКС проходил в ДурбанеЮАР.

Тема: «БРИКС и Африка: партнёрство в целях развития, интеграции и индустриализации»

По итогам саммита обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизирует работу БРИКС на предстоящий год, а также включает новые перспективные направления взаимодействия.

В присутствии лидеров БРИКС подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зелёной экономики», софинансировании инфраструктурных проектов в Африке и Декларация о создании Делового совета БРИКС.

Объявлено также о подписании Декларации об учреждении Консорциума экспертных центров стран БРИКС и о выходе совместной статистической публикации стран БРИКС.

Перед началом саммита состоялся рабочий завтрак лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР с представителями деловых кругов.

В этот же день лидеры БРИКС встретились с главами африканских государств. В ходе встречи Владимир Путин отметил, что страны БРИКС сообща отстаивают права и интересы Африки и других стран с переходными экономиками, выступают за повышение их роли и влияния в глобальной системе управления, в частности в международных финансово-экономических организациях.

Состав БРИКС (2013):

VI саммит БРИКС (Форталеза и Бразилиа, 15-16 июля 2014)

Саммит глав государств БРИКС с участием Владимира Путина прошел 15-16 июля в бразильских городах Форталеза и Бразилиа. Страны — члены БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Соглашение об учреждении Нового банка развития и договор о создании пула условных валютных резервов стран-членов БРИКС будут подписаны на шестом саммите этой организации, сообщил министр финансов Антон Силуанов.

Предельный размер уставного капитала Банка развития составит $100 млрд. Из этой суммы половина будет распределена между странами БРИКС. Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на трех континентах.

Договор о пуле условных валют, а точнее Резервный фонд БРИКС, будет иметь функции, схожие с МВФ. В случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам — членам БРИКС, которые испытывают проблемы с платежными балансами. «Это весьма актуальная проблема в условиях волатильности мировой экономики и резкого перетока капиталов из развитых стран в новые экономики, в том числе в экономики стран БРИКС, и обратно. Именно такие резкие движения капиталов и могут породить проблемы с платежными балансом. Так что создаваемый пул условных валютных резервов будет серьезным амортизирующим механизмом в этой ситуации», — говорит источник в дипломатических кругах.

Капитал фонда, то есть объем ресурсов пула условных валютных резервов БРИКС, составит $100 млрд. Размер странового взноса в фонд был предметом спора с 2012 года. Но принципиальный подход таков: взнос должен соответствовать размеру экономики страны. Это традиционный подход, действующий, например, в Евразийском экономическом союзе: в нем основной донор — Россия. В БРИКС основную финансовую нагрузку возьмет на себя Китай, вторая экономика мира. Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай, в случае необходимости, получит не $41 млрд, а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран — единице. «То есть $18 млрд — наша доля, и мы $18 млрд можем получить», — уточнил Силуанов. Центробанки БРИКС будут сохранять свои доли в составе своих золотовалютных резервов. Выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Глава Минфина подчеркнул, что пул будет использовать два инструмента — один превентивный инструмент для поддержания ликвидности в кризисное время и один — постфактум.

Каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с оттоком капитала, давлением на валютных рынках и резким снижением курса национальной валюты. Вместе с тем министр оговорился, что «никаких определенных критериев (для получения ликвидности) нет». Страна — член БРИКС будет иметь право не участвовать в формировании фонда. Глава Минфина добавил, что документ, который планируют подписать лидеры БРИКС, — это рамочное соглашение, не влекущее за собой прямых обязательств.

На некоторую аморфность структуры БРИКС и рекомендательный характер решений указывают и российские эксперты. По данным Всемирного банка, суммарный ВВП стран БРИКС в 2013 году составил $15,75 трлн, или около 18 % мирового ВВП, население пяти стран — 3 млрд человек. «При этом темпы роста развивающихся стран, даже с учетом текущего замедления, все равно значительно выше, чем в США и большинстве европейских стран. С течением времени с этим блоком все больше придется считаться», — говорит Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».

Сейчаc страны БРИКС действительно озабочены спадом своих экономик, но саммит поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене", — сказал «Газете. Ru» Джейшри Сенгупта, старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью Дели (Индия). «Создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а видимый результат сотрудничества, которое активно развивается по трем десяткам направлений», — солидарен бразильский шерпа Граса Лима. По его словам, «сейчас было бы, возможно, преувеличением, но отнюдь не абсурдом говорить о рождении новой международной финансовой системы», сравнимой с той, что была создана в Бреттон-Вудсе в 1944 году и в главных чертах действует по сей день.

Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит прежде всего Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами. «Такая необходимость продиктована обострением политической ситуации в мире и агрессивной риторикой США и ЕС в отношении Москвы», — добавляет Желаннова из «Альпари»

На Саммите было подтверждено решение о создании сетевого Университета БРИКС.


                                      

1.4. Проблемы и перспективы развития.

В настоящее время страны БРИКС столкнулись с тремя серьезными проблемами.

Во-первых, экономическая. Три из пяти стран-членов — Бразилия, Россия и Южная Африка — находятся в очень затруднительном экономическом положении. Выборы в Индии в этом году также проходили на фоне разочаровывающего экономического роста, который не улучшался в течение последних нескольких лет. Среди всех стран БРИКС только в Китае экономика продолжает расти более чем на 7 % в год — но при этом Пекину необходимо проводить очень сложные реформы. Ожидалось, что страны БРИКС будут следовать общей положительной динамике экономического роста, но этого не случилось, по крайней мере, на данный момент.

Вторая серьезная проблема, с которой столкнулись страны-участницы БРИКС — политическая.

Когда в странах БРИКС наблюдался экономический подъем, то вполне естественно было утверждать, что их политические системы также функционировали хорошо. Теперь, когда некоторые из них столкнулись с серьезными экономическими проблемами, возникли и политические трудности, в первую очередь, неспособность противостоять коррупции.

Третья проблема заключается в непоследовательности и отсутствии координации в деятельности стран БРИКС. Несмотря на то, что они явно стремятся стать рупором антизападного мира, по своим масштабам — несопоставимы между собой. События, происходящие в Бразилии или ЮАР, никоим образом не затрагивают будущее Китая — страны настолько большой и мощной, что она стоит в отдельном ряду супердержав. В то время как Россия погрязла в глубоком и беспрецедентном кризисе в отношениях с Западом. Единственное, что объединяет страны БРИКС, так как это те негативные процессы, которые они переживают. На прошлой неделе я был ЮАР, и был поражен тем, насколько проблемы этой страны похожи на проблемы Бразилии.

В 2010 году, когда госпожу Руссефф впервые избрали на пост президента, рост страны был на уровне 7,5 % в год. В этом году рост, вероятнее всего, будет меньше 1 %. В Южной Африке экономический рост в этом году, видимо, будет около 1,4 %, а это гораздо меньше, чем прогнозировалось в национальном плане развития страны — 5 %. Жалобы на коррупцию являются главной политической темой в Бразилии и Южной Африке. Но это относится и к трем другим странам БРИКС. Тот факт, что президент ЮАР Джейкоб Зума завязал тесную дружбу с Путиным, только способствовал распространению коррупции в его администрации. Но отношения между Путиным и Зумой также являются признаком дипломатических связей между странами БРИКС. В Москве несколько недель назад представитель России в БРИКС указал мне на то, что ни одна из стран-членов БРИКС не голосовала в ООН за резолюцию, осуждающую аннексию Крыма. Он утверждал, что БРИКС разделяют общие враждебные настроения к доминированию США в мире. Тем не менее, несмотря на то, что страны БРИКС, возможно, действительно разделяют общее ощущение того, что Запад управляет миром уже слишком долго, в их мировоззрении есть глубокие расхождения. Есть огромная разница между полу-пацифистской многосторонностью Бразилии и злым национализмом современной России. Китай, тем временем, явно собирается прокладывать свой собственный путь на международной арене, независимо от того, что думают об этом другие союзники по блоку. Возможно, главный геополитический вопрос для БРИКС — в состоянии или хочет ли Китай стать сердцевиной этой группы, подобно тому, как Вашингтон возглавляет западный альянс. Размещение банка БРИКС в Шанхае — и предположение о том, что потенциально он сможет составить конкуренцию Всемирного банку, базирующемуся в Вашингтоне — было преднамеренным и символичным сигналом. Но от символизма до конкретики перейти довольно сложно. Российские и индийские власти могут считать проблемой «однополярность» мира с центром в Вашингтоне, но никто из них пока не спешит перенести этот центр в Пекин.

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1.  ШОС и БРИКС в Уфе.

 Не для кого не секрет, что в последнее время наша столица стала расцветать еще и еще.  Однако есть люди которые знают с чем связаны эти удивительные изменения, но есть и такие которые об этом слышат впервые.

 Сегодня все средства массовой информации буквально переполнены новостями о грядущих мероприятиях мирового масштаба.

Когда стало известно, что в Уфе в 2015 году пройдут заседания Совета глав государств-членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС, у жителей Башкирии сразу возникло множество вопросов. Зачем? Для чего? Что это? Сколько будет стоить? Кто отвечает? За одними вопросами стояли эмоции, за другими – трезвый расчет. Ясно было, как говорили еще в античности, что многое не ясно. А когда нет четкого понимания целей и задач, всегда возникает соблазн домыслить и спекулировать на теме.

Мы провели опрос среди 100 респондентов, из которых 25 учащиеся школы с 9 по 11 класс, 25 человек работающих в возрасте от 25 до 35 лет, 25 человек в возрасте от 40 до 55 лет, и 25 человек люди старше 60 лет.

Все респонденты отвечали на вопрос: Чувствуете, ли вы, что в нашей столице что-то изменилось? Ответы выглядят следующим образом:

Диаграмма 1

  Из диаграммы следует, что 48 % ответили  «да», 28 ответили «нет», 24 затруднились ответить. Однако это данные всех 100 человек. Очень интересно что большее количество людей которые увидели изменения в Уфе это люди в возрасте от 25 до 35 лет, меньше всего это люди в возрасте старше 60 лет.  Эту закономерность можно объяснить только уровнем жизненной активности.

Следующий вопрос, на который отвечали респонденты: назовите источники информации о мероприятии мирового масштаба?

Диаграмма 2

 В итоге получились следующие варианты ответов:

25 – в школе

18 – интернет

2 – друзья

35 – телевидение

9 – газеты

11 – разные источники (родственники, коллеги)

 Данная статистика имеет двоякое значение: во – первых очень приятно что люди сейчас следят за новостями – смотрят телевизор,  входят в интернет.   Однако печальная сторона в том, что люди стали меньше общаться друг с другом, сейчас преобладает виртуальное общение, которое, к сожалению, лишено эмоциональной окраски. Нужно отметить высокий уровень  получения информации в рамках нашего образования.

Следующий вопрос: знаете ли вы какие страны входят в БРИКС?

 Диаграмма 3

48% респондентов ответили, что знают, 24 % - ответили нет, и 24% затруднились ответить.  Однако, когда респондентов попросили назвать эти страны результаты получились несколько иные.

 Все 5 стран назвали 31%, из которых 50  % - это учащиеся, 21% назвали 4 страны, 3 страны назвали всего 20%, 14% - назвали 2 страны, 1 страну назвали – 14%.  Постоянно путались -34%, уверенно ответили 16% , из которых 30% учащиеся, 30% - в возрасте от 25 до 35, 21% - люди старше 60 лет, 23%  в возрасте от 40 до 55 лет.

Имеет смысл попытаться ответить на каждый из этих вопросов. Проведение международных форумов, саммитов, симпозиумов, конференций и прочих дипломатических встреч – тема, за которую страны, регионы и города в современном мире ведут активную борьбу. Как ни крути, речь идет об общении на высшем уровне, а это всегда почетно и всегда работает на имидж принимающей стороны. Быть площадкой для подобных мероприятий - эффектный и эффективный способ заявить о себе: посмотрите, какой город, люди, страна, наконец! Однако заявка на международной арене желанна не из-за тщеславия - она дает возможность зарабатывать.

Знакомство и постоянный контакт с политической и предпринимательской элитой других стран рано или поздно выливается в сотрудничество и инвестиции. Возьмем, к примеру, наших соседей – Екатеринбург. Этот город в 2009 году принимал у себя саммиты ШОС и БРИК (тогда в эту группу, представляющую быстроразвивающие страны, входили Бразилия, Россия, Индия и Китай, а сегодня включена и ЮАР). Прошло 4 года после этого, и можно сделать краткий анализ того, что изменилось в городе и области и какие у них перспективы.

Остановлюсь на одном важном факте. Город стал площадкой проведения крупнейших общероссийских и мировых встреч. Буквально недавно коллеги принимали саммит Россия-ЕС. Все это вкупе позволило включить Екатеринбург в число соискателей проведения крупнейшей мировой выставки «Expo 2020», за право проведения которой бьются немало стран. Она проводится один раз в пять лет, длится шесть месяцев, и в качестве участников могут выступать государства, международные и общественные организации, юридические и физические лица. Это значит, что город стал узнаваемым на международном уровне, ему доверяют, и что Екатеринбург ждет новый приток финансовых инвестиций, как со стороны органов власти, так и со стороны частных инвесторов. А выдвигает Екатеринбург в качестве площадки для "Expo 2020" не мэрия или администрация области, а Россия, и началось это движение как раз с саммитов ШОС и БРИКС.

Сейчас Европа и Азия активно ищут новых партнеров, новые рынки, неосвоенные территории и тот пресловутый благополучный инвестиционный климат для бизнеса. Для тех, кто хочет стать такой площадкой, закон рынка диктует элементарную вещь: реклама и конкретные действия. Мы можем сколько угодно сетовать на то, что Республику Башкортостан в мире не знают, но ничего не изменится. А вот постараться выйти на высший уровень и доказывать свою конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и желание работать можно. И нужно. Именно эта задача и ставится  главой республики Рустэмом Хамитовым.

Следующий вопрос это какое значение для нашей республики имеет этот саммит?  Положительным ответ был у 94% опрошенных. А почему? Мнения разделились:

50% - развитие республики;

29% - изменения внешнего облика;

14% - «чтобы нас знали»;

7% - прогресс всегда хорошо.

Саммиты ШОС и БРИКС – возможность открыть Башкортостан для бизнес-сообщества стран, входящих в эти организации, а это такие гиганты как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Казахстан и другие. Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС дают серьезный информационный повод встретиться с крупным заграничным бизнесом, установить прочные связи, как в экономической, так и в духовной сферах. Башкортостану дали возможность вытянуть свой «лотерейный билет». И нам сообща надо это делать: не ждать, а действовать, чтобы добиться успеха.

В связи с развитием нашего города мы спросили наших уфимцев: готова ли Уфа принять таких высоких гостей?

89% - ответили да;

11% - затруднились ответить.

Впереди - большая работа, по многим направлениям. Условно их можно разделить на развитие внутренней инфраструктуры, внешнеэкономических связей и гуманитарное взаимодействие. За каждое направление отвечает отдельное республиканское ведомство, у каждого крупного объекта есть свой куратор среди вице-премьеров правительства.

В ближайшее время, по разным данным, от 70 до 140 зданий в исторической части города будут расселять. Это дома на старинных улицах, которые хранят дух старого города: Аксакова, Гоголя, Зенцова, Коммунистическая, Карима и Октябрьской революции. Судьба их после расселения неизвестна. Чиновники уверяют, что объекты культурного наследия сноситься не будут.

– В данном случае речь идет о расселении таких объектов и об их перепрофилировании или приспособлении под современные нужды в соответствии с документацией по планировке территорий, — заявила на пресс-конференции по комплексной застройке города заместитель начальника управления по перспективному развитию Главархитектуры администрации Уфы Галина Чиглинцева. — Предполагается создание после реставрации общественно-деловых центров.

Но, учитывая то, что за последние 20 лет в Уфе под разными предлогами были снесены 140 из 600 объектов культурного наследия, а к саммиту власти пообещали пересмотреть архитектурный статус еще множества зданий, нет уверенности, что этот черный список не будет расти.

Конечно, пока эти сооружения включены в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, они охраняются законом. Вычеркнуть дома из реестра официально можно, лишь проведя государственную историко-культурную экспертизу, которая придет к заключению, что бывший «памятник» исторической ценности не представляет. Потом можно и снести — по закону. В том числе в рамках грандиозной Программы сноса ветхого фонда на 2011–2015 годы.

Еще одна тема, которая сейчас активно обсуждается уфимцами, — снос более десятка деревянных памятников архитектуры по городу для «переноса» их в создаваемый к саммиту Республиканский историко-культурный музей деревянного зодчества. Разобранные на бревна купеческие дома с тонкой деревянной резьбой и богатой историей были свалены под открытым небом в дальнем районе Уфы — Затоне. При этом уфимцев несколько лет уверяли, что дома надежно, по всем правилам «законсервированы». Однако просочившиеся в Интернет фотографии «склада», сделанные очевидцами, разоблачили эту версию: бревна гниют, резные элементы разломаны. Дирекция будущего музея перекладывает ответственность за ненадлежащее хранение архитектурных памятников на застройщиков. На экстренно собранном после скандала правительственном совещании застройщикам рекомендовали восстанавливать дома за свой счет, на что потребуется порядка 40 млн рублей. Будет ли это сделано — неизвестно. Специалисты — реставраторы и искусствоведы — уверяют, что сегодня воссоздание домов уже невозможно.

За старую Уфу борется общественная организация «Архзащита»: активисты участвуют в открытых заседаниях администрации города, поднимают шум в СМИ, пишут письма, куда только можно по поводу ненадлежащего отношения к памятникам архитектуры и истории. Градозащитниками даже создана уникальная Красная книга зданий, которые находятся под угрозой исчезновения.

Способ выхода на внешние связи традиционен. Республика проводит социально-экономические презентации в посольствах стран–участниц ШОС и БРИКС. За первое полугодие 2013 года проведены 3 подобные встречи – в посольствах Казахстана, Турции и Индии. По их итогам можно вывести несколько закономерностей. Например, ставка на лозунг «Башкортостан - центр туризма» в иностранной аудитории пока себя не оправдывает. Информации о красоте нашего края иностранные предприниматели отдают должное, но пропускают мимо ушей. А вот что вызывает неподдельный, интерес, так это наша промышленная и научно-техническая база.

Представителей Турции и Казахстана «зацепила» идея реализации совместных проектов в сфере машиностроения, нефтехимии, деревообработки, фармакологии, переработки зерна. Посол Казахстана в России Галым Оразбаков предложил рассмотреть возможность установления прямого авиасообщения между городами Казахстана и Уфой, а также открытия торгового дома Республики Башкортостан в Астане.

Бизнес-элиту Индии увлекла идея совместных проектов в сфере биотехнологии, фармацевтики и станкостроения. Республика предложила индийским партнерам создать на базе башкирских компаний сервисный центр по обслуживанию сложнейшего нанотехнологичного оборудования. Ведущая автомобильная компания «Тата Моторс Лимитед», представляющая Индию, заинтересована в открытии своего производства в Башкортостане.

Иностранные предприниматели сошлись во мнении: инвесторам есть, где развернуться в Башкортостане. Сейчас мы продолжаем продвигать достигнутые устно договоренности. На сентябрь-октябрь намечены визиты бизнес-кругов Индии, Казахстана и Турции в Уфу, которые предусматривают тесное взаимодействие с предпринимателями нашей республики по возможным совместным проектам. Предлагаем также нашим коллегам приехать и убедиться, что мы готовы работать и обеспечить выгодные условия взаимодействия. Потенциал этих встреч оказался на удивление высоким, так что имеет смысл ждать позитивного результата.

Рассматривая, эти интересные и сложные вопросы возникает вопрос: а что мы можем показать наши гостям, какие достопримечательности Уфы могут удивить, заинтересовать и порадовать наших гостей        ?

Ответы очень порадовали нас:

  1. Мечеть Ля-ля Тюльпан – 57%;
  2. Гостиный двор – 49%;
  3.  Аксаковский сад – 39%;
  4.  Монумент дружбы – 58%;
  5. Храмы Уфы – 63%;
  6. Театры Уфы – 71%;
  7. Уфа арена- 55%;
  8. Скверы и парки – 14%;
  9. Огни Уфы – 62%  и так далее.

 Мы с уверенностью можем сказать, что это лишь часть нашего города, но многие из респондентов говорили о природе нашего края и его богатстве.

Развитие внутренней городской инфраструктуры. Именно по этому пункту на городские и республиканские власти обрушилась лавина критики. Главный тезис такой: проведение саммитов в Уфе – пустая трата бюджетных денег, все равно лучше не станет. Однако те, кто пытается выставить идею международных встреч в негативном свете, почему-то забывают, что гости не заберут с собой ни облагороженные улицы и дворы, ни обновленные здания. Саммиты пройдут, а «апгрейд» уфимской инфраструктуры останется.

Причем, нельзя говорить о том, что вся эта работа приурочена к событиям 2015-го года и только. Можно подумать, что без ШОС и БРИКС в планах муниципальных и республиканских властей не было задачи благоустройства столицы. Оппонентам нужно внимательно изучить плановые показатели бюджета республики на 2013-2015 годы, которые утверждались еще до того, как стало известно о проведении саммитов в Уфе. В них четко видно, на какие цели планируются бюджетные деньги. Социальная сфера, ЖКХ и благоустройство как были, так и остаются приоритетными направлениями. Существуют целые программы, финансирование которых заложено как из городской, республиканской, так и из федеральной казны. Все это было, есть и будет. Саммиты лишь стали катализатором некоторых процессов: таких как строительства необходимых и соответствующих статусу столицы региона гостиниц, реконструкции воздушных ворот республики и объектов культуры.

Обустройство и ремонт фасадов, газонов, дорог. Разве это не необходимое направление развития - прибраться и навести порядок в городе, республике? Ведь каждый из нас, когда принимает гостей, проводит уборку в своем доме. Так почему же в ситуации с городом, должно быть по-другому? Ведь никто не устраивает «потемкинские деревни» и не занимается прожектерством. Мы часто слышим и говорим «посмотрите, как изменилась Казань, как отстроилась за 15 лет Астана». Радуемся за соседей, хвалим их. Но почему-то благоустройство своей столицы, попытки ее доведения инфраструктуры до современного уровня некоторые встречают в штыки.

Коротко хотелось бы остановиться на возведении гостиниц. Осуществляются эти стройки на деньги частных инвесторов, а не из кармана налогоплательщиков. К 2015 году в Уфе станет больше комфортабельных отелей, причем, с мировыми брендами.

Та же логика применима к реконструкции аэропорта «Уфа». Пропускная способность международного терминала возрастет более чем втрое, и не придется более жителям республики томиться в ожидании прохождения границы. Появятся вторая взлетно-посадочная полоса, способная принимать большие грузовые и пассажирские авиалайнеры, новые рулежные дорожки и стоянки для самолетов. Все это придаст комфорта главным воздушным воротам республики. Гости саммитов воспользуются его услугами всего пару раз, а вот у жителей будет возможность оценивать удобства обновленного терминала в ежедневном режиме. Нехитрая арифметика дает однозначный ответ, кому в первую очередь выгодны все задуманные переделки – конечно, жителям Башкортостана. Причем, хотелось бы отметить, что основные средства на благоустройство аэродромной части выделяются из федерального бюджета, а это более 3 млрд рублей.

Ну, и, наконец, гуманитарное взаимодействие встреч на высшем уровне лидеров стран ШОС и БРИКС: мультикультурные фестивали, научные конференции, художественные выставки, деловые и журналистские форумы и так далее. Все то, что позволяет лучше узнать, чем живут люди в других странах, познакомиться с передовыми достижениями в инновационных сферах и наладить международные связи. Стать частью мировой культуры.

На сегодня одним из главных достижений этого направления стало вступление БГПУ им. М. Акмуллы в состав Университета ШОС. Не секрет, что обеспечение образовательного процесса – дело дорогостоящее. Для того, чтобы студенты могли получать полноценные знания, необходимы высокотехнологичные аудитории и лаборатории, наукоемкие исследования, обмен опытом с ведущими зарубежными вузами. По словам ректора БГПУ Раиля Асадуллина, вступление башкирского вуза в состав УШОС дало возможность нашим студентам обрести востребованную временем академическую мобильность. Система образования УШОС выстроена таким образом, что лучшие студенты будут получать дополнительные знания в вузах зарубежных стран. Немаловажно и то, что в конце обучения студенты получат два диплома, свидетельствующие об окончании как российского, так и иностранного вуза. В рамках сотрудничества университетов, входящих в систему УШОС, осуществляется постоянный обмен педагогическими кадрами. А это позволит получить доступ к опыту и научным наработками международного уровня. Есть понимание того, что Педуниверситет, как часть университета ШОС, станет своеобразным порталом в мир международного образования и науки не только для своих студентов и преподавателей, но и для других вузов республики.

 Все то, что делается в рамках подготовки к проведению международных саммитов ШОС и БРИКС в 2015 году, так или иначе, работает на благо республики. Возможно, не все из задуманного удастся воплотить в жизнь - современная экономическая ситуация не только в России, но и во всем мире. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает.

2.2.  Методическая разработка  урока обществознания по теме:

«ШОС и БРИКС: мероприятия мирового масштаба».

 Цель: Рассмотрение истории возникновения ШОС и БРИКС, определение значения  саммита ШОС и БРИКС для Башкортостана.

Задачи:

1. Изучение истории возникновения;

2. Анализ положения в современных условиях;

3. Воспитание чувства гордости и уважения за свою родину.

 

 Методы обучения: словесный, наглядный.

 Методические приемы: прием создания проблемной ситуации.

 Средства  обучения: мультимедиа.

Методическая разработка рассчитана на обучающихся 8-9 классов.

Ход урока

 Уважаемые ребята.  Тема нашего сегодняшнего урока необычна.  Д попробуем ее распознать.

Как обычно бывает в семье перед большим праздником? Да нет, даже обычным днем рождения? За несколько дней проводится генуборка, накануне — обычная: полы помыть надо, пыль убрать и так далее по списку.... Ах, да, еще новое платье купить...

Мы уже привыкли и считаем это нормой: ударить в грязь лицом нельзя. Да и не каждый семейный бюджет потянет большое торжество. В результате, остаются теплые воспоминания, подарки, инвестиции друзей в денежной форме) Как правило, мы не считаем траты, а запоминаем прекрасные моменты общения с друзьями и родственниками... Се ля ви...

Какой праздник у нас намечается?  Это праздник мирового масштаба!

САММИТ ШОС И БРИКС. ПРАВИЛЬНО.

Как же расшифровываются эти буквы?

БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa). До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК (BRIС, по начальным буквам английских названий стран). В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов.

В БРИКС входят государства, играющие ключевую политическую экономическую роль в обширных регионах мира. Темпы роста ВВП стран БРИКС в последние десять лет значительно превышали общемировые. Партнеры по БРИКС - авторитетные участники ООН, «Группы двадцати», Движения неприсоединения, «Группы 77», Африканского союза, ШОС и многих других международных и региональных организаций и структур.

Совместные действия стран БРИКС, поддержанные широким кругом развивающихся стран в «двадцатке», сыграли решающую роль в продвижении реформы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Взаимодействие стран БРИКС, в первую очередь в Совете Безопасности ООН, становится все более важным фактором укрепления международного мира. Участники объединения исходят из того, что мировое сообщество при решении конфликтов должно опираться на политико-дипломатические, а не на военно-силовые методы.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн. км2, то есть 60% территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главные задачи организации — укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства—участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

 Правильно.

У вас на столах листочки.  Нарисуйте логотипы этих организаций.

Когда стало известно, что в Уфе в 2015 году пройдут заседания Совета глав государств-членов ШОС и встречи глав государств и правительств БРИКС, у жителей Башкирии сразу возникло множество вопросов. Зачем? Для чего? Что это?Сколько будет стоить? Кто отвечает? За одними вопросами стояли эмоции, за другими – трезвый расчет. Ясно было, как говорили еще в античности, что многое не ясно. А когда нет четкого понимания целей и задач, всегда возникает соблазн домыслить и спекулировать на теме.

Имеет смысл попытаться ответить на каждый из этих вопросов. Проведение международных форумов, саммитов, симпозиумов, конференций и прочих дипломатических встреч – тема, за которую страны, регионы и города в современном мире ведут активную борьбу. Как ни крути, речь идет об общении на высшем уровне, а это всегда почетно и всегда работает на имидж принимающей стороны. Быть площадкой для подобных мероприятий - эффектный и эффективный способ заявить о себе: посмотрите, какой город, люди, страна, наконец! Однако заявка на международной арене желанна не из-за тщеславия - она дает возможность зарабатывать.

Знакомство и постоянный контакт с политической и предпринимательской элитой других стран рано или поздно выливается в сотрудничество и инвестиции. Возьмем, к примеру, наших соседей – Екатеринбург. Этот город в 2009 году принимал у себя саммиты ШОС и БРИК (тогда в эту группу, представляющую быстроразвивающие страны, входили Бразилия, Россия, Индия и Китай, а сегодня включена и ЮАР). Прошло 4 года после после этого, и можно сделать краткий анализ того, что изменилось в городе и области и какие у них перспективы.

Остановлюсь на одном важном факте. Город стал площадкой проведения крупнейших общероссийских и мировых встреч. Буквально недавно коллеги принимали саммит Россия-ЕС. Все это вкупе позволило включить Екатеринбург в число соискателей проведения крупнейшей мировой выставки «Expo 2020», за право проведения которой бьются немало стран. Она проводится один раз в пять лет, длится шесть месяцев, и в качестве участников могут выступать государства, международные и общественные организации, юридические и физические лица. Это значит, что город стал узнаваемым на международном уровне, ему доверяют, и что Екатеринбург ждет новый приток финансовых инвестиций, как со стороны органов власти, так и со стороны частных инвесторов. А выдвигает Екатеринбург в качестве площадки для "Expo 2020" не мэрия или администрация области, а Россия, и началось это движение как раз с саммитов ШОС и БРИКС.

Сейчас Европа и Азия активно ищут новых партнеров, новые рынки, неосвоенные территории и тот пресловутый благополучный инвестиционный климат для бизнеса. Для тех, кто хочет стать такой площадкой, закон рынка диктует элементарную вещь: реклама и конкретные действия. Мы можем сколько угодно сетовать на то, что Республику Башкортостан в мире не знают, но ничего не изменится. А вот постараться выйти на высший уровень и доказывать свою конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и желание работать можно. И нужно. Именно эта задача и ставится Президентом республики Рустэмом Хамитовым.

Саммиты ШОС и БРИКС – возможность открыть Башкортостан для бизнес-сообщества стран, входящих в эти организации, а это такие гиганты как Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Казахстан и другие. Предстоящие саммиты ШОС и БРИКС дают серьезный информационный повод встретиться с крупным заграничным бизнесом, установить прочные связи, как в экономической, так и в духовной сферах. Башкортостану дали возможность вытянуть свой «лотерейный билет». И нам сообща надо это делать: не ждать, а действовать, чтобы добиться успеха.

Итак, до саммитов еще 2 года. Впереди - большая работа, по многим направлениям. Условно их можно разделить на развитие внутренней инфраструктуры, внешнеэкономических связей и гуманитарное взаимодействие. За каждое направление отвечает отдельное республиканское ведомство, у каждого крупного объекта есть свой куратор среди вице-премьеров правительства.

Способ выхода на внешние связи традиционен. Республика проводит социально-экономические презентации в посольствах стран–участниц ШОС и БРИКС. За первое полугодие 2013 года проведены 3 подобные встречи – в посольствах Казахстана, Турции и Индии. По их итогам можно вывести несколько закономерностей. Например, ставка на лозунг «Башкортостан - центр туризма» в иностранной аудитории пока себя не оправдывает. Информации о красоте нашего края иностранные предприниматели отдают должное, но пропускают мимо ушей. А вот что вызывает неподдельный, интерес, так это наша промышленная и научно-техническая база.

Представителей Турции и Казахстана «зацепила» идея реализации совместных проектов в сфере машиностроения, нефтехимии, деревообработки, фармакологии, переработки зерна. Посол Казахстана в России Галым Оразбаков предложил рассмотреть возможность установления прямого авиасообщения между городами Казахстана и Уфой, а также открытия торгового дома Республики Башкортостан в Астане.

Бизнес-элиту Индии увлекла идея совместных проектов в сфере биотехнологии, фармацевтики и станкостроения. Республика предложила индийским партнерам создать на базе башкирских компаний сервисный центр по обслуживанию сложнейшего нанотехнологичного оборудования. Ведущая автомобильная компания «Тата Моторс Лимитед», представляющая Индию, заинтересована в открытии своего производства в Башкортостане.

Иностранные предприниматели сошлись во мнении: инвесторам есть, где развернуться в Башкортостане. Сейчас мы продолжаем продвигать достигнутые устно договоренности. На сентябрь-октябрь намечены визиты бизнес-кругов Индии, Казахстана и Турции в Уфу, которые предусматривают тесное взаимодействие с предпринимателями нашей республики по возможным совместным проектам. Предлагаем также нашим коллегам приехать и убедиться, что мы готовы работать и обеспечить выгодные условия взаимодействия. Потенциал этих встреч оказался на удивление высоким, так что имеет смысл ждать позитивного результата.

Развитие внутренней городской инфраструктуры. Именно по этому пункту на городские и республиканские власти обрушилась лавина критики. Главный тезис такой: проведение саммитов в Уфе – пустая трата бюджетных денег, все равно лучше не станет. Однако те, кто пытается выставить идею международных встреч в негативном свете, почему-то забывают, что гости не заберут с собой ни облагороженные улицы и дворы, ни обновленные здания. Саммиты пройдут, а «апгрейд» уфимской инфраструктуры останется.

Причем, нельзя говорить о том, что вся эта работа приурочена к событиям 2015-го года и только. Можно подумать, что без ШОС и БРИКС в планах муниципальных и республиканских властей не было задачи благоустройства столицы. Оппонентам нужно внимательно изучить плановые показатели бюджета республики на 2013-2015 годы, которые утверждались еще до того, как стало известно о проведении саммитов в Уфе. В них четко видно, на какие цели планируются бюджетные деньги. Социальная сфера, ЖКХ и благоустройство как были, так и остаются приоритетными направлениями. Существуют целые программы, финансирование которых заложено как из городской, республиканской, так и из федеральной казны. Все это было, есть и будет. Саммиты лишь стали катализатором некоторых процессов: таких как строительства необходимых и соответствующих статусу столицы региона гостиниц, реконструкции воздушных ворот республики и объектов культуры.

Обустройство и ремонт фасадов, газонов, дорог. Разве это не необходимое направление развития - прибраться и навести порядок в городе, республике? Ведь каждый из нас, когда принимает гостей, проводит уборку в своем доме. Так почему же в ситуации с городом, должно быть по-другому? Ведь никто не устраивает «потемкинские деревни» и не занимается прожектерством. Мы часто слышим и говорим «посмотрите, как изменилась Казань, как отстроилась за 15 лет Астана». Радуемся за соседей, хвалим их. Но почему-то благоустройство своей столицы, попытки ее доведения инфраструктуры до современного уровня некоторые встречают в штыки.

Коротко хотелось бы остановиться на возведении гостиниц. Осуществляются эти стройки на деньги частных инвесторов, а не из кармана налогоплательщиков. К 2015 году в Уфе станет больше комфортабельных отелей, причем, с мировыми брендами.

Та же логика применима к реконструкции аэропорта «Уфа». Пропускная способность международного терминала возрастет более чем втрое, и не придется более жителям республики томиться в ожидании прохождения границы. Появятся вторая взлетно-посадочная полоса, способная принимать большие грузовые и пассажирские авиалайнеры, новые рулежные дорожки и стоянки для самолетов. Все это придаст комфорта главным воздушным воротам республики. Гости саммитов воспользуются его услугами всего пару раз, а вот у жителей будет возможность оценивать удобства обновленного терминала в ежедневном режиме. Нехитрая арифметика дает однозначный ответ, кому в первую очередь выгодны все задуманные переделки – конечно, жителям Башкортостана. Причем, хотелось бы отметить, что основные средства на благоустройство аэродромной части выделяются из федерального бюджета, а это более 3 млрд рублей.

Ну, и, наконец, гуманитарное взаимодействие встреч на высшем уровне лидеров стран ШОС и БРИКС: мультикультурные фестивали, научные конференции, художественные выставки, деловые и журналистские форумы и так далее. Все то, что позволяет лучше узнать, чем живут люди в других странах, познакомиться с передовыми достижениями в инновационных сферах и наладить международные связи. Стать частью мировой культуры.

На сегодня одним из главных достижений этого направления стало вступление БГПУ им. М. Акмуллы в состав Университета ШОС. Не секрет, что обеспечение образовательного процесса – дело дорогостоящее. Для того, чтобы студенты могли получать полноценные знания, необходимы высокотехнологичные аудитории и лаборатории, наукоемкие исследования, обмен опытом с ведущими зарубежными вузами. По словам ректора БГПУ Раиля Асадуллина, вступление башкирского вуза в состав УШОС дало возможность нашим студентам обрести востребованную временем академическую мобильность. Система образования УШОС выстроена таким образом, что лучшие студенты будут получать дополнительные знания в вузах зарубежных стран. Немаловажно и то, что в конце обучения студенты получат два диплома, свидетельствующие об окончании как российского, так и иностранного вуза. В рамках сотрудничества университетов, входящих в систему УШОС, осуществляется постоянный обмен педагогическими кадрами. А это позволит получить доступ к опыту и научным наработками международного уровня. Есть понимание того, что Педуниверситет, как часть университета ШОС, станет своеобразным порталом в мир международного образования и науки не только для своих студентов и преподавателей, но и для других вузов республики.

Давайте рассмотрим достопримечательности Уфы, которые мы можем показать?

Мечеть Ля-ля Тюльпан

Гостиный двор

Аксаковский сад

Монумент дружбы

Храмы Уфы

Театры Уфы

Уфа арена

Скверы и парки

Огни Уфы

Удивительно, но мы являемся современниками этого великого события.

Какое событие мы с вами сегодня рассматривали?  Чем оно важно для нас?

Заключение

 Развитие республики очень важно для нас ее жителей. В поле у деревни Нижнесаитово Кушнаренковского района Башкирии установлен географический знак, указывающий на точку пересечения 55 градусов северной широты и 55 градусов восточной долготы. Знак выглядит как 4-метровый столб с указателями на города, столицы стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), куда входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан и стран БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африканская республика.

Это точка отсчета нового периода в нашей жизни. Сложно подумать, но мы являемся современниками такого значительного периода в истории Уфы, мы современники этого мероприятия, как наши деды и прадеды были современниками войны. Но лишь одно отличие – изменения нашего времени положительные.

Более слабые государства должны объединяться в блоки, чтобы единым голосом заявлять о себе и отстаивать свои интересы на международной арене. Примерами такого объединения являются рассмотренные в настоящей работе Шанхайская организация сотрудничества и БРИК. 

Список используемой литературы

1.Бабин Э.П., Исаченко Т.М., Внешнеэкономическая политика. М.: «Экономика», 2006.- 463 с.

2. Комиссина И. Н.; Куртов А. А.. Шанхайская организация сотрудничества // Кокарев К. А. Россия в Азии: проблемы взаимодействия : сборник статей. — М.: Изд-во Российского института стратегических исследований, 2006. — С. 251—316.

3. Stakelbeck, Frederick W., Jr. (8 August 2005). «The Shanghai Cooperation Organization». FrontPageMagazine.com

4.http://www.infoshoc.ru-общественно-политический сайт о деятельности Шанхайской организации сотрудничества 

5. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // The Goldman Sachs Group (англ.) 

6. Первый саммит Брик. Екатеринбург. 16 июня 2009 // Сайт Президента РФ. (рус.) — 17.06.2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БРИКС

Презентация по теме " БРИКС"...

Страны БРИКС

Работа ученика 10 класса, в которой рассматривается данная организация. Подумайте, какая здесь будет связь с географией?)...