ДОКЛАД на тему " Применение ИКТ на уроках истории"
консультация по истории на тему

О том ,как работаем на уроках истории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Применение ИКТ на уроках истории261.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Информационно-коммуникативные технологии

на уроках истории»

               В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Особое место в решении этой задачи занимают информационно-коммуникативные технологии. ИКТ становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.   Рассмотрим некоторые из методов применения ИКТ на уроках истории.         На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. Эти учебники - находка для учителя и учащихся, поскольку способствуют повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах  поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником с учебным видеофильмом .Учитывая психологические особенности школьников и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека и т.п.https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d03d1346227ac2ad99d343a5accb7475&n=33&h=215&w=324

Очень важно использовать ИКТ  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий.
      
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событии или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движении, с соответствующими комментариями, существенно повышают интерес учащихся к предмету.Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру с применением ИКТ, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большуюhttp://calyk.osedu2.ru/Portals/71/%D0%9C%D0%90%D0%99/DSC_1169.jpgC:\Users\home\Pictures\фото\S7300129.JPG

 Кроме этого я считаю, что при подготовке и проведении уроков просто необходимо использовать Интернет. Я рассматриваю Интернет как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Использую образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, разнообразных методических материалов и др. В своей работе один из главных вопросов .на который я опираюсь- изучение национального компонента и проектно-исследовательская деятельность. В рамках энографического кружка « Комелёк» мы- кружковцы собираем по строчке историю основания с. Цалык, историю названия наших улиц. старейшин села .

Наши исследовательские  работыhttp://calyk.osedu2.ru/portals/71/Images/0034.jpg

«История основания с. Цалык», «Герои нашего времени»,  « История семьи Аликовых»,   « Женщины Осетии в судьбе России», « Во славу Осетии ,во славу России».  « Герои нашего времени»,

«Терроризм – зло всех времён и народов»

    При обработке краеведческого материала   http://calyk.osedu2.ru/Portals/71/%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202013/DSC02247.jpg                                                                               

неоднократно становились победителями Всероссийских конкурсов.    Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ, ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формациями обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентированно на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой.                                                                                                                                          И ,наконец, компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы, программа Power Point  - презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся. В своей работе я создаю авторские презентации по истории, использую и готовые презентации по разным курсам и темам. Авторы этих работ – учителя-практики. Естественно, каждый учитель по-своему видит урок, поэтому в готовых версиях ему хочется что-то изменить. Преподаватель может добавлять или пропускать слайды, наполнять их другим содержанием (заменять текст, рисунок, диаграмму), использовать традиционные приемы работы.

 Но использовать предлагаемый Интернет-сайтами материал без его адаптации к конкретному уроку, классу и учителю невозможно. Отдельного разговора заслуживает вопрос. Скорее всего, наилучшим является тот   учитель, который  делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то.как он  будет «подан» детям.   Итак,   использование  информационно-коммуникативной технологии   на уроке истории позволяет:  -активизировать познавательную деятельность учащихся;                                              -обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);                                                                                                       -повысить объем выполняемой работы на уроке;                                                          усовершенствовать контроль знаний;                                                                            

  - формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;                      

 - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;                                                                    

- изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;                                                                                                    

 - появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.   Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения .  Инновационность  данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.  Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяют во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализуя возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

Методический семинар по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"

Компьюторная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы по теме "Применение артпедагогики на уроках истории"...

Доклад на тему "Использование мультимедии на уроках истории и обществознания"

Компьютер уже давно и прочно вошел в жизнь нашего обще­ства. Наступило время, когда без этой чудо - техники нельзя представить себе и школу. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом на многих ...

Презентация к докладу по теме: "Применение ИКТ на уроках математики"

Виды уроков с применением информационных технологий; приёмы применения ИКТ на уроках математики; обучающие программы;  ...

Доклад на тему: «Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения».

на тему: «Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения»...