Воронеж - колыбель российского флота.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Полякова Елена Вячеславовна

Познакомить учащихся с деятельностью Петра I в Воронежском крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiyskogo_flota_nachalo.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Воронеж - колыбель российского флота.

Цели:

1. Познакомить учащихся с деятельностью Петра I в Воронежском крае.

2. Развивать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, умение находить  причинно-следственные связи.

3. Формировать отношения сотрудничества, воспитывать чувство гордости своей малой родиной.

Оборудование:

карта «Россия с конца XVII по 60е годы XVIII века»;

таблицы учёта знаний;

листы заданий;

компьютер и проектор;

презентация «Строительство флота в Воронеже».

Опережающие задания:

1. Подготовить сообщение «Государев шатер на Воронеже», сообщение о памятнике Петру I в Воронеже.

2. Подобрать стихотворные строки о Петре I, высказывания о его личности, деятельности.

Ход урока.

1. Организационный этап. Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (Слайд 1.) Объявление темы урока и целей. Установочно-мотивационная беседа.

З. Этап усвоения новых знаний.

Учитель: (Слайд 2.)  Ребята, наверняка, бывая в Воронеже, вы проходили или проезжали мимо этого памятника. Кому он установлен?.. (ответы учащихся)

Сообщение учащегося о памятнике Петру I в Воронеже (1-2 мин.)

«Памятников Петру I множество. В Туле царь – на пьедестале в фартуке с молотом в руках. В Голландии, где юный Пётр учился корабельному делу, он на носу шлюпки обтёсывает топором брусок. В Кронштадте – с обнажённой шпагой. А в Санкт-Петербурге он – «Медный всадник». Но нам знаком воронежский памятник императору. Это был первый памятник Воронежа. Он был открыт в августе 1860 года в центре города и по своим художественным достоинствам не уступал памятникам Петербурга. Его авторы – архитектор Александр Антонович Кюи и скульптор Антон Евграфович Шварц. Скульптура была отлита в Петербурге.

Вокруг пьедестала жерлами вверх вкопаны вражеские пушки-трофеи. В композиции использованы также два якоря, один из которых, по преданию, выкован самим Петром I.

Бронзовая статуя императора была увезена гитлеровцами в 1942 году на переплавку. Пушки и якоря остались и были использованы при создании нового памятника. Его автором стал московский скульптор Н.П. Гаврилов, а открытие состоялось 10 января 1956 года. Николай Гаврилов объяснил, что точную копию воспроизвести было невозможно, фотографии не давали полных данных. Поэтому скульптор изучал исторические материалы, личные вещи Петра, картины русских художников. Пётр изображён более молодым, в мундире Преображенского полка. Он стоит, оперевшись правой рукой на выкованный им якорь, упершись крепко левой ногой в гранитный постамент, и указывает левой рукой путь России – на юг».

 

Раздумья у пьедестала.

Где память, обнажив людские нервы,

Кружит, не отпуская никого,

Стоит на пьедестале Петр Первый

Над старым сквером имени его.

Позеленела бронза вековая,

А он глядит из таинства времён,

Не принимая и не отвергая

Тот новый мир, которым окружен.

И пусть кому-то был он не по нраву,

Но прям и чист царя России взгляд -

Азов и Нарва, Гангут и Полтава

В нём до сих пор горят ещё, горят.

В нем Дон бежит, и волны бьют о сваи,

Реки Воронеж вьется полоса,

И сосны корабельные вздымают

Над палубой тугие паруса…

И что ему суждения потомков,

И что ему заблудшая молва —

Лишь не пошла бы Родина с котомкой,

И вечною осталась бы Москва!

В. Землянский

Почему в Воронеже поставлен памятник именно этому императору? Почему Воронеж называют «колыбелью российского флота» несмотря на то, что он расположен далеко от морей? Сегодня вы найдёте ответ на эти вопросы. Хотя, возможно, что-нибудь об этом вы уже знаете. Запишите это в таблицу учёта знаний. У каждого ученика есть таблица учета знаний (приложение 1).

Предварительно класс разделен на две группы. Работа проводится в группах.

Задания:

1. Учащиеся заполняют графу «знал», куда записывают то, что им уже известно по теме урока. Один человек из группы представляет обобщённое предварительное знание. Учитель отмечает, что в ходе урока ребята должны расширить исторический кругозор, нацеливает на внимательную работу, т.к. её результат в конце урока дети должны будут записать в графу «узнал».

Учитель: Россия уже несколько лет вела войну с Турцией и Крымским ханством (карта), но активных боевых действий после 1689 года не предпринимала. И вот в 1695 году основные силы русской армии вместе с Петром двинулись на Азов, но взять эту крепость тогда не удалось. Одна из главных причин - отсутствие у России военного флота. (Слайд 3.)  Петр принимает решение: повторить следующей весной поход на Азов от Воронежа, построив в нем флот. Петру в ту пору было 24 года.

2. Каждый ученик в группе получает лист заданий (приложение 2). Первая группа - лист заданий №1, вторая группа - лист заданий №2. Учащиеся выполняют задание 1, работая с картой, обсуждают его в группе, затем выступает  «эксперт» от первой группы. (Слайды 4-6.)  (В ответе учащегося должны быть названы причины, по которым Воронеж стал центром кораблестроения: наличие корабельных лесов, близость липецкой руды, судоходность рек, сведущих к Азову, большое количество работного люда, имевшего опыт судостроения. Со дня приезда Петра до спуска первых кораблей прошло чуть больше месяца. Это говорит о бурной деятельности царя на строительстве кораблей и очень высоких темпах работ. Воронежский флот выполнил поставленную перед ним задачу – Азов был взят (Слайд 7.)  .)   Учитель подводит итог, обращаясь к карте.

3. Выступают по одному учащемуся от группы с подготовленным опережающим заданием. 1 группа - «Государев шатер на Воронеже» (Слайд 9.)  .

«Воронежский воевода Савин Горчаков узнал о предстоящем приезде царя только 25 февраля. Для Петра срочно, за несколько дней был подготовлен двор подьячего Игната Моторина, находившийся поблизости от реки.

Сохранилось описание владений Моторина, где поселился и жил в 1696 году Пётр: «А в том дворе две горницы, у передней – сени, крыльцо и из тех сеней позади около тех горниц в комнату и на другое крыльцо сени ж проходные. Да на том же дворе погреб с погребицей, и над ним сушила бревенчатые, у ворот изба караульная, в одной горнице в  комнате печь изразцовая».

 К приезду царя стены горниц были обиты полотном, во дворе построены «мыльня» (баня) с печью и двумя окошками и «поварня». Первое жильё Петра в Воронеже было очень простым. Располагалось оно рядом с корабельной  верфью».

2 группа - «Воронежские корабли» (по материалам «Истории Воронежского края» В.И.Пановой). Выступления сопровождаются показом (Слайды 9,10.).

4. Физкультминутка.

Дон качает корабли - детище Петра,

Мачты гнутся на ветру, вьются паруса.

Удивляется вокруг весь честной народ,

Как почти из ничего был построен флот.

Учитель.

Загнусят скоморохи:

Власть пришла сатаны,

Коль дела нынче плохи

У сермяжной страны.

Люд сгоняют насильно

Из насиженных мест.

И кому-то могильный

Часто видится крест.

Их на прочность проверят

Холод, голод, недуг.

Здесь в Воронеже верфи

Ожидают их рук.

Н. Белянский

По берегу реки лепилось множество хибарок – получше и похуже. В них жили русские мастера. А работные мужики – те валялись, где попало, их жизнь была каторжная. Вокруг верфи стояла огорожа и стражники, но все-таки люди ухитрялись убегать на Дон к казакам. И каких ловили, тех били батогами и возвращали обратно на верфи. А у непойманных ковали в цепи семьи и разоряли дома.

В ходе беседы выясняется значение слов «хибара» (убогий домик, лачуга), «каторжная» (невыносимо тяжёлая, мучительная), «батог» (палка, толстый прут для наказаний в старину); делается вывод о тяжелой доле народа и его роли в строительстве флота, о том, что реформы, проводимые Петром I, легли тяжелым беременем на народ, вызывая стихийное сопротивление.

6. Выступление «эксперта» 2-й группы по 1 заданию  рабочего листа. (По названию реки, на которой проходили боевые действия, закончившиеся окружением русской армии,  поход был назван Прутским. Вследствие поражения Россия передавала Турции крепость Азов. Строительство боевых кораблей прекращалось по условиям заключённого мирного  договора. И целесообразно ли строить в Воронеже военный флот при отсутствии выхода в море по реке  Дон?)

Учитель дополняет ответ новыми сведениями из истории Прутского похода и окончании строительства флота в Воронеже. (Слайд 11.). (С 1696 года воронежское кораблестроение беспрерывно продолжалось до 1711 года. В 1711 г. после неудачного Прутского похода Петра Великого Россия обязалась прекратить строительство кораблей в Придонье, и Воронежская верфь была упразднена. Но,

кроме Воронежской в нашем крае работали и другие верфи – в Рамони, Ступине, Чертовицком, у с. Таврова, у г. Павловска. 15 января 1740 года из Петербурга было послано распоряжение о прекращении кораблестроительных работ в Таврове. Из Воронежа в Москву и Петербург уехали мастера-судостроители Анисим Моляров, Джозеф Най, Ричард Козенц.)

7. Обе группы разгадывают кроссворды с последующей проверкой (листы заданий).

При наличии времени группа разгадывает кроссворды вслух, в случае затруднения обращаясь за помощью к ребятам из другой группы. (В целях экономии времени решение кроссворда можно заранее поручить группам, а на данном этапе урока организовать только его проверку)

Желательно начертить сетку кроссвордов на доске заранее и вносить ответы по ходу разгадывания.

8. Творческое опережающее задание: подготовить высказывание о Петре, обсудить, какое из них ребята поместили бы на постаменте памятника императору. Каждая группа предлагает свой вариант надписи, обосновывая свой выбор.

(Возможные варианты:

«Небывалому – быть!» - девиз Петра I.

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник». (А.С.Пушкин)

«Се образ изваян премудрого Героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил…» (М.В.Ломоносов)

«Морским судам – быть!» (Пётр I)

«…для него как мать была Россия,

И дай Бог всем любить её, как он!» (В.Землянский)

«И, словом, се есть Пётр, отечества отец;

Земное божество Россия почитает;

И столько алтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец» (М.В. Ломоносов)

4. Закрепление новых знаний.

Учитель подводит итог, обращаясь к карте и приступает с учащимися к составлению ОК (учитель на слайде  (Слайд 12.), учащиеся в тетрадях)

Учащиеся заполняют в таблице учета знаний графы «узнал» и «хочу знать больше». Таблицы учета знаний сдаются учителю для планирования дальнейшей работы и ликвидации пробелов в знаниях детей. Листы заданий сдаются учителю.

5. Этап информации о домашнем задании, подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

Д/з. В.И. Панова «История Воронежского края» с. 28-31.

По желанию: составить тесты или карточки исторического лото.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
  2. Кононов В.И. Воронеж: путеводитель по городу.
  3. Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
  4. Панова В.И. История Воронежского края. – Воронеж, 1995.
  5. Российского флота начало. Литературно-историческое издание. Под ред. В.Демченко. – Литфонд России, 1996.

                                                                                                             Приложение 1

знал

узнал

хочу знать больше

Петр I

в Воронеже

Приложение 2   

Лист заданий №1.

№1. 1696 год.

29 февраля - приезд Петра I в Воронеж для строительства флота и подготовки военного похода на турецкую крепость Азов. Воронеж был выбран местом строительства флота не случайно. Здесь росли вековые леса - дубовые, сосновые, липовые (корабельные). Близко была липецкая руда. Реки Воронеж и Дон судоходны. Дон к тому же был прямым путём к Азову. Местное население уже имело опыт строительства речных судов.

2 апреля - спуск на воду галер «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей».

19 июля - капитуляция турецкой крепости Азов русским войскам.

Вопросы: 

1. Почему Воронеж был выбран местом строительства флота?

2. Сколько времени прошло со дня приезда Петра до спуска на воду первых кораблей? Сделайте вывод о темпах строительства.

3. Выполнил ли созданный в Воронеже флот поставленную перед ним задачу?

№2. Разгадайте кроссворд.

1

в

2

е

3

р

4

ф

5

ь

1. Город - место создания российского военного флота.

2. Судно, наполненное горючими или взрывчатыми веществами, для взрыва неприятельского корабля («Огненный таран»).

3. Основной центр кораблестроения в Воронеже.

4. Адмирал, швейцарец, сподвижник Петра, бывал в Воронеже.

5. А.Д. Меншиков, вместе с Петром бывавший в Воронеже, в 1707 году получил титул «светлейший…».

Ответы: 1. Воронеж. 2. Брандер. 3. Адмиралтейство. 4. Лефорт.

 5. Князь.

Лист заданий №2.

№1. 1711 год.

25 февраля - объявление Петром I в Москве манифеста о нападении Турции на Россию и начале новой русско-турецкой войны.

Март - выступление Петра I в Прутский поход.

Апрель - находившиеся под Воронежем боевые корабли в большинстве не смогли выполнить приказ царя об отплытии к Азову и участии в боевых действия на море против турок. Причина - неожиданное мелководье, весеннего разлива рек в Воронежском крае в 171 1 году почти не было. Лишь несколько кораблей дошли до Азова. Среди них «Таймолар» под командой Витуса Беринга, впоследствии - знаменитого полярного мореплавателя.

Июль - Прутский поход Петра закончился неудачей: у реки Прут русская армия была окружена превосходящими силами турок. По мирному договору Россия обязалась уступить Турции снова город Азов, разрушить свои крепости у Азовского моря, а также прекратить строительство боевых кораблей в Воронежском крае.

Вопросы: 1 . Почему поход 1711 года называется Прутским? Какова судьба Азова?

2. Почему прекратилось строительство кораблей в Воронежском крае?

№2. Разгадайте кроссворд.

1.

г

2.

а

3.

л

4.

е

5.

р

6.

а

1 . Парусно-гребное судно для перевозки войск и снаряжения.

2. Крепость - цель походов Петра в 1695, 1696 годах.

3. Лес, пригодный для строительства кораблей.

4. Слобода в Воронеже, где жили иностранцы.

5. Мореплаватель, именем которого назван пролив, выходец из Дании, офицер русского флота, в 1711 году приезжал в Воронеж.

6. Предприятие с разделением ручного труда наёмных рабочих.

Ответы: 1. Струг. 2. Азов. 3. Корабельный. 4. Немецкая. 5. Беринг. Мануфактура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Бриг "Меркурий" - гордость, честь и слава Российского флота"

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентир...

Вопросы и ответы викторины по истории Российского флота

Викторина включает в себя семь вопросов по истории Российского флота....

Презентация - С. О. Макаров - адмирал российского флота. История. 8 - 9 классы.

В этой презентации рассказывается о службе и научной деятельности адмирала С. О. Макарова....

Конспект урока "Воронеж - колыбель российского флота"

Конспект урока в 10 классе  "Воронеж - колыбель российского флота"...

пРЕЗЕНТАЦИЯ Ласкарина Бубулина –леди-адмирал Российского флота 7 кл

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ласкарина Бубулина –леди-адмирал Российского флота 7 кл...