Индийские касты (5 кл)
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Родионова Любовь Александровна

Урок согласно ФГОС нового поколения по теме

"Индийские касты". История Древнего мира. 5-й класс

 

ЦЕЛЬ:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– самостоятельно делать выводы;

– структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

– планировать пути достижения целей;

– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

– участвовать в диалоге;

–слушать и понимать других;

– работать в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiyskie_kasty_5_kl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                     Урок согласно ФГОС нового поколения по теме

                 "Индийские касты". История Древнего мира. 5-й класс

ЦЕЛЬ:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 – самостоятельно делать выводы;

 – структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.        

– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 – планировать пути достижения целей;

 – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.        

– участвовать в диалоге;

 –слушать и понимать других;

 – работать в группах.        

Основные понятия, изучаемые на уроке:        Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.

Предварительное задание:        Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2012.

 Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.

                             ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

– Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие.

 На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые.

 – Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты)

 – Поэтому сформулируйте тему нашего урока.   (Тема нашего урока «Индийские касты»)

 – Запишите тему урока в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. земледельцев, слуг, неприкасаемые, брахманы)

Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты.

– В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов)

 – Поэтому, какой можно задать вопрос?

Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?

Проблема записывается на доске.

3. Целеполагание, версии

– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.

Учащиеся:

 – Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.

 – Войны – умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало –

 – Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли.

 – Неприкасаемые – самые бедные.

Учитель: Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия – буддизм.)

 – Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.

4. Планирование

Учащиеся:

 1. Миф о происхождении каст.

 2. Основные занятия и особенности жизни.

 3. Будда – основатель религии буддизм

5. Открытие нового знания

– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.

 Запишите в тетрадь определение понятия:

Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.

6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

1. Миф о происхождении каст

Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.

 У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы  должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста.

2. Основные занятия и особенности жизни

Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.

 .Название касты.         Цвет касты.        Основные занятия.        Особенности жизни.

Брахманы (I группа ) белый. Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников, Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество.

Воины (кшатрии) (II группа.).красный. Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука.          

Земледельцы (вайшью) III группа.)желтый. Возделывали поля, работали в мастерских, торговали.        

Слуги (шудры) (IV группа).черный .Служить представителям высших каст.        Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам.

Неприкасаемые (V группа).Не принадлежали ни к какой касте.

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.

Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.

Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)

3. Будда – основатель религии буддизм

– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)

 – Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?  Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!

 – И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Сообщения о Будде и о религии буддизм

– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились? (Почетной из  каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам)

7. Рефлексия (итог урока)

Задание № 4. Ответить «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)

 2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет)

 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)

 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)

 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

– Как оцените свою работу?  Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.

8.  Домашнее задание: § 22  сообщение о Конфуции.

                 

 1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Урок: "Индийские касты".

Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....

Методическая разработка урока по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями!!!...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»

Открытый урок в 5 классе по теме «Индийские касты»...

Конспект урока на тему: "Индийские касты"

Конспект урока по Древнему миру...

Тест по истории по теме "Индийские касты"

Тест по истории по теме "Индийские касты" для 5 класса.ФГОС.  содержит 2 варианта. Он  подходит и как элемент урока и для самостоятельного урока при проверке даной темы если объеденить оба в...