СССР накануне Великой Отечественной войны: репрессии в армии (задания по дидактическому материалу)
учебно-методический материал по истории (9, 11 класс) на тему
Предлагаемые задания актуальны в контексте ФГОС и ИКС, поскольку способствуют формированию элементов исследовательской компетентности (работа с историческими источниками, с различными формами передачи информации) а также формированию элементов коммуникативной компетентности благодаря наличию полярных оценок с высоким эмоциональным напряжением.
Задания составлены по дискуссионной теме репрессии в армии накануне ВОв. Они позволяют проанализировать последствия этих репрессий для боеспособности РККА к началу ВОв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
репрессии в армии накануне ВОв. задания | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СССР накануне Великой Отечественной войны: военная, идеологическая, внутриполитическая и экономическая подготовка.
Фрагмент: Репрессии в армии
Актуальность темы в контексте ФГОС и ИКС:
- формирование элементов исследовательской компетентности (работа с историческими источниками, с различными формами передачи информации)
- формирование элементов коммуникативной компетентности (наличие полярных оценок с высоким эмоциональным напряжением)
Задания по дидактическому материалу. (разработаны по материалам курсов)
Возможная организация работы учащихся: работа в группах или индивидуальная исследовательская работа с последующим обсуждением.
Вводное слово учителя: Традиционно принято рассматривать «Большой террор» как серию тщательно спланированных централизованных карательных операций против различных категорий населения, которые воспринимались руководством страны в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции фактически начались в июле – августе 1937 г. (хотя подготовка к ним проводилась еще с осени 1936 г.) и продолжались до ноября 1938 г., когда были так же централизованно, по приказу из Москвы, прекращены. «Большой террор» имел беспрецедентные масштабы и охватил все регионы и все слои общества, от высшего руководства партии и государства и командного состава армии до рабочих и крестьян.
Сегодня мы рассмотрим вопрос о репрессиях в армии и постараемся проанализировать их причины и последствия для боеспособности РККА к началу Вов.
Задание 1. Прочитайте текст документа и выделите, какие причины неудач РККА в начале ВОв называет Н.С. Хрущёв
Из доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности»:
«Весьма тяжкие последствия, особенно для начального периода войны, имело также то обстоятельство, что на протяжении 1937-1941 годов, в результате подозрительности Сталина, по клеветническим обвинениям истреблены были многочисленные кадры армейских командиров и политработников. На протяжении этих лет репрессировано было несколько слоев командных кадров, начиная буквально от роты и батальона и до высших армейских центров, в том числе почти полностью были уничтожены те командные кадры, которые получили какой-то опыт ведения войны в Испании и на Дальнем Востоке»{105}.
Задание 2. Проанализируйте данные о некомплекте комсостава РККА. Подтверждают или опровергают эти данные положение о том, что репрессии ослабили армию к началу Вов?
1935 – 17,9%
1936 – 18,7%
1937 – 21,7%
1938 – 25,2%
1939 – 31,6%
1940 – 19%
1941 – 13%
Задание 3. Проанализируйте данные об уровне образования командного состава армии.
Комсостав в целом:
1936 – 6,6% комсостава с ВВО,
1941 – 7,1%
Высший комсостав (генералитет):
1936 – 29% с ВВО,
1941 – 52%
Сделайте вывод об изменении уровня образования командного состава с момента начала репрессий и до начала войны. Какие выводы вы можете сделать?
Задание 4. Ссылаясь на данные Д.А. Волкогонова принято называть следующие цифры: «По имеющимся данным, с мая 1937 года по сентябрь 1938 года, т.е. в течение полутора лет, в армии подверглись репрессиям 36 761 человек, а на флоте — более 3 тысяч», однако при этом обычно забывают указать следующую оговорку, сделанную автором: Часть из них была, правда, лишь уволена из РККА».
Какие группы «репрессированных» называет автор? Можно ли говорить о 40 тысячах репрессированных из армии? Почему?
Задание 5. Прочитайте Справку об увольнении начсостава армии и выделите причины увольнения из армии (Цит. по: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/02.html#). Определите причины увольнения из армии, а также дальнейшую судьбу уволенных. На основании этих данных можно ли говорить о почти полном уничтожении комсостава в ходе репрессий? Свою позицию объясните.
За последние пять лет (с 1934 г. по 25 октября 1939 г.) из кадров РККА ежегодно увольнялось следующее количество начсостава:
В 1934 г. уволены 6596 чел., или 5,9% к списочной численности, из них:
а) за пьянство и моральное разложение — 1513
б) по болезни, инвалидности, за смертью и пр. — 4604
в) как арестованные и осуждённые — 479 Всего — 6596
В 1935 г. уволены 8560 чел., или 7,2% к списочной численности, из них:
а) по политико-моральным причинам, служебному несоответствию, по желанию и пр. — 6719
б) по болезни и за смертью — 1492
в) как осуждённые — 349 Всего — 8560
В 1936 г. уволены 4918 чел., или 3,9% к списочной численности, из них:
а) за пьянство и политико-моральное несоответствие — 1942
б) по болезни, инвалидности и за смертью — 1937
в) по политическим мотивам (исключение из партии) — 782 [49]
г) как арестованные и осуждённые — 257 Всего — 4918
В 1937 г. уволены 18 658 чел., или 13,6% к списочной численности, из них:
а) по политическим мотивам (исключение из партии, связь с врагами народа) — 11 104
б) арестованных — 4474
в) за пьянство и моральное разложение — 1139
г) по болезни, инвалидности, за смертью — 1941 Всего — 18 658
В 1938 г. уволены 16362 чел., или 11,3% к списочной численности, из них:
а) по политическим мотивам — исключённые из ВКП(б), которые согласно директиве ЦК ВКП(б) подлежали увольнению из РККА и за связь с заговорщиками, — 3580
б) иностранцы (латыши — 717, поляки — 1099, немцы — 620, эстонцы — 312, корейцы, литовцы и другие), уроженцы заграницы и связанные с ней, которые уволены согласно директиве народного комиссара обороны от 24.6.1938 за №200/ш, — 4138
в) арестованных — 5032
г) за пьянство, растраты, хищения, моральное разложение — 2671
д) по болезни, инвалидности, за смертью — 941 Всего — 16 362
В 1939 г. на 25.10 уволен 1691 чел., или 0,6% к списочной численности, из них:
а) по политическим мотивам (исключение из партии, связь с заговорщиками) — 277
б) арестованных — 67
в) за пьянство и моральное разложение — 197
г) по болезни, инвалидности — 725
д) исключено за смертью — 425
Общее число уволенных за 6 лет составляет — 56 785 чел.
Всего уволены в 1937 и 1938 гг. — 35 020 чел., из этого числа:
а) естественная убыль (умершие, уволенные по болезни, инвалидности, пьяницы и др.) составляет — 6692, или 19,1% к числу уволенных; [50]
б) арестованные — 9506, или 27,2% к числу уволенных;
в) уволенные по политическим мотивам (исключенные из ВКП(б) — по директиве ЦК ВКП(б) — 14 684, или 41,9% к числу уволенных;
г) иностранцы, уволенные по директиве народного комиссара обороны, — 4138 чел., или 11,8% к числу уволенных.
Таким образом, в 1938 году были уволены по директиве ЦК ВКП(б) и народного комиссара обороны 7718 чел., или 41% к числу уволенных в 1938 году.
Наряду с очисткой армии от враждебных элементов часть начсостава была уволена и по необоснованным причинам. После восстановления в партии и установления неосновательности увольнения возвращены в РККА 6650 чел., главным образом капитаны, старшие лейтенанты, лейтенанты и им равные, составляющие 62% этого числа.
На место уволенных пришло в армию проверенных кадров из запаса 8154 чел., из одногодичников — 2572 чел., из политсостава запаса — 4000 чел., что покрывает число уволенных.
Увольнение по 1939 году идёт за счёт естественной убыли и очистки армии от пьяниц, которых народный комиссар обороны своим приказом от 28 декабря 1938 года требует беспощадно изгонять из Красной Армии.
Таким образом, за два года (1937 и 1938) армия серьёзно очистилась от политически враждебных элементов, пьяниц и иностранцев, не внушающих политического доверия.
В итоге мы имеем гораздо более крепкое политико-моральное состояние. Подъём дисциплины, быстрое выдвижение кадров, повышение в военных званиях, а также увеличение окладов содержания подняли заинтересованность и уверенность кадров и <обусловили> высокий политический подъём в РККА, показанный на деле в исторических победах в районе озера Хасан и р. Халхин-Гол, за отличие в которых Правительство наградило званием Героя Советского Союза 96 человек и орденами и медалями 23 728 человек.
Начальник 6 отдела полковник (Ширяев)
20 октября 1939 г.
Таким образом можно сделать вывод о том, что, если сравнить общее количество уволенных за 1936-1937 гг. и 1938-1939 гг., то можно говорить о снижении численности уволенных из армии и о незначительном проценте уволенных к общей численности армии (уволено в 1936-37 гг 8,6% к списочной численности, за 1938-1939 гг. — 3,9% к списочной численности – Цит. по: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/02.html#)
Эти данные свидетельствуют о том, что нельзя однозначно называть репрессии в армии как одну из причин неудач РККА в начале Вов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СССР накануне Великой отечественной войны
Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне...
Конспект урока в 11 классе "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Урок с применением ЭОР...
Приложение к уроку "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Документы к уроку для работы в группах...
СССР накануне Великой Отечественной войны
Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления...
СССР накануне Великой Отечественной Войны
Технологическая карта урока — 9 класс — История...
Презентация для 9 класса на тему 6 "СССР накануне Великой Отечественной войны"
В презентации дан обзор событий в нашей стране накануне великих испытаний - начала Великой Отечественной войны: положение советского народа, ужесточение политического пресса, соотношение военных сил Г...
Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...