Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9 класса по теме «Страны Азии и Африки в современном мире» (Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;

Пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по Всеобщей истории. Новейшая история для 9  класса

по теме «Страны Азии и Африки в современном мире»

(Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014)

Цели урока:

Образовательные цели:

-раскрыть процесс крушения колониальной системы в странах Азии и Африки;

- охарактеризовать пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в.

Развивающие цели:

- продолжить развитие навыков мыслительной деятельности: формулировать понятие, выделять существенные признаки, анализировать исторические события;

- продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, грамотной устной речи;

- продолжить развитие умений систематизировать исторический материал; устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные цели:

- формирование толерантного отношения к другим культурам, на основе диалога.

- Планируемые результаты:

Предметные: 

- объяснять трудности выбора путей развития стран Азии и Африки;

- характеризовать две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе;

- сравнивать развитие Японии и Китая;

- объяснять трудности, возникшие на пути к модернизации Индии.

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

- проявляют направленность на успешную учебную деятельность.

Личностные: 

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов;

- демонстрировать позитивное отношение к процессу познавательной деятельности, проявляют стремление воспринимать новое

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация,

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Метапредметные:

-проявляют направленность на успешную учебную деятельность.

-

Личностные:

- демонстрируют позитивное отношение к процессу познавательной деятельности, проявляют стремление воспринимать новое.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Мотивационно-целевой этап

Эвристическая беседа

Метапредметные:

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

Личностные:

- понимают культурное многообразие современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы уже знаем, какие социально-экономические и политические процессы происходили в странах Латинской Америки во второй половине XX начале XXI века. Однако не только в этом регионе происходили существенные перемены в указанный период.

Наша тема связана с таким понятием как колонизация. Как вы думаете, в каком регионе середины и второй половины XX века этот термин наиболее употребим.

Верно, поэтому тема нашего урока «Страны Азии и Африки в современном мире».

План урока:

1. Деколонизация.

2. Выбор путей развития.

3. Япония.

4. Китай.

5. Индия.

Отвечают на вопросы учителя.

-Африка, Азия

Записывают тему и план урока в тетради.

3. Введение в новый материал

Эвристическая беседа

Постановка проблемного вопроса

Метапредметные:

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

Личностные:

- понимают культурное многообразие современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов

Предметные:

- объясняют трудности выбора путей развития стран Азии и Африки

Организует эвристическую беседу.

- Вспомните что такое  колонизация.

- Когда и в связи с какими событиями начался этот процесс?

- Посмотрите на карту в учебнике «Территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г.» (см. цветную вклейку) и назовите страны, которые к началу ХХ в. были крупнейшими колониальными державами.

- Итак, страны Азии и Африки были включены в состав колониальных империй.

Процессы, происходившие в течение двадцатого столетия в этих регионах ,ставят перед нами вопрос, на который вы должны ответить в конце занятия:

Почему уровень развития стран Азии и Африки такой разный и противоречивый в XX веке?

Отвечают на вопросы учителя.

-экономическое политическое, и духовное угнетение и захват стран, чаще всего слабо развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями.

- Этот процесс начался еще в пятнадцатом века и продолжался до начала XX века. Он происходил в основном насильственным путем.

-Великобритания, Германия, Франция, Голландия.

4. Работа по теме урока

1. Деколонизация.

Эвристическая беседа

Работа с таблицей

Работа с рабочей тетрадью

2. Выбор путей развития.

Сжатое изложение

Эвристическая беседа

3. Япония.

Организация групповой работы

4. Китай.

Организация групповой работы

5. Индия.

Организация групповой работы

Эвристическая беседа.

Предметные:

- объясняют трудности выбора путей развития стран Азии и Африки

- характеризуют две модели развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе

- сравнивают развитие Японии и Китая;

- объясняют трудности, возникшие на пути к модернизации Индии.

Метапредметные:

- проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

Личностные:

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- проявляют готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

- Политику ликвидации колониальных империй провозгласила Атлантическая хартия 1941 г., когда в

обмен на поддержку во Второй мировой войне США потребовали открытого доступа на рынки колониальных стран. Объясните этот факт.

- Сформулируйте определение термина «деколонизация»: сначала определите его

родо-видовую принадлежность, а потом назовите важнейший отличительный признак.

- Проанализируйте данные о процессе деколонизации, представленные в учебнике (с. 253-254), и заполните таблицу процесса деколонизации:

Дата

Событие

Итог

- Почему 1960 г. называют Годом Африки?

- Какие модели политического развития сложились в этих странах?

- Какая глобальная проблема сложилась в результате распада колониальной системы?

-А теперь давайте выполним задание 1 из рабочей тетради на стр. 83.

- В послевоенном двухполюсном мире первоначально проблема деколонизации и модернизации зачастую была связана с выбором социалистического или капиталистического пути развития. Кроме этого страны Азии и Африки столкнулись с такими проблемами как экономическая отсталость, политический сепаратизм, социальные проблемы: бедность значительной части населения, голод, болезни, проблемы беженцев в районах межгосударственных и этнонациональных конфликтов.

Выбор путей развития и скорость преобразований зависит от региональных культурно-цивилизационных особенностей. Таких регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР: Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур), 2.  Индо-буддийско-мусульманский регион (Индия, Пакистан, Юго-восточная Азия), 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

-Как вы думаете, чем был привлекателен социалистический путь?

- Какими особенностями отличался азиатский капиталистический путь?

- Почему, по вашему мнению, в девяностые годы XX века произошел кризис «азиатского пути производства»?

Организует групповую работу учащихся.

- На дом вам было дано опережающее домашнее задание. Вы должны были изучить материал учебника о Японии, Китае и Индии по группам(стр. 256-265).

1 группа должна подготовить выступление по теме «Японское экономическое чудо».

2 группа должна осветить вопрос «Китай от коммунизма к современной модернизации».

3 группа должна раскрыть тему «Индия на пути свободы и современные проблемы страны».

- А теперь давайте вернемся к проблемному вопросу, сформулированному в начале урока.

Почему уровень развития стран Азии и Африки такой разный и противоречивый в XX веке?

Отвечают на вопросы.

США требовались новые рынки сбыта и ресурсов.

Формулируют определение.

- Освобождение от колониального гнета.

Анализируют текст учебника, записывают данные в таблицу.

- так как именно в 1960 году процесс деколонизации переместился в Африку и было создано несколько десятков независимых государств на территории бывших британских и французских колоний.

- социалистическая и капиталистическая.

- конфликты.

Выполняют задание в рабочей тетради.

- Он естественно перекликался с традиционным для азиатских и африканских государств авторитарным стилем правления и предлагал очень понятную для данных государств модель государственного регулирования экономики.

- Его отличительной чертой является существенная роль институтов государственной власти  в сфере экономических отношений, идеи корпоративности в сфере отношений трудящегося и работодателя.

- Азиатский путь развития, по сути, экстенсивный. Он предполагает трудоотдачу населения по максимуму в условиях

применения не гибких моделей государственного экономического регулирования. А обозначенному периоду ресурсы повышения производительности исчерпали себя.

Осуществляют работу в группах в соответствии с опережающим заданием.

Представляют результаты групповой работы.

Отвечают на проблемный вопрос.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

Предметные:

- объясняют трудности выбора путей развития стран Азии и Африки.

- Личностные:

- осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способны к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные:

- соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его,

- владеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

Я попрошу вас составить синквейн: Азия, Африка, Япония, Китай, Индия.

Напоминаю вам что синквейн составляется по определенным правилам.

Первая строка: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Вторая строка: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Третья строка: ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ - ГЛАГОЛ

Четвертая строка: ФРАЗА

 Пятая строка: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, составляют синквейн.

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.

Прочитать параграф 29. выполнить задания 4-11 из рабочей тетради стр. 82-90.

Воспринимают задание, уточняют.

Список литературы:

1. Всеобщая история. Новейшая история, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. Под редакцией А.А.Искандерова, 2014

2. Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М., 2014.

3. Практический модуль «Страны Юго-Восточной Азии во второй половине ХХ в.» http://fcior.edu.ru/card/21309/ strany-yugo-vostochnoy-azii-vo-vtoroy-polovine-hh-veka.html

4. Ресурсы по теме «Япония и «тихоокеанские драконы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8569fd96-73bb-4e2b-8394-906c57ec4af4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ9 класс на 2013-2014 уч.год...

план-конспект урока по всеобщей истории для 9 класса по теме "Великобритания во второй половине XX века"

конспект урока, посвященного тенденциям развития в послевоенной Великобритании...

Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки.

Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки....

Презентация к уроку по всеобщей истории Нового времени на тему "США в эпоху "позолоченного века" и "прогрессивной эры"

Данная презентация составлена на основе УМК с использованием учебника Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной Л.М. /Под ред. Искендеровой А.А. История Нового времени. 9 класс....