Мастер – класс по теме « Мировоззренческая роль истории на примере темы «Декабристское движение»
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему

Самогаева Елена Николаевна

Мастер – класс по теме

« Мировоззренческая роль истории 9 на примере темы «Декабристское движение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме

« Мировоззренческая роль истории 9 на примере темы «Декабристское движение»

Согласно   одному из важнейших  положений  нового ФГОС, мировоззренческая роль  истории  заключается  в самоидентификации  личности   и определение   своих ценностных  приоритетов   на основе   исторического опыта.

   Уподобляя  себя персонажам истории, мы можем ответить  порой  на вопросы, которые   терзают современное общество. Благодаря историческим личностям, мы открываем   тайны  нашего  российского менталитета, раскрывает красоту и самобытность наших исторических традиций.

История   именно в школьном возрасте   лучше усваивается  через «человеческую»  ее сторону, через судьбы конкретных людей.

( слайд с женами декабристов)

           Пленительные образы! Едва ли

           В истории какой-нибудь страны

           Вы  что – нибудь  прекраснее встречали,

           Их имена  забыться не должны!

Как вы думаете, кто эти женщины?

Почему  их имена  «забыться  не должны?»

Итак, мы сегодня поговорим о  гражданском подвиге жен декабристов.

А что такое гражданский подвиг, как вы понимаете?

А вот определение, которое  нам дает словарь Ожегова.

« Гражданский подвиг – это  важное по своему значению  деяние. Действие, совершенное  в трудных, опасных  условиях»

В этой связи я предлагаю  вам  вместе со мной   убедиться  в  важности    деятельности  жен декабристов  для нашей истории в целом.

Давайте посмотрим, что  говорили  о женах декабристов их современники. Я попрошу вас озвучить эти мнения.

Мнение  Раевского Н.Н., боевого генерала, героя  войны 1812 года:

« Она  поддалась  влиянию Волконских баб, которые похвалами      ее геройству  уверили ее, что она героиня, и она поехала, как дурочка»

Мнение Ф.М. Достоевского, великого русского писателя:

« Они пожертвовали  всем  для  высочайшего  нравственного долга»

Мнение  жены декабриста  А.И. Давыдовой.

« Какие героини, какие героини? Это поэты  сделали из нас героинь, а мы просто  поехали  за нашими мужьями»

А какая из оценок вам ближе? Почему?

 Давайте  более подробно остановимся  на образах  этих женщин. Прожить короткую,  но яркую жизнь  декабристок  на уроке истории нам помогают источники - дневники, письма. Окунаясь в этот ушедший мир эпистолярного жанра,  давайте попробуем  понять черты  характера  одной из самых известных  жен декабристов М. Волконской. Впервые сын Волконских показал эти записки Некрасову. Поэт, читая их, рыдал как ребенок.

Прочтем воспоминания Волконской о поездке в Сибирь.

«Я ехала  день и ночь, не останавливаясь и не обедая нигде. Мне  подавали  в кибитку  кусок хлеба  или что попало»

И это на протяжении 1,5 месяцев.

Какие черты  характера  Волконской  мы можем  здесь увидеть? Понимаете ли вы Волконскую, почему она так спешила?

Она  спешила потому, что  боялась за Сергея, стремилась поддержать его дух.

Еще пара  воспоминаний. Давайте их прочитаем.

« У Каташи (Трубецкой)  и у меня не оставалось больше денег. Мы ограничили  свою пищу. Суп  и каша – вот  наш обыденный стол, ужин отменили»

« Меня очень стесняло то, что я видела, как  выходили  из тюрьмы  несчастные…Они были  без рубашек в одном белье. Я купила  холста  и заказала им белье»…

О каких качествах характера  Волконской можно говорить, согласно этим   воспоминаниям?

Необходимо отметить, что эти  женщины  происходили  из богатых   и знатных семей, где всегда был достаток.

Мы не сможем до конца понять  характер  этой женщины, если  не обратимся  к такому  прекрасному историческому источнику, как живопись.  

Посмотрите на портрет Волконской, написанный художником Соколовым. Он написан за несколько часов  до отъезда  в Сибирь. М.Н. все еще  обнимает своего первенца, маленького  сыночка, которого она  покинет навсегда. Она заказала его специально  и взяла портрет с собой в Сибирь.

Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

Да, она оставила свое дитя. Но мы должны помнить о таком принципе, как историзм. 19 век – это век, когда  венчание в церкви не было пустым словом, а было ответственностью перед  Богом. И эти женщины были выше  материнства, они были гражданками. (Стихи Некрасова про выбор)

 Что же сделали   жены декабристов  в Сибири, если воспоминание  о них в этих суровых краях  еще долго  хранилась в памяти  местных жителей?

11 жен  декабристов  последовали за своими мужьями. Уже только этим поступком  они дали повод  заговорить о себе.

Прочитайте,  пожалуйста  фрагмент мемуаров П. Анненковой.

« Всем  заключенным  строго  было воспрещено  писать родным. В этом случае  дамы  заменяли  секретарей  и поддерживали  переписку   и писали по 10-20 писем в день»

Как вы думаете, что означала эта роль секретарей для  общего дела декабристов? А для  самих декабристов?

Переписка   жен декабристов  с внешним миром  разрушили замысел императора об изоляции декабристов. Не случайно сам Николай 1 говорил о них так : « Я этих женщин боюсь больше всего». Женщины не только их кормили, поддерживали, но и создали содружество, сделали памятным днем  14 декабря.

Понимание поступка  их гражданского  самосознания   и патриотизма пришло не сразу даже у современников  этих женщин.

« Я прокляну тебя, если ты не вернешься!» - кричал  отец Волконской. А потом писал ей  самые нежные письма. Умирая, он поцеловал портрет непокорной дочери  и сказал: « Она – самая  великая женщина, какую я знал».

Одна из задач   современного урока истории   - как формировать    гражданственность сегодня? Что именно  можно безоговорочно  извлечь  из бесценной исторической копилки  и подарить  современному поколению? Общество  в целом и молодежь испытывают  сегодня хронический дефицит  патриотизма. В этом и заключается   важность и актуальность  истории как предмета.

Прошло много лет. Мы не перестали восхищаться  величием этих женщин  и их гражданским подвигом. По-прежнему  пишут о них книги, снимают фильмы и поют о них песни.

 ( Фрагмент видео) 

По мнению современного  писателя Смирнова, мы говорим о подвиге, значит,  говорим о духовности, высоких моральных принципах человека, его совершившего, о бескорыстии.

Помнить,  любить историю, и передавать своим детям, как это делали декабристы и их жены. Например, Софья  Муравьева, которая не отреклась от фамилии отца- декабриста, не называла матерью императрицу, и создала впоследствии первый музей. Мы должны  передавать детям все то, что заставляет нас восхищаться. В этом и есть  главная задача  истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"

Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....

Мастер класс по английскому языку «Путь к общению» Тема «Моё увлечение».

Представление приемов и упражнений, создающих условия для формирования коммуникативной компетенции в письменной речи....

Мастер-класс по подготовке открытого мероприятия. На примере мероприятия "Исторический бой"

Материал дает возможность просто и быстро понять схему подготовки любого школьного мероприятия....

Мастер-класс «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия»

Представлена технологическая карта мастер-класса «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия» Мастер-класс разработан для слушателей курсов В...

Мастер-класс"Фразеологизмы и их роль в речи".

Мастер-класс о фразеологизмах и роли их в речи....

Мастер-класс по работе в пространстве города. Пример внеаудиторного занятия "Как образуется пространство площади".

Работа в пространстве города предусматривает использование внеаудиторных методик, позволяющих организовать непсоредственное взаимодействие учителя и учащихся в городской и музейной среде.  Воспол...