Восточные славяне
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

1.1. Описание проекта

Тема проекта

Восточные славяне.

Автор учебника, по которому
ведётся обучение

«История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2014 г.  Просвещение. М.

Классификация урока

Вводный урок. Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации и мультимедийных технологий, историческими источниками.

Психолого – педагогическая
характеристика особенностей
класса

1. В 6А классе обучается 20 учеников : 13 девочек и 7 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 14 учеников – 2003  года и 6 учеников 2004. Коллектив  6А  класса сформирован на основе класса начальной школы.                                                                                                             12-13 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной и образовательный кризисы взаимосвязаны . Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети часто отвлекаются не внимательны, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

3. Наиболее эффективной технологией обучения шестиклассников  является личностно-ориентированное обучение.  Ориентирование на личностное обучение учащихся  имеет целый ряд положительных моментов:                       Во-первых, Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы  саму личность обучаемого, способствуют  обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат,  реализацию её природных способностей.                        Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.                                                           В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует  разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Активизация процесса обучения заключается не только в совершенствовании усвоения знаний, но и в активизации познавательной деятельности, которая формирует личность, способствуя самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, пополнять свои знания. Для того чтобы правильно выбрать формы и методы организации деятельности учащихся необходимо провести обследования по типу темперамента, скорости реакции. Условно можно выделить две группы: 1.Рациональный тип мышления, не эмоциональный; 2.Интуинтивное мышление, эмоциональное. Методы обучения: 1.Группа: рациональное познание, исследовательская деятельность, проблемный метод; 2. Группа: объяснительно – иллюстративный, проектно – творческий, игровой. Для смешанных типов подходят все методы. Форма работы на уроках: групповая, индивидуальная, фронтальная, деловые игры. Содержание учебного материала должно составляться с учётом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новуюи нформацию. Знания могут быть задействованы и из других наук, а так же учитывать способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей жизни.                                                                                                             В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить                                                                                                разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.                                                                         При подготовке к уроку учитель должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.

 

 

 

 

Цели проекта

Формирование у учащихся представления о предках славян, о расселении восточнославянских племён и их сосоедей,  характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия  восточных славян  .

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Воспитывать на положительных образах героев Древней Греции трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.

 

Знания, умения, навыки и
качества, которые приобретут
и закрепят ученики

1. Учащиеся научаться строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;

2. Продолжат развивать умения работать с историческими источниками и картами;

3.Приобретут умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

4. Закрепят умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

 

 

 

 

Учебный материал,
подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению

Основные понятия : путь  индоевропейская группа народов,«из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече, язычество , идол.

Даты: V-IV в. до н.э.-формирование первых союзов племён у славян;    VIII –IX вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_rabota_2_slushatelya_kursov.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)

ИТОГОВАЯ РАБОТА
В РАМКАХ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ
ПО КАФЕДРЕ ИСТОРИИ
И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

слушателя курсов  «Современные подходы

в преподавании истории и

обществознания в условиях введения ФГОС»,

 учителя истории и обществознания

 МКОУ Кудринская ОШ.

Шипуновой Натальи Валентиновны.

Нижний Новгород 2016г.


1.1. Описание проекта

Тема проекта

Восточные славяне.

Автор учебника, по которому
ведётся обучение

«История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2014 г.  Просвещение. М.

Классификация урока

Вводный урок. Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации и мультимедийных технологий, историческими источниками.

Психолого – педагогическая
характеристика особенностей
класса

1. В 6А классе обучается 20 учеников : 13 девочек и 7 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 14 учеников – 2003  года и 6 учеников 2004. Коллектив  6А  класса сформирован на основе класса начальной школы.                                                                                                             12-13 лет – пограничный возраст между детством и отрочеством, с которым связано два кризиса – возрастной и образовательный. Возрастной и образовательный кризисы взаимосвязаны . Возрастной кризис обусловлен физиологическими факторами; в связи с началом этапа полового созревания происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети часто отвлекаются не внимательны, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

3. Наиболее эффективной технологией обучения шестиклассников  является личностно-ориентированное обучение.  Ориентирование на личностное обучение учащихся  имеет целый ряд положительных моментов:                       Во-первых, Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы  саму личность обучаемого, способствуют  обеспечению комфортных, бесконфликтных условий её развития, доброжелательный микроклимат,  реализацию её природных способностей.                        Во- вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.                                                           В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы на уроках присутствует  разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Активизация процесса обучения заключается не только в совершенствовании усвоения знаний, но и в активизации познавательной деятельности, которая формирует личность, способствуя самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, пополнять свои знания. Для того чтобы правильно выбрать формы и методы организации деятельности учащихся необходимо провести обследования по типу темперамента, скорости реакции. Условно можно выделить две группы: 1.Рациональный тип мышления, не эмоциональный; 2.Интуинтивное мышление, эмоциональное. Методы обучения: 1.Группа: рациональное познание, исследовательская деятельность, проблемный метод; 2. Группа: объяснительно – иллюстративный, проектно – творческий, игровой. Для смешанных типов подходят все методы. Форма работы на уроках: групповая, индивидуальная, фронтальная, деловые игры. Содержание учебного материала должно составляться с учётом возрастных особенностей школьника, вызывать у них эмоциональный интерес. Он должен опираться на прошлые знания, но и обязательно содержать новуюи нформацию. Знания могут быть задействованы и из других наук, а так же учитывать способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей жизни.                                                                                                             В рамках ЛО обучения как самостоятельные технологии можно выделить                                                                                                разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьника, содержанию обучения различной сложности.                                                                         При подготовке к уроку учитель должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес учащихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.

 

 

Цели проекта

Формирование у учащихся представления о предках славян, о расселении восточнославянских племён и их сосоедей,  характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия  восточных славян  .

Задачи проекта

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Воспитывать на положительных образах героев Древней Греции трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.

Знания, умения, навыки и
качества, которые приобретут
и закрепят ученики

1. Учащиеся научаться строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;

2. Продолжат развивать умения работать с историческими источниками и картами;

3.Приобретут умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

4. Закрепят умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

Учебный материал,
подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению

Основные понятия : путь  индоевропейская группа народов,«из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече, язычество , идол.

Даты: V-IV в. до н.э.-формирование первых союзов племён у славян;    VIII –IX вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.

1.2.Технологическая карта урока
Тема урока: Восточные славяне.
Цель урока: Формирование у учащихся представления о предках славян, о расселении восточнославянских племён и их сосоедей,  характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия  восточных славян  .
Задачи урока:
Обучающие: 1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.

2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;

3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.


Развивающие: . Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;

2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;

3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;


Воспитательные: Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;

2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;

3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;

4. Воспитывать на положительных образах героев Древней Греции трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям
Ключевые понятия урока: путь «из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече.

Даты: V-IV в. до н.э.-формирование первых союзов племён у славян;    VIII –IX вв. – расселение восточных славян в Восточной Европе.

Тип урока:  Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации, историческими источниками.

Оборудование:

•        учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2014год;

•        карта “Киевская Русь в IX-XI веках;

•        


План урока:

I.Изучение нового материала

1.Происхождение и расселение восточных славян.\

2.Занятия славян.

3.Быт и нравы славян.

4.Верования.

5.Управление

Закрепление изученного.

Форма организации обучения: устный опрос, работа с картой, иллюстрациями, таблицей, текстом учебника.                                                                                                                       Основные виды деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.                                                                                                                                                 Домашнее задание: П.1., вопросы на с.13,прочесть  документ с 13 и ответить на вопросы с 14., выучить термины с.14.
Этапы урока:
     

Ход урока.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1 мин

Добрый день, ребята. Садитесь.

Садятся на свои места. Организуют своё рабочее место

Вводно-
мотивационный

4 мин.

Сегодня мы с вами окунемся в прошлое наших предков.                  В презентации на экране стихотворение:                                                Ты видишь то, что пращуры былые                                                           сполна сумели сами испытать,     когда во имя будущей России    от плуга поднимались воевать.          Они любить учились не по книгам                                                 свою семью, родную Русь свою - своей закалкой в бесконечных битвах                                            они  обязаны великому труду.    Покуда помнил синеглазый воин,                                                                      в чём честь его и слава на века,                            бежали вспять по выжженным дорогам от его гнева полчища врага...

1.О ком говорится в стихотворении?

2.Какими показаны  славяне в стихотворении?

Слушают стихотворение.

1.О восточных славянах.

2.Трудолюбивыми и всегда защищали свою родную землю, преданность, доброта, трудолюбие, героизм.

Актуализация
знаний

7 мин

7.Как теперь будут называть славян?

8. Знаете ли вы, кто были предками славян, которые сейчас проживают на территории России?

9.Давайте узнаем кто был прав, найдите пожалуйста в учебнике, на стр.7, информацию о предках восточных славян. Прочитайте и составьте схему, запишите ее в тетрадь.

10.Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание, к доске выйдет СидоровПетя. Схема заполняется на доске:              Индоевропейская – Балтославяне – Славяне – Вост, зап., Юж. (схема – типовое решение познавательных задач в истории)

7.Восточные славяне

8.Монголы, татары, германцы…..

9.Чтение про себя, составление схемы в тетрадке .

10.Работа с учебником

Изучение нового
материала

20

Мин.

11.Почему их назвали восточными славянами?

Почему в источниках по истории авторы называют их восточными славянами?

12.Как вы думаете, а вот территория восточных славян – это пустыня? Можем ли мы определить по карте, в каких местах жили В.С.?

Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян:

":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ:" [1]

Задание №1: Прочитайте текст и найдите на карте обозначенные в нем славянские племена.

Задание №2: Распределите названия восточнославянских племен и места их обитания, используя карту в атласе:

Поляне

р. Ловать

Ильменские словене

р. Ока

Кривичи

г. Киев

Уличи

г. Новгород

Радимичи

верховье Днепра

Вятичи

низовье Днестра

Волыняне

г. Полоцк

Полочане

г. Берестье

Как выглядели восточные славяне?  Прокопий Кесарийский писал о славянах, что "они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый."

Расселившись на Восточно-Европейской равнине, восточные славяне строят посёлки и городища. . Давайте посмотрим, как они выглядели? Рис с. 10 .

Вопрос учителя: Ребята, предположите, какие виды занятий могли быть у восточных славян, опираясь на данную иллюстрацию  и названия славянских племен?  (земледелие у полян, охота у древлян, рыболовство, т.к. много рек, скотоводство, ремесло)А вы знаете, что было занятие, которым занимались только В.С.? (бортничество)

14.Существовал ли в то время обмен?

15.Как  природные условия и занятия повлияли на верования восточных славян?

Обилие природных богатств позволяло славянам развивать множество видов занятий. Давайте проверим, все ли виды занятий вы назвали. : земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло, торговля. Главным и основным занятием было земледелие . Использовали двуполье для сохранения плодородности почв, которые обрабатывали сохой, бороной и плугом, серпом, косой. Выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, просо, горох, репу, редьку, чеснок, капусту, лук, лён, коноплю.

Давайте посмотрим на кого охотились восточные славяне на лося, кабана, оленя, медведя, лисицу, куницу, белку, бобра.

Кого разводили восточные славяне ( коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Кого ловили славянские рыболовы  сомов, щук, лещей, язь, плотву, судака.

У восточных славян было очень развито ремесло , такое как скорняжное дело, плотничество, ткачество, гончарное и кузнечное дело.

И конечно же осуществлялась торговля. Торговали с варягами, хазарами, болгарами, арабами и византийцами. Вывозили  восточные славяне пушнину, воск, мёд, булатные мечи, а ввозили оружие, изысканные ткани, фрукты и пряности, вина.

Слова учителя: Вся жизнь восточных славян зависела от природы, поэтому они олицетворяли своих богов с силами природы и были язычниками .

Найти определение термина ЯЗЫЧЕСТВО, в словаре учебника. У славян не было храмов. Идолы, изготовленные из дерева, ставились в святилищах под открытым небом. Такие святилища назывались капища. У Нестора, автора Повести временных лет, мы находим свидетельство того, что своим богам славяне приносили жертвы, в исключительных случаях - даже человеческие. Давайте посмотрим как восточные славяне называли своих богов.

Также восточные славяне верили в различных духов: лешего (лесной дух), водяного (речной дух), русалок и домовых. Эти персонажи вам хорошо знакомы благодаря русским народным сказкам. Языческие традиции сохранились и до наших дней. Возможно кто-то из вас верит в домового? Каждому из вас знаком праздник "Масленница", во время которого мы провожаем зиму и встречаем весну. Это тоже языческая традиция.

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

?

 

11.Потому что они расселились на восточной территории, двигались на восток, освоили восток.

12. Работа с историческй картой.

Нет, там есть реки, леса, равнины, болото.

13. Чтение  документа.

Работа в парах.

Ищут на карте обозначенные в нем славянские племена.

Заполняют таблицу

Поляне

Ильменские словене

Кривичи

Уличи

Радимичи

Вятичи

Волыняне

Полочане

 Чтение документа с 13.

(ученики отмечают, что жили в деревянных срубленных домах и землянках, огораживали поселок деревянным частоколом т.п.)

Ответы: они занимались земледелием, охотой, рыбалкой, скотоводством

14.Да, меняли еду на шкуру……

15.Было много разных богов.

Да,                                    Погода – дождь – неурожай

Читает вслух один из учащихся.

Работа с текстом с.11

Первичное
закрепление

6 мин

Задайте вопросы своему соседу по парте по изучаемой теме. (Через вопросы, понятия, термины,   анализ карты, схемы)

Заполнить таблицу в рабочей тетради с. 5

 

Кто такие славяне?

Почему восточные?

Кто были предками славян?

Какую территорию занимали?

Перечисли занятия?

Кто управлял ими?

В кого верили?

Работают в тетради.

Выводы по уроку

3 мин

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Что было самым трудным, непонятным на уроке?

Выполнили мы намеченные цели?

Мы узнали о происхождении славян, о территории расселения, связи территории с занятиями, религией, общественным строем.

Трудность была в умении объяснить взаимосвязь между верованиями, природными условиями  и занятиями.

Проблема возникла в выявлении взаимосвязи занятий и общественного строя.

Цели, поставленные нами, были выполнены в полном объеме.

Организация
изучения
домашнего
задания

3 мин

1.П.1., вопросы на с.13,прочесть  документ с 13 и ответить на вопросы с 14., выучить термины с.14.
2.Заполнить кроссворд в рабочей тетради  Верования восточных славян»

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок по теме: «Восточные Славяне» был проведен в 6а классе.

 

Тип урока: Вводный урок. Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации и мультимедийных технологий, историческими источниками.

 Методы: объяснение учителя, работа с картой, групповая  работа

Структура урока: 

             Мотивационная беседа.  

  1. Изучение нового материала.
  2. Закрепление учебного материала                       .
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оборудование:

•        учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2014год;

•        карта “Киевская Русь в IX-XI веках;

•        

Цель урока: Формирование у учащихся представления о предках славян, о расселении восточнославянских племён и их сосоедей,  характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия  восточных славян  ..

Задачи урока:

Образовательные:

1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий.                                                                  2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;      3. Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории через использование мультимедийных средств.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;                                                                     2. Развивать навыки решения проблемно- познавательных и творческих заданий;                                                                                                                                                     3. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;

Воспитательные задачи: Развитие личностных качеств.

1. Приобщить учащихся к ценностям мировой культуры, воспитывать уважение к истории и традициям других народов;                                                                           2. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями;                                                                                                   3. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью, к знаниям и образованию;                                                                                                                                 4. Воспитывать на положительных образах героев Древней Греции трудолюбие, смекалку и стремление помогать людям.

       В классе  20 учащихся. Все  учащиеся имеют хорошо развитую устную речь. Коллектив класса дружный, сплоченный, основная масса учащихся проявляют большой интерес к предмету история. Активно работают на уроке.

       В ходе урока решалась триединая задача. А в целом я хотела привлечь внимание к предмету посредством использования компьютерных технологий.
      Перед уроком я начал с подсказки
исследования темы урока.

Учащиеся справились с этим заданием…


        Формы контроля усвоения знаний, навыков осуществлялись посредством работы с картой «Киевской Руси», с исследовательской работой по заданным темам.

        Темп урока был задан быстрый, потому что тема поистине неисчерпаема и многосторонняя.

        Из всего вышеперечисленного

Вид урока: урок – беседа с привлечением к ответу школьников для придания большей наглядности использовалась презентация , то есть словесный метод сочетался с наглядным.

          Содержание учебного материала осуществлялось в подборе разнообразных видов заданий и задач на всех этапах урока по данной теме.

Рационально было распределено время на всех этапах урока, которые были логически связаны между собой.

          Подобная структура была  рациональна для решения следующих триединых задач.

        Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического мышления применяли различные методы:

  • методы, обеспечивающие передачу учебной информации (словесные, практические, наглядные, репродуктивные, исследовательские);
  • методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, занимательность);


        Нетрадиционная форма урока способствовала развитию интереса к теме, к предмету в целом, активизации познавательной деятельности, пробуждению творческих способностей у детей.
        Контроль усвоения знаний осуществлялся на всех этапах урока: подводились итоги, делались выводы. Связи между этапами были логичными и последовательными.  

        Время, отведенное на урок, использовалась рационально.
       На уроке были задействованы  все учащиеся класса. Ребята  хорошо справились с предложенными заданиями. В течение урока поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера.

     Я считаю, что урок достиг поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...