Конспект урока на тему: «Правление Павла I»История России 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Конспект урока на тему:"Правление Павла I".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavel_i.docx25.63 КБ
Файл soobshchenie.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

История России 7 класс

Учитель Данилова Р. М.

Тема урока: «Правление Павла I»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: «Какие изменения произошли в государстве после смерти Екатерины 2? Что привело к новому дворцовому перевороту 1801 года?»

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с личностью Павла I;
  • сформировать представление о характере внутренней и внешней политики Павла I.

Коррекционно - развивающие:

  • расширить исторический кругозор с помощью изучаемой темы.
  • развивать умение анализировать факты и делать выводы. 
  • Активизация и развитие внимания, восприятия.
  • коррекция речи.
  • задания мотивирующие познавательную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к истории Отечества.

Используемые методы и приёмы: Проблемно – поисковый, индивидуальная, работа в парах.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник История России конец XVI- XVIII век:

7 класс А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Просвещение 2014 г., раздаточный материал.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, исторический видеофрагмент.


Ход урока

I. Организационная часть.

II. Подготовка к работе с новой темой.

Тема урока: “Правление Павла I”.

Вводное слово учителя. Цель нашего урока узнать: «Какие изменения произошли в государстве после смерти Екатерины 2? Что привело к новому дворцовому перевороту 1801 года?»                                                                                                                                                      

III. Работа с новым материалом.

  1. Личность императора (Сообщение ученика)

Павел I, родился20 сентября 1754, российский император. Сын Екатерины II и Петра III. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки. Павел получил хорошее образование, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

    Отношения с матерью с каждым годом ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. 

Павел был женат дважды, второй брак был удачным. Во время путешествия с супругой по Европе, он открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно. Желая отдалить нерадивого сына Екатерина 2 подарила супругам усадьбу Гатчина, где Павел создал свою небольшую армию на Прусский манер, проводя бесконечные марши и парады. Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.

Учитель. В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.


  1. Внутренняя политика

Учитель: Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался изменением жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался как бы зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших направлением его политики. В целом в его внутренней политике можно выделить несколько взаимосвязанных направлений - преобразования в государственном управлении, сословная политика и военная реформа. 

Задание: Составить таблицу по образцу, что выпало из текста реформ.

  Таблица №1 Внутренняя политика Павла 1.

Реформа престолонаследия

Указ о престолонаследии был издан 5 апреля 1797 г

  • Отныне женщины фактически были отстранены от наследования российского престола, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии (от отца к сыну).

Ослабление позиций дворянства

  • Ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой дворянству, восстановление обязанности служить.
  • Запрет на свободный выезд за границу.
  • Разрешение подвергать дворян телесным наказаниям.

Улучшение положения крестьян

Манифест о трехдневной барщине

  • Сократил крестьянские государственные обязанности (повинности).
  • Разрешил крестьянам уходить на другие заработки в свободное от барщинных работ время
  • выдавал крестьянам ссуды(деньги), построил новые дороги в селах, открыл два бесплатных медицинских госпиталя Он настаивал на необходимости законодательного урегулирования положения крепостных.
  • Разрешил крестьянам жаловаться на помещиков

Военная реформа

  • новые воинские уставы
  • ограничил срок службы 25 годами
  • ввёл обмундирование войск, полностью заимствованное с прусских образцов
  • За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование
  • солдатам разрешили жаловаться на злоупотребления командиров и наказывали их не так часто, как раньше

Учитель: Вы хорошо справились с заданием, прежде чем продолжить проведем небольшую Физкульт минутку.

  1. Внешняя политика Павла I. Видеофрагмент.

Задание: Заполнить таблицу №2.

Характер внешней политики

Участники второй антифранцузской коалиции

Военные действия

Дата

событие

Поначалу Павел старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении войн “лишь оборонительных”.

В то же время он оставался непримиримым противником французских революционных идей. 1797-1800 гг. – борьба России за ослабление Франции. В 1798 г. образовалась вторая антифранцузская коалиция: Россия, Австрия, Англия, Османская империя, Неаполь.

1798–1800 – Средиземноморский поход Ф.Ф. Ушакова. Во время похода Ф. Ушаков проявил себя как политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Были освобождены Ионические острова, русские войска овладели о. Корфу, Неаполем и Римом. За 2,5 года эскадра не потеряла ни одного корабля, лишившись 400 человек.

1799 год – Итальянский поход А.В.Суворова. Это боевые действия русско-австрийской армии во главе с А.В.Суворовым против французских войск. Победы российских войск (на реках Адда и Треббия и при Нови). За 5 недель пройдено 400 км, в результате чего вся Ломбардия была очищена от французов.

1799 год – Швейцарский поход А.В.Суворова. Цель похода – разгром французских войск в Швейцарии – достигнута не была. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чертов мост и совершила переход в Мутенскую долину, где попала в окружение.

В конце 1799 г. произошли изменения во внешней политике: Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция распалась. Наполеон пошел на примирение с Павлом 1. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии.


  1. Дворцовый переворот 1801 г.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. и его причины:

а) внутренние причины (курс Павла I на ликвидацию дворянских привилегий; его крайний деспотизм и непредсказуемость);

б) внешние причины (разрыв с Англией, угроза потери Англией Индии, что поставило бы ее на грань катастрофы). Экспорт хлеба у нас осуществлялся в основном в Англию, как, впрочем, и остальных видов сырья, будь то лес, пенька, кожа, парусина и т. д. Русские помещики наживались на экспорте русского хлеба, и эта торговля приостановилась.

Михайловский замок. За несколько месяцев до смерти императора появилась юродивая, которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами дворца. В афоризме: “Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней” 47 символов. Императора убили на 47 году.

Душой и организатором заговора стал петербургский генерал-губернатор П.А.Пален. “Заговорщики спрашивали Палена, как поступить им с императором. На это отвечал он им французской поговоркой: “Когда готовят омлет, разбивают яйца”. По одной версии, Павел был убит Н. Зубовым (зять Суворова), который ударил его массивной золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: “Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок”. Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые навалились на императора. Приняв одного из убийц за сына Константина, закричал: “Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?” Это были его последние слова.

Вопрос. В чем причины дворцового переворота?

Итоги: Его политика была неустойчивой и непредсказуемой. Павел 1 очень сильно ущемил права и свободу дворян и солдат. Многих придворных и своих близких он настроил против себя. Сто привело к новому дворцовому перевороту.

Домашнее задание:

§ 29. Сообщение на выбор: А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков.




Предварительный просмотр:

  1. Личность императора (Сообщение)

Павел I, родился 20 сентября 1754, российский император. Сын Екатерины II и Петра III. Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки.

Павел получил хорошее образование, был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

    Отношения с матерью с каждым годом ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. 

Павел был женат дважды, первая жена умирает при родах, второй брак был удачным. Во время путешествия с супругой по Европе Павел открыто критиковал политику матери, о чем ей вскоре стало известно.

Желая отдалить от двора нерадивого сына, Екатерина 2 подарила супругам усадьбу Гатчина, где Павел создал свою небольшую армию на Прусский манер, проводя бесконечные марши и парады.

      Он томился бездеятельностью, строил планы своего будущего царствования, а его характер к этому времени стал подозрительным, нервным, желчным и деспотичным. Правление матери казалось ему слишком либеральным, он считал, что, дабы избежать революции, следовало при помощи военной дисциплины и полицейских мер устранить любые проявления личностной и общественной свободы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".

Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....

Конспект открытого урока по теме «Удельный период русской истории» 6 класс по ФГОС ООО

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.       Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:1) познава...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...