Дворцовые перевороты. Петр 3
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Лоскутова Елена Александровна

Урок проблемного изложения материала. Учащиеся формулируют проблему выявляя несоответствие между  различными мнениями о неспособности и неготовности Петра 3 к управлению государством и его бурной государственной деятельностью сразу после вступления на престол.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок о правлении Петра 351.5 КБ

Предварительный просмотр:

История

Тема: «Дворцовые перевороты. Последний дворцовый переворот»

10 класс. Урок

Разработал:

Лоскутова Елена Александровна,

учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №66 р.п.Бердяуш, высшая категория.

Используемый учебник: Сахаров А.Н., Боханов А.Н.История России с древнейших времён до конца 19 века, 10 класс, в 2-х ч., 2010 г.

Оборудование для урока: АРМ учителя (при необходимости выведения ресурсного материала или вспомогательных таблиц), DVD - фильм «Российская империя – Проект Л.Парфёнова, том 1, диск X. Екатерина II (прокатное удостоверение № 8674362 от 05.08.2003

Примечание: целесообразно проводить перед уроком о правлении Екатерины II

Цели урока: 


  • изучить правление Петра 3, показать, что оно оказало влияние на ход общественной жизни России и способствовало приходу к власти Екатерины II;

  • развивать навыки обучающихся в работе с источниками  информации,  умение анализировать и делать выводы;

  • воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма;


Тип урока:  изучение нового материала с  использованием проблемного метода обучения

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка проблемного задания.

3. Поисково-исследовательский этап (решение проблемного задания).

4. Исследовательская работа в группах обучающихся по цвету шляп

 

5. Контроль знаний. Рефлексия


6. Задание на дом.

Оформление урока:

- портреты Елизаветы Петровны, Петра 3, Екатерины Великой

- Словарь урока: секуляризация


 Ход урока

Постановка проблемного задания:

 1 информационный блок:

«Обычно император приходил в придворную церковь только к концу службы, он гримасничал, поясничал и передразнивал пожилых дам, которым сам приказывал делать реверансы по французской моде, а не кланяться, как было у нас принято прежде. Несчастные престарелые дамы приседая в реверансе, с трудом удерживались на ногах.

Являться утром на вахт-парады, хорошо пообедать, выпить доброго бургундского, провести вечер со своими шутами и несколькими женщинами, исполнять приказания прусского короля - вот, что составляло счастье Петра 3.

Подобный образ жизни, конечно, не внушал уважения. Он не был злым, но его ограниченность, недостаток воспитания, интересы и природные склонности свидетельствуют о том, что из него вышел бы хороший прусский капрал, но никак не государь великой империи».

Из воспоминаний княгини Е.Р.Дашковой

2 информационный блок:

Пётр не только гримасничал и занимался вахт-парадами. За шесть месяцев пребывания на троне он успел осуществить ряд важных внутриполитических преобразований и серьёзных изменений во внешней политике страны.

Работа в парах или группах: поиск информации, подтверждающей реформаторскую деятельность (работа с текстом учебника).

Итогом работы должна стать статистика реформ:

Январь:

- указ о разрешении заводить фабрики по изготовлению парусной ткани в Сибири, расширение вольнонаёмного труда на мануфактурах;

-прекращено преследование старообрядцев за веру.

Февраль:

-манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству;

-упразднение тайной канцелярии, восстановление законного суда;

-указ об уголовной ответственности помещиков за убийство крепостного;

-разрешено вернуться в Россию бежавшим разного рода людям без их дальнейшего преследования и наказания.

Март:

-указ о секуляризации недвижимых церковных имуществ, перевод церковно-монастырских  крестьян в ведение государства;

-указ о коммерции (расширение экспорта сельхозпродукции и ограничение ввоза продовольствия и сырья, производство которых можно наладить в России).

Июнь:

-указ о нерушимом сохранении помещичьих имений и их прав на крестьян;

-укрепление воинской дисциплины (командному составу предписывалось лично проводить учения), перестройка армии по прусскому образцу.

Фридрих II сказал: «Бедный император хотел подражать Петру I, но у него не было его гения». А. Шумахер выразился определеннее: «Главная ошибка этого государя состояла в том, что он брался за слишком многие и к тому же слишком трудные дела, не взвесив своих сил, которых было явно недостаточно, чтобы управлять столь пространной империей»


        Учащиеся формулируют проблему:
несоответствие между мнениями о неспособности и неготовности Петра 3 к управлению государством и его бурной государственной деятельностью сразу после вступления на престол

Приём  «ДО-ПОСЛЕ»

ДО

 Предположения о теме урока, о решении задачи, можно записать гипотезу.

Далее,  разрешение проблемы через ответы на вопросы и заполнение таблицы:

??

Ответ уч-ся

Коррекция ответа

Интересы каких сословий затронули реформы?

Неприязнь какой категории общества вызывали?

Реформы какого правителя напоминает характер реформ Петра 3?

Чем можно объяснить поспешность в проведении реформ?

3 информационный блок:

1754 г. при Елизавете Петровне начала работу Уложенная комиссия по разработке нового законодательства и разграничения сословных прав. Комиссия выдвинула следующие предложения:

  1. Невозможность для недворян дослужиться до дворянского звания;
  2. Предоставление дворянам исключительного права на владение винными, стекольными, металлургическими, горными мануфактурами;
  3. Отмена обязательной государственной службы для дворян;
  4. Намечена секуляризация церковных земель;
  5. Подтверждалось полное право дворян распоряжаться своими крепостными (кроме убийства)

Учащиеся делают выводы о том, что реформы были проведены под влиянием советников Елизаветы. Пётр не являлся  их автором.

Выводы: Наивное и поспешное стремление к величию, переоценка своих сил и способностей и непродуманность радикальных мероприятий действительно явились основными факторами неудачи правления Петра III. Затронув интересы духовенства, гвардии и Сената, он восстановил против себя слишком серьезные силы, а невыгодный мир с Пруссией и волюнтаристское намерение войны с Данией стали причиной широкого общественного недовольства. Распространяемые оппозицией слухи о презрении и ненависти императора к русскому народу и Православной Церкви создали волну национализма, на которой Екатерина II, как некогда Елизавета Петровна, легко достигла престола

 Во время просмотра видеофильма (учащиеся работают  в группах),  даётся  оценка событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

  • Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
  • Желтая шляпа – позитивные суждения.
  • Черная – отражает проблемы и трудности.
  • Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
  • Зеленая – творческие суждения, предложения.
  • Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Рефлексия:

ПОСЛЕ

 Выводы по теме урока, о решении задачи, подтверждении или опровержении  гипотезы.

 Ответить:

  • вот это мы изучили;
  • вот это осталось за пределами программы;
  • вот это я не знаю сам;
  • вот это пока не знает никто…

Задание на дом: осмысленное прочтение параграфа, составление теста  (сложность типа А) по прочитанному

Используемая литература:

Ярославцева  М.Ю. Эпоха дворцовых переворотов в России XVIII века: использование проблемного метода на уроках истории. - М.: Чистые пруды, 2010. – 32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпоха Петра I, дворцовые перевороты

Контрольная работа в форме ЕГЭ...

Рабочий лист для самостоятельного изучения учебного материала по Истории России по теме: "Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов" для обучающихся коррекционных школ при дистанционном обучении

может быть использован при дистанционном обучении, для учащихся с несформированными графомоторными навыками. Позволяет проверить полученные знания...

Тест "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов"

2 варианта теста  "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов". каждый вариант состоит из 12 заданий:....

Урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов – результат политики Петра I или простая случайность?».

10 класс. урок - исследование¨ Данный урок предназначен для работы на начальном этапе по теме: «Борьба за наследие Петра Великого ». Учащиеся дают определение термина «двор...

Повторение материала "Россия при наследниках Петра (Эпоха дворцовых переворотов)"

Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...

Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов"(работа с историческим источником)

Повторение в формате ГИА, ЕГЭ "Россия при наследниках ПетраI: эпоха дворцовых переворотов"В презентационном материале представлено задание, которые способствует  формированию у учащихся...