programma_vospitatelnoy_raboty_v_klassah_kazachey_napravlennosti.doc
рабочая программа по истории на тему

Музина Анастасия Викторовна

programma_vospitatelnoy_raboty_v_klassah_kazachey_napravlennosti.doc

Скачать:


Предварительный просмотр:

I.

Анализ современной ситуации   духовно –нравственных приоритетов современной молодёжи в подростковом возрасте привели к осознанию необходимости приведения в единую систему работу по духовно – нравственному воспитанию школьников: мультимедийные игры, всё более и более ускоряющийся ритм жизни, мгновенные «смены картинок» действительности психологически объяснимы динамикой жизни 21 века, но та же психология требует и некой временной паузы для возможности сосредоточиться, подумать и проанализировать происходящее вокруг. В связи с развитием коммуникативных средств получения информации, наряду с развитием мировой культуры остро возникает необходимость приобщения школьников к истории и культуре родного края.

Современные политические, социокультурные, экономические условия России, претерпевшие кардинальные изменения с конца 80 –х годов 20 века, потребовали обновления содержания образования и переосмысления всех духовно – нравственных ориентиров и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом. Важнейшие задачи образования на сегодняшний день – пересмотр содержания и повышения качества – поставили в центр внимания педагогической мысли взаимосвязь образования и культуры.

Национально – культурные традиции, их позитивное влияние на духовно – нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе школы через организацию деятельности классов казачьей направленности.

Приложение 1

Поэтому концепция создания данной программы разработана, в первую очередь,  с необходимостью приобщения школьников к условиям положительной народной социальной среды через организацию системы учебно-воспитательной работы в классах казачьей направленности.

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся классов казачьей направленности - документ, регламентирующий комплексную работу школы по воспитанию, сохранению и развитию духовности, нравственности учащихся, обучающихся в классах казачьей направленности.

 Программа определяет ежегодные цели жизнедеятельности  школы, пути и средства их достижения, посредством внутришкольного управления на основе взаимодействия педагогов с родителями учащихся классов казачьей направленности, местным казачьим обществом, представителями духовенства и другими социальными партнёрами  с учащимися  классов казачьей направленности

 Программа отражает интересы родителей, заключающиеся в том, чтобы учащиеся школы стали духовно богатыми и нравственно  чистыми людьми, полезными и социально адаптированными в современном обществе.

Приложение 2.

В соответствии с основными целями образовательной деятельности школы духовно-нравственное воспитание и обучение учащихся  классов казачьей направленности нацелено  на решение следующих  задач:

- содействие формированию у учащихся представлений о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества,  пониманию общественной жизни, адекватных современному уровню развития знания и культуры;

- воспитание  патриотизма, культуры межнационального общения, любви к  Малой родине, семье, соотечественникам и согражданам, толерантности;

- формирование навыка правильно определять приоритеты в жизни, ориентирования  на  традиционные  духовно-нравственные ценности Кубанского казачества;

- выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Кубани;

- формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.

- выработка у учащихся четких ориентиров на здоровый образ жизни, пропаганду занятий спортом, участие в оздоровительных мероприятиях.

- работа с родителями по ориентации семей на формирование здорового образа жизни,

- работа по организации внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование навыков культурного отдыха

Основными  целями  программы являются:

- воспитание патриота России, Кубани, уважающего культурные традиции своего народа;

- показать, что без идеалов, веры, духовности жизнь человека бессмысленна;

- обратить внимание учащихся на врожденное стремление человека к красоте, доброте;

- помочь найти каждому ученику свое место в жизни;

- познакомить с православным образом жизни, православными духовно-нравственными ценностями.

II. Основные направления деятельности школы в классах казачьей направленности

Учебно –воспитательный процесс в классах казачьей направленности реализуется через изучение следующих дисциплин:

  • Кубановедение
  • Основы православной культуры
  • История кубанского казачества
  • Традиции кубанского казачества
  • Военно-спортивные дисциплины

Приложение 3

РАЗДЕЛ I.

Духовно- нравственное  просвещение учащихся.

  1. Реализация интегрированного предмета кубановедение в классах казачьей направленности.

Виды деятельности.

Особое место в приобщении учащихся к традиционной казачьей культуре в курсе  кубановедение

 отводится:

- урокам, посвящённым изучению песенного фольклора.

(уроки проводятся в форме практикумов, когда учащиеся вместе с учителем или самостоятельно анализируют материал;  семинаров, когда учащиеся под руководством учителя готовят небольшие сообщения по данной теме. Большое значение по привитию бережного отношения к культурному наследию наших предков отводится урокам на базе местного этнографического музея; творческим урокам и урокам - концертам,  когда учащимся самим предоставляется возможность инсценировать местный обрядовый праздник, песню или организовать коллективный трудовой процесс с использование кубанского музыкального фольклора)

- организации и проведении предметных недель по кубановедению.

Приложение 4.

  1. Реализация курса «Основы православной культуры.

Виды деятельности.

1. Беседы с учащимися 1- 11х классов. Священника  Александра Бондаренко Ежемесячно  по графику :

Класс

1

Казач.

напр

2

3

Казач.

напр

4

5

6

Казач.

напр

7

Казач.

напр

8

9

Казач.

напр

10

11

Вид деятельности

Сентябрь

беседа

Октябрь

беседа

Ноябрь

беседа

Декабрь

беседа

Январь

беседа

Февраль

беседа

Март

беседа

Апрель

беседа

Май

беседа

Октябрь

диспут

Ноябрь

диспут

Тема беседы

Христос- Сын Божий

Понятие о Воскресении

Ангельский мир

Библия

О сотворении мира

О грехе и покаянии

Подвиги первых христиан

Таинства

Годичный круг богослужений

О грехе сквернословия

О телегонии

  1. Введение в канву уроков элементов, призванных знакомить учащихся с лучшими образами высокой нравственности и духовности в национальной  культуре, истории, литературе, искусстве.
  2. Введение кружковой работы  «Основы православной культуры» в казачьих  классах.

4. Уроки духовного воспитания, внеклассные мероприятия, согласно плану воспитательной работы школы и классных руководителей классов казачьей направленности.

5. Выпуск православной странички в школьной газете «Пятерочка». Ежемесячно готовится материал, в котором отражается православный календарь и работа, проведенная учащимися в рамках программы духовно-нравственного воспитания молодежи.

6. Организация благотворительной деятельности учащихся:

- «Поделись теплом сердца своего» - благотворительные акции не реже 4 раз в год (помощь детям инвалидам, помощь пожилым людям, работа по благоустройству улиц города, работа по сохранению и восстановлению памятников города)

- Благотворительные рождественские концерты для коллективов предприятий, где работают родители.

- Благотворительные Пасхальные концерты для военнослужащих, детей-инвалидов из реабилитационного центра «Планета детства», родителей учащихся учителей, для работников и клиентов Центральной районной больницы, детских домов.

7. Организация паломнических и экскурсионных поездок:

- Паломнические поездки по Святым местам и Храмам Краснодарского края.

- Ежегодные поездки на туристическую базу «Пшады» и трехдневные походы по маршруту «Партизанские тропы Кубани»

- Экскурсии в монастырь и в Храмы города, в исторический и Краеведческий музеи  Краснодара.

8. Проведение  православных лекториев для родителей                

         1 класс.

  1. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
  2. Родителям о внимании и  внимательности.
  3. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
  4. Неразлучные друзья – родители и дети.

3  класс.

1.Законы жизни семьи, законы жизни класса.

 2. Праздники и будни нашей жизни.

3. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

4. О разумной родительской любви.

Среднее и старшее звено.

          6 класс.

  1. Трудовое воспитание как основа духовно-нравственного развития детей
  2. Семейное воспитание – основа нравственности и духовности молодежи
  3. Как вырастить ребенка нравственным?

7 класс

  1. Родительский авторитет и его значение в процессе воспитания подростка
  2. Особенности переходного возраста

9 класс

1. Сектанты и их разрушающее влияние на духовность ребенка

2. Религия  и ее роль в духовно-нравственном становлении молодого  человека

         3. Как воспитать достойного гражданина.

РАЗДЕЛ II

Духовно-нравственное воспитание в казачьих  классах через реализацию модуля

«Истории  кубанского казачества» и «Традиционной культуры кубанского казачества»

Виды деятельности:

1.Организация деятельности творческой лаборатории «Люби и знай свою Кубань»  

 Духовно – нравственное просвещение  учащихся классов казачьей направленности поэтапно развивается по трём основным направлениям:

- творческая мастерская «Искатели», в состав которой входят учащиеся, занимающиеся поисково-исследовательской, проектной деятельностью;

- творческая мастерская «Эрудиты». Учащиеся данной мастерской принимают активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, викторинах по истории казачества.

- творческая мастерская «Пою тебя, моя Кубань», в состав которой входят две детские группы: ансамбль «Казачата» (состоит из учащихся 6-б 7 –а, 7-б  классов казачьей направленности) и ансамбль «Чаровница», в состав которой входят учащиеся 9 -ых классов

Приложение 5

2.Работа кружка ДПИ.

Приложение 6

3. Проведение родительских собраний не реже 1 раза в четверть. 

(тематика родительских собраний посвящена знакомству родителей с основами казачьего быта  и традициями казачьего воспитания, особенностями православного образа жизни в семье)

РАЗДЕЛ III

Военно-патриотическое воспитание  и спортивно – массовая работа школьников.

        В классах казачьей направленности  военно-патриотическое воспитание и спортивно – массовая работа  осуществляется в соответствии с исторически сложившимися  формами его проявления в процессе духовного, культурного, нравственного, физического, гражданско-патриотического воспитания,  военно-прикладной подготовки, которые обеспечивают преемственность поколений.

Деятельность данного направления реализуется в соответствии с  возрастными и психофизическими особенностями учащихся по следующим направлениям:

Класс

1-а

3-а

6-б

7-а

7-б

9-а

Направление

деятельности

Казачьи игры

Казачьи игры

Казачьи

игры

Строевая

подготовка

Строевая

подготовка

Военно- прикладное

искусство

Виды деятельности учащихся классов казачьей направленности

 по военно –патриотическому, спортивно –массовому воспитанию:

-участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на воспитание духовности, здорового образа жизни и патриотизма,  нравственности учащихся:

- краевой слет православной молодежи;

- Богородичные праздники радости осени;

- военно-спортивная игра «Зарница»;

- слеты казачьей молодежи и казачьи парады;

- участие в митингах и демонстрациях, имеющих духовно-нравственную тематику и проблематику;

- участие  команды ЮИД в игре «Безопасное колесо»;

- участие в соревнованиях по пожарно-прикладному искусству;

- участие в районных, краевых и всероссийских соревнованиях;

- посещение спортивных секций, кружков, спортивной школы;

- взаимодействие с тренерско-преподавательским составом по спорту.

РАЗДЕЛ IV

Этапы реализации программы

Подготовительный этап (2005-2006 гг.):

1.        Исследование и педагогический анализ проблемы.

  1. Анкетирование, включенное наблюдение за деятельностью.
  2. Накопление практического материала по организации и деятиельности классов казачьей направленности.
  3. Обучение на курсах повышения квалификации по предметам: «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Организация деятельности классов казачьей направленности».
  1. Накопление и отбор программно-методического материала.
  2. Организация социального партнёрства по организации функционирования классов казачьей направленности.

1-й этап (2006-2007 гг.):

а)        создание классов казачьей направленности;

б) разработка и реализация методических рекомендаций  по созданию программ организации деятельности в классах казачьей направленности.

б)        введение в школьный компонент учебного плана курса «Основы православной культуры»,  рекомендованного Министерством образования РФ.

в)        проведение совместных «круглых столов» с социальными партнёрами  по проблемам духовно-нравственного, военно – патриотического  воспитания и просвещения учащихся;

        г)        организация и проведение совместных праздничных мероприятий;

        д) социально-психологическое сопровождение реализации программы.

2-й этап (2007-2013 гг.):

а)        обобщение опыта, изучение результатов работы (диагностика, анкетирование);

б)        разработка и публикация методических рекомендаций, сценариев мероприятий в классах казачьей направленности;

в)        проведение практических семинаров по обмену опытом.

Раздел V

Прогнозируемые результаты

Реализация данной программы позволит:

- сформировать личность учащегося, ориентированную на высокую нравственность как основу жизненной философии;

  • создать условия для развития творческих способностей, познавательной активности, детей;

-укрепить и расширить рамки взаимодействия семьи и школы в деле воспитания молодежи;

- добиться стабильной динамики в позитивном изменении психологического климата в школьном коллективе и рост уровня воспитанности учащихся классов казачьей направленности.