Исследовательская работа "Концлагеря фашизма"
творческая работа учащихся по истории (5, 6, 7 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Исследовательская работа "Концлагеря фашизма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsentricheskie_lagerya_fashizma._borodulina_a.docx502.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Отдел образования администрации Архаринского района

Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №172»

«Основная общеобразовательная школа с.Грибовка»

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся» Отечество»

Номинация: «Великие страницы Великой Отечественной истории»

 «Концентрационные лагеря фашизма»

Подготовила: Бородулина Ангелина Евгеньевна

ученица  7 класса

Дата рождения: 28.02.2004 г.р.

Основное место учёбы:

филиал МОБУ  «СОШ №172» «ООШ с.Грибовка»

Адрес ОУ: 676745, Амурская область,

Архаринский район, с.Грибовка, ул.Центральная, д.46

Домашний адрес: 676745, Амурская область,

Архаринский район,

с.Грибовка, ул.Центральная д.52

Контактный телефон: 89145737178

Е-mail: borodulina.vasilina@yandex.ru

 Руководитель: Пигарева Елена Владиславна,

учитель истории и обществознания

филиала МОБУ «СОШ №172» «ООШ с.Грибовка»

Адрес ОУ: 676745, Амурская область,

Архаринский район,  с.Грибовка, ул.Центральная, д.46

Контактный телефон: 89241404044

Е-mail: gribovka_arh@mail.ru

с.Грибовка, 2017 год

Оглавление

I.Введение

II.Основная часть

Глава 1. Обзор использованной литературы и источников…….стр.4

Глава 2 Процедура исследования. ………………………………….стр.4-5

Глава 3. Концентрированные лагеря Третьего рейха……………стр.5-8

Глава 4.Смирнов Иван Иванович…………………………………..стр.8-9

III.Заключение

IV.Список источников и литературы………………………………..стр.10

V. Приложение………………………………………………………….стр.11-12

  1. Введение

      Актуальность исследуемой работы: тема моего исследования очень важная,  всё меньше остаётся живых участников страшной войны, уходит поколение, которое подарило жизнь, мир и независимость. Важно сохранить в нашей памяти и сердцах,  память о том, какой была Великая Отечественная война, какую цену пришлось заплатить миллионам узникам за наши мирные дни. Кроме того, в наше время политические силы пытаются фальсифицировать подлинную историю о Великой Отечественной войне, навязывают людям совершенно иную точку зрения, перевирая факты, события.

Цель данной работы – исследовать материал о фашистских коцлагерях  и оценить высокий моральный дух узников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить материал о концлагерях, в которых находились узники

2. Проанализировать воспоминания  узников.

3. Расширить знания о нацистских концлагерях

4.Выяснить условия существования узников в нацистских концлагерях

Методы исследования:

  • частично-поисковый,
  • сравнительно-аналитический,
  • исследовательский.

Источники исследования: изучение и анализ материала о нацистских лагерях,  воспоминания очевидцев, исследовательские работы.

Сроки проведения исследования: январь 2017 – апрель 2017 г.

Степень изученного вопроса:  имеются воспоминания и статьи очевидцев, книги, исследовательские работы.

Практическая значимость: Данный материал может быть изучен учащимися школ.

  1. Основная часть

Глава 1.  Обзор использованной литературы и источников.

      При написании данной работы я использовала информацию в сети Интернет: архивы, военные поисковики, воспоминания, статьи, исследовательские работы. 

Воспоминания дочери бывшего узника фашизма Смирнова И.И, проживавшего в нашем селе.

       Глава 2. Процедура исследования

Для изучения знаний о фашистских лагерях среди обучающихся нашей школы я использовала метод опроса. Я задавала вопросы:

1. Знаком ли вам термин концлагерь?

2. Как относятся в нашей стране к бывшим узникам концлагерей?

3. Известно ли вам об условиях пребывания узников в фашистских концлагерях?

Результаты опроса:

Из результатов данного опроса следует сделать следующие выводы:

Менее половины опрошенных, знают о существовании фашистских коцлагерей,  60% опрошенных не знают об отношении людей к узникам коцлагерей, о пребывании узниках в коцлагерях знают менее половины опрошенных.

Использовала метод интервью с дочерью бывшего узника, который проживал в нашем селе.

Дочь: Смирнова Альбина Ивановна, родилась 10 января 1963 в с.Грибовка, где проживает и по настоящее время. Домашний адрес: с.Грибовка, ул.Центральная д.38. Работает уборщицей в администрации сельского совета Грибовский.

Использовала  в своей работе данные исследовательской работы ученика нашей школы Шамкина Владимира, воспоминания узников из сети Интернет, книгу Бочарова Н. С. «Дети – узники фашизма».

Глава 3. Концентрированные лагеря Третьего рейха

Концентрационные лагеря Третьего рейха (нем. Konzentrationslager или KZ) — концентрационные лагеря, существовавшие до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.

      Система концлагерей в Германии возникла в 1933—1934 годах в качестве импровизированного решения для борьбы с десятками тысяч противников нацистского режима.

     Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределённый срок.

Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключённые переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова».

С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключённых из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман».

Начиная с 1941 года, появляются «лагеря смерти», «фабрики смерти», единственной целью которых было методичное убийство европейских евреев. Эти лагеря были созданы на территории Восточной Европы, в основном в Польше.

В 1943 г. еврейские гетто, некоторые тюрьмы гестапо и рабочие лагеря для евреев на оккупированных территориях были объявлены концентрационными лагерями, хотя они частично функционировали как сборные и пересыльные лагеря.

До середины января 1945 года наряду с примерно 37 тысячами мужчин-охранников в концентрационных лагерях служило 3500 женщин. Они относились к так называемой Свите СС. Потребность в надзирательницах впервые возникла с преобразованием концлагеря Лихтенбург в концлагерь для женщин в декабре 1937 года. Эта потребность возрастала по мере увеличения количества женских концлагерей, таких как Равенсбрюк (1939), женский концлагерь в Аушвитц-Биркенау (1942), Маутхаузен (1943) и Берген-Бельзен (1944).

В результате начавшейся ликвидации концлагерей в связи с освобождением союзниками оккупированных Третьим рейхом территорий летом 1944 г. функционировали только 15 главных лагерей. Из около 700.000 человек, ещё содержавшихся в концлагерях в январе 1945 г., из-за катастрофически ухудшившихся условий в лагерях за последние месяцы войны погибли от трети до почти половины. Часть заключённых была убита охраной во время массовых расстрелов в лагерях или на «маршах смерти» в последние месяцы и дни войны. В марте-апреле 1945 года под руководством тогдашнего вице-президента шведского Красного Креста Фольке Бернадота на белых автобусах с эмблемой Красного Креста было переправлено в Швецию более 15.000 узников концлагерей, из них около 8000 составляли граждане Норвегии и Дании, а остальными были граждане ещё 20 стран, но в основном Франции и Польши.

Всего с 1939 по 1945 г. в концентрационные лагеря было заключено около 2,5 млн человек, из которых немцы составляли примерно 15 %. В концлагерях, за исключением Освенцима (Аушвиц-Биркенау) и Майданека (которые были также лагерями смерти), погибло, по разным оценкам, от 836 000 до 995 000 человек. В Освенциме и Майданеке погибло ещё около 1,1 млн человек, из которых подавляющее большинство составили евреи [8].

Глава 4. Смирнов Иван Иванович – малолетний узник фашизма.
     Родился Иван Иванович  15 ноября 1925  года  (по документам в 1927) в селе  Екатериновка,  Юхновского района, Калужской  области. Отец, Смирнов  Иван Миронович, мать, Смирнова  Наталья Ивановна. В семье было пятеро детей. Как и все учился в школе, в лагерь был отправлен, когда учился в 8 классе.

    «Из села Леоново в июле 1942 года  их  перевели в Рославльский концлагерь. Этот пересыльный лагерь был создан в августе 1941 года. Питание в лагере было  скудное: 0,5 литра баланды из очисток, отрубей, муки и воды, за которыми приходилось выстаивать в очереди по 11 часов, сидеть фашисты не разрешали.

       Из воспоминаний Ивана Ивановича: «Довезли нас  до г.Кельна, здесь поместили в лагерь для военнопленных и гражданского населения. Условия содержания были те же. Только теперь мы жили в бараках, но голодные, больные, истощенные до предела. Работал в  местечке Десельберг, в районе г.Страсбург, около года работал на помещика. Мне повезло -  помещик этот не был жестоким, даже на праздники подарочки делал- спрячет  где – нибудь  под деревом, потом скажет, чтобы я взял, а прятал потому что сам боялся, что увидят надзиратели. За этим присматривали строго, чтобы  раньше времени не отпускали с работы, чтобы не жалели в работе. Через год перевели на сельхоз работы. Там и работал до весны 1945 года. Попал во французскую зону оккупации».         

В 1951 году по переселению Иван Иванович прибыл в с.Грибовка, в этом же году женился на Марии Остаповне. Трудился честно и много на пилораме плотником, был бригадиром. Вместе с женой воспитали четверых детей: три дочери и сына.

 Позже,  Ивану Ивановичу была произведена денежная компенсация, которую осуществлял российский Фонд взаимопонимания и примирения. "Фонд взаимопонимания и примирения" осуществлял выплаты по двум программам: по линии германского фонда "Память, ответственность, будущее" и австрийского фонда "Примирение, мир и сотрудничество". Умер Иван Иванович в 2008 году.

                                                III.Заключение       

По статистике, в фашистский плен попали более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек). Судьба этих людей была поистине трагичной. Политический режим военных и послевоенных лет закрепило клеймо «предателей» за узниками фашистских концлагерей. Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в советские лагеря «ГУЛАГА». Репрессиям подвергались их родственники и дети. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом мало говорили и  писали.

Уже три года занимаюсь волонтёрской деятельностью, поэтому своим долгом считаю не только организовывать и проводить акции ко Дню Победы, но и предпринимать действия по сохранению  памяти о скорбных страницах нашей истории. Исследование данной темы позволит мне передать знания, полученные в ходе исследования ученикам нашей школы.


                                IV.Список используемой литературы:


1. Бочарова Н. С. «Дети – узники фашизма»,  165 с., Курск, 2004.

2.Генерал Власов Книги. Статьи. Документы
3. Ермолюк  Л. И. «Седые дети войны.  Воспоминания бывших узников фашистских концлагерей», 403 с., Калуга, 2003.
4.  
https://ru.wikipedia.org/ Советские военнопленные во время Великой Отечественной войны

5. https://books.google.ru/ Великая Гражданская война. 1939–1945

 http://www.sobes73.ru/templates/inform_225.html - Льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
6. http://www.obd-memorial.ru/ - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках, Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой, Отечественной войны и послевоенный период. 

7.http://izvestia.ru/news/295088#ixzz3SZTfBwjY – выплате компенсации бывшим узникам концлангерей.

8.https://ru.wikipedia.

Воспоминания:

Смирнова Альбина Ивановна

Приложение 1

Список лагерей

Бухенвальд (нем. Buchenwald)

Да́хау (нем. Dachau)

лагерь «Дранси» (фр. Drancy)

Маутха́узен (нем. KZ Mauthausen)

Терезиенштадт (нем. Theresienstadt)

Хаммельбург

Плашов (пол. Płaszów)

Сырецкий концентрационный лагерь

Амерсфорт (нем. Durchgangslager Amersfoort)

Арбайтсдорф (нем. Arbeitsdorf)

концентрационный лагерь Баница (нем. KZ Banjica)

лагерь «Белжец» (польск. Bełżec)

Берлин-Марцан (нем. Berlin-Marzahn)

Богдановка

концентрационный лагерь в Больцано (Бозене)

Брайтенау (нем. Breitenau)

Бретвет

Приложение 2

Узник коцлагеря Смирнов Иван Иванович 1942-1945 гг.

 C:\Users\1\Desktop\Scan_001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение фашизма в Европе

Причины возникновение фашизма,его последствия...

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

классного часа «Мы внуки страны, победившей фашизм»

Сценарий классного часа посвященного победе в Великой Отечественной войне...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

План-конспект урока ИЗО Искусство против фашизма

На уроке ребята знакомятся с творчеством деятелей изобразительного искусства советского периода....

Классный час "Молодежь против фашизма"

Данный материал предназначен для учащихся 9 классов. Театрализованное представление - суд....

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...