конкурс "мой лучший урок" 12.05.2017г.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

  1. Россия в эпоху преобразований Петра I

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beletskaya_olga_olegovna.docx108.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

КРАСНОДАРСКИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «УЧИТЕЛЬСКИЕ ВЁСНЫ»

Тема урока: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Предмет: история, 8 класс

Тип урока: Урок знакомства с новым учебным материалом

Вид урока: урок - смешанный

Автор: Белецкая Ольга Олеговна, учитель истории 

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 78

имени Героя Российской Федерации Николая Николаевича Шевелева

Краснодар - 2017

Тема урока: «Россия в эпоху преобразований Петра I»

 Цель: Сформировать у учащихся представления и знания о времени правления Петра I.

           Задачи:

образовательные:

  • научиться систематизировать и анализировать полученные знания.
  • Развивать навыки отбора главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

 развивающие:

  • научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;
  • развивать умения анализировать, высказывать свою точку зрения, выделять главное, обобщать и делать выводы.

  воспитывающие:

  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • совершенствовать навыки общения.

Предмет: история, класс: 8

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - смешанный

Методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, поисковая.

Виды учебной деятельности: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные

Методические материалы, технические средства обучения.

  1. Конспект урока, презентация
  2. Компьютер, мультимедийный проектор, доска
  3. История России. 8 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. Н.Арсеньев, И.Курукин, М.: Просвещение,2015г.

Прогнозируемый результат: Учащиеся получат  базовые знания о времени правления Петра I.

Ход урока

І. Организационный момент. (2 мин). Учитель  и учащиеся приветствуют друг друга, класс настраивается на работу, учитель проверяет готовность учащихся.

Учитель:  «Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в прошлое и узнаем много нового и интересного».

II. Подготовка к изучению нового материала. (5 мин)

На экране доски появляется изображение корабля (для привлечения внимания учащихся) (1 слайд) Учитель с выражением зачитывает стихотворение А.С.Пушкина:

Чу, пушки грянули! крылатых кораблей
Покрылась облаком станица боевая,
Корабль вбежал в Неву - и вот среди зыбей
Качаясь плавает, как лебедь молодая.

Ликует русский флот. Широкая Нева
Без ветра, в ясный день глубоко взволновалась,
Широкая волна плеснула в острова.[1] 

Учитель: «Ребята вы услышали стихотворение А.С. Пушкина, как вы думаете, о чем сегодня будет наш урок?»

Учащиеся высказывают предположения, и в них звучит ответ: «О Петре I».

Учитель: «Да действительно, сегодня мы поговорим о правлении Петра Великого. Вы, наверное, не раз слышали, что именно Петр создал регулярный военный флот. Поэтому именно корабль будет символом нашего урока. Мы с вами изучили в 7 классе время правления Ивана Грозного, Смутное время, приход к власти династии Романовых, и вот мы начинаем изучать новую интересную тему. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое.  Ребята представьте, что все мы совершаем невероятный прыжок во времени на корабле, но любому кораблю нужна энергия, и ваши знания дадут эту энергию. Давайте вспомним… (вместе с учителем ребята вспоминают ранее изученный материал) (слайд 2):

Фронтальный опрос:

  1. Стояние на р.Угре было в…? (1480г).
  2. Иван III утвердил символом страны… (двуглавого орла).
  3. Годы правления Ивана Грозного? (1547-1584)
  4. Последний царь династии Рюриковичей? (Федор Иванович)
  5. Годы Смутного времени? (1598-1613)
  6. Самозванец, выдававший себя за сына царя Ивана IV царевича Дмитрия, царь с 1605 г, это…? (Лжедмитрий I или Григорий Отрепьев)
  7. 1613г. Земский собор избрал на царствование…? (М.Ф. Романова).  

III. Изучение нового материала. (23 мин) (учащиеся формулируют тему урока).

Учитель: «Итак, мы определите тему нашего урока.  А теперь попробуем сформулировать цель урока (с помощью темы и наводящих вопросов учителя, учащиеся формулируют цель урока) Очень хорошо, а теперь приготовьте свои бортовые дневники (тетради), и схематично начертите наш корабль» (Слайд 3)
(учащиеся схематично в тетрадях рисуют корабль. Корабль-схема, будет заполнятся учащимися в течении урока. Таким образом, корабль-символ превратился в корабль-схему).

Учитель: «Ребята, ну а теперь, когда мы переместились в прошлое, нужно выяснить какой же сейчас год?… Поможет в этом нам учебник, пожалуйста посмотрите и скажите в какие годы мы попали?». 

Учащиеся выясняют, что они находятся во времена правления Петра Первого, а значит с 1682-1725г. 

Учитель: «Хорошо ребята, время мы определили. Ну, а теперь чтобы лучше разобраться во всем, разделимся на 3 группы. 1 группа – узнает все о ранних годах Петра Алексеевича. 2 группа – выяснит внешнюю политику России, 3 группа – преобразования Петра внутри страны. Но помните ребята, что наше время ограниченно, и через 10 минут мы должны снова собраться у корабля. Все свои записи вносите в бортовые журналы с таблицами».

Учащиеся выполняют с помощью учебника свои задания, кратко дают основную характеристику в таблице (слайд 4).

Год

Событие (реформа)

Краткий смысл

Учитель помогает каждой группе, указывая, где следует более всего обратить внимание. Спустя 10 минут, учитель спрашивает любого представителя группы, и учащийся зачитывает записи своего бортового дневника. Остальные группы слушают, заполняя таблицу.

C:\Users\User\Desktop\Безымянный.jpg

                 

                         

1.Ранние годы                                                                       2. Внешняя политика                                       

Год 

Событие (реформа)

Краткий смысл

Год 

Событие (реформа)

Краткий смысл

Учитель: «Хорошо ребята, мы с вами кратко узнали и о внешней политике, и внутренних преобразованиях… Но у нашего корабля снова закончилось топливо, а нам ведь нужно вернуться».

IV. Закрепление.  (9-10 мин) учитель вызывает желающих.

Учитель: Итак, перед вами 3 стула (каждый покрыт материей красного, черного и белого цвет,. 3-е  учащихся выбирают себе стулья). Ребята, вы выбрали стулья, конечно, если вдруг вы не сможете ответить на вопросы, вам помогут одноклассники. Белый стул, это заранее подготовленный вопрос на карточке, красный стул – 2 вопроса от класса, и черный – вопрос от учителя.

Белый: «Как вы понимаете данные цитаты:

  •    “…Что такое Петр? Чудо или чудовище?…” (Дм. Мережковский “Грядущий хам”)  (слайд 5 - 1 ученик)
  • “«Царь – плотник, работник на троне»   (В.Ключевский)» (слайд 6 - 2 ученик)

Черный: (карточка с цитатой историка вручается ученику)

  • 1) Поясните отношение С.М. Соловьева к личности и деятельности Петра I. (1 ученик)
  • 2) Как оценивает В.О. Ключевский реформы и личность Петра I? (2 ученик)
  • Историки о Петре I

(слайд 7) С.М. Соловьев :"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". [2]

(слайд 8) В. О. Ключевский: "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы".[3]

V. Рефлексия. Подведение итогов, домашнее задание. (5 мин)

Учитель: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Наш корабль успешно вернулся в настоящее, и ваш багаж знаний пополнился.  Что нового вы узнали? Испытали ли вы затруднения на уроке? В чем причина этих затруднений? (учащиеся отвечают на вопросы и подводят итоги  урока, объявляются оценки)

Для закрепления изученного материала учитель домашнее задание дает на выбор (слайд 9):

1) Написать эссе:

  «О мощный властелин судьбы!

  Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

                                         Россию поднял на дыбы!»[4]                   (А.С.Пушкин)

2) Сообщение «Личность Петра I»


[1] http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/05misc23_36/1833/0743.htm

[2] http://down.ctege.info/ege/obshee/history/%D0%A11-%D0%A12-%D0%A13/history-6-C1-C2-C3-otsenka_lichnosti_i__reform_petra_i.pdf

[3] http://down.ctege.info/ege/obshee/history/%D0%A11-%D0%A12-%D0%A13/history-6-C1-C2-C3-otsenka_lichnosti_i__reform_petra_i.pdf

[4] А.С. Пушкин «Медный всадник». http://rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0795.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самой лучшей маме в самый лучший день

внеклассное мероприятие по теме "Семьянин"...

Положение о смотре-конкурсе по физической культуре в Гимназии № 402 под девизом "Лучший из лучших"

Смотр-конкурс проводился в Гимназии № 402 Колпинского райсна Санкт-Петербурга в 2010-2011 году. Это одна из удачных форм организации спортивно-массовой работы в годовом цикле....

Презентация к лингвистической игре "Лучший из лучших" для учащихся 5 класса

Изучение толкования слов русского языка можно и должно превратить в игру. Пятиклассники, готовясь к "сражению", с большим интересом перечитывают статьи словаря своего школьного учебника....

Интеллектуальная игра по информатике: «Лучший из лучших»

Интеллектуальная игра по информатике: «Лучший из лучших» направлена на выявление степени усвоения материала и умения применять полученные знания в занимательной форме.В игре представлены 7 з...

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КЛАССА "САМЫЙ ЛУЧШИЙ КЛАСС, САМОЙ ЛУЧШЕЙ ШКОЛЫ!"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА 9"А" КЛАССА...

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...

Внеклассное мероприятие 8 марта Конкурсная программа "Моя мама лучшая на свете, моя дочка лучшая а свете"

Предлогаю разразработку классного праздника, которую можно провести в пятом классе. Привлечение родителей к жизни класса одно из направлений воспитательной системы класса. Этот праздник поможет через ...