Урок истории 6 класс Московское государство и его соседи во второй половине XV века
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему

Пигарева Елена Владиславна

Урок истории к учебнику под ред. Торкунова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пигарева Елена Владиславна

Урок истории в 6  классе:

Тема:  «Московское государство и его соседи во второй половине XV  веке»

Учебник для общеобразовательных организаций: «История России. 6 класс», Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, под редакцией А.В.Торкунова (Москва «Просвещение», 2016 год)/

На изучение данной темы выделяется 1 час.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА  ПО ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

Тема: Московское государство и его соседи во второй половине XV века

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель:  формирование представления о процессе образования единого Русского государства на его завершающем этапе;

рассмотреть процесс усиления великокняжеской власти и начала формирования системы управления Московским государством; формирование представления о личности великого князя Ивана III, его роли в процессе объединения русских земель; дополнить первоначальные знания о гербе.

Формируемые УУД:

Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;

- совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;

- совокупность умений по работе с информацией.

Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  в классе;

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

- учиться  критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с  участниками иных позиций.

Основные понятия: Боярская дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха

Ресурсы:

Основные – учебник, рабочие тетради;

Дополнительные: в сети Интернерт:   https://www.youtube.com/watch?v=Z1T08Z-jAos (стояние на р.Угре)

Этап урока

Деятельность урока

Деятельность учащихся

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1.Мотивация

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок

Настраиваются на работу, концентрирует внимание

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация знаний

Цель этапа: актуализация знаний, обсуждение незнакомой ситуации

Стадия вызова

Предлагает выступить учащимся с домашним заданием

Отвечают на вопросы учителя

Выступают с подготовленным домашним заданием

Когда и в результате, каких событий Русь оказалась в зависимости от Орды?

Вспомните, какие попытки освобождения от зависимости вам известны?

Почему не удалось добиться полного освобождения от Орды?

Рассказ обучающихся об Иване III.

Какую роль Иван III сыграл в создании единого Русского государства?

Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?

-анализ, сравнение, обобщение (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р);

- выражение своих мыслей о достаточной полнотой  и точностью (К);

-аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Наводящими вопросами помогает учащимся выявить место и причину затруднения

Соотносят свои знания, фиксируют, каких знаний недостаёт для конечных знаний урока

Перед вами перечень вопросов:

Князю московскому принадлежало не более половины территории Северо-Восточной Руси. Города: Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Ростов, Ярославль сохраняли свою независимость. Почему московский князь считался их верховным правителем?

В чём состояло значение присоединения Новгорода? И в результате каких событий это произошло?

Когда и с какой целью был издан Судебник?

Удалось ли Руси освободиться от ордынского владычества?

Как управлялось Московское государство при Иване III?

Что вам известно о происхождении двуглавого орла на гербе России?

- анализ, сравнение, обобщение (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей урока, определение плана действия

Стадия осмысления

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели урока и плана действия)

Формулирует цель урока и его тему; определяются с планом действий  по достижению цели урока

Почему вы не смогли ответить на вопросы?

 

Как будет звучать тема урока?

Какую цель урока мы будем решать?

 Предлагаю вам изучить данную тему по плану:

1.Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

2.Ликвидация ордынского владычества

3.Завершение объединения русских земель

4.Возвышение великокняжеской власти

5.Органы управления

        

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, обобщение (П);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

- планирование (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового знания и формирование умений его применять при достижении цели

Рассказ учителя

Организует работу в группах по решению задач, организует соотнесение учащимися своих действий с поставленными задачами

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Работают в группах, проговаривают вслух выводы, понятия

Рассказ учителя

«Присоединение Новгорода к Московскому княжеству»

Вопросы, на которые вы ответите после моего рассказа: Какие меры Иван III предпринял для присоединения Новгорода?

И каково значение присоединения новгородских земель для развития Русского государства?

Работа в группах:

п.2 «Ликвидация ордынского владычества на Руси»

п.3 «Завершение объединения русских земель»

п.4 «Возвышение великокняжеской власти»

Обучающиеся получают рабочие листы с вопросами и заданиями. Готовятся рассказать изученный материал классу (приложение).

Работа с учебником п.5 с.91.

Чтение и составление схемы органов управления

Запись новых слов в тетрадь: Кормление

Местничество

1497 г. Судебник Ивана III

- смыслообразование(Л);

- познавательная инициатива (Р);

- поиск необходимой информации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися знаний  

Организует работу по выполнению заданий

Выполняют задания, отвечают на вопросы, проговаривают вслух выполненные задания

Вопросы 3 этапа урока:

Перед вами перечень вопросов:

Князю московскому принадлежало не более половины территории Северо-Восточной Руси. Города: Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Ростов, Ярославль сохраняли свою независимость. Почему московский князь считался их верховным правителем?

В чём состояло значение присоединения Новгорода? И в результате, каких событий это произошло?

Когда и с какой целью был издан Судебник?

Удалось ли Руси освободиться от ордынского владычества?

Как управлялось Московское государство при Иване III?

Что вам известно о происхождении двуглавого орла на гербе России?

На какие вопросы ещё не получили ответа?

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

- осознание ответственности за общее дело (Л)

7.Самостоятельная работа

Цель этапа: обеспечение усвоение материала

Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме

Учатся самостоятельно демонстрировать полученные знания

Изучаем документ

Историк В.О.Ключевский о характере княжеской власти

Отвечают на вопросы с.95

- выполнение заданий (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Стадия рефлексии

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

Формулируют основные понятия; соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Удалось ли нам её достичь?

Какие вопросы ещё не получили ответа?

Какое событие из изучаемого материала хотели бы изучить более подробно? Почему?

Д\З п.26 с.84-95,  задание

«Думаем, сравниваем, обсуждаем» по выбору 1 задание

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и  оценка процесса и результатов деятельности (П);

- адекватная оценка учебной деятельности;

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).

Приложение

Карточка №1 п.2 «Ликвидация ордынского владычества на Руси» п.26 с.85-87

Прочтите материал. Ответьте на вопросы:

Как Иван III планировал решить вопрос по ликвидации набегов Казанского ханства?

Удалось ли Ивану III взять Казань? Расскажите об этом событии подробно.

В 1480 году на Русь двинулись почти все военные силы бывшей Золотой Орды. Хан Ахмат заключил союз с  Казимиром IV, объясните,  с какой целью был заключён  этот союз?

Какой вопрос необходимо было решить Ивану III?

Почему некоторые княжеские советники-бояре выступали за примирение с ханом? В чём они видели опасность?

Кто стал движущей силой в решении вопроса: дать отпор или примириться?

Какую дату начала стояния на р.Угре?  

Почему крымцы совершили набег на южные земли Великого княжества Литовского?

Какие события происходили в Литве? Из-за которых Казимир не решился выступить против Москвы?

Используя карту, расскажите о расстановке сил и событиях 8 октября 1480- 11 ноября 1480 гг.

В чём историческое значение этого события?

Если бы Иван III принял решение о примирении с Ахматом? Как бы тогда развивались события?

Подготовьте рассказ об изученном для одноклассников.

Спасибо за работу!

 

Карточка №2 п.3 «Завершение объединения русских земель»

Прочтите материал. Ответьте на вопросы

Объясни те значение присоединения Новгородского и Терского княжества к Московскому княжеству

С какой целью Тверской князь хотел заключить союз с Казимиром IV?

В результате каких событий Тверским князем стал сын Ивана III Иван Иванович?

Почему после присоединения Твери к Москве можно говорить о создании единого Русского государства?

Какие события привели к войнам между Москвой и Литвой?

Какое событие произошло в 1500 г?

Покажите  на карте: какие города были присоединены к Москве.

Кто продолжил дело Ивана III после его смерти?

Покажите на карте: какие территории Василий III присоединил и освободил?

В память о каком событии  был построен Новодевичий монастырь?

В чём цель военных действий с Ливонским орденом и Швецией?

В результате, каких событий, был возведён первый морской порт России? Объясни значение.

Подготовьте рассказ об изученном для одноклассников.

Спасибо за работу!

Карточка №3 п.4 «Возвышение великокняжеской власти»

Прочтите материал. Ответьте на вопросы

Что означало создание единого государства с центром в Москве  для управления Руси?

В результате каких событий  Русь стала именоваться Россией?

В чём состоял политический смысл женитьбы Ивана III на Софье Палеолог?

В каком году на печати великого князя появляется двуглавый орёл? Расскажите о его значении.

О чём свидетельствовало принятие титула – государь всея Руси? Что конкретно Иван III  подразумевал под этим титулом?

Как вы считаете, в чём плюсы принятия титула? (есть ли в этом недостатаки)

С какими символами власти появлялся на приёмах Иван III?

Подготовьте рассказ об изученном для одноклассников.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"...

Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"

План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Алекс...

Презентация к уроку "Московское государство и его соседи во 2й половине 15 века"

Презентация содержит материал к первому уроку по теме "Московское государство и его соседи во 2й половине 15 века" и используется в 6 классе....

методическая разработка. Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

Данная методическая разработка (презентация) подготовлена для работы на уроке в 7-х классах....

Тест 6 класс по теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV»

Тест 6 класспо теме «Московское государство и его соседи во второй половине XV»...

7 класс Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века".

7 класс  Технологическая карта "Внешняя политика России во второй половине XVI века"....

Презентация к уроку истории по теме " Культура и быт России во второй половине ХVIII века", 8 класс

Презентация к уроку истории 8 класса: Презентация " Культура и быт России во второй половине ХVIII века"....