Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Шамсутдинова Райля Илгизовна

Данное занятие можно проводить при совмещенных занятиях, с использованием мультимедийной техники. При создании работы, использовались иные разработки. 

 

 

Цель урока – сформировать образно-конкретное представление  об эпохе Великих географических открытий и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный диалог.

Задачи:

1.       Раскрыть причины и последствия Великих географических открытий, показать начало европейской колониальной экспансии;

2.       Выявить влияние исторических событий на формирование идеалов и ценностей людей середины XV – XVI вв.

3.       Дать оценку сущности социокультурного феномена Великих географических открытий и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vgo_urok.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии».

Цель урока – сформировать представление об эпохе Великих географических открытий (ВГО) и колониальной экспансии Западной Европы, показать межцивилизационный диалог.

Задачи:

  1. Раскрыть причины и последствия Великих географических открытий, показать начало европейской колониальной экспансии;
  2. Выявить влияние исторических событий на формирование идеалов и ценностей людей середины XV – XVI вв.
  3. Дать оценку сущности социокультурного феномена Великих географических открытий и сформулировать личную гражданскую позицию по отношению к данному событию.

Ход урока:

1 этап – оргмомент, приветствие, целеполагание, постановка проблемы.

2 этап – актуализация знаний:

Преподаватель:

  1. Событие, которое стало предпосылкой эпохи Великих географических открытий?
  2. Назовите самый прибыльный товар того времени? (специи);
  3. Страна пряностей, куда издавна стремились купцы?

Эпоха Великих Географических Открытий (ВГО) - хронологический период между второй половиной 15-го и серединой 17-го столетий. Почти за 200 лет европейцы смогли открыть и описать практически все значимые географические объекты – материки, острова, проливы.  

3 этап -  изучение нового материала: Причины Великих географических открытий (экономические, технические, духовные, социальные); Какие историческое событие происходит  в этот период?

Проблемный вопрос урока: В  наше  время  между  историками  идет спор: одни  заявляют, что «открытие»  Америки – это  «черный день» в  истории   латиноамериканских государств.  Другие утверждают, что «открытие» Америки привело к  встрече  миров,  к экономическому  и культурному  сближению  народов.

Задание: заполнение  таблицы  по учебнику с. 228-231.«Создание первых колониальных империй»

Регион завоевания

Страна завоеватель

Дата

Руководитель похода

Событие

Присоединенные территории

Игра - «Узнай страну».

+ В этой стране невероятно насыщенная культурная жизнь.

+ Особенно ценят в этой стране хорошую музыку и танцы.

+ И для любого туриста считается непростительным съездить в эту страну и не побывать на спектакле фламенко.

+ Зрелищная и завораживающая, но от того не менее опасная коррида (исп. Corrida — бежать) представляет собой настоящую схватку между массивным, хорошо обученным быком и профессиональным матадором.

4 этап - обобщение и закрепление: Подведение итогов. Рефлексия.  

Итоги урока.

Преподаватель Каковы были причины географических открытий? Разделите эти причины на экономические, научно-технические и духовные.

  1. Почему не Англия и Нидерланды — быстро развивавшиеся страны Европы, а более отсталые Испания и Португалия начали открытия?
  2. Докажите следующий тезис: цель, поставленная открывателями, свидетельствует о том, что эти люди обладали уже  новым,  несредневековым мышлением, новыми представлениями о назначении человека.
  3. Каковы были хозяйственные, экономические, социальные и духовные последствия Великих географических открытий?
  4. Известно, что норманнские мореплаватели достигли берегов Америки за 500 лет до Колумба. Почему тогда это событие не оказало никакого влияния на развитие Европы?
  5. Как Великие географические открытия повлияли на отношения между разными слоями общества?


Приложение

Учебный текст «Социально-экономические  последствия Великих географических открытий»

Для развития Европы открытия имели колоссальное значение. Были освоены новые полезные культуры. Европейцы научились выращивать кукурузу, томаты, какао, картофель, тропические фрукты. Кукуруза шла на корм скоту, а посадки картофеля избавили жителей Европы от голода. Резко выросло производство сахара; возникли новые отрасли пищевой промышленности. Поступавшие из Америки кокаин, хина, бальзамы, древесная смола и различные яды повлияли на европейскую медицину.

Радикально преобразилась европейская торговля, благодаря открытию новых торговых путей.  Ее главные пути переместились из Средиземного моря в Атлантику. Упало значение итальянских городов, но выросла роль портов Нидерландов и Англии. Что еще более важно, в Европу хлынул поток драгоценных металлов. За 1500—1650 гг. на континент было ввезено 16 000 тонн серебра, 181 тонна золота. Это послужило причиной так называемой революции цен. Цены на товары резко выросли, что сделало выгодными разнообразные торговые операции, обогатило предпринимателей. Произошло первоначальное накопление капитала.  В результате значительно ускорился процесс развития городов как торгово-промышленных центров. Невиданные ранее масштабы приобрели банковские операции, начала складываться система кредитов.

Всё это дало мощный толчок развитию европейской буржуазии. Рост объемов промышленного производства, обусловил переход к мануфактурному производству, которое стало испытывать потребность в сырье. Это стимулировало процесс капиталистических отношений в сельском хозяйстве, происходило развитие товарного сельскохозяйственного производства.  

Используя учебный текст, составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические последствия   Великих  географических  открытий»


План изучение нового материала

1. Новые изобретения и усовершенствования.

2. Причины Великих географических открытий.

3. ВГО и великие мореплаватели-первооткрыватели.

4. Значение ВГО.

1. Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.

К ним относятся появление: - кормового руля, сменившего рулевые весла.

- каравелла – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.

- навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы. Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.

- навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.

Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.

2. Причины Великих географических открытий (работа с раздаточным материалом).

В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.

Почему манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?

Новый период Великих географических открытий начинается с конца 16 века. Если ранее ведущую роль играли испанские и португальские мореплаватели, то с этого времени с ними на равных выступают и представители других стран. Особенную активность проявляла Голландия, добившаяся независимости от Испании и в короткий срок ставшая ведущей морской торговой державой.

В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.

Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.

Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, так как они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.

Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Удобное географическое положение. Португалия находилась на краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. С давних времен португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, они были самыми опытными мореплавателями в Европе.

В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего - дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.

3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.

Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.

http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3236000/3235686-070f104b9d93076a.jpg

Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.  Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т.е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой.

Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию. В августе 1492 г. три каравеллы Колумба - “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.

Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец, 12 октября 1492 года с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами. Отсюда небольшая путаница индийцев с индейцами.

В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.

Мореплаватель Америго Веспуччи, итальянец на испанской службе (1454-1512) - участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.

Путь в Индию вокруг Африки открыл португальский мореплаватель – Васко да Гама. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки в 1498 году он привел корабли своей флотилии в индийский порт Калькутту. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в столицу Португалии Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.

Следующий мореплаватель совершает первое в мире кругосветное плаванье, в котором он доказал, что земля – шар! Это был, Фернан(д) Магеллан. Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан(д) Магеллан.

Его цель - отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.  Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.

Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.

Русские землепроходцы. Северо-Восточный и Северо-Западный проходы.

Честь открытия Северо-Восточной Азии, огромных пространств Сибири принадлежит русским землепроходцам. Издавна поморы, населявшие побережье Белого моря, отправлялись в длительные плавания на небольших парусных судах-кочах, открывали берега Заполярья, острова Северного Ледовитого океана (Грумант). После завоевания Казанского ханства, Русское государство смогло начать экспансию на восток. Естественно изначально перед нашей страной стояла зада изучить материк и лишь после этого были осуществлены попытки достижения Индии по Северному Ледовитому океану.

В 1582-1585 Ермак Тимофеевич, перейдя Уральские горы, разгромил отряды татарского хана Кучума, начав тем самым освоение Сибири.  В 1587 был заложен город Тобольск, длительное время остававшийся столицей русской Сибири. Русские землепроходцы — казаки и служилые люди — открыли бассейны рек Енисей и Лена, прошли с запада на восток всю Сибирь, и в 1639 И. Ю. Москвитин достиг побережья Охотского моря.

К середине 17 века К. Курочкин, М. Стадухин, И. Перфильев, И. Ребров проследили течение всех великих сибирских рек. Василий Поярков и Ерофей Хабаров в 1649-1653 со своими отрядами вышли на Амур. Землепроходцы обошли все северное побережье Азии, открыв полуострова Ямал, Таймыр, Чукотку. Экспедиция Федота Попова и Семена Дежнева первой прошла Беринговым проливом, разделяющим Азию и Северную Америку.

В 1697-1699 поход Владимира Атласова на Камчатку завершил открытия русских землепроходцев в Сибири.

В этот период умами мореплавателей северных европейских стран владела идея открытия прямого морского пути в Тропическую Азию из Северной Европы. Предполагалось, что такой путь должен существовать где-то на востоке — Северо-восточный проход, или на западе — Северо-Западный проход. Попытки найти новый путь в Азию обусловили интенсивное изучение Северной Атлантики и Арктики. В поисках Северо-Восточного прохода ведущую роль играли английские и голландские моряки. Голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594 прошел западным берегом Новой Земли до северной ее оконечности, а в 1596 достиг Шпицбергена. В ходе этих плаваний проявилось малая перспективность Северного морского пути, но был установлен прямой торговый путь из Северо-Западной Европы в Россию через Архангельск.

Завоевания испанцев и португальцев

Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии. Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности. Метрополия – страна, владеющая колониями.

Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста, а самих захватчиков называли - конкискадорами. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.

В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались.

В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии.

Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике. Также стоит отметить, что открытие Австралии и Индонезии также было осуществлено Испанцами. Но из-за денежных проблем они были вынуждены отложить изучение этих территорий и лишь спустя еще одно столетие эта территория была освоена Великобританией и на долгое время стала колонией этой страны.

4. Значение Великих географических открытий.  Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.

1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.

2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.

3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.

4. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией).

5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.

6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад).

Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества - зарождающееся индустриальное и традиционное.

Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?

Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.

Философ Гвардини написал: “Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение”. Прокомментируйте это утверждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная разработка урока характерна для учащихся 5 класса по учебнику Географии Н. Петровой и Максимовой ....

Тест на тему:"Великие географические открытия. Первые колониальные империи" (7 класс)

Тест на тему:"Великие географические открытия. Первые колониальные империи (7 класс) составлен с учётом содержания материала  учебника "История. Новое время. Конец XV-конец XVIII века&q...

Технологическая карта к уроку "Начало Великих Географических открытий"

Технологическая карта к уроку по Всеобщей истории в 7 классе "Великие Географические открытия"...