Конспект урока по истории России в 6 классе по теме: Правление Ярослава Мудрого
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Захарко Ксения Игоревна

Конспект открытого урока по истории России на тему: Правление Ярослава Мудрого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yaroslav_mudryy.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Русское государство при Ярославе Мудром.

Цель: познакомить учащихся с внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого;

Задачи: 

  • Оценить роль Ярослава Мудрого в истории;
  • Охарактеризовать систему управления государством, сложившуюся в годы правления Ярослава Мудрого.

Планируемые результаты:

Предметные: определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины; выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства; овладевать целостными представлениями о политическом строе Древней Руси, внутренней и внешней политике русских князей в конце X — первой половине XII в.; объяснять социальную сущность «Русской правды»; прослеживать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов отечественной истории; устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

Метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять рефлексию своей деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы каждого ученика, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учебной

деятельности

Учитель здоровается с учениками.  Задает вопрос по пройденному уроку:

  • Ребята, вспомните пожалуйста, правление каких князей мы изучали на прошлых уроках?

Сейчас мы проверим как вы усвоили материал, который относится к первым князьям Древней Руси.

Перед каждым из вас лежит прямоугольный листок, на котором написана дата, понятие, суждение. Вам необходимо определить к периоду правления какого князя можно отнести данную карточку.

На доске сейчас появятся загадки, которые мы вместе разгадаем и вспомним древнерусских князей. Когда прозвучит имя вашего князя вам необходимо будет встать и объяснить почему ваша карточка принадлежит именно ему.

  1. «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Царьграда». Он Киев и Новгород связал в одно, великая слава ему- награда»
  2. «Жестока княгиня к врагам была, И город старинный до тла сожгла, И славу в реформах снискала себе, И веру сменила на зло судьбе»
  3. «Жесток был тот князь, в язычестве жил, и в поисках власти он брата убил и все же был прозван святым, за то, что Русь он крестил!»

Итак, в ходе прошлых уроков мы вместе изучили правление первых князей: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, (Владимир)

Посмотрите пожалуйста на генеалогическое древо: Никого не пропустили? (Владимир «Красно солнышко»)

Вспомните, в ходе каких событий Владимир занял великокняжеский престол? (Междоусобица между братьями)

Вспомните согласно какому принципу наследовалась власть на территории русских земель? ( к старшему представителю поколения)

Посмотрите на генеалогическое древо Рюриковичей. Кто должен был унаследовать княжеский престол после смерти Владимира. (Святополк)

Итак князь Владимир, решил передать свой княжеский стол не своему племяннику, а своему любимому сыну Борису, как вы думаете к чему это могло привести? (вновь к междоусобице).

Итак действительно. В ходе междоусобных войн, Святослав подослал к братьям Борису и Глебу убийц, за безвинную смерть они были канонизированы, а Святослав прозван Окаянным. Разгромленный Ярославом Святослав в 1016 году у города Любеча , решил воспользоваться помощью отца своей жены Польского правителя Болеслава. Но и этот союз не принес успеха и он погиб бежав из Киева.

К сожалению на этом междоусобные войны не закончились, и Ярослав вступил в междоусобицу со всоим младшим братом Мстиславом. После сражения в 1036 году- князья решили разделить Русь на 2 части –Запад/Восток. И лишь после смерти Мстислава Ярослав стал единоличным правителем княжества и получил прозвище Мудрого»

Ученики приветствуют учителя.

Подписывают свой рабочий листок.

Вспоминают изученных ранее древнерусских князей.

Самостоятельно работают с карточкой.

Обосновывают свою карточку и выбор правителя.

II.

Актуализация

знаний

Итак, как вы думаете о каком князе у нас сегодня пойдет речь на уроке? (Ярослав)

Обратимся к суждению. Какова тема нашего урока? Можем ли мы прямо сейчас утверждать, что это период расцвета. Так что нам необходимо

Главной проблемой сегодняшнего урока, у нас будет вопрос: Действительно ли период правления Ярослава Мудрого- это период Расцвета государства?

Итак план нашего урока.

  1. Внутренняя политика
  2. Управление государством
  3. Внешние отношения с другими государствами.

III.

Изучение

нового

материала

1.1019-1054гг.- время княжения Ярослава Владимировича Мудрого. (Записать в тетрадь даты)

- Что означает слово «мудрый»?

Чтобы подробней ответить на этот вопрос, мы обратимся с вами к главному историческому источнику по древней Руси: летопись «Повесть временных лет» к отрывку «Похвала Ярославу» ( Приложение) и ответим на вопросы.

(Ответы учеников)

Для процветания своего государства и стремясь установить порядок, Ярослав создал свод законов. Обратимся к нему и постараемся определить произошли ли изменения, и какие.

Итак, можем ли мы назвать Ярослава –Мудрым?

2.Сейчас мы переходим ко второму пункту плана нашего урока. Управление государством.

Обратитесь к учебнику к пункту 3 стр.59. Внимательно прочтите его.

Теперь я попрошу желающего выйти к доске и изобразить схематично как сложилось управление Древнерусским государством.

Итак Князь- это правитель, военачальник, судья.

3.Вернемся к нашему плану, нам осталось изучить внешнюю политику государства при Ярославе Мудром.

Откройте карту на стр. 60. Давайте вместе проследим какие внешнеполитические походы совершил Ярослав.

  1. - укрепление северо-западных границ –присоединил территории на западных берегах Чудского озера- основал город Юрьев
  2. 1036 году- разбил печенегов подошедших к Киеву, освободил от опасности государство
  3. 1043- последнее столкновение с Византией, 1046 году- заключил договор.
  4. Еще одним направлением внешней политики князя было заключение династических браков между потомками семьи Рюриковичей и представителями семейств других государств. (Видео)

Итак можем ли мы с вами сказать, что внешняя политика князя была успешной? Почему?

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Ребята, давайте вспомним вопрос урока.

Итак, какие примеры мы можем привести, чтобы доказать, что время правления Ярослава Мудрого это период Расцвета Древнерусского государства?

V. Итоги урока. Рефлексия

Итак, мы с вами успешно справились с работой на уроке. А теперь каждый из вас должен оценить свою собственную работу на уроке, и поставить оценку, воспользуйтесь для этого своими рабочими листами.

Домашнее задание

§ 7

Сочинение на тему «Один день из жизни Ярослава Мудрого»


Приложение 1

«Похвала Ярославу Мудрому» (из «Повести временных лет».

Выберите из документа факты и подчеркните, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию…. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав… и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным…. …И поставил в 1051 году Ярослав Мудрый на митрополичий престол русского священника Иллариона, в замен византийского. И другие церкви ставил он по городам и иным местам. И увеличилось число людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных…

Приложение

Из русской правды Ярослава.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

2. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

3. За убийство тиуна платить виру 80 гривен, за княжеских конюха или повара – 40 гривен, за ремесленника – 12 гривен, а за рядовича или холопа – 5 гривен.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

Конспект урока по истории в 6 классе "Русское государство при Ярославе Мудром"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Конспект урока по истории для 7 класса на тему "Начало правления Ивана IV"

Урок разрабатывался для конкурса "Педагогические надежды". Файл содержит план-конспект урока, технологическую карту и примеры всех приложений, необходимых для урока....

Контрольная работа по истории России 8 класс по теме" Правление Екатерины Великой"

Контрольная работа в форме тестирования  по теме -   "Россия в эпоху Екатерины Великой " . К УМК История России. 8 класс. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. То...

Конспект урока по истории России 6 класс. по теме: Восточные славяне и их соседи.

Цели и задачи: познакомить с версиями происхождения и расселения восточнославянских племён, видами трудовой деятельности наших предков, их верованиями и бытом.Планируемые результаты:Предметные: характ...