Рабочие программы по истории и обществознанию 5-11 класс
рабочая программа по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Рабочие программы по Всеобщей истории и истории России , обществознанию 5-11 класс на 2017-2018 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._na_2017-2018.zip | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семено-Александровская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено » «Согласовано» «Утверждаю»
на заседание ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 _________О.В.Яньшина _________ А.А.Голубев
от «25» августа 2017 г. «принято» на заседании Приказ №55п.2 от «31» августа 2017 г.
педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя истории и обществознания
Нетёсовой Елены Анатольевны
по учебному предмету «История »
Уровень образования(класс)основное общее(базовый) (8 класс)
Количество часов 70
2017 – 2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 года.
2.Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного) общего образования».
3.Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования РФ №1312 от 09.03.2004. г.
4.Примерной программы по истории , созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, приказам №03-1263 от 07.07.2005 г.
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
6. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 №1067.
7. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.06 .2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) общего образования)
8. Авторской программы М.Ю. Бранд,П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина Новая история. 1800-1913 гг. и авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX века» 8 класс утвержденной МО РФ Москва, 2008 г. в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта среднего образования.
9. Образовательной программы МКОУ С.-Александровская СОШ
10. Положения МКОУ С.-Александровская СОШ «О рабочей программе педагога»
11.Учебный план МКОУ С.-Александроская СОШ на 2017-2018 учебный год.
Общая характеристика предмета
В основу данной рабочей программы положен комплексный подход к изложению событий мировой и отечественной истории. В программе не выделяется в качестве приоритетной какая-либо из сторон общественной жизни, а предлагается рассматривать их в совокупности и взаимосвязи.
XIX век – важный этап в истории человечества, когда рождается и получает свое развитие индустриальное общество. Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации, которая охватывает все сферы жизни общества: демографические процессы, экономику, политику, духовную жизнь. В истории России это время ознаменовалось обострением противоречий между необходимостью модернизации и традиционными ценностями национальной государственности и общественной жизни. Этот конфликт с одной стороны стал двигателем невиданного ускорения экономического и культурного прогресса нашей страны, а с другой сформировал предпосылки социально-политических потрясений начала XX века.
Актуальность.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Цели курса:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстаивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных сторон, часто противоположных точек зрения.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по истории для 8 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного
стандарта (основного) общего образования.
Рабочая программа для 8 класса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и
«Новая история». Предполагается их последовательное изучение.
2.Содержание тем учебного курса «История»
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (30 ч)
Строитиельство индустриального общества (6 часов)
Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.
Строительство новой Европы( 10 часов)
Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.
Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.
Европа: время реформ и колониальных захватов (5 часов)
Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.
Америка в XIX начале XX века . (8 часов)
Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
Один час на повторение.
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 ЧАСОВ)
Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в. (1 час)
Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в. (7 часов)
Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.
Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.
Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.
Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. (5 часов)
Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831
Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.
Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
Русская культура первой половины XIX в. (4 часа)
Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. (5 часов)
Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.
Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
Россия в конце XIX в. (11 часов)
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.
Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х .
Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв. (4 часа)
Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи.
Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа.
Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.
3.Тематическое планирование учебного предмета
С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса:
Классы | Объем учебного времени (федер. компонент) | Разделы примерной программы История России | Разделы примерной программы Всеобщая история |
VIII | 70 | История России XIX века – 40 часов | Новая история. 1800 – 1913 гг - 30 часов |
№ | Тема | Количество часов |
История Нового времени | 30 | |
1 | Строительство индустриального общества | 6 |
2 | Строительство новой Европы | 10 |
3 | Европа: время реформ и колониальных захватов | 5 |
4 | Америка в XIX-начале XX века | 8 |
5 | Повторение | 1 |
История России | 40 | |
6 | Россия в первой половине XIX в. | 18 |
10 | Повторение | 1 |
13 | Россия во второй половине XIX в. | 19 |
14 | Повторение | 2 |
Итого: | 70 |
4.Требования к уровню подготовки учащихся
- называть даты политической и социальной истории, важнейших военных кампаний;
- называть место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, участников общественного движения, выдающихся представителей и достижения науки и культуры;
- называть и показывать на исторической карте территории, присоединенные к России, центры промышленности и торговли, места военных походов;
- описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества;
- составлять описание памятников материальной и художественной культуры;
- соотносить факты и общие процессы, явления модернизации, индустриализации, политического развития, реформ и контрреформ, общественного движения;
- называть характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России, положения разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений;
- классифицировать события и явления по их принадлежности к дореформенному и после реформенному этапам развития страны, основным течениям общественной мысли;
- объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм;
- сравнивать развитие России до и после реформ, развитие капитализма в России и других странах, программные положения общественных групп и партий;
- излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений, отмены крепостного права, войн, присоединения новых территорий;
- объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры;
- приводить оценки исторических деятелей, характера и значения реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн;
- высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Календарно-тематическое планирование, 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы организации учебной деятельности ученика | Основные понятия и термины | Дата проведения | |
по плану | фак.-ки | |||||
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху ( 6 часов) | ||||||
1-2 | Индустриальная революция: достижения и проблемы | 2 | урок-конференция или работа в малых группах (первые 9 пунктов плана) и лекция (10-й и 11-й пункты плана). | Промышленный переворот, дирижабль, капитализм, экономический кризис перепроизводств, корпорация, картель, синдикат, трест, концерн, империализм | 01.09.2017 05.09.2017 | |
3. | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 | комбинированный урок с элементами лабораторной работы и сообщениями учеников или работа в группах. | Миграция, эмиграция, иммиграция, реконструкция, элита, «рабочая аристократия» | 08.09.2017 | |
4. | Наука: создание научной картины мира | 1 | комбинированный урок или урок-конференция малых групп. | Технический прогресс | 12.09.2017 | |
5-6. | Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство. | 2 | комбинированный урок, круглый стол или пресс-конференция. | Либерализм, консерватизм, неоконсерватизм, неолиберализм, утопический социализм,марксизм, ревизионизм, анархизм | 15.09.2017 19.09.2017 | |
Тема 2. Строительство новой Европы ( 10 часов) | ||||||
7 | 1 | комбинированный урок. | Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, франк, рекрутский набор | 22.09.2017 | ||
8-9. | 2 | комбинированный урок. | Венский конгресс, Священный союз | 26.09.2017 29.09.2017 | ||
10. | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | комбинированный урок с элементами лабораторной работы. | Хартия, чартизм, законченный парламентский режим, тред-юнион, «мастерская мира» | 03.10.2017 | |
11. | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису | 1. | комбинированный урок с элементами лабораторной работы или школьная лекция. | Финансовая аристократия, луидор, дублон | 06.10.2017 | |
12.-13. | 2. | комбинированный урок или школьная лекция. | Антиклерикал, сантим, авторитарный режим | 10.10.2017 13.10.2017 | ||
14 | Германия на пути к единству | 1. | комбинированный урок | Канцлер, Северогерманский союз | 17.10.2017 | |
15. | «Нужна ли вам единая и неделимая Италия?» | 1. | комбинированный урок с элементами лабораторной работы или урок-лекция. или ролевая игра «Пресс-конференция по вопросу объединения Италии» (2). | Карбонарий | 20.10.2017 | |
16. | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1. | комбинированный урок с элементами дискуссии. | Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш | 24.10.2017 | |
Европа: время реформ и колониальных захватов ( 5 часов) | ||||||
17. | Германская империя: борьба за «место под солнцем» | 1. | комбинированный урок. | Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм | 27.10.2017 | |
18. | Великобритания: конец Викторианской эпохи | 1. | комбинированный урок. | Фунт стерлингов, гомруль, лейбористская партия, джингоизм, Антанта | ||
19. | 1. | комбинированный урок. | Радикал, коррупция, атташе | |||
20. | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1. | комбинированный урок или школьная лекция. | Арбитр | ||
21. | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | 1. | комбинированный урок (1) или сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков на тему «От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса» (2). | Национальное возрождение, двуединая монархия, империя | ||
Америка в XIX — начале XX в. ( 9 часа) | ||||||
22. | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 1. | комбинированный урок (1) или сюжетно-ролевая игра «Круглый стол историков на тему «Авраам Линкольн — президент, сохранивший республику» (2). | Акр, гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм Олигархия, резервация, прогрессивная эра, дипломатия «большой дубинки»,«дипломатия доллара» | ||
23. | США: империализм и вступление в мировую политику | 1. | ||||
24. | Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен | 1. | комбинированный урок. | Каудильо, клан, гаучо, латиноамериканский «плавильный котел» | ||
25. | Япония на пути к модернизации: «восточная мораль-западная техника» | 1. | комбинированный урок с элементами дискуссии. | «Закрытие» страны, «открытие» страны, экстерриториальность, сёгун, Ямато, Мэйдзи. | ||
26. | Китай: традиции против модернизации | 1. | комбинированный урок | Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления | ||
27. | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1. | комбинированный урок с элементами дискуссии и сообщениями учащихся. | Сипаи, Индийский национальный конгресс, «крайние», «умеренные» Тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела | ||
28. | Африка: континент в эпоху перемен | 1. | комбинированный урок с элементами дискуссии и сообщениями учащихся. | Тотемизм, анимизм, завершение территориального раздела | ||
29. | 1. | урок пресс-конференция (1); | Канонерка, Тройственный союз, Тройственное согласие, буры, концентрационный лагерь | |||
30. | Повторительно-обобщающий урок курса новая история 1800-1913 | 1. | обобщающее повторение. | Все основные понятия и термины курса |
Календарно-тематическое планирование по истории России - (40 ч.)
№ п/п | Дата проведения | Название раздела Тема урока | Кол-во час | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | ||
план | факт | |||||||
Раздел 1: Россия в первой половине XIX века. | ||||||||
1. | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | 1 | Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике. | Называть характерные, существенные черты внутренней политики АлександраI в началеXIXв. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы Начать составление характеристики личности деятельности Александра I. | Беседа | |||
2. | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 1 | Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза. | Характеризовать основные цели внешней политики России вначалеXIXв. ПриводитьиобосновыватьоценкуролиРоссиивевропейскойполитикевначалеXIXв. Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн с Швецией, Турцией, Ираном. | Устный опрос | |||
3. | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. | 1 | Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. | Объяснять значение понятий Государственный совет, либеральные проекты. Приводить и обосновывать оценку деятельности М.М. Сперанского. Продолжить составление характеристики личности деятельности Александра I. | Фронтальный опрос | |||
4. | Отечественная война 1812 года. | 1 | Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне. | Рассказывать, используя историческую карту, об основных событияхвойны1812 г. ПодготовитьсообщениеободномизучастниковОтечественнойвойны1812 г. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Объяснять, в чем заключались непосредственные последствия Отечественной войны1812 г. для российского общества. | Тест | |||
5. | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | 1 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. | ПриводитьиобосновыватьоценкуролиРоссиивевропейскойполитикев1815-1825 гг. Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса Характеризовать деятельность Священного союза и роль России в этой организации. | Фронтальный опрос | |||
6. | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 1 | Внутренняя политика в 1815—1825гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I. | Объяснять значение терминов военные поселения, аракчеевщина. Называть либеральные и консервативные меры АлександраI, возможные причины изменения внутриполитического курса. Завершить составление характеристики личности деятельности Александра I. | Индивидуаль -ный опрос Беседа | |||
7. | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли. | Характеризоватьсоциально-экономическоеразвитиеРоссиивпервойчетвертиXIXв. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Использоватьисторическуюкартудляхарактеристикисоциально-экономического развития России. | Фронтальный опрос | |||
8. | Общественное движение при Александре 1. | 1 | Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества. | Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. | Индивидуаль- ный опрос. | |||
9. | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. | 1 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов. | Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. Излагать оценки движения декабристов. Определятьиаргументироватьсвоеотношениекдекабристамиоценкуихдеятельности. | Исторический диктант | |||
10. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственным и крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы. | Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIXв. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия. Давать характеристику (составить исторический портрет) НиколаяI Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселева, А. Х. Бенкендорфа. | Беседа | |||
11. | Социально-экономическое развитие России в 20-50 гг. XIX века. | 1 | Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития. | Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четвертиXIXв. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности Е. Ф. Канкрина. | Самостоятель-ная работа | |||
12. | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | 1 | Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия. | Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIXв. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне. Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат. | Опрос | |||
13. | Общественное движение в годы правления 1830-1850-х гг. | 1 | Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена. | Объяснять смысл понятий и терминов западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. | Тест | |||
14. | Крымская война (1853 – 1856 гг.). Оборона Севастополя. | 1 | Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны. | Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать ее итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Объяснять причины поражения России в Крымской войне. | Фронтальный опрос Беседа | |||
15. | Образование и наука | 1 | Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство. | Характеризоватьдостиженияотечественнойнаукирассматриваемогопериода. Подготовить сообщение о представителе российской науки первой половиныXIXв. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. | Индивидуаль -ный опрос, сообщения. | |||
16. | Русские первооткрыватели и путешественники. | 1 | Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. | Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода. Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. | Индивидуаль- ная работа по карточкам | |||
17. | Художественная культура. | 1 | Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIXв. В мировую культуру. | Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIXв. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. Подготовить сообщение о представителе культуры первой половиныXIXв., его творчестве (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении ит. д. | Индивидуаль- ный опрос Сообщения | |||
18. | Быт и обычаи | 1 | Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды. | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации первой половины XIX в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края). | Индивидуаль- ный опрос | |||
19. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX века». | 1 | Повторение изучено материала. | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в.по образцу ГИА. | Самостоятель- ная работа | |||
Раздел 2: Россия во 2-й половине XIX века. | ||||||||
20. | 17.03.17 | 17.03.17 | Накануне отмены крепостного права. | 1 | Начало царствования Александра II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. | Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права. Давать характеристику(составлять исторический портрет) АлександраII. | Беседа | |
21. | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. | Называть основные положения крестьянской реформы. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку. | Устный опрос | |||
22-23 | Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. Национальная политика Александра II | 2 | Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ. | Называть основные положения реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870-хгг., высказывать и обосновывать свою оценку. Характеризовать политическую деятельность М.Т. Лорис-Меликова. | Фронтальный опрос Исторический диктант | |||
24 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. | 1 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменениявсоциальной структуреобщества: формирование буржуазии, рост пролетариата. | Характеризовать экономическое развитие России в по реформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства. | Индивидуаль- ный опрос | |||
25 | Общественное движение: либералы и консерваторы в 60-70-е гг. | 1 | Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. | Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма и либерализма (с привлечением материала из всеобщей истории). Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма. | Индивидуаль- ный опрос | |||
26 | Зарождение революционного народничества и его идеология. | 1 | Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. | Раскрывать существенные черты идеологии народничества. Объяснять, в чем заключалась эволюция революционного движения в конце 1850-х - 1860-е гг. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве. | Фронтальный опрос | |||
27 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | 1 | Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II. | Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника, дополнительную литературу и ресурсы Интернет. Излагать оценки значения революционного народничества, высказывать свое отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы). | Сообщения Беседа | |||
28 | Внешняя политика Александра II. | 1 | Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. | Характеризовать основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIXв. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIXв. | Фронтальный опрос | |||
29 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | 1 | Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига. | Характеризоватьотношениероссийскогообществакосвободительнойборьбебалканскихнародовв 1870-егг. Рассказывать, используя историческую карту, о русско-турецкой войне 1877-1878 гг., характеризовать ее итоги. Объяснять причины победы России в войне. | Индивидуаль-ный опрос. Сообщения | |||
30 | Внутренняя политика Александра III. | 1 | Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III. | Давать характеристику (составлять исторический портрет) АлександраIII. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие. Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III. | Самостоятель- ная работа | |||
31 | Экономическое развитие России в годы правления Александра III. | 1 | Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства. | Давать общую характеристику экономической политики Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIXв. Сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики. | Устный опрос Работа с документами | |||
32 | Положение основных слоев общества. | 1 | Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество. | Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIXв. Рассказывать о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию учебника, документальные изобразительные материалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.). | Беседа | |||
33 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии. | Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России. Давать характеристику(составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова. | Беседа | |||
34 | Внешняя политика Александра III. | 1 | Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России . | Характеризовать основные направления внешней политики Александра III Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III. Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза. | Индивидуаль- ный опрос | |||
35 | Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство. | 1 | Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их в клад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский. Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура. | Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в. Характеризоватьдостиженияотечественнойнаукирассматриваемогопериода. Подготовить сообщение о представителе российской науки второй половиныXIXв. (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет. Высказывать оценку вклада российских ученых XIXв. В мировую науку . Характеризовать достижения российских писателей и художников в торой половиныXIXв. Подготовить сообщение о творчестве известного писателя, художника или | Письменный опрос | |||
36 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение. | Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIXв. Подготовить сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актера второй половины XIXв. (по выбору) Объяснять причины возрождения народных промыслов, рассказывать о каком-либо промысле (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и ресурсы Интернет Высказывать оценку вклада российских архитекторов, композиторов, театральных деятелейXIXв. В мировую культуру. | Индивидуаль- ный опрос | ||||
37 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 1 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. | Рассказывать об условиях жизни на селения края (города, села) в конце XIXв., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Сравнивать условия жизни различных слоев населения. | Опрос | |||
38 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй половине XIX века». | 1 | Повторение изученного материала | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX в. Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России второй половины XIX в.по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Самостоятель- ная работа | |||
39 | Итоговое повторение по теме: «Россия в XIX веке». | Итоговый контроль | Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XIX в. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIXв., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIXв. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIX в. по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Тест | ||||
40 | Резервный час | 1 |
Лист изменений в КТП
По плану | Фактически | Примечание | |
1 четверть | |||
2 четверть | |||
3 четверть | |||
4 четверть | |||
Учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и обществознанию 5-9 классы
Рабочие программы по всеобщей истории 5-8 классы, по истории России 6-8 классы, по истории 9 класс (2 часа в неделю).Линии учебников: Данилов, Косулина, Вигасин, Агибалов, Донской, Юдовская, Сороко-Цю...
Рабочие программа по истории и обществознанию 7,8 класс
В данном материале представлены рабочие программы по истории России (учебник под редакцией Данилова), Новой истории (учебник под ред. Юдовской) и обществознанию (учебник под ред. Боголюбова). Рабочая ...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6 - 9 классы
Рабочие программы по истории России, всеобщей истории обществознанию включают в себя описания самих предметов, учебно-методический комплект, формы и организацию учебного процесса, те...
Рабочие программы по истории и обществознанию 6-9 классы
Рабочие программы могут быть использованы при работе учителей истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях...
Рабочая программа по истории и обществознанию для 9 класса
Содержание рабочей программы:1) Пояснительная записка;2) Календарно-тематическое планировани;3) Содержание рабочих программ;4) Учебно-тематическое проанирование;5) Ресурсное обеспечение программы;6) И...
Рабочие программы по истории и обществознанию 5-11 классы
Рабочие программы по истории и обществознанию 5-11 классы предметная линия издательства "Просвещение". Включает пояснительную записку, тематическое планирование и МТО....
Рабочие программы по истории и обществознанию 6-11 класс
Рабочие программы по истории России и Всемирной истории 6-11 класс по автоским программам:История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 кл.: пособие ...