Проблемный метод на уроке истории в контексте задачи сохранения культурной идентичность ученика и реализации ФГОС нового поколения
статья по истории на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st3.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный метод на уроке истории в контексте задачи сохранения культурной идентичность ученика и реализации ФГОС нового поколения

Л.В. Полосина

Учитель истории и обществознания МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

 «Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать».

В.А. Сухомлинский

В статье рассматриваются возможности проблемного метода обучения уроках истории в качестве средства сохранения культурной идентичности учащихся и реализации ФГОС нового поколения. С токи зрения автора «История» способна  помочь учащемуся осознать и сохранить собственную идентичность, осуществить тем самым культурную преемственность поколений в современном мире глобализации. В этом аспекте проблемный метод на уроке истории является важнейшем средством для достижения необходимых целей, что в свою очередь отвечает требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: проблемное  обучение, культурная идентичность, «Русский мир», самоотождествление.

The article examines the possibilities of a problem method of teaching history lessons as a means of preserving the cultural identity of students and the implementation of a new generation of FGOS. From the point of view of the author, "History" is able to help the student realize and preserve his own identity, thereby realizing the cultural continuity of generations in the modern world of globalization. In this aspect, the problem method in the history lesson is the most important means for achieving the necessary goals, which in turn meets the requirements of the Federal State Educational Standard.             

 Key words: problem-based learning, cultural identity, "the Russian world" identity.

        

Система современного среднего образования развивается как важная часть системы общественно-государственных отношений, формирующихся в контексте динамичного развития общества в сторону глобализации. Процесс глобализации (экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.) современного мирового сообщества является неизбежным следствием развития макроэкономических процессов. Прежде всего, глобализация связана с разрушением национальной идентичности стран и народов, постепенно втягивающихся в этот процесс. Следовательно, необходимо направить усилия на сохранение уникального историко-культурного наследия и исторически сложившихся традиций народов отдельных государств [2].

Неизбежное последствие глобализации – обострение межэтнических, межрелигиозных и социальных отношений. В этой связи все чаще ставится вопрос о необходимости направить усилия на формирование принципов понимания и уважения, толерантности. Главный упор при этом сделать на политику просвещения и создание актуальных составляющих в системе среднего и высшего образования [1]. Это должны быть не столько новые знания, сколько методы и принципы преподавания.

Итак, глобализация, ввиду своей неизбежности, требует направить особые усилия педагогического сообщества на развитие не просто человека-потребителя, а гармонично развитой личности. Важным условием для такого развития должны стать базовые предметы гуманитарного цикла, способные сохранить собственную идентичность ученика и осуществить культурную преемственность поколений, столь важную в общем процессе социализации личности современного школьника.  

В свете сказанного следует отметить, что Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения ставит перед учителем новые задачи, направленные на сохранение культурной идентичности учащегося и гармоничное развитие его личности. Под культурной идентичностью понимается обычно самоотождествление человека с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами  [3]. Традиционное обучение, которое ориентировано на передачу учителем готовых знаний учащимся, не способно своевременно реагировать на проблемы сохранения идентичности в условиях ускоренной глобализации. Современный учитель – не информатор, а организатор, который ориентирует и направляет учащихся  на самостоятельный поиск необходимых знаний.  

В этой связи при реализации нового ФГОС особый акцент ставится на проблемном обучении, что способствует не только формированию конкретных знаний, умений, компетенций в рамках учебного процесса, но, прежде всего, формированию целостности личности. Не смотря на то, что данный метод обучения не является новаторским, уходя вглубь своими корнями в прошлое столетие, он не теряет своей актуальности сегодня [2]. Более того, он, на наш взгляд, получает  сегодня дополнительную динамику для развития, дополняется и расширяется, благодаря усилиям научно-педагогического сообщества. В рамках модернизации современной образовательной практики данный метод заслуживает особого внимая на уроках истории, поскольку именно здесь учитель обладает богатым арсеналом средств воздействия на личность ребенка.  

В своем классическом виде, проблемный метод обучения предполагает создание учителем проблемной ситуации, поиском решения которой занимаются сами учащиеся.  Данный метод нацелен, прежде всего, на развитие критического мышления, умение анализировать, противопоставлять, искать творческие пути решения проблемы. Важно, что ребенок ищет решения сам, анализирует ситуацию, рассуждает и в конечном итоге находит решение.

Проблемный метод помогает не только активизировать мыслительный процесс ребенка, он дает учителю возможность ставить перед учащимися такие проблемы, решая которые ученик смог бы отождествлять себя со своей историей, осознавать свое место и роль в ней, а также единство и культурную принадлежность к «Русскому миру» и отечественной истории.  Это значит, что при выполнении данных условий учитель на уроке решает очень важную задачу – формирует социально активных граждан своей страны, наполняя ее правильным ценностным компонентом, а также делает учебный процесс более действенным и интересным. Таким образом, происходит формирование так называемой культурной идентичности.

По мнению ученых, культурная идентичность – это осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и образов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимание своего «я» с позиций тех характеристик, которые приняты в данном обществе, самоотождествление себя с культурными образцами именно этого общества [5].

Новый ФГОС на уроках истории предусматривает обязательное включение регионального компонента, как важной части процесса формирования у ученика ценностных знаний. Учащиеся на уроках знакомятся не только с историческими событиями прошлого своей Родины и других стран, но также изучают историю своего региона, которая, как показывает практика, более понятна и особенно интересна учащимся. В данном случае ученики еще в более близком смысле могут «прикоснуться к истории». Так, например, изучая «Историю России» в 9 классе, учащиеся знакомятся не только с общими событиями Великой Отечественной войны, но также с событиями, происходившими в это время в их области, городе, районе. В этой связи усилия ФГОС направлены на развитие краеведения и требуют нового подхода к местной истории, активное вовлечение ее в образовательный процесс. В этой связи можно отметить и новую важность внеурочной работы учителя, экскурсии, внеклассные мероприятия, на которых должны задействоваться возможности местного историко-культурного наследия.

Для успешной социализации и самоидентификации необходим некий эталон, на который учащиеся смогли бы ориентироваться, осознавая при этом единство своей истории и культуры. Таким образом, региональный компонент, который предусматривает ФГОС, обладает огромным воспитательным потенциалам, и помогает сформировать идею о том, что единство – в многообразии.

К сожалению, в нашем обществе зачастую приходится сталкиваться с недостаточно сформированными или же с неправильно сформированными ценностями. Причин этому много. Однако, на наш взгляд, одной из основных является огромное информационное пространство, в котором развивается современный ребенок. Ни для кого не секрет, что сегодня в сети Интернет можно столкнуться с самой разнообразной информацией, зачастую опасной для ребенка, который еще не способен ее фильтровать. Попадая в социальное пространство, ребенок может стать жертвой террористических взглядов, что сегодня, к сожалению, является актуальным вопросом.

Формированию культурной идентичности на уроках истории помогает не только метод проблемного обучения. Как мы уже отметили, важно использовать весь арсенал возможностей учителя, включая и внеурочные мероприятия, которые могут стать дополнением к иным средствам реализации задач ФГОС. Сформировать у учащихся такие важные качества как патриотизм, уважение к истории и традициям России помогают также встречи с патриотическими движениями, известными людьми, ветеранами, посещение музеев, мемориалов, памятных мест. Эти мероприятия играют очень важную роль в формировании личности школьника. Учащиеся  переосмысливают историю, формируют гражданскую ответственность, вырабатывают в себе нравственные основы, что в дальнейшем поможет учащимся в самореализации и позитивной социализации.

Таким образом, система современного среднего образования ставит перед педагогом новые задачи и цели. В конечном итоге ФГОС требует направить особые усилия на развитие гармонично развитой личности. И именно «История», как предмет, способна  помочь учащемуся осознать и сохранить собственную идентичность, осуществить тем самым культурную преемственность поколений, столь важную в мире глобализации. Проблемный метод обучения на уроке истории является важнейшем средством для достижения необходимых целей, а его применение должно стать обязательным для учителя в современной школе. Вероятно, накопление педагогическим сообществом опыта в применении основы проблемного обучения на уроке истории со временем изменит традиционную модель преподавания, сделает ее более сложной и гибкой.

Сегодня важно признать, что большую актуальность имеет развитие человеческой личности, формирование человека с активной жизненной позицией, с высоким чувством гражданского долга. В условиях современного глобального мира обществу важно уйти от понятия «человек-потребитель» к понятию многогранной и всесторонне развитий личности, к «Человеку-творцу».

Список литературы:

  1. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет // История и современность. -2005. - № 1. - С. 6-31.
  2. Журавлев В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 43-46.
  3. Краткий словарь        современной        педагогики. Под редакцией Л.Н. Юмсуновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2001. - С. 36.
  4. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. – С. 72.
  5. Матузкова Е.П.  Культурная идентичность: к определению понятия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - Вып. 2. - С. 64. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические уроки по физике как одно из эффективных средств реализации ФГОС нового поколения

Для реализации ФГОС нового поколения необходимы новые формы работы с учащимися, новое оборудование. Многие школы Санкт-Петербурга оснащены лабораторным оборудованием L-MIKRO. В работе описан мастер-кл...

УРОК  ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

—Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие  у учащихся   способности самостоятельно ставить      учебные цели,   проектировать...

Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителя новые требования для достижения целей образовательного процесса,отвечающего нуждам современного общества. ...

Конспект урока английского языка по теме «Необычный дом» в рамках реализации ФГОС нового поколения

Данный материал представляет собой конспект урока английского языка по УМК Starlight 5 по теме "Необычный дом". Тип данного урока -урок-обобщение. На данном уроке реализуются задачи ФГОС второго покол...

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

«Организация контроля на уроках математики в рамках реализации ФГОС нового поколения»

Контроль на уроках математики  - это неотъемлемый процесс обучения. Работа эта систематическая, разнообразная и многоплановая. Виды контроля зависят от возраста учеников, состава класса, изучаемо...