ВЛИЯНИЕ НОВОАНГЛИЙСКОГО ПУРИТАНИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ «АМЕРИКАНСКОСТИ»
статья по истории на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st1.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

 ВЛИЯНИЕ НОВОАНГЛИЙСКОГО ПУРИТАНИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ «АМЕРИКАНСКОСТИ»

Полосина Л.В.

Магистрант Института истории и культуры

Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

г. Елец, Российская Федерация

 

 Рассматривая идеологию новоанглийского пуританизма, можно заметить, что некоторые элементы этого мировоззрения ярко проявляются как в американской культуре, так и в обществе этой страны даже в настоящее время, не смотря на то, что история «отцов - пилигримов» - первых английских колонизаторов, ушла далеко в прошлое, а «американскость» давно сформирована.

   Сегодня под «американскостью» мы понимаем  совокупность черт, наиболее ярко характеризующих такое понятие как «американская нация», их культуру, образ жизни. Черты, присущие той или иной культуре, как правило, наглядно проявляют себя в кризисные периоды истории, во времена войн, революций, социальных потрясений. Для осознания специфики истории определенной культуры важно понять ее зарождение, следовательно, основные черты понятия «американскости» необходимо искать в начальный период истории США, а именно в  XVII в., когда происходило формирование и развитие в новых условиях идей пуританизма. Укрепление  этой идеологии в Новом Свете происходило параллельно с процессом развития американской государственности и становлением единой американской нации, с присущей ей культурой. Очевидно, что эти процессы проходили с взаимным влиянием и оказали друг на друга заметное воздействие.

Интересно отметить, что в это время шло формирование и русской политической культуры, имевшей свою специфику [3].

   В нашей статье мы попробуем показать основные направления влияния английского пуританизма на формирование так называемой  «американскости». В задачу работы не входит полное освещение этого вопроса, поскольку для этого необходимо более масштабное исследование.

   В истории изучения Новой Англии данной проблеме уделено  достаточное внимание. Например, в работе Д. Бурстина «Американцы: колониальный опыт» показана малоизвестная информация формирования американской нации, их культуры и государственности. Такие исследователи как Т.Г. Голенпольский и В.П. Шестаков отмечали, что «присущий отцам – пилигримам  религиозный оптимизм и служил той идейной основой, на которой формировалось духовное лицо Америки» [2, с. 18]. Теме пуританизма в своих трудах большое внимание посвятили так же Л.Ю. Слезкин, Н.Е. Покровский, В.В. Согрин, К.К. Гоен и многие др.

   Говоря об истории зарождения американского государства, главенствующую роль в его создании следует отнести пуританам, которые в 1620 году на корабле «Мэйфлауэр» прибыли в Новый Свет для создания идеального государства – «Града на холме». Следует также отметить, что ученые расходятся во мнениях в виду того, каковы были изначальные причины переселения колонистов, остаются до конца не ясными их планы, цели и задачи. Некоторые историки склонны к тому, что изначально колонисты преследовали только практическую цель: избежать религиозных преследований в Англии. Другие напротив убеждены, что целью колонистов было создание нового общественного порядка, некого идеального государства, основанного на принципах свободы и равенства. Об этом пишет, например, Д. Бурстин отмечая, что пуританам важнее было «утвердить свой общественный порядок, нежели избежать преследования за убеждения» [1, с. 47].

  На наш взгляд причины переселения пуритан были двойствены. С одной стороны, важнейшую роль в этом процессе сыграли религиозные убеждения, тесно связанные с идей создания нового общества. С другой стороны, пуритане испытывали и практическую цель: ведь в первой половине XVII в. в Англии допускалась только лишь одна религия, и это была отнюдь не пуританское вероисповедание (уместно вспомнить масштаб гонений, которым подвергались пуритане на родине).

Учение пуритан было тесным образом связанно с идей свободы в общении с Богом. Первые пуританские проповедники  ратовали не только за чистоту церкви, за упрощение церковных обрядов и приведение церковного уклада к единому образцу, они также стремились общаться с Богом без «посредников», отрицая авторитет Папы. Разделяя протестантские идеи, пуритане считали, что спасение души – это личное дело каждого. Человек свободен и независим ни от кого, а спасение души можно достичь посредством упорного труда и чтения Библии. Позже в новоанглийском пуританизме это еще раз подтвердится созданием колонистами, так называемых конгрегаций. То есть в этом смысле можно говорить об индивидуализме пуританской культуры, как важнейшем факторе, сыгравшим свою роль в формировании «американизма». В работе известного политолога С. Хантингтона «Кто мы? Вызов американской национальной идентичности» показано, что на сегодняшний день в Америке преобладает установка, согласно которой, человек своим собственным трудом и сильным характером может достичь любых поставленных целей [5]. Здесь мы видим, как наиболее яркая черта пуританизма – индивидуальная свобода в труде и вероисповедании, проявилась в американской культуре.

 Другая любопытная черта «американизма» - идея о  богоизбранности американской нации, особой роли Американского государства в мировой истории [5]. Корни этой идеи вновь находим в идеологии пуритан XVII в., ведь пуритане считали себя особым народом (избранным), а то место, куда они прибыли, тоже было не случайным, а выбранным по воле Божьей (якобы по ошибки капитана корабль прибыл чуть севернее назначенного места). Америка, по их мнению, являлась оплотом для вероучения, некой землей обетованной. В частности идеолог пуританизма, Дж. Уинтроп в своей проповеди «Образец христианского милосердия» внушал своим сторонникам: «И люди последующих поколений скажут: «Се в Новой Англии сотворено волей Божьей». Потому должны мы иметь ввиду, что будем подобно городу на Холме, взоры всех народов будут устремлены на нас» [6]. 

Таким образом, уже первые поселенцы привнесли с собой концепцию «избранности» (исключительности) и «божественного предназначения» первых поселенцев на американской земле. Концепция американской исключительности характерна для Америки на протяжении всего ее исторического пути. Она всегда влияла как на внешний и на внутренний курс политики  Соединенных штатов, так и на курс отдельных политиков (Л. Джонсон – «великое общество», «новый курс» - Ф. Рузвельт и др.) Более четко можно наблюдать проявление данной концепции во внешней политике, проводимой Вашингтоном сегодня.

В почитании труда, собственности и честно нажитого богатства пуритане превзошли другие протестантские учения Европы XVI-XVII вв. Проповедники пуританизма учили, что только черед упорный труд лежит путь к Богу. Если человек в результате своего труда богатеет, то это - знак особой божественной «избранности к спасению». Если же наоборот в труде его преследуют неудачи – он грешник, который был «изначально обречен» Богом на гибель. [4, с. 27] Поэтому особое значение приобретало денежное выражение жизненного успеха пуританина. Это стремление к финансовому благосостоянию до сих пор является национальной чертой американского народа.

Следы пуританизма XVII в. можно проследить в современной американской системе традиций и праздников. Неслучайно одним из главных официальных и любимых в народе праздников остается «День благодарения», который своими корнями уходит в 1621 год. Именно тогда, добившись своим трудом и божественной милостью, пуританские колонисты получили первый богатый урожай, спасший их от голода. В знак благодарности Богу, за то, что Он наградил их за их труд и усилия, по инициативе У. Брэдфорда и был введен этот праздник.

  Наконец, нельзя не отметить, что пуританами был внесен огромный вклад в развитие образования. Ими было основано довольно много учебных заведений. Так, например, один из самых известных университетов США, Гарвардский, был основан в 1636 году. Каждый пуританин должен был уметь читать Библию самостоятельно, нужно было формировать религиозное самосознание, а для этого были необходимы более образованные и квалифицированные специалисты. Отсюда и исходит их идея всеобщего просвещения и грамотности. На сегодняшний день американское образование считается одним из лучших в мире, ему уделяют огромное значение. Образование – важнейшая ценность пуританской культуры.

   Таким образом, рассматривая роль новоанглийского пуританизма, оказавшего влияние на формирование «американскости», можно сделать выводы, что истоки этого культурологического явления следует искать в учении пуритан, переселявшихся в Новый Свет в первой половине XVII в. Важнейшие черты пуританской идеологи (свобода, труд, богоизбранносоть Америки, всеобщая образованность) стали главнейшими ценностями сформировавшегося на землях пуритан государства – Соединенных Штатов Америки. Новоанглийский пуританизм стал фундаментом для формирования «американскости». Сегодня изучение этого явления представляется особенно значимым ввиду огромного культурного, политического и экономического влияния, которое оказывают США на мировое сообщество.  

                           

Список используемой литературы

1.Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М.,1993.

2.Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская мечта» и американская действительность. М., 1981.

3.Ляпин Д.А. Ритуалы власти: очерки социально – политической истории России раннего Нового времени. М., 2015.

4.Трунов А.А. Реформатское учение Жана Кальвина – теологическая основа пуританизма.// Актуальные вопросы современной науки. 2009. №7 (1). С. 25-38.

5. Хантингтон C. Кто мы? Вызов американской национальной идентичности. М., 2004.

 6.Wintrop J. A model of Christian Charity // http://winthropsociety.com/doc_charity.php

©Полосина Л.В., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние уроков информатики на формирование общих учебных умений и способов деятельности младших школьников".

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность; и находить информацию, необходимую для решения поставленной ...

Влияние коррекционных упражнений на формирование пропорционального развития опорно-двигательного аппарата.

В наше время трудно найти человека с абсолютно здоровым позвоночником.     Тема занятия: «Влияние коррекционных упражнений на формирование    пропорц...

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка

Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....

Влияние музыкального искусства на формирование личности ребёнка

Данная работа посвящена процессу формирования личности под влиянием музыкального искусства. Насколько важно ребёнка с малых лет знакомить с настоящими музыкальными произведениями, с народным творчеств...