Применение метода ассоциаций на уроках истории (из личного педагогического опыта)
методическая разработка по истории по теме

Политов Леонид Сергеевич

Методика ассоциаций, выделенная из системы опорных сигналов В.Ф. Шаталова помогает развивать память и нестандартное мышление учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_metoda_assotsiatsiy_na_urokah_istorii.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Применение метода ассоциаций на уроках истории.

(из личного педагогического опыта).

Выполнил: учитель истории Политов Л.С.

В настоящее время из года в год увеличивается  объем учебной информации, который  учащиеся российских школ должны усваивать и запоминать. В частности, это касается истории, где количество дат, понятий, событий даже при всей логичности, последовательности изложения и самостоятельного изучения нередко создает у обучающегося трудности в качественном запоминании.

Для решения этой образовательной задачи еще в 1960-е гг. выдающимся педагогом-новатором Виктором Федоровичем Шаталовым была создана технология опорных сигналов. Опорные сигналы рассматривались как набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющие некое смысловое значение. Они способны мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Данная работа посвящена методу ассоциаций. Следует начать с этимологии понятия Ассоциация (от лат. associare — соединять) — объединение;

- процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями.

Ассоциативная связь - вид связи, устанавливаемый исходя из заданного сочетания признаков данного понятия, события, которые образуют упорядоченные последовательные цепочки.

Метод ассоциаций используется не только на уроках истории, но и по другим дисциплинам.

Достоинства метода:

- помогает хорошо обрабатывать входящую информацию и интегрировать ее в общие знания, хранящиеся в памяти у человека;

- экономит время на изучении учебного материала (Социально-экономическое положение России в начале XIX века);

- облегчает учащимся написание конспектов, сообщений.

Цель моей работы не в апробации какого-то нового метода в учебной деятельности (метод ассоциаций таковым и не является), а в том, чтобы показать, как данный метод применяется мной на уроках истории.

Пример 1. При изучении темы «Россия на рубеже XIX – XX вв.» освещение вопроса социально-экономического развития России является труднозапоминаемым. И через небольшой промежуток времени, когда спрашиваешь у обучающихся, какие проблемы существовали в социально-экономическом развитии России на рубеже XIX – XX вв., крестьянский (аграрный) вопрос вспоминается обычно реже (если вообще такое вспомнят), чем вопрос о монополиях в изучаемый период. В таком случае я предлагаю учащимся следующие графические рисунки:                                  

                      Россия                                    Западная Европа (Англия, Франция)

   

и задаю вопрос:                                        что это? (варианты ответов: обозначение городов, круги на полотне, мыльные пузыри и т.п.). А на самом деле – это сельская община в России (рис. слева, круг обозначает одну крестьянскую семью) и единоличные фермерские хозяйства в странах Западной Европы (рис. справа). Круги, соединенные линиями, показывают о сохранении круговой поруки среди крестьян. Черта, обведенная вокруг всех малых кругов, показывает, что эта общественная организация была закрыта для выхода каждого из его членов. Сельская община просуществовала от Древней Руси и до Февральской революции 1917 года. Вопрос обучающимся: А если сравнить социально-экономическое развитие России и передовых стран Западной Европы – где данное развитие шло опережающими темпами, а где имело догоняющий характер и почему? (вариант ответа: Россия отставала по темпам социально-экономического развития от стран Зап. Европы по причине сохранения крепостного права).

Делаю вывод из суждений учащихся: значит, чтобы догнать страны Запада в социально-экономическом развитии, нужно было отменить крепостное право, которое ограничивало капиталистическое развитие деревни.

А в чем дело? Сохранение крепостничества было не выгодно государству, а оно сохранялось? Почему?

Показываю след. рисунки:

                                           

Далее я прошу прокомментировать оба рисунка (примерный вариант: Государство защищает крестьянство от внешних и внутренних врагов, а взамен они платят налоги за покровительство и за пользование землей. Государство в лице правителя не раз задумывалось над вопросом об отмене крепостного права, но дворянство, мнением которого не могли пренебречь государи, оставляло аграрный вопрос открытым. Для самих дворян это было смерти подобно).

Пример 2. Темы урока по всемирной истории «Объединение Германии». При рассмотрении вопроса о личности «железного канцлера» Германии Отто фон Бисмарка обучающимся предоставляется возможность изучить данного деятеля самостоятельно по учебнику и раздаточному материалу и представить ассоциативный ряд в тетради (групповая работа). А затем спроецировать полученный результат на доске и прокомментировать. В конце урока составить синквейн по теме «Объединение Германии».

Пример 3. Метод ассоциаций применяется мной и для контроля знаний учащихся. Ассоциативные связи помогают выполнять разноуровневые задания, в частности из части В. и С. (задания среднего уровня сложности и сложные соответственно).

К примеру приводятся факты из жизни какого-нибудь исторического деятеля и по ним надо узнать имя, а затем добавить даты и события, связанные с данной личностью.

Факты: губернатор Саратова, дворянин, военно-полевые суды, «Сказка о царе Салтане» (Столыпин Петр Аркадьевич). Добавить можно: аграрная реформа 1906 – 1911 гг., министр внутренних дел, председатель Совета Министров, Николай II.

Создание ассоциативных связей помогает не только запоминать понятия, даты, события в хронологической последовательности, а также учит выявлять причинно-следственные связи между данными историческими категориями.

Пример (процесс ликвидации крестьянства как класса в английском обществе на протяжении XVI века): Английский крестьянин в XVI веке до определенного момента владел землей, пока лендлорды, джентри не захватывали его землю в результате проводившейся политики огораживаний. Так он оказывался на грани гибели, превращался в паупера, а затем нанимался рабочим на фабрику. Тем самым, скорее всего, он менял прежнее место жительства, социальный статус и отрывался чаще навсегда от земли.

Следует отметить, что метод ассоциаций входит также в технологию критического мышления и не зря: когда учащийся подбирает нужные по смыслу факты, даты, характеристики, он постоянно находится перед выбором, в чем схожесть родовой общины и соседской, как графически обозначить Германию при Бисмарке, развитие России в самом начале XX вв., испанских конкистадоров и племена Южной Америки,  какова была взаимозависимость крестьян и рабочих в 1930-е гг. в СССР по теме «индустриализация в СССР».

Логически верно выстроенный ассоциативный ряд формирует у детей богатое образное мышление. А оно, в свою очередь, научит обучающихся создавать синквейны, используемые чаще на рефлексивном этапе уроков. И надо учитывать тот факт, что при выполнении такого рода занятий не должно быть шаблонов.

В этом случае, можно говорить о формировании у детей нестандартного мышления, что отвечает запросам современного общества.

Приложение.

Задание 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.

Какие ассоциации возникают с данной темой: Ключевое словосочетание, которое должно объединять все остальные понятия, графики, схемы, имена – ПАРОВОЙ КАТОК.

Задание 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Из опыта работы. Применение метода проектов на уроке технологии

Технология в школе традиционно представлена такими направлениями, как технический,обслуживающий и сельскохозяйственный труд.Учащиеся обучаются в группах по одному из трех этих направлений. В последнее...

Формирование гражданской идентичности на уроках истории.Из личного опыта.

Формирование гражданской идентичности.Из личного опыта....

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...

Применение метода Фишбоун на уроках истории

Одним из методических приемов, который можно использовать  для работы в  парах и группах, является  прием «Фишбоун». Применяю его активно на уроках истории. Он помогает в...

Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...