Рабочая программа по внеурочной деятельности «Благородное сословие Западной Европы» и КТП
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Иванина Алёна Геннадьевна

Данный курс поможет учащимся узнать интересные факты из жизни рыцарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.zip65.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

СТЕПАНА АНДРЕЕВИЧА НЕУСТРОЕВА

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Благородное сословие Западной Европы»

Уровень образования (класс):   основное общее образование 6 класс

Количество часов:  34  (1 раз в неделю)

Автор: Иванина Алёна Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные:

  • Осмысление социально- нравственого опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные:

  • 1.способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность и соотносить ее с целью группы;
  • 2.способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • 3.освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и за ее пределами;
  • 4.овладеть умением работать с учебной информацией (уметь  определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы).

Предметные:

  •  1.овладение целостным представление об историческом пути человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
  •  2.формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности;
  • 3.формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
  • 4.развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность.

Организационные условия реализации программы.

  • Учащиеся 6х классов (12–13 лет)
  • Планирование рассчитано на 34 часа в учебный год, продолжительность занятия 40 мин.
  • Количество детей в группе – 12 человек.
  • организационные формы:

1.индивидуальная - дает возможность  индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности учащихся, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности учащихся.

Индивидуальная форма организации деятельности учащихся имеет также свои недостатки: она ограничивает общение учащихся и  возможность участия в коллективных достижениях.

2. групповая - повышается учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;  в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;  приобретения навыков совместного планирования деятельности; улучшается психологический климат в классе.

  • Срок реализации – 1 год

ресурсное обеспечение: ноутбук; интерактивная доска; проектор; Wi-Fi-точка доступа; электронные образовательные ресурсы; столы и стулья для учащихся.       Программа внеурочной деятельности  для учащихся 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Раздел 2. Содержание курса (34 ч.)

Введение (1 ч.)

Кто такие рыцари. Рыцарство в прошлом и настоящем. Историческая память народа. Источники знаний о рыцарстве.

Раздел 1. Первые шаги рыцарства в средневековье (9 ч.)

Тема 1. Истоки рыцарства.

Закат Римской империи. Кельты и германцы. Конец Древнего мира. Прообраз рыцаря. От колона к вассалу. Римское поместье. Феод и феодал.

Тема 2. Первые правитель франков.

 Франки при Меровингах. Крещение франков. Хлодвиг 1. «Салическая правда». Ленивые короли. Бритва при Пуатье. Карл и Каролинги. Герцоги и графы. Завоевания Карла. Песнь о Роланде. На пороге рыцарства. Франкская конница. Людовик 1 благочестивый. Талисман Карла.

Тема 3. От Британии к Англии.

Британские кельты. Территория расселения кельтов. Занятие, образ жизни, обычаи.  Семь королевств. Христианство в Англии. Кельтские реликвии.  Пережитки старины. Саттон-ху.. Легенда о короле Артуре. Артуре и историческая реальность. Моргана. Святой Грааль. Рыцари круглого стола.

Тема 4. Земля и верность.

Формирование вассальных отношений .Феодальная лестница. Оммаж. Обязанности сторон. Феодальное войско. Рыцарь и общество. Оружие-это свобода. Вручение оружия. «Открытое» рыцарство. Рыцарь- христианский воин. Междоусобицы.

Раздел 2. Расцвет рыцарства (15ч).

 Тема 1. Обмундирование рыцарей.

Возвышение конницы.  Рождение и распространение рыцарства. Эволюция доспехов. Стремя опора рыцаря. Броня франков .Виды шлемов и щитов. Вооружение рыцарей в разные века. Мечи первых рыцарей. Копьё-лидер продаж. Вспомогательное оружие.

Тема 2. Жизнь в замках.

Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Донжоны. Истории замков. Замок –жилище и крепость рыцаря.. Замок и крепость Каркассона.  Башни и стены Ситэ .Шато Комталь.  Замки и осада.

Тема 3. Рыцарь в быту.

 Воспитание рыцаря. Рыцарская школа.  Рыцарские добродетели.  Просвещение рыцарей. Кодекс чести.  Рыцарь создает рыцаря. Рыцарская культура.  Знаменитые рыцари .  Черный принц. Вильям Маршал.

Тема 4. Боевое искусство и развлечение рыцарей.

 Благородная охота. Боевое искусство рыцарей.  Тактика рыцарских сражений. Рыцарские игры. Псовая охота. Соколиная охота. Интеллектуальные и азартные игры. Шахматы Карла Великого.  Подвижные игры. Пир- древнейшая традиция. Правила проведения пира. Развлечения на пирах.

Истоки и правела турниров. Участники и зритель турниров. Позиция церкви.

Тема 5. Азбука рыцарского герба.

Гербы и герольды. Первый герб. Право на герб. Знаменитые гербы. Говорящие гербы. Основные законы составления герба. Геральдические фигуры и животные. О гербах и браках. Дополнение «чести».

Тема 6. Культ прекрасной дамы.

Хозяйка замка. Образование женщины. Дамы- домосетки. Одежда франков. Женская мода. Служение рыцарей  «идеалу». «Дама сердца» и жена. Манесский кодекс. Куртуазность. Оды для дам.

Раздел 3. Крестовые походы (4 ч).

Тема 1. Первые крестовые походы.

Рыцари на защите веры. Клермонский собор. Воинствующая церковь. Грехи и благочестие рыцарей. Крестовое войско. Альбигойский поход. Дорога на Восток. Рыцари в Константинополе. Осада Никеи. Сказка об Эдессе. У стен Антиохии. Копьё Лонгина.  Удержание завоеванного. Детские крестовые походы. Потеря святой земли. Итоги восточных походов.

Тема 2. Северные крестовые походы.

Христианизация язычников. Война с эстами. Прусские походы. Конец меченосцев. Походы на Русь. Невская битва. Ледовое побоище. Изгнание захватчиков.

Тема 3. Рыцарские ордена.

 Тройка «сильнейших». Госпитальеры. Расцвет в Святой земле. Родосский период. Мальтийские рыцари. Пиратство и богатство.  Утрата Мальты. Рыцари и Россия. Павел 1. Тамплиеры. Возвышение братства. Рыцари-ростовщики. Еретики. Орден и власть. Суды и казни. Тевтоны. Колонизация Прибалтики.

Раздел 4. Закат рыцарства ( 3ч).

Тема 1. Закат рыцарских ополчений.

Итальянские войны. Битва при Павии. Фернандо Кортес. Френсис Дрейк. Арсенал рыцаря и дворянина.  Холодное и огнестрельное оружие. Доспехи- роскошь. Парадный доспех. Замки эпохи Возрождения. Уход рыцарской культуры.

Тема 2. Культура новой эпохи.

Завершение эпохи турниров. Амбуаз- история в камне. Шамбор- великий замысел Франциска. Дамский замок Шенонсо. Коронованные меценаты. Английское возрождение. Знаменитый рыцарь Дон Кихот.

Повторение (2ч).

Раздел 3. Тематическое планирование.

Класс 6 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Раздел 1. Первые шаги рыцарства в средневековье

1ч+9 ч

Введение.

1

Актуализировать знания по курсу. Планировать деятельность по изучению истории

Характеризовать источники по  истории

Тема 1.

Истоки рыцарства

1

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Объяснять значение понятия.

Показывать на карте территориальные изменения в Европе стран.

Тема 2.

Первые правитель франков

4

Объяснять значение понятия

Уметь последовательно строить рассказ об исторических событиях, с использование иллюстративного материла и оформлять стенгазету

Выполнять творческие  задания

Тема 3.

От Британии к Англии

2

Уметь анализировать, характеризовать занятие людей их достижения,   и высказывать свою точку зрения.

Датать характеристику королю Артуру. Объяснить значение понятий грааль, барды, эпос, аваллон.

Применять исторические знания для создания сюжетных картинок по  легенде о короле Артуре.

Тема 4.

Земля и верность

2

Составлять схему феодальных отношений.

Объяснить  значение понятий.

Уметь оперировать основными понятиями поместье, сословие, аристократия.

Раздел 2.

Расцвет рыцарства

15

Тема 1. Обмундирование рыцарей

4

Уметь сравнивать рыцарские доспехи разных веков.

Выполнять творческие  задания

Тема 2. Жизнь в замках

2

Характеризовать повседневную жизнь замка

Использовать исторические знания для создания макета замка

Выполнять творческие  задания

Тема 3. Рыцарь в быту.

2

Характеризовать условия воспитания рыцаря

Уметь сравнивать методы воспитания

Осуществлять поиск необходимой информации в источниках, отбирать ее и представлять результаты соей деятельности виде сообщения.

Тема 4. Боевое искусство и развлечение рыцарей

3

Осуществлять поиск необходимой информации в источниках, отбирать ее и представлять результаты соей деятельности виде сообщения.

Последовательно строить рассказ на основе описание сюжетных картинок.

Выполнять творческие  задания

Тема 5. Азбука рыцарского герба

2

Характеризовать место науки геральдики в изучении истории. Объяснять понятие геральдика, герб, герольд, гербовник. Составлять герб своей семьи и дать ему характеристику

Тема 6. Культ прекрасной дамы

2

Характеризовать общие черты и особенности моды в средние века

Выполнять творческие  задания

Раздел 3. Крестовые походы

4

Тема 1. Первые крестовые походы.

1

Характеризовать каждый крестовый поход, его цели и результаты. Показывать на карте крестовые походы.

Тема 2. Северные крестовые походы.

1

Характеризовать северные крестовые походы. Выделять их особенности. Составлять вопроса для настольной игры.

Тема 3. Рыцарские ордена.

2

Характеризовать рыцарские ордена.  Выявлять сходства и различия  рыцарских орденов.  Составлять вопроса для настольной игры.

Раздел 4. Закат рыцарства

3+2

Тема 1. Закат рыцарских ополчений

2

Характеризовать условия и образ жизни рыцарей, сравнивать рыцарей и дворянство.

Выявлять причины заката рыцарства.

Тема 2. Культура новой эпохи.

1

Выделять существенные признаки эпохи и сравнивать с новой.

Повторение (2ч).

2

Систематизировать исторический материал об изученном периоде

Систематизировать знания по альтернативной истории. Подвести итоги работы кружка.

Прогноз результативности.

Предполагается,  что в результате изучения истории курса учащиеся овладеют искусством эстетического оформление  своей деятельности форме виги газет, презентаций  ит.д.  Входе активного приобретение знаний и умений на курсе «Благородное сословие Западной Европы», учащиеся научатся активно взаимодействовать с людьми  в социуме, что в дальнейшем повлияет на выбор их профессиональной  деятельности в будущем.

           Знать

  • периодизацию и основные события рыцарской эпохи;
  • историю западных государств (франкского и английского королевства);
  •  развитие феодальных отношений;
  • систему вассалитета;
  • обмундирование и вооружение рыцарей разных веков и народов;
  • внешнее и внутреннее устройства замка;
  • традиции и обычаи рыцарей;
  •  литературные произведения рыцарской эпохи;
  • особенности искусства рыцарской эпохи.

           Уметь

  • указывать хронологические рамки рыцарской эпохи, периоды формирования рыцарства;
  • устанавливать последовательность событий развития франкского и английского  королевства;
  • устанавливать последовательность исторических фактов крестовых походов;
  • характеризовать деятельность  Хлодвига, Роланда, Короля Артура ит.д.
  • показывать на карте крестовые походы, места важных событий эпохи рыцарства;
  • объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, аргументировать собственную точку зрения;
  • излагать в устной и письменной форме полученные знания по курсу на основе текса, дополнительной литературы, макетов ит.д.  и выполнять творческие работы по теме;
  • систематизировать разную информацию.

Навыки

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого п процессе сотрудничества
  • организовывать свою деятельность, определять свою роль в группе;
  • пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки информации ;
  • выстраивать свой ответ в соответствии с задание, целью.
  • работать с текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...