Рабочие программы по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Полеготченков Александр Сергеевич

Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2016.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_2017-2018.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Учебный план МБОУ Бяковская ООШ на 2017-2018 учебный год.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Данная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы: Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко – Цюпы. 5-9 класс. М.: Просвещение, 2016.  

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.  

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.  

При составлении рабочей программы  для 5 класса был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса «История Древнего мира»

Цель:

—        освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Задачи:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для национальной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает  использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее  актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Описание места  учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю).

Срок реализации программы – 1 год.  

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Формы и средства контроля.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету;
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.   

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные  работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.


Содержание тем учебного курса.

1. Введение  

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

  Счёт лет в истории. Представление о счёте времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры  («обратный» счёт лет). Понятие «год», «век»(столетие), «тысячелетие».

2. Жизнь первобытных людей

Понятие «Первобытность»  и «Древний мир». Хронологические рамки  древней истории.

Предки и  расселение, влияние  природных условий на жизнь древнего человека. Стоянки, занятия, орудия труда  первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведёнными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире  Первобытные верования и зарождение искусства.

3.Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение городов в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах.  Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: Прирдные условия, занятия жителей, ремёсла и торговля. Религиозные верования. Возникновение Персидской державы и её завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

 Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно – философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное население цивилизаций Древнего Востока.

4.Древняя Греция.

Природные условия. Население иего занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнейшая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея»лис город – государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии Греко – персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевание Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью приемников Александра.

 Культурное наследие  Древней Греции и эллинского мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платлн. Аристотель.  Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

5.Древний Рим.

Природные условия и население и древней Италии. Этруски. Легенды об онновании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Окончание Гражданской войны. Характер власти Октавиана Августа. Понятия «империя», «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией римской империи. Разделение Римской империи на  Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

 Культурное наследие  Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век поэзии» Ораторское искусство. 

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации ( появление городов, государств, письменности).

Контроль осуществляется в виде  фронтального опроса, беседы, кроссвордов,  составления сравнительных таблиц, составления рассказов, тестирования, диктантов дат и терминов, работа с атласом и контурной картой.


 

Учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

      -Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2012.

  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2009.

Настенные исторические карты

  1. Древний Восток и  Передняя Азия в древности
  2.  Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
  3. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
  4. Древняя Греция (Vb. до н.э.).
  5. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
  6. Древняя Италия.

      7 Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.

  1. Римская республика в III—I вв. до н. э.

Интернет -ресурсы

1.        Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.        Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.        Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•        История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //www.kemet.ru


Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Дата

план

факт

1

Введение.

Что изучает наука история.

Источники исторических знаний.

01.09.

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

2

Древнейшие люди.

Историческая карта.

06.09.

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

07.09.

4

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории.

13.09.

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы.

5

Возникновение  земледелия и скотоводства.

14.09.

6

Появление неравенства и знати.

20.09.

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.

21.09.

Тема 3. Счёт лет в истории.

8

Измерение времени по годам.

27.09

Раздел II. Древний Восток.

Тема 4. Древний Египет.

28.09

9

Государство на берегах Нила.

 04.10.

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

 05.10.

11

Жизнь египетского вельможи.

11.10.

12

Военные походы фараонов.

12.10.

13

Религия древних египтян.

18.10.

14

Искусство древних египтян.

19.10.

15

Письменность и знания древних египтян.

25.10.

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия  - свидетели прошлого.

26.10.

Тема 5. Западная Азия в древности

17

Древнее Двуречье.

15.11.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

16.11.

19

Финикийские мореплаватели

22.11.

20

Библейские  сказания.

23.11.

21

Древнееврейское царство.

29.11

22

Ассирийская держава.

30.11

23

Персидская держава «царя царей».

06.12

Тема 6. Индия и Китай в древности

24

Природа и люди  Древней Индии.

07.12

25

Индийские касты.

13.12

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

14.12

27

Первый властелин единого Китая.

20.12

28

Повторение по теме  «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и  культуру»

21.12

Раздел III. Древняя Греция.

Тема 7. Древнейшая Греция.

29

Греки и критяне.

10.01

30

Микены и Троя.

11.01

31

Поэма Гомера «Илиада».

12.01

32

Поэма Гомера «Одиссея».

17.01

33

Религия древних греков.

18.01

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

24.01

35

Зарождение демократии в Афинах.

25.01

36

Древняя Спарта.

30.01

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

01.02

38

Олимпийские игры в древности.

07.02

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

08.02

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

14.02

 Тема 9. Возвышение  Афин в V в. до н.э. и расцвет  демократии.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

15.02

42

В городе богини Афины

20.02

43

В афинских школах и гимнасиях.

21.02

44

В театре Диониса.

28.02

45

Афинская демократия  при Перикле.

01.03

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

02.03

47

Поход Александра Македонского на Восток

05.03

48

В Александрии Египетской.

06.03

49

Повторение по теме «Древняя Греция»

14.03.

Раздел IV. Древний Рим.

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

50

Древнейший Рим.

15.03.

51

Завоевание Римом  Италии.

21.03.

52

Устройство Римской республики.

22.03.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

53

 Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

 Вторая война Рима с Карфагеном.

04.04

54

Установление господства Рима во всем Восточном  Средиземноморье.

05.04

55

Рабство в Древнем Риме.

11.04

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

56

Земельный закон братьев  Гракхов.

12.04

57

Восстание Спартака.

18.04

58

Единовластие Цезаря.

19.04

59

Установление империи.

25.04

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

60

Соседи Римской империи.

26.04

61

 Рим при императоре Нероне.

27.04

62

Первые христиане и их учение.

30.04

63

Расцвет Римской империи во II в.

03.05

64

«Вечный город» во времена империи и его жители.

04.05

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

65

Римская империя при Константине

14.05

66

Взятие Рима варварами.

15.05

67

Повторение по теме «Древний Рим»

21.05

68

О прошлом рассказывают гербы.

22.05

69

Знамя и флаг сопровождают историю.

Из истории гимнов.

23.05

70

Итоговая

контрольная

работа

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...