Александр Невский -защитник земли Русской
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Сайфуллина  Венера Габдулхаевна

Урок истории в 6-м классе посвящен деятельности русского князя Александра Невского, жившего в очень сложные для Руси времена. Ему удалось защитить Русь от посягательства шведских и немецких крестоносцев, которые хотели захватить русские земли на северо-западе страны и заменить православную веру на католическую. Показано какую мудрую политику он вёл с ханами Золотой Орды, спасая страну от гибели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             План урока по истории в 6 классе по теме:

                     « Александр Невский – защитник Земли Русской»  

 Цель:  

1.  Формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к историческому  прошлому на примере исторической личности Александра Невского;

2. Обретение  учащимися собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории;

3. Формирование творческого критического мышления;

4. Создание условий для развития навыков совместной деятельности и творческой самореализации личности.

Задачи:

  1. Рассмотреть всесторонне и оценить деятельность и личность Александра Невского;
  2. Познакомить учащихся с оценками современников и историков деятельности князя Александра Невского;
  3. Формировать умение анализировать деятельность князя Александра Невского, используя различные источники информации;
  4.  Развивать умения работать с историческими  источниками и историческими картами;
  5. Продолжит развивать умение формулировать и обосновывать собственное мнение при анализе деятельности князя Александра Невского;
  6.  Развивать умение подводить итоги размышлениям по поставленной проблеме;
  7. Воспитание патриотизма, любви к Отечеству, гражданской позиции.

Основные даты и события :   15.07.1240г-  Невская битва

                                                            5.04.1242г – Ледовое побоище на Чудском озере

                                                        1252г- получение ярлыка на великое княжение

                                                                     Александром Невским

Исторические личности:   князь Александр Ярославич Невский, хан Батый, Биргер

Оборудование:

  1.  Презентация по теме «Александр Невский –защитник Земли Русской» с картой и иллюстрациями;
  2. Видеофрагменты из фильма «Александр. Невская битва.» (2008г);
  3. Карточки с текстом исторических документов;
  4.   Учебник Данилова А.А., Данилова Д.Д. История России с древнейших времен до начала XVI века,  М., Балас,2008

 Тип и вид  урока: комбинированный, проблемный с элементами исследовательской деятельности, работа с разными источниками информации

 Метод:  объяснительно-иллюстративный, работа с историческими источниками, « вживание в историческую эпоху», решение проблемной задачи  

 Формы организации: индивидуально-фронтальная, индивидуальная,   работа в парах

Эпиграф:  « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и

                       стоять будет русская земля»

                                                                                        Александр Невский

Орг.момент. 

                                             Ход  урока :

Слайд 1  Русь между Западом и Востоком

Учитель:        XIII век был для русских земель выдался  сложным  и тяжёлым. Со стороны Степи пришли многочисленная орда кочевников – монголы  во главе с ханом Батыем. Из-за разобщенности русских княжеств им удалось покорить их и заставить платить дань. Устояла только Новгородская земля.  Давние враги - шведы и немецкие крестоносцы-  решили воспользоваться сложившейся ситуацией. Русские земли оказались под угрозой уничтожения.  В самые суровые моменты жизни страны появляются личности, которые не бояться брать на себя ответственность за будущее страны.     Они как звезды загораются на небосводе нашего Отечества, освещая своим светом весь дальнейший путь русского народа.   Об одном из этих героев мы будем говорить сегодня на уроке.

                                                     

Ученик: (наизусть стихотворение)    

Давным-давно всё это было,
В былинных, рыцарских годах.
Врагов немало в Русь ходило,
Чиня разоры в городах.

Лишь город Новгород Великий
Был неприступен для врага,
Стоял он крепко, будто влитый,
В реки широкой берега.

Вольный и древний город,
Стоящий здесь испокон.
Посадский князь хоть и молод,
Но мудрость шла на поклон.

Статен и крепок телом,
Честен и быстр умом-
Князь Александр Ярославич
Встал за власти кормом.

Взошел на престол некрепкий,
Встал рыцарскою ногой.
Поклялся прогнать супостатов,
И Родине дать покой.

Учитель:  Какому князю посвящено это стихотворение? Каким мы увидели Александра Невского в этом стихотворении?

Ответы учащихся. 

  Слайд 2 Презентации «Александр Невский – защитник Земли Русской»

Учитель: Правильно ребята, мы сегодня на уроке поговорим о князе Александре Невском.  Запишите тему   урока в тетради.  

Учитель: Александру Невскому  пришлось в очень тяжелое для русских земель время жить. И так случилось, что его деятельность  и   выбор определил и будущее Земли Русской. Что вы знаете об этой исторической личности?

Ответы учащихся.

 Учитель: Что вы хотели бы узнать о нём?

Ответы учащихся.

Слайд 3 с эпиграфом урока « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» Александр Невский

Учитель:  Жизнь и судьба Александра Невского вызывала интерес историков всегда. В его деятельности они находили много спорных моментов, когда действия князя не соответствовали ореолу защитника Земли Русской. Народ   сразу   после его смерти начал воспринимать его как святого, вставшего на защиту родной земли. Ознакомьтесь с  высказываниями историков.

Слайд 4  Высказывания историков: Карамзин, Соловьев, Данилевский

Учитель: Какой вопрос у вас возникает?

Ответы учащихся 

Слайд 5:  Почему так по - разному оценивают деятельности Александра Невского   историки  ?

Учитель: На уроке мы должны разобраться в этом противоречии.  

  Чтоб понять человека, его поступки нам нужно познакомиться с его детством и отроческими годами.

Слайд 6  Детские и отроческие годы Александра Ярославича

Сообщение ученика                         Детство и отрочество Александра Ярославича.

  Александр Ярославич  родился в 1220 (19) году. Александр по-гречески означает «защитник людей». Этим красивым мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный всем своей храбростью и крутым нравом. Большую часть детства он провел в Переяславле .  Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье.  Уже с трех лет его оторвали от матери – княгини Феодосии, отдали на воспитание княжеским воинам и совершили обряд, называемый постригом. Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти.

В Преображенском храме, что был выстроен ещё при Юрии Долгоруком, епископ Симон подрезал Александру, сидящему на высокой подушке, кудри. Затем, после молебствий, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины – пороки, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеских засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым, про таких говорили: «С конца копья вскормлен».

Подолгу жил в Новгороде у отца князя Ярослава Всеволодовича.

Уже с 1228 года юный князь начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Феодором, а с шестнадцати лет самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, сильным, уже с юных лет проявлявшим государственную мудрость. В 1236 г обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне нашествия монгольского хана Батыя. Отец наставлял Александра  “ Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”.

Учитель:  Какие знания и навыки Александр получил в детские и отроческие годы? Был ли он готов к ратным подвигам?

Ответы учащихся

 Учитель: Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное  монгольское войско. Только Псков и Новгород устояли, оставались не разоренными. Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя …

А что же произошло на самом деле?  

Работа с документом №1  : из возможного завещания шведского короля Магнуса Эриксона ,обнаруженного в Новгородской летописи «Уходя из этого мира, завещаю детям и братьям своим и всей шведской земле- не наступайте на Русь, заключив с ней мир, так как не будет вам удачи. Раньше всех князь Биргер пошел на Русь, и когда он вошел в Неву, встретил его князь Александр, прогнал Биргера и полки его побил. … у нас было перемирие 40 лет, а после того мы заключили на Неве вечный мир и грамоты подписали…»

Учитель:     Кто напал на северные русские земли?

Ответ учащихся. (шведы)

Учитель:    В  1240г   шведы во главе с зятем короля Биргером высадились в устье реки Нева . Он прислал Александру письмо: «Если можешь – сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Князь Александр, помолившись в Софийском соборе,  выступил навстречу врагу…  Шведы не ожидали столь быстрого приближения противника …

Слайд 7  Схема Невской битвы , учебник с.150-151

Просмотр видеофрагмента «Александр. Невская битва» (2008г)

Учитель:  Какую тактику и стратегию  использовал Александр  Невский  в этом сражении? Что помогло ему одержать победу?

Ответы учащихся

Учитель: За одержанную победу над шведами на р. Неве прозвали Александра Ярославича – Невским.  

Учитель       Разгром  шведов не остановило немецких рыцарей-крестоносцев от желания захватить Новгородские земли.         Свое движение на Восток они  начали с Прибалтики, где захватывали земли ,  крестили в католичество местное население и превращали их в крепостных. Та же участь ждала жителей Новгородских земель.     Из-за предательства местного посадника рыцари-крестоносцы захватили Псков. Вновь на помощь призвали князя Александра Невского. Забыв все обиды на новгородцев,    он прибывает со своей дружиной в Новгород и отправляется освобождать Псков. Неожиданное появление Александра Невского с ополченцами заставило рыцарей

бежать, но возвращать захваченные земли они не хотели…  Нужно было их разбить!

Слайд 8  Ледовое побоище (схема битвы)

Вопросы к документу и схеме в презентации:  

1.  О каком сражении идет речь в тексте документа?

2.   Какой тактики   придерживались немецкие рыцари-крестоносцы? Почему эта тактика не увенчался успехом в Чудском озере?

3. В чем значение победы Александра Невского?

Документ №2 : Прочитать отрывок из Семеоновской летописи  

Немцы же и чудь пошли за ним. Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тут с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего, было у Александра множество храбрых, сильных и крепких, все наполнились воинственным духом, и были у них сердца подобны львиным. И сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя».

Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля [1242 года].

Ответы учащихся.

Учитель:  О чем говорят  эти победы Александра Невского?  

Ответы учащихся   ( спала угроза с Запада на Русь)

Физкультминутка

Учитель : Александр Невский  своими победами обезопасил западные границы Руси на долгие столетия. В этих сражениях  Александр проявил себя,  как талантливый полководец и слава о нём распространилась не только по земле Русской, но и вышла за его пределы. В тот момент , когда ¾ Руси лежало в развалинах,   победы над шведами и немецкими крестоносцами были восприняты как общенациональные свершения народа, поднявшего на борьбу за свободу и независимость.

Отбив врагов на западе князь Александр Невский  столкнулся  ещё более серьезной угрозой -   могущественной Ордой на Востоке.       

Слайд 9 Прием послов Папы Римского Александром Невским    

Учитель: Европа боялась нового нашествия монголов . Папа Римский отправил к Александру Невскому своих послов с предложением совместного похода против монголов , но за помощь требовал сменить веру православную на католическую и принять титул короля. Предположите, какой ответ дал им Александр Невский? Почему?

Ответы учащихся  (отказался, т.к. за помощь они требовали отказаться от своей веры и подчиниться им, этого не мог допустить Александр Невский)

Учитель: Александр Невский единственный православный светский правитель на Руси и в Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Он заручился поддержкой православной церкви: митрополит Кирилл переехал из Киева во Владимир.

  Готовы ли был Александр Невский и русские земли начать   борьбу  с монголами  после побед на Западе? Почему?

Ответы учащихся.

( Русь, кроме Новгорода, разгромлена, половина жителей погибла или угнана в плен, бояре и дружинники, как профессиональные войны - погибло большинство; воевать некому)

 Слайд 11  Александр Невский у хана Батыя

 (прочитать учебник на с. 156) 

Учитель   Что предложил хан Батый Александру Невскому? Перед каким выбором он оказался? Что требовал от него хан Батый?  Что случилось бы,  если он отказался подчиниться?

   Ответы учащихся. ( платить дань и подчиниться  или допустить разгрома Новгорода и Пскова)

 Учитель: Что он выбрал? Почему?

Ответ учащихся  ( платить дань, чтоб сохранить не разоренными Новгород и Псков, чтоб восстановить страну)

Учитель: Александр Невский неоднократно  ездил в Орду на поклон монголам за ярлыком на право княжения. Тяжёлыми, унизительными, были для гордого Александра эти поездки в Орду. В 1246 г он получил ярлык на киевское княжество, но остался в Переяславле. Через 6 лет   против монголов поднялся народ ряда земель Владимирского княжества. Возглавил восставших  князь Андрей, брат Александра, который поверил обещаниям папы Римского и надеялся на помощь Запада в борьбе с монголами. В это время Александр Невский находился в Орде. Поддержал ли Александр брата? Почему? Пришла помощь от папы Римского?   Восстание было подавлено , прибывшим из Орды карательным отрядом во главе с царевичем Неврюем.   Ряд историков обвиняют в разгроме восставших Александра Невского и в предательстве своего брата, опираясь на летописное свидетельство: якобы Невский жаловался на брата Андрея, не желавшего платить дань Орде. Почему Александр Невский считал необходимым признать дань Орде?

Ответы учащихся (если не платить дань Орде, то будут разгромлены и Новгород, и Псков, страна не сможет восстановиться и дальше развиваться)

Учитель: Признание уплаты дани позволило спасти от разгрома Новгород и ослабить давление на Северо-Восточную Русь.   С татарами Александр стремился не обострять отношений, предпочитал      придерживаться    политики:     лучше иметь худой мир, чем добрую ссору.

В 1252г Александр Невский получает ярлык на великое княжение.

Учитель: Почему с монголами он пошёл на сотрудничество?

Ответы учащихся:  ( в отличие от западных врагов, монголы были веротерпимы- для них главное подчинение и уплата дани)

Учитель:  В 1257г  на Русь прибывают численники-переписчики для переписи податного населения. Северо-Восточную Русь переписали, новгородцы отказались платить дань, т.к. монголы  их не покорили.   Неожиданно восставших поддержал сына Александра Невского князь Василий   . Великий князь Александр Невский прибыл вместе с численниками в Новгород и  сурово расправился с восставшими.   Через два года   переписали новгородцев и заставили их платить дань. Льготы были предоставлены только служителям церкви, но склонить их на свою сторону Орде не удалось.

1262 году   вспыхнуло  восстание против откупщиков из Каракорума во многих городах Северо-Восточной Руси. В летописях сохранилась информация, что призыв к этому выступлению исходил от самого Александра Невского.

Учитель: Последняя поездка в Золотую Орду  Александра Невского состоялась в 1262году,  когда он добился права не посылать в Орду русские войска для участия в набегах монголов на Русь. Здесь он заболел   отправился домой.    

Слайд 13 Умирающий князь Александр Невский 

Учитель:       Умирает он в городе Городец 14.11.1263 г, похоронен во Владимире. На похоронах митрополит всея Руси Кирилл обратился к людям : «Дети мои, знаете, что зашло солнце земли Суздальской».      С  80-х годах XIII века народ начал его воспринимать как святого защитника Земли Русской 

Слайд 14.  Итоги деятельности Александра Невского

Учитель:   На основе известных  поступков Александра Невского  определите его личные качества? Какие из них вам симпатичны, а какие нет? Почему?

Ответы учащихся

Слайд 15 Высказывания историков

 Учитель:     На что была направлена вся деятельность  Александра Невского?  Какое из высказываний вы принимаете? Почему?  Что нового вы узнали об этой исторической личности?   

Ответы учащихся

( сохранение  земли русской и православной веры; роль защитника земли Русской)

Учитель:    Кем стал  Александр Невский для Руси? Какое правило было для него главным?  (эпиграф к уроку)

Ответы учащихся

 Учитель: На этом наш урок закончен. Всех благодарю за активную работу на уроке. (оценки проставить дифферинцировано)

Слайд 16: Дом.задание:  п.14,    написать сочинение-размышление «Каким я увидел Александра Невского»

 

 

 

 

 

. 

 

 

 

                    

 

 

 

                                                   

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

         

 

 

           

   

 

   

     

 

 


 

 

 

 

 

 


                     

                     

   

                   

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Невский – защитник Земли Русской

Слайд 2

Эпиграф: « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет . На том стояла и стоять будет русская земля.» Александр Невский

Слайд 3

План урока : 1. Детские и отроческие годы Александра Ярославича 2. Воинские подвиги Александра Невского 3. Трудный выбор Александра Невского: Запад или Восток

Слайд 4

Детство и отрочество Александра Ярославича

Слайд 5

Походы Александра Невского

Слайд 6

1 5 июля 1240 год

Слайд 8

5 04. 1242г- битва на Чудском озере (Ледовое побоище)

Слайд 10

Прием западных послов Александром Невским

Слайд 11

Александр Невский в Золотой Орде

Слайд 12

Действия Александра Невского по спасению Руси от новых набегов Золотой Орды 1. Сам возил дань ордынским ханам, избегал их набегов на Русь 2. Добился права не посылать в Орду русские войска для участия в их набегах на Русь. 3. Сдерживал усобицы князей. 4. Выкупал пленных.

Слайд 14

Смерть Александра Невского

Слайд 15

Иконы святого Александра Невского

Слайд 17

Орден Святого Александра Невского был учрежден 30.08.1725г

Слайд 18

Учрежден в 1942 году и награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов

Слайд 19

Выберите правильный ответ (- ы ): 1. Шведские феодалы и немецкие рыцари воспользовались для вторжения в русские земли : А) отсутствием сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове; Б) ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия; В) разобщенностью русских княжеств и земель

Слайд 20

2. Рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью : А) обратить русских в католическую веру; Б) помочь населению избавиться от ордынской зависимости; В) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова; Г) превратить русских людей в своих работников. 3. Александр Невский выбрал курс на сотрудничество с Ордой, т.к.: А) хотел предотвратить нашествия на Русь, восстановить силы страны и подготовиться к будущей борьбе; Б) считал, что только в союзе с ордынцами можно отразить завоевания крестоносцев; В) ордынский хан подкупил его богатыми дарами.

Слайд 21

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Невский - Патриот Земли Русской

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.(Виссарион Белинский)...

"Александр Невский - сын земли русской"

проект из серии "Великие  полководцы  России"...

Александр Невский-патриот Земли Русской

Доклад по МХК 7класс на тему:"Александр Невский-патриот Земли Русской"...

Александр Невский - защитник Земли Русской

Урок для обучающихся 6 класса с использованием ИКТ технологий...

Эссе "Александр Невский - защитник Земли Русской"

Эссе посвящено выдающемуся русскому государственному деятелю и полководцу XIII века...

Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...