Час истории: Революция в России: взгляд через столетие
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Сайфуллина  Венера Габдулхаевна

Этот материал посвящен событиям, которые случились сто лет назад и изменили ход истории не только России, но в целом и мира. В разработке использованы отношение современников к происходящим событиям, когда из-за безысходности первыми поднялись женщины и в результате - нет монархии. Но и Временное правительство оказалось бессильно решить насущные проблемы крестьян и рабочих- прекратить войну,дать крестьянам землю, а рабочим -фабрики. Только большевики не испугались взять на себя ответственность за будущее России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

                          Час истории: Революция в России: взгляд через столетие

 Цель:                                                                                                                                                                         1. Сформировать у учащихся представление о причинах, характере, особенностях и ключевых событиях Февральской и Октябрьской революции - показать эти события как единый исторический процесс;                                                                                                                                             2. Способствовать развитию у учащихся способности анализировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы и обобщения;         3.Сформировать представление об этом событии, его влиянии на общество и мировую историю; 
4. Формировать гражданскую позицию и  воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 5. Способствовать пониманию важности изучения отечественной истории.

Задачи:                                                                                                                                                                         1)  расширить кругозор и знания по теме «Великая российская революция», развивая историческое мышление  учащихся                                                                                                                                                                  2)  познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;                                                      3)  воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма;                                                4)  продемонстрировать детям значение сплоченности в жизни человека и целого народа;                              5)  способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;                                                  

Форма проведения: внеклассное мероприятие - классный час для учащихся 8-х классов

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Планируемые результаты: мероприятие можно использовать на классных часах, в рамках Недели истории и обществознания.

Орг. момент.

                                                   Ход классного часа:

 ( слайд 1 ):Ученик 1 ( отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова « Предсказание»)                                          Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

 (слайд 2): Учитель Мы с вами сегодня поговорим о событиях, которые произошли целое столетие назад, в 1917 году – когда Россия могла рухнуть в бездну и никогда не подняться. А началось все с 1914 года, когда Россия на стороне своих союзников по военному блоку Антанта вступила в  Первую мировую войну против Германии и ее союзников.    Общество было охвачено   чувством единения власти и государства. Солдаты шли в атаку со словами «За веру, Царя и Отечество». Прошло три года войны и ситуация кардинально изменилась. В начале 1917 года  обстановка в стране становится взрывоопасной: поражение на фронтах, повышение цен, просчеты правительства, критика царя привели Россию к  неизбежному  - мысли о свержении монархии.                                                                                                                                                                 (слайд 3)Экономические забастовки в Петрограде, начавшиеся 23.02. по инициативе женщин переросли во всеобщую политическую стачку. На смену лозунгов  «Хлеба!», «Верните мужей!» пришли «Долой монархию!», «Долой войну!», «Долой царизм!». Первыми поднялись рабочие Путиловского завода, к ним присоединились солдаты и матросы. Приказы императора Николая II не выполнялись, ситуация вышла из-под контроля. Высшее военное командование и депутаты Государственной думы предложили Николаю II отречься от престола. Потрясенный император 2.03.1917г подписывает акт об отречении от престола в пользу брата Михаила, на следующий день, 3.03.1917г, Михаил тоже отрекается от престола и заявляет, что судьбу страны должно решить Учредительное Собрание. (зачитать слова А.Толстого)

Просмотр видеоматериала : Революционные волнения в Петрограде, 1917 (1мин20 сек)                                                                                                                            

(слайд 4): Учитель На волне революционных событий к власти пришли Временное правительство из депутатов Государственной Думы и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.                            Так началась Великая российская революция! Какая была реакция на эти изменения в жизни страны:  

(слайд 5):                                                                                                                                                                Учащийся от имени кадета  В.Маклакова о Февральской революции:” Никто из нас не предвидел   огромности движения;  никто из нас не ждал подобной катастрофы. Конечно, мы знали, что императорский режим подгнил, но мы не подозревали,  что это было до такой степени. Вот почему ничего не было готово. Я говорил вчера об этом с М.Горьким и Чхеидзе:  они до сих пор не пришли в себя от  неожиданности.»                                                                                                                                 Учащийся от имени В.Шульгина,  член  Государственной Думы в феврале 1917:”Они - революционеры - не были готовы, но она - революция - была готова. Ибо революция только наполовину создается из революционного напора революционеров.  Другая ее половина,  а может быть три четверти,  состоит в  ощущении власти собственного бессилия.  У нас,  у многих, это ощущение было вполне”                                                                                                                                     (слайд 6 ): Учитель На местах Временное правительство получило поддержку и воспринята была как власть, которая пришла на смену монархии. Об этом свидетельствует телеграмма председателя Уфимского губернского комитета общественных организаций А.И.Верниковского председателю Совета Министров Временного правительства Г.Е.Львову от 4.03.1917г:                                                                  Слайд 7:Ученик зачитывает текст телеграммы : «Город и губерния радостно и спокойно, с сознанием гражданского долга, встретили весть о победе над старым строем. Представители старой власти добровольно подчинились новому правительству и пока остаются на своих местах. Учрежденный второго марта губернский комитет устанавливает бдительный надзор за их действиями... Организуется Совет рабочих и солдатских депутатов»                                                                               Учитель: Февральская революция,  свергнув царизм, не решила основные общедемократические и общенациональные задачи – вопросы о мире, о земле, о борьбе с хозяйственной разрухой, голодом, рабочий и национальный вопрос были оставлены до созыва Учредительного собрания. Это стало внутренней пружиной развития революционного процесса в социалистическом  направлении. Отказавшись от проведения дальнейших преобразований, Временное правительство обрекло себя на скорое падение.

(слайд 8)Учитель: Здесь хотелось бы вспомнить слова французского революционера  Сен –Жюста:             « Кто делает революцию наполовину, тот сам себе роет могилу». Особенно остро стоял вопрос о войне и мире, т.к. Временное правительство взяло курс на продолжение войны с Германией до победного конца.                                                                                                                                                         Слайд (9) Ученик зачитывает слова  К.Каутского: ”...чем медленнее приближался мир, тем быстрее  ветшало  коалиционное министерство,  тем более росло число сторонников большевизма, покуда  , наконец, большевизм стал у власти”                                                                                                                                    Учитель:  .     Вот какие воспоминания об осени 1917г в Петрограде оставил  русский ученый  и  общественный  деятель Н.И.Кареев.                                                                                                           Ученик зачитывает слова Н.И.Кареева:     ”Общее..-..полнейший общественный разброд,  совершеннейшая разноголосица, взаимная грызня. Утешительного в таком зрелище было мало.  Надежда  на мирный исход революции была, и независимо от этого, минимальной”                                              Слайд 10-11  Учитель:  Временное правительство начинает терять власть, крестьянской  России она  была враждебна. Надежды на улучшение жизни таяли с каждым: экономика в упадке, вновь появились очереди в магазинах, чаще проходят митинги и забастовки, началось массовое дезертирство в армии, растет зависимость России от союзников, на окраинах народы разбегаются , провозглашая себя самостоятельными и независимыми

(Зачитать слова Деникина) И вот в этой взрывоопасной ситуации большевики поняли, что в условиях развития революции народ нельзя кормить обещаниями и откладывать решения проблем до лучших времен. И они решаются взять власть в свои руки.                                                                                                    Слайд 12  Ленин В.И. в письме “Большевики должны взять власть” пишет :”Ждать формального  большинства  у большевиков наивно: ни одна революция этого не ждет.  ...История не простит  нам, если мы не возьмем власти теперь”                                                                                              

 Слайд 13  Учитель: 12.10.1917г был образован Военно-революционный комитет, формировались отряды Красной гвардии из революционных солдат и матросов. О подготовке большевиков было известно Временному правительству. Об этом свидетельствует  статья в газете «Новая жизнь» от 13.10.1917г.                                  

Слайд 14 Ученик зачитывает отрывок из газетной статьи  :”В частном совещании Временного  правительства  обсуждался  вопрос о готовящемся выступлении большевиков.  ...  Временное  правительство признало необходимым   принять   все  меры  к  предупреждению выступления, а если оно все-таки состоится,  то подавить его, не останавливаясь ни перед какими мерами,  вплоть до применения вооруженной силы”. И далее - призыв к населению не принимать  ”... участия в большевистском выступлении,  ни в качестве стороны сочувствующей,  ни в качестве противодействующей, ибо правительство примет  всецело  на  себя  ликвидацию выступления» Учитель:  Народ готов был пойти за любой силой, способной прекратить войну и начать земельную реформу. Такой силой стали большевики. Как же оценивали готовность к революции противостоящие силы?                                                                                                                             Слайд 15  Ученик зачитывает слова революционного матроса Дыбенко,  председателя Центробалта, член ВРК:  у большевиков - “...пятьсот тысяч рабочих, сто пятьдесят тысяч гарнизона да еще кронштадцы...”; у Временного правительства  - шестьсот пятьдесят штыков,  шесть орудий, шесть пулеметов, семь бронемашин, добровольческие отряды, полиция»                                                                    Ученик зачитывает слова Н.Суханова,  меньшевика ,   член ВЦИК:”...не знаю,  как  выступали солдаты...  По всем данным, без энтузиазма и подъема.  Возможно,  что были случаи  отказа выступать. Ждать боевого настроения и готовности к жертвам от нашего гарнизона не приходилось.  Но сейчас это не имело значения. Операции, развиваясь постепенно, шли настолько гладко, что больших сил не требовалось.  Из  200-тысячного  гарнизона едва ли пошла в дело десятая часть. Вероятно - гораздо меньше.  При наличии матросов и рабочих можно было выводить из  казарм только одних охотников»                                                                                                                                     Учитель: Все принятые меры со стороны Временного правительства были за поздалыми и остановить большевиков не могли. Сигналом захвата Зимнего дворца стал холостой выстрел из орудий крейсера «Аврора», сделанный по приказу комиссара Белышева.                                                      Просмотр видеоматериала : «Октябрь» (1мин 51 сек)

Слайд 16-17  Учитель:  Большевики не хотели кровопролития и всех защитников Зимнего дворца отпускали под честное слово : обещание не оказывать вооруженного сопротивления революционерам.  Члены Временного правительства были арестованы. Все произошло очень быстро и на это обращает внимание Троцкий.                                                                                                                                                  Слайд 18 Ученик зачитывает слова Троцкого, председателя ВРК:”Но ведь взять власть - значит повернуть руль истории ;неужели же такое событие может зависеть от  промежутка  в  24 часа? Да, может. Когда дело дошло до вооруженного восстания ,то события измеряются не длинным аршином политика, а коротким аршином войны”                                                                                                                                                         Слайд 19-20 Учитель:  В это время в штабе революции, в Смольном, шло заседание II съезда Советов, где было заявлено об аресте Временного правительства, были приняты очень важные документы, которые ждали с февраля месяца «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Большевики оказались на тот период единственной партией, кому доверили свои надежды солдаты, крестьяне  и рабочие, партией, которая готова была готова решить все их проблемы. Октябрьская революция вызвала у современников противоречивые чувства.                                                                                                                                  Слайд 21 Ученик  зачитает слова  меньшевика  И.Ахтямова    : «Считая переворот несчастьем для революции, они ( т.е. меньшевики) не будут принимать участие в работе новой революционной власти»                                                                                                                                                                            Ученик зачитывает слова социалист-революционер (левый) И.З.Штейнберга: «К вооруженному захвату власти накануне Учредительного собрания мы относимся отрицательно, ибо считаем, что это может привести к изоляции пролетариата и срыву Учредительного собрания. Мы всегда требовали диктатуры всей демократии, а не одного пролетариата. Поэтому мы не будем оказывать содействия созданию новой власти – власти одной партии большевиков»                                                                           Ученик зачитывает слова  А.И.Свидерского , лидер уфимских большевиков: « Да, это насилие, но насилие во имя интересов широких народных масс»                                                                                         Учитель:   Данные высказывания  впоследствии привели к кровавой гражданской войне. И сегодня, 100 лет спустя, эти противоречивые чувства сохраняются: слишком сильно было влияние на судьбу нашего Отечества и каждого человека. Примером является маршал Жуков Г.К.                                                                                                        Слайд 22-23 слова Г.К.Жукова

Слайд 24 Учитель:   Мы с вами познакомились с революционными событиями 1917 года.  Какую информацию вы вынесли с этого классного часа узнаем выслушав ваши ответы на следующие вопросы.                                                                                                                                                                    (ответы учащихся)  

Слайд 25 Учитель: Мы относим  и Февральскую, и Октябрьскую революцию к Великой российской революции, т.к. влияние особенно событий Октября 1917г изменило ход развития России, направив ее на строительство сильного, независимого и социально-ориентированного государства, и  повлияло так же и на ход развития  многих стран Запада и Востока. На классном часу мы с вами попытались взглянуть на события тех грозных лет с высоты сегодняшнего дня через воспоминания современников.     Это часть нашей истории, про которую нам нельзя забывать. « Уроки истории нужны нам для примирения» - как сказал в одном из своих выступлений президент РФ  Путин В.В.Более подробно рассмотрим эти события на уроках истории.

 

 

 

 

 

.

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии модерации. Тема: "Декабристы-взгляд через столетия"

Тема урока:   «Декабристы – взгляд через столетия». Цель урока: Познакомиться с программами коренных преобразований России, разработанными  декабристами».При подготовке урока испо...

тест по истории России ХVIII-ХIХ столетий для 10 класса

Данный  тест  можно использовать с целью проверки знаний и умений учащихся анализировать и  интерпретировать исторические источники. Время работы с тестом -10 минут. Ключ ответов п...

Эссе "Взгляд о професси педагога. Взгляд через год"

Предложенное эссе может помочь начинающим педагогам в написании подобного....

"Через столетья, через века Вашей профессии быть на века!"

Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...