Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:

·        актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,

·        выступление учеников с индивидуальными сообщениями, темы которых были получены предварительно;

·        организацию групповой работы по анализу различных исторических источников;

·        подготовку мультимедийной презентации,

·        мини-лекцию учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: история России

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России начало XX-XXI века»

Тема: «Русско-японская война - война слабости и силы»

Ткаченко Артём Борисович,

Молодой специалист

учитель общей школы,

МБОУ «Гимназия №71(«Радуга»), г. Кемерово.

Класс: 9

Учитель: Ткаченко А.Б.

Краткая аннотация:

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:

  • актуализацию полученных знаний по курсу «Новой истории» за 8 класс,
  • выступление учеников с индивидуальными сообщениями, темы которых были получены предварительно;
  • организацию групповой работы по анализу различных исторических источников;
  • подготовку мультимедийной презентации,
  • мини-лекцию учителя.

Накануне проведения урока класс разбивается на 4 группы.

  1.  Первая получает задание подготовить сообщение по теме «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».
  2. Вторая группа готовит сообщения об основных событиях Русско-японской войны: гибель «Варяга», адмирал Макаров и броненосец Петропавловск», оборона Порт-Артура, Цусимское сражение
  3. 3 и 4 группа готовит материал по проблеме «Русско–японская война в памяти народа и искусстве».

Цель урока:

Дать представление о Русско-японской войне 1904-1905гг. Определить степень влияния событий Русско-японской войны 1904-1905гг. на внутриполитическую обстановку и социальную напряженность в Российской Империи.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование представление учащихся о характере внешней политики мировых держав на рубеже XIX-XX вв. на Дальнем Востоке.
  • Путём анализа представленных исторических документов выявить причины и итоги Русско-японской войны 1904-1905 гг.
  • Ознакомление учащихся с основными событиями Русско-японской войны, с примерами героизма и мужества русских солдат.

 Развивающие:

  • Содействие:
  • развитию анализа исторических источников, умению сравнивать, обобщать исторические факты;
  • опыту составления мультимедийных презентаций;
  • умению работать в коллективе.
  • Развитие умения проводить сравнительный  анализ  исторических явлений и событий;
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
  • Развитие умения работы  с историческим документом, исторической картой;
  • Развитие умения формулировки промежуточных и окончательных выводов и подведения итогов;
  • Развитие умения   критического мышления;

Воспитательные:

  • Способствование развитию информационной культуры учащихся;
  • Способствование формированию уважения к историческому прошлому своей страны.

Здоровьесберегающие:

  • Содействовие созданию благоприятного психологического климата на уроке;
  • Создание ситуации успеха.

Межпредметные связи: обществознание, география.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения (схемы, диаграммы), репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Формы работы: вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа, изложение нового материала преподавателем в сочетании с самостоятельным выполнением заданий по инструкциям, общее обсуждение и формулировка выводов проблемных заданий и вопросов.

Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, доска, карточки с инструкциями по выполнению заданий, настенная карта «Русско-японская война», карточки-задания с текстом исторических документов, мультимедийные презентации к уроку, созданные совместно учениками и учителем.

Критерии  и методы диагностики эффективности занятия: беседа,  участие в обсуждении , формулировке выводов и ответов на проблемные вопросы.

Тип урока (педагогическая технология): урок изучения нового материала в форме поэтапного практикума

Структура урока:

1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)

2. Постановка целей и задач урока (совместно с учащимися)

3. Выступление группы учащихся  с предварительным заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».

4. Работа в группах с раздаточным материалом и историческими источниками по проблеме «Россия и Япония накануне войны. Причины войны».Обсуждение выводов, к которым пришли группы.

5. Выступление 2-ой группы с вопросом «Ход Русско-японской войны 1904-1905 гг.» войны, сопровождающейся презентациями докладчиков.

6. Работа по группам «Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны». Совместное обсуждение и выводы по данной проблеме.

7. Война в памяти народа и её отражение в искусстве.

8. Постановка домашнего задания.

9. Подведение итогов работы.

Ход урока:

Этапы урока.

Основное содержание.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Результаты совместной деятельности.

1

Организационный момент, актуализация, мотивация урока.

(5 минут)

Приветствует учащихся.

Демонстрация фотографии 1977 года, на которой изображён пионерский отряд на фоне военно-морского флага в бескозырках с надписью «Варяг».

Учитель предлагает ученикам объяснить значение этого названия.

  • Какое событие скрывается под этим коротким словом «Варяг»?
  • Частью какого события является история подвига крейсера «Варяг»?
  • Могут ли сегодняшние подростки XXI века выбрать это название для своих отрядов?

Учитель подчеркнёт, что  в Царской России, и в Советской стране, и в сегодняшней России «Варяг» остается символом силы духа и стойкости.

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Учитель.

Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.

Ученики настраиваются

на урок.

Идут ответы.

Ученики высказывают свои предложения.

Идут предложения.

Готовность учащихся к дальнейшей совместной работе.

Формирование умения формулировать и высказывать свою точку зрения.

В результате выяснения возможно два варианта: дети могут знать многое о подвиге крейсера «Варяг», а также могут и затруднится в ответе.

Но результат совместной работы будет один:

 выход на Русско-японскую войну 1904-1905 г, которая не принесла победы России и послужила катализатором революционных событий 1905 г.

 В результате корректировки тема может звучать так:

«Русско-японская война – война слабости и силы».

2

Постановка цели и задач урока

(5 минут)

Учитель может сам назвать цель: познакомиться с войной, о которой говорили как о «роковой, несчастной малой войне».

Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны.

Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор.

Предлагает учащимся сформулировать задачи урока.

Класс следит за рассуждениями учителя.

Обговаривают и записывают себе в тетрадь задачи урока.

 В ходе делового сотрудничества ребята предлагают постановку задач урока.

Формируют умение логически

мыслить.

3

Выступление 1 группы учащихся с домашним заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке  в конце 19-начале 20 века. Дальневосточная политика России

(4-5 минут)

Вопросы и задания классу после выступления группы.

(8-7 минут)

Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в японо-китайской войне?

Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?

Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД?

Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура?

Класс слушает. Заносит факты в тетрадь

При этом докладчики могут предложить  либо сжатый материал в форме таблицы, либо сопровождать своё выступление короткой презентацией

Примерный ответ учеников.

Япония в конце19 века встала на путь преобразований; стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии

Захватнический.

Каждая страна стремилась завоевать прочные позиции на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовится к войне.

Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией.

Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.

Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления.

Идет осознанное восприятие материала.

Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история».

Идет осознанное восприятие материала.

Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история».

4

Работа в группах с раздаточным материалом и обсуждение причин Русско-японской войны.

(17 мин.)

Задача этого этапа урока:

увидеть Японию и Россию накануне войны.

 Выяснить причины и характер войны.

Ученики работают по группам с раздаточным материалом:

(См. Приложения для 1,2,3, групп: раздаточный материал

№ 1

раздаточный материал №2

раздаточный материал №3) и отвечают на поставленные вопросы.

4 группа  работает по заполнению таблицы

«Основные события Русско-японской войны» по учебнику

§4 стр.31-32

(См. приложения – таблица №3)

Учатся анализировать,

делать выводы.

Формирование навыков самооценки,  взаимоконтроля учащихся.

Совместно идёт проверка работ учащихся 1-3 групп, обсуждение выводов, к которым пришли их участники.

Учащиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь.

Причины войны:

борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке;

противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией;

агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечёт народ от революции.

5

Ход войны.

(18 минут)

Учитель.

Утром 26 января 1904г. Николай II получил от наместника царя на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева телеграмму следующего содержания: «флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». А тем временем в Порт-Артур пришёл пароход с японским консулом, бросил якорь и стал, торопясь, собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота.

Первую мину по русским кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хэйхатиро Того выпустила в 23 часа 35 минут того же дня. В 00.16 27 января – шестнадцатую. Три попали в цель. Война для русских началась.

Учитель предлагает 4 группе представить свою работу и показать на карте главные события Русско-японской войны.

Ученики слушают учителя, затем 4 группу выступающих одноклассников, работают с картой учебника или исторического атласа по ходу войны.

Выступление2 группы с домашним заданием, показом презентаций, в качестве углубления темы, создания определённой эмоциональной обстановки урока.

Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления.

В ходе совместной работы после 4 группы выступает 2 группа.

(При различном ходе урока, по выбору класса, можно уделить внимание любому событию, отражающему драматизм войны и необычайную стойкость русских).

6

Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны.

(18 минут)

Учитель: После Цусимского поражения русских на всём фронте наступило затишье. Было ясно, что обе страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «Нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребён морем, диктовала свои условия победителю»

 Вопрос: Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне?

Учитель:

27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.

Используя исторические документы, подведём итоги Русско-японской войны.

Ребята в группах выделяют причины поражения России в войне с Японией.

(3 минуты)

Работа в группах с раздаточным материалом

(12-15 минут)

Развитие умения работать с историческими источниками, внимания, логического мышления, умение находить различные способы доказательств.

Подводят в совместной работе итоги по вопросу «Причинам поражения России в войне с Японией»

При совместной работе стараются сделать как можно больше выводов об итогах и значении Русско-японской войны.

Делают записи в тетради:

Большие людские потери.

Унижение и позор России от проигранных сражений.

Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флота. Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке.

Начало первой русской революции.

7

Война в памяти народа и её отражение в искусстве.

(8 минут)

Учитель: война закончилась, и потянулись по русским дорогам воины, изувеченные, раненые, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.

Плещут холодные волны,

Бьются о берег морской,

Носятся чайки над морем,

Крики их полны тоской.

Миру всему передайте,

Чайки печальную весть:

В битве врагу мы не сдались-

Пали за русскую честь!

Предлагает выступить с результатами своих поисков 3, 4 группе.

Класс слушает информационный материал 3, 4 группы.

Желательно исполнение одной из песен, связанной или навеянной событиями Русско- японской войны, в наибольшей степени отражающую трагедию и героизм русских солдат, слабость и силу этой войны.

Развитие творческих способностей учащихся, грамотной и красивой речи, логического мышления.

Совместное открытие, либо повторение ярких моментов взаимосвязи истории и искусства, создание эмоционального отклика на изучаемое событие.

8

Постановка домашнего задания.

§ 4,  на выбор выполнить зад. №1, либо

№2, либо №3, стр. 34

(2 минуты)

Обращает внимание на систему выбора вопросов в письменной форме и работу с исторической картой.

Записывают домашнее задание.

9

Подведение итогов работы

(5 минут)

Учитель просит учащихся написать на листочках ответ на вопрос «В чём слабость и сила Русско-японской войны?»

(При недостатке времени этот вопрос можно обсудить в классе устно).

Ребята устно или письменно анализируют слабость и силу Русско-японской войны

(При достаточном количестве времени анализируют слабость и силу своей работы на уроке.)

Развитие самоанализа своей деятельности.

Делают знания своими.


Приложение 1

«Мы сидели после завтрака в кабинете государя, курили и разговаривали о незначительных вещах. Императрица была беременна, и Никки надеялся, что на этот раз родится мальчик. Он ни слова не говорил о положении на Дальнем Востоке и казался веселым… «В народе идут толки о близости войны», — сказал я. Государь продолжал курить. «Ты все еще намерен избегнуть войны, во что бы то ни стало?» — «Нет никакого основания говорить о войне», — сухо ответил он. «Но каким способом ты надеешься предотвратить объявление войны японцами, если ты не согласишься на их требования?» — «Японцы нам войны не объявят». — «Почему?» — «Они не посмеют»».

Из воспоминаний великого князя Александра Михайловича

(начало 1904 г.)

«Поверьте мне, что нам маленькая победоносная война необходима, иначе нам внутри России будет грозить беда». «А Японию мы и шапками закидаем».

Из высказываний министра внутренних дел В.К. Плеве (по мемуарам С.Ю. Витте)

«Россия к войне не готова…»

Из доклада С.Ю. Витте после поездки по Дальнему Востоку в 1902 г.

«Лучше война, чем революция…»

Цитата из газеты (конец 1903 г.)

«.. .Вечером мы пошли смотреть на японских актеров и китайских жонглеров, дававших специальное представление для военных агентов. <...>У одной старой женщины была красавица дочь Гейша. Под Гейшей подразумевалась Корея, под старой женщиной — Китай. Молодой человек, олицетворявший собой Японию, пришел сватать молодую Корею. Старая госпожа Китай, однако, запросила больше денег, чем он соглашался дать.

Поэтому она воспротивилась всякому формальному обручению, хотя девушка более чем разделяла чувства своего возлюбленного. <...> В это время другой молодой человек, именно Россия, тоже приходит свататься, становится между господином Японией и госпожой Кореей и, надавав господину Японии тычков в шею, выбрасывает его вон из дома…»

Из воспоминаний английского военного агента при штабе японской армии генерала Я. Гамильтона (конец 1903 г.)

«В лице Японии мы имеем соседа, заслуживающего полного с нашей стороны внимания… Японская армия уже теперь представляет собой внушительную силу, прекрасно организованную, составленную из отличных солдат, очень хорошо обученных и воспитанных, руководимых офицерами, всецело преданными своему делу, относящимися к службе с завидною любовью и рвением… Я не удивлюсь, если через 10-15 лет японская армия будет отнесена к числу первоклассных. А за этою армиею стоит нация честолюбивая, может быть, даже чересчур, готовая на все жертвы для славы Японии. Одержав победу над Китаем, у нее не будет другого стремления, как помериться силами с европейскою державой, а таковою , по самому положению Дальнего Востока, может быть только либо Россия, либо Англия…»

Из донесения военного агента в Японии полковника К.И. Вогака от 16 февраля 1895 г.


Приложение 2

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца». Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. М., 1955

«Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было 484 орудия. А всего в артиллерийском парке

Японии было 1032 скорострельных орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…»

Всемирная история сражений. М., 2000

«В то же время, как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Дальнем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Генерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен».

Из записок генерала А.Н. Куропаткина

Дополнительная информация

Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке

К 1 января 1894 г.

К 1 января 1904 г.

Российская Империя

Офицеры- 1118

Солдаты -32 716

Офицеры — 3249

Солдаты -94586

Всего кораблей -63; общий тоннаж — 190 тыс. тонн

Япония

Офицеры — 2476

Солдаты -58446

Офицеры — 8082

Солдаты -142663

Всего кораблей — 80; общий тоннаж — 260 тыс. тонн


Приложение 3

«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чистое русское дело… путь к океану — Тихому и Великому, к равновесию центробежной силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».

Из статьи Д.И. Менделеева

«Русская территориальная политика, в достижении естественности и законченности границ, началась с Рюриковых времен и до сих пор не закончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши границы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу

Амурам некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с океаном и морской путь из Европейской России к русским тихоокеанским прибрежьям…»

Из книги Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» (1904 г.)

«Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для РоссииМаньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочетвзять и Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; онвсе же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России».

Из дневника военного министра АН. Куропаткина от 16 (29) февраля 1903 г.

«Россия должна исключить Корею из сфер своих интересов и признать территориальнуюнеприкосновенность Маньчжурии и Китая…»

Из японской ноты от 31 декабря 1903 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к теме урока "Русско-японская война"

Тест  ""Русско-японская война"...

Методическая разработка урока "Русско - японская война"

Комбинированный урок с использованием регионального компонента, с учетом профиля профессии "Официант, бармен"...

Презентация к уроку "Русско-японская война"

Презентация урока "Русско-японская война 1904-1905 гг."...

Технологическая карта урока физики в 7 классе на тему "Сила трения"

Технологическая карта, конспект и презентация  открытого урока физики в 7 классе на тему "Сила трения" с использованием игровых и ИКТ технологий. Урок был дан в рамках конкурса "Учитель года 2013...

Конспект урока "Русско-японская война"

Конспект урока истории в 9 классе...

Методическая разработка урока "Русско-японская война 1904-1905 гг."

Методическая разработка включает конспект урока и презентацию...