Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ногаева Инна Сергеевна

Тип урока:  комбинированный

Цель урока:  1.познакомить с основными событиями правления Ярославичей;

                        2. оценить решения Любечского съезда; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

                        3.опираясь на текст исторического документа, анализировать «Поучение» Владимира Мономаха;

                        4.оценить развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.

Оборудование :  учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация,             

                                видеофрагменты    

                               карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока:   I.Мотивация .

                       II.Актуализация знаний.

                     III.Построение нового знания.

                           1) Правление Ярославичей.              

                            2) Княжеские усобицы.                     

                            3) Любечский съезд князей.

                           4) Киевское восстание 1113 г.

                            5) Правление Владимира Мономаха в Киеве

                     IV. Рефлексия.

                    V.Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                      Тема урока:  Русь  при  наследниках  Ярослава  Мудрого.  Владимир  Мономах.

Тип урока:  комбинированный

Цель урока:  1.познакомить с основными событиями правления Ярославичей;

                        2. оценить решения Любечского съезда; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха;

                        3.опираясь на текст исторического документа, анализировать «Поучение» Владимира Мономаха;

                        4.оценить развитие древнерусского законодательства от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.

Оборудование :  учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация,              

                                видеофрагменты    

                               карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока:        I.Мотивация .

                       II.Актуализация знаний.

                     III.Построение нового знания.

                           1) Правление Ярославичей.              

                            2) Княжеские усобицы.                      

                            3) Любечский съезд князей.

                           4) Киевское восстание 1113 г.

                            5) Правление Владимира Мономаха в Киеве

                     IV. Рефлексия.

                    V.Домашнее задание.

Личностно - значимая проблема  - как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?

Методы и формы  обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, методы  контроля.

Основные понятия :        княжеские усобицы, устав,  ссуды, ростовщичество,  закупы,  рядовичи, холопы.

Основные даты :             1072 г. — создание Правды Ярославичей.

                                          1097 г. — съезд князей в Любече.

                                          1113—1125 гг. — правление в Киеве Владимира Мономаха.

                                                                              Планируемые результаты.

Предметные:

1.научиться: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

2.получить  возможность научиться: объяснять причины княжеских междоусобиц;

3.применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия роли личности в истории;

4.определять исторические процессы и события во времени, применять основные хронологические понятия и термины;

5.устанавливать синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии;

6.соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

Метапредметные УУД.

1.Коммуникативные:

1).организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее  

                                        решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

                                     2).формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в    

                                        соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и  

                                        регуляции своей деятельности.

2.Регулятивные: 1).составлять план действий;

                             2).соотносить свои действия с планируемыми результатами,

                             30осуществлять рефлексию своей деятельности;

                            4)осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.

3.Познавательные:1). создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных  

                                     задач; работать с различными источниками информации;

                                2).выделять главную и второстепенную информацию;

                                3).применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

                               4).решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности

Личностные УУД :  

1).сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

2).проявляют интерес к новому учебному материалу;

3). выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности и не

успешности учебной деятельности.

4) формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к

историческому наследию;

5).оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт

предшествующих поколений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия (УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создать  условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

«Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих!» Так, умирая, обратился к своим детям Ярослав Мудрый. Выполнили ли его наказ наследники? Этот и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Тема нашего урока «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?  На какие вопросы нам предстоит ответить? Что могло мешать, а что помогать укреплению и успешному развитию Русского государства?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать  познавательную задачу по теме урока

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

 Беседа. Создать проблемную ситуацию:

Найдите на карте земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Сделайте выводы.

Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»? Рассмотрите карту Руси начала XII в. Какие русские земли особенно сильно страдали от набегов кочевников?

Найдите на карте Киевскую, Черниговскую, Переяславскую, Тмутараканскую земли; территорию, занятую половецкими племенами. Почему борьба с набегами половцев стала важнейшей задачей русских князей?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Учатся использовать карту как источник информации.

Давать характеристику деятельности правителей

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

III. Построение нового знания.

Работа с документом, со схемой.

Прочитайте п. 3 параграфа. Как изменялось управление государством в соответствии с принципом «каждый да держит отчину свою»? Дополните схему управления Древнерусским государством.

Прочитайте фрагмент Устава Владимира Мономаха (см. рубрику «Изучаем документ»). Объясните понятия: холопство, ссуда, ростовщичество. Какие меры принял Владимир Мономах? Какое значение имел Устав?

1. Правление Ярославичей. Рассказ учителя.

По замыслу Ярослава Мудрого раздел страны на отдельные уделы, во главе которых стояли его сыновья, вовсе не означал распада Руси на отдельные владения. Предполагалось, что наследники Ярослава вместе должны были блюсти единство Русской земли. Вначале братьям удавалось соблюдать завет отца.

Беседа с учащимися по вопросам.

— Работая с п. 1 § 8, ответьте на вопросы. Вопросы к классу

— Какой новый свод закон придумали Ярославичи? Какая новая угроза пришла на Русь?

Физкультминутка

2. Княжеские усобицы

— Работая с п. 2 § 8 учебника, заполните таблицу и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу: — Почему на юге нашей страны обострилась ситуация после смерти Ярослава Мудрого?  Как вели себя половцы?

— Почему киевляне подняли восстание в 1068 г.? Как сложилась судьба князя Изяслава?

— Как повел себя второй сын Ярослава Мудрого — черниговский князь Святослав?

— Как борьба Изяслава и Святослава отразилась на общей обстановке в стране?

— Какие последствия имела борьба Изяслава и Святослава? Кто стал киевским князем в 1078 г.? Кому и как был передан киевский престол в 1093 г.? Какие последствия имела вражда между князьями?

Ярослав Мудрый разделил между сыновьями Русскую землю: Изяславу — Киев и Новгород, Святославу — Чернигов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволоду — Переяславль и Ростово-Суз-дальскую землю. Остальные сыновья получили меньшие наделы. Сложился очередной порядок престолонаследия.

— Каковы основные причины княжеских усобиц? Можно ли было избежать усобиц в изучаемый период? (Учитель записывает на доске версии учеников.)

Работа с текстом документов и учебника

3. Любечский съезд князей

— Работая с п. 3 § 8 учебника и историческим документом, ответьте на вопросы.

4. Киевское восстание в 1113 г.

По лиственничному праву Владимир Мономах не должен был занять киевский престол. И тем не менее это произошло.

— Работая с п. 4 § 8, проследите путь князя к власти. (Проверка выполнения задания.)

5. Правление Владимира Мономаха в Киеве 

Работа в группе.

— Разделитесь на две группы, изучите п. 5 § 8 и дополнительный материал, выполните задание и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Каково было происхождение Владимира Мономаха? Какие положительные черты Мономаха выделяли историки? Какие отрицательные черты они отмечают у этого политического деятеля? Как вы воспринимаете личность Владимира Мономаха?

Учащиеся учатся составлять схему. Объяснять смысл используемых в тексте терминов. Давать характеристику отдельным направлениям деятельности правителя, оценивать итоги.

Раскрывать историческое значение документа

Учащиеся слушают учителя. Делают записи при необходимости.

Работают с п. 1, отвечают на вопросы.

Работая с п. 2 учебника, ученики самостоятельно заполняют таблицу (прил. 1)

Отвечают на вопросы

Причины княжеских усобиц:

1) сложность очередного порядка престолонаследия;

2) рост могущества каждого отдельного княжества;

3) личные амбиции князей.

Первая группа составляет исторический портрет Владимира Мономаха.

Вторая группа анализирует внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Устные ответы.

Записи в тетради

Устные ответы.

Записи в тетради

Устные ответы

Устные ответы.

Письменные задания.

Устные ответы

IV. Рефлексия.

Организует работу с учащимися

 Задания с документам.

Прочитайте фрагмент «Поучения Владимира Мономаха своим детям» (см. дополнительный материал). Как дополнилось ваше представление об образе Владимира Мономаха после знакомства с текстом «Поучения…»? Почему Владимир Мономах имел на Руси авторитет и его поддерживал весь народ? Составьте собственные задания по теме урока

Выполняют задания и задания.

Раскрывать личностные качества исторического деятеля. Оценивать итоги, раскрывать значение деятельности правителя. Формулировать вопросы по теме урока

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Характеристика государственного деятеля,

личности

Обобщение полученных на уроке  сведений

— Как развивалось древнерусское законодательство от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха?

- Какое значение имел «Устав Владимира Мономаха»? Почему Владимир Мономах имел такой авторитет и поддержку среди народа? (Ответы учеников.) Подведем итоги нашей работы.

Упражнение * Интеллектуальная рефлексия». Ученикам предлагается выбрать верное утверждение. Сегодня на уроке: я сам не смог(ла) справится с затруднением; у меня не было затруднений;

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

По ходу выполнения задания составляется сравнительная таблица (последняя таблица в приложении)

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

V.Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание: § 8, задание 3 - рубрики «Думаем,сравниваем, размышляем».

Записывают  домашнее
задание

Раздаточный материал к уроку.

Приложение 1

Княжеские усобицы

Сыновья Ярослава Мудрого

Удел

Годы пребывания на киевском престоле

Основные события

Изяслав

Святослав

Всеволод

Приложение 2

Отрывок из «Повести временных лет»

В лето 1097... Собрались [князья] в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир — Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль».

И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».

Князья поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца, — «каждый да держит отчину свою». Установление этого принципа закрепляло уже начавшееся разделение Руси на отдельные княжества.

Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. Кроме того, он фактически признал состоявшимся фактом распад прежде единой Киевской Руси на «отчины» — родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев еще сохранял значение единой столицы, и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей.

Вскоре решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были нарушены. Началась новая кровавая усобица. Давид и Святополк заманили в ловушку Василько Теребовльского и ослепили его.

В 1100 г. в городе Витичеве, неподалеку от Киева, князья съехались на новый съезд для того, чтобы договориться о совместном походе против половцев.

К этому времени Руси противостояли две наиболее сильные половецкие орды — приднепровских половцев во главе с ханом Бо-няком и донских половцев во главе с ханом Шаруканом. Оба хана были опытными полководцами, дерзкими и смелыми воинами. И тому, и другому русские князья за мир платили огромный выкуп. Мономах призвал князей освободиться от этого тяжкого бремени, нанести половцам упреждающий удар, пойти походом в степь.

В 1111 г. против половцев был организован грандиозный поход, который достиг сердца половецких земель. В поход вышли Святополк, Мономах, Давид Святославич с сыновьями. Шли дружины и простые воины со всех русских земель. Вместе с Мономахом ехали его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей. Половцы отступали в глубь своих владений. Вскоре русское войско подошло к городу Шаруканю — это были сотни глинобитных домов, кибиток, опоясанных невысоким земляным валом. Ни хана Шарукана, ни его войска в городе не было. Депутация горожан вынесла русским князьям на огромных серебряных блюдах рыбу и чаши с вином. Это означало сдачу города на милость победителей и желание дать выкуп. Жители другого города, Сугрова, куда русское войско подошло на следующий день, отказались сдаться, и тогда город был взят. Пленных в этом бою не брали.

Выйдя к Дону, русская рать наконец встретилась с большим половецким войском. Перед битвой князья обнялись, попрощались друг с другом и сказали: «Здесь смерть нам, станем твердо». В жестоком бою половцы не смогли противостоять хорошо организованному и многочисленному русскому войску. Около Ю тыс. половцев полегло на поле боя. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь. На южных рубежах Руси наступило затишье.

Вопросы к классу

— С какой целью собрались князья в Любече?

— Какое они приняли решение?

— Какими городами владели Владимир, Давид, Олег, Ярослав?

— Как вы думаете, какие положительные последствия имел съезд в Любече?

Приложение 3

Дополнительный материал для первой группы

Князь Владимир Всеволодович был внуком византийского императора Константина Мономаха. Он был невысок ростом, но крепок и силен. С младых лет Владимир закалял свое тело, проводя время в военных упражнениях и походах. На охоте он не страшился схваток с медведем или диким вепрем [кабаном]. В сражениях князь часто сам с мечом в руках врубался в строй врагов. Владимир Мономах много читал, мог вести богословскую беседу.

Новый свод законов «Устав Владимира Мономаха» смягчил социальный гнет, в частности, значительно облегчил положение должников и закупов, запрещал долговое рабство. Авторитет и популярность князя были бесспорны. Владимир Мономах на время устранил княжеские усобицы, окончательно разбил половцев и, как сказал летописец, «много поту утер за землю Русскую».

Многие историки считали Владимира Мономаха умным, добрым человеком, мудрым и справедливым политиком. Так, Н.Г. Устрялов отмечал: «Мономах возвышался над всеми современными князьями дальновидной политикой, твердостью, мужеством, народ привык видеть в нем главу Руси». В.Н. Татищев называл Мономаха «благоверным великим князем с добродетельным нравом». По мнению историка, «он не был горд... в правосудии законы хранил, и хотя виновных наказывал, но более с уменьшением и прошением». У Татищева Владимир Мономах — прежде всего князь-защитник, освободивший Русь от половцев: «Храбр на рати... много враги победи».

Н.И. Костомаров обращал внимание не только на положительные черты Мономаха, он также подчеркивал, что в поступках князя проглядывали пороки времени, воспитания и среды, в которой он жил. Таково, например, убийство двух половецких князей Итлара и Китана, которые прибыли в Переяславль с намерением нарушить мир с Владимиром. Завещая сыновьям умеренность в войне и человеколюбие, сам Мономах сознавался, что при взятии Минска, с целью наказать князя Глеба Минского за союз с половцами, не оставлено было в живых «ни челядина, ни скотины». Наконец, он хотя и радел о Русской земле, но и себя не забывал: наказывая князей действительно виноватых, отбирал их уделы и отдавал своим сыновьям. И все же Н.И. Костомаров считал, что Владимир Мономах останется в истории как великий князь, так как, «живя в обществе, где всякий гонялся за узкими своекорыстными целями, еще почти не понимая святости права и договора, он держал знамя общей для всех правды и собирал под него силы Русской земли».

С.М. Соловьев, оценивая заслуги Мономаха, подчеркивал: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности».

Б.А. Рыбаков отмечал, что Владимир Мономах — это, прежде всего, живой человек, который был честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения цели.

По мнению А.С. Орлова, «Поучение детям» Владимира Мономаха рисует чрезвычайно интересный тип разностороннего, находчивого и деятельного феодала, воина, хозяина и книжника, образованного византийской церковью и варяжской практикой в условиях русской жизни XI—XII вв. «Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был зашитою, славою, утешеньем собственного государства; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели».

Дополнительный материал для второй группы

Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Его вспоминали и во дворцах, и в крестьянских избах спустя много веков. Народ сложил о нем былины как о победителе грозного половецкого хана Тугор-кана — Тугарина Змея. Владимир Мономах — князь деятельный, сильный волею, обладавший здравым умом. Совершив за свою жизнь 83 крупных похода, выиграв десятки сражений, Владимир Мономах стал для потомков не только героем-воином. Н.И. Костомаров описывал время его княжения как самый цветущий период в древней истории Киевской Руси.

Суть его политики была простой и здравой: искать мира при перевесе сил у половцев и наступать, когда удавалось собрать сильный союз различных княжеств. При нем Русь побеждала половцев, и они на время перестали быть постоянной угрозой.

Время пришествия Владимира на престол киевский было сложным, поскольку люди выражали недовольство правлением Святополка и устраивали мятежи, обвиняя последнего и его ближайшее окружение в беззакониях и покровительстве иудеям-ростовщикам, дававшим ссуды под произвольно назначаемые и чрезмерно высокие проценты. В этой ситуации великий князь проявил себя не только как видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. «Устав Владимира Мономаха» был направлен на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, богатое купечество от народного гнева, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния. Сам Мономах в «Поучении» ставил себе в заслугу то, что «и простого смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным».

Владимир Мономах сумел на время не только приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли, но значительно укрепил русскую государственность. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил их подчиняться себе. Мономах считал, что важнейшей задачей политической деятельности было, с одной стороны, установление порядка и согласия между князьями, а уж потом укрепление могущества Руси на мировой арене. С этой задачей Владимир Мономах справился: власть киевского князя простиралась на все земли, заселенные древнерусской народностью. Усобицы мелких князей решительно пресекались тяжелой рукой великого князя.

Не забывал Владимир Мономах и о том, что одного единения внутри государства недостаточно для крепких позиций на мировой арене. Его внешнеполитическая деятельность была направлена на создание нового образа Киевской Руси. При этом князь одновременно действовал во многих направлениях: расширял и укреплял границы Российского государства путем быстрых и решительных завоеваний, а также создавал условия для культурного роста Киевской Руси. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что во времена правления Владимира Мономаха Киевская Русь стала крупным государственным и культурным центром.

Кончина Владимира Мономаха в 1125 г. была воспринята на Руси как большое горе. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец [труженик] за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери».

Сравнительная таблица

 «Правда Ярослава»

«Правда Ярославичей»

«Устав Владимира Мономаха»

Ограничивала кровную месть крутом ближайших родственников

Штраф (вира), запрет кровной мести

Штраф (вира)

Защита собственности князя и его земельных владений

Увеличение размеров штрафов за судебные функции

Введение письменного судопроизводства

Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)

Уточнение положения закупа