Рабочая программа по истории. 6 класс. ФГОС.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Рабочая программа содержит основные цели и задачи, планируемые результаты, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  «Утверждено»                                                                                                                                               «Согласовано»

                   Директор                                                                                                                                                         Председатель м/о

                   _____________Кругляков К.М.                                                                                                                    ___________Пантюхина О.Н.  

                                                                                                                                                                                            Протокол № 1

                 «___»___________2017 г.                                                                                                                               « 30 »     августа   2017 г.

                                       Рабочая программа 

                                          учителей истории и обществознания

                                           Федоровой Елены Викторовны

                                               по учебному курсу «история» 6 класс.

Количество часов в неделю ___2___, в год ___68___

Учебники: «Всеобщая история. История средних веков» Агибалова Е. В., Донской Г. М. М.; Просвещение, 2013 г.; « История России с древнейших времен до конца XVвека». Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.-  М.: Просвещение, 2016год;

Планирование составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Всеобщая история с древнейших времен до начала 21 века. М.; Дрофа. 2013 г.; Примерной программы по учебным предметам. Стандарты Второго поколения. История. 5-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.; Программы Агибаловой Е.В. История средних веков 6 класс. Просвещение 2010 г.; Программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России 6-9 класс. М.; Просвещение. 2011 г.

                                                                                                                              2017-2018 учебный год.

                                                                   

Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования.

                                                 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История» на этапе основного общего образования являются:

  • Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
  • Владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • Выполнение познавательных и практических заданий:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

  •  на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  •  на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  •  на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

    - на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;

    - на определение собственного отношения к явлениям и процессам, формулирование своей точки зрения.

  • Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, презентация, проектов и др.).

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
  • сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
  • умение оперировать историческими датами;
  • умение читать карту;
  • умение анализировать исторические источники.

               В результате изучения истории ученик должен:

       Знать/понимать

  • основные даты и ключевые события истории средних веков и России с древнейших времен до конца XVI века, политической и социальной истории; важнейших военных кампаний;
  • называть хронологические рамки средневековья;
  • место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • выдающихся деятелей отечественной и мировой истории;
  • называть характерные и существенные черты политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке; социального положения людей в средние века; представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей;
  • важнейшие достижения культуры, системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и мировой истории;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
  • показывать на исторической карте: территории государств,  центры промышленности и торговли; места военных действий и походов;
  • составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; предметов быта; произведений художественной культуры;
  • соотносить  общие исторические процессы и отдельные факты и явления; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; 
  • сравнивать развитие России и стран мира;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценок сущности современных событий;
  • показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира;
  • описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах и России с древнейших времен до конца XVI века.

          Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план.

          На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

          Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

         С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

КОМПЕТЕНЦИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

      - умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя;

      -умения  раскрыть содержание иллюстрации;

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;
  • умения анализировать исторический источник;
  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Требования к уровню достижений учащихся 6-х  классов на конец учебного года

     

            Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности  значимо для социализации, мировоззренческого и духовного
развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

             Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

             В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни,  использование знаний об историческом пути и традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов  проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки  массовых социологических исследований.

    Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
    понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов,
  • толерантность.

   Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной  информацией (анализировать и обобщать факты, составлять  простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представления ми об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов

в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

                                                         Учебно-тематический план

               Рабочая программа составлена с учетом изучения в объеме 2 часа в неделю (68 часов).

№ п/п

Название  раздела

Кол-во часов

История средних веков.

34

Вводный урок. Живое средневековье.

1

1

Становление средневековой Европы (VI – XI века)

5

2

Византийская империя и славяне в VI – XI веках

3

3

Арабы в VI – XI веках

2

4

Феодалы и крестьяне

2

5

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3

6

Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы

2

7

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XY века)  

6

8

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках

2

9

Культура Западной Европы в XI – XV веках

5

10

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

Повторительно-обобщающий урок.

1

История России с древнейших времен до конца XY века.

34

11

Наша Родина - Россия

1

12

Народы и государства на территории нашей страны в древности

4

13

Русь в IX – первой половине XIIв

10

14

Русь в середине XII – начале XIII в.

5

15

Русские земли в середине XIII-XIV веках

8

16

Формирование единого Русского государства

6

Итого

68

Резервные часы.

2

                                                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                             СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 КЛАСС. (68 часов)

                                                                      «История Средних веков» (34 ч).

       Вводный урок. Живое средневековье. (1 час).

      Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

       Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). (5 часов)

       Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков?

       Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».

      Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.

      Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

      Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

         Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках. (3 часа)

        Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

        Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.

          Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств.

          Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2 часа)

          Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед – основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата.

          Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

          Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

         Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

         В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны – не кончина».

          Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)

          Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи – союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.

          Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

          Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.

          Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)

          Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

          Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

           Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)

           Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

          Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.

         Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.

         Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509).

        Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.

        Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

        Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа)

        Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения.

        Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

          Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (5 часов)

          Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».

          Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте.

         Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.

         Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

        Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

         Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)

         Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.

         Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.

Повторительно-обобщающий урок. (1 час).

Наследие Средних веков в истории человечества.

ИСТОРИЯ РОССИИ

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) (34 ч)

Введение (1 ч.)

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-

тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.). 

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.

Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских

общин.

Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Русь в конце X — начале XII в. (10 ч.).

Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч.).

Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель  самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория

и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Русские земли в середине XIII  —  XIV в. (8 ч.).

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-

дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства.  Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

        

Формирование единого Русского государства (6 ч.).

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

                                          РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «история»  6 класс

                                                                                         (34 учебных недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год)

Тема урока

Дата

Вводный урок – 1 час.

1

Вводный урок. Живое средневековье.

1.09-4.09

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). 5 часов.

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.

4.09-8.09

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

4.09-8.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

11.09-15.09

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.

11.09-15.09

6

Англия в раннее Средневековье.

18.09-22.09

Тема 2.  Византийская империя и славяне в VI – XI веках. 3 часа.

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

18.09-22.09

8

Культура Византии.

25-29.09

9

Образование славянских государств.

25-29.09

Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2 часа)

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.          

9-13.10

11

Культура стран халифата.

9-13.10

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

12

Средневековая деревня и ее обитатели.         

16-20.10

13

В рыцарском замке.

16-20.10

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (3 часа)

14

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.          

23.10-27.10

15

Торговля в Средние века.          

23.10-27.10

16

Горожане и их образ жизни.

30.10-3.11

Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.          

30.10-3.11

18

Крестовые походы.

13-17.11

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века). (6 часов)

19

Как происходило объединение Франции.          

13-17.11

20

Что англичане считают началом своих свобод.        

20-24.11

21

Столетняя война.

20-24.11

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

27.11-1.12

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

27.11-1.12

24

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках.

4-8.12

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа)

25

Гуситское движение в Чехии.        

4-8.12

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

11-15.12

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (5 часов)

27

Образование и философия.

11-15.12

28

Средневековая литература.

18-22.12

29

Средневековое искусство.                                                        

18-22.12

30

Культура раннего Возрождения в Италии.

25-29.12

31

Научные открытия и изобретения.

25-29.12

32

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

11-12.01

33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

15-19.01

34

Повторительно-обобщающий урок.

15-19.01

История России с древнейших времен до конца XVI века. (34 ч.)

35

Наша Родина - Россия

22-26.01

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

36

Древние люди и их стоянки на территории современной России

22-26.01

37

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

29.01-2.02

38

Образование первых государств

29.01-2.02

39

Восточные славяне и  их соседи

5-9.02

Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв (10 часов)

40

Первые известия о Руси

5-9.02

41

Становление Древнерусского государства

12-16.02

42

Правление князя Владимира. Крещение Руси

12-16.02

43

Русское государство при Ярославе Мудром

26.02-2.03

44

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

26.02-2.03

45

Общественный строй и церковная организация на Руси.

5-9.03

46

Культурное  пространство Европы и культура Древней Руси.

5-9.03

47

Повседневная жизнь населения.

12-16.03

48

Место и роль Руси в Европе.

12-16.03

49

Урок истории и культуры родного края в древности.

19-23.03

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)

50

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

19-23.03

51

Владимиро-Суздальское княжество

26-30.03

52

Новгородская республика

26-30.03

53

Южные и юго-западные русские княжества

2-6.04

54

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

2-6.04

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (8 ч)

55

Монгольская империя и изменение политической картины мира

16-20.04

56

Батыево нашествие на Русь.

16-20.04

57

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

23-27.04

58

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

23-27.04

59

Литовское государство и Русь

30-4.05

60

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

30-4.05

61

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

7-11.05

62

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.  Родной край в истории и культуре Руси

7-11.05

Тема 5. Формирование единого Русского государства (6 ч)

63

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

14-18.05

64

Московское княжество в первой половине XV в.

14-18.05

65

Распад Золотой Орды и его последствия

21-25.05

66

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

21-25.05

67

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв.  Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

28—30.05

68

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

28—30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...