Контрольная работа "С древнейших времен до конца XVII века" 10 класс (профиль)
тест по истории (10 класс) на тему

Контрольная работа (без ответов) для 10 класса с профилем "История" рассчитана на 45 мин., включает 2 варианта. Составлена в соответствии с курсом учебника "История России с древнейших времен до конца XVII века". 10 класс/ А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. -М.: Просвещение 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_kontrolnaya_rabota_1e_polugodie.doc906.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольное тестирование по истории России с Древнейших времён до конца XVII века

(10 класс - профиль)

ВАРИАНТ I

 

А1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?

1) IX в.

2) X в.

3)XI в.

4)XII в.

А2. Кто из названных лиц благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву?

1) Сергей Радонежский

3) патриарх Никон

2) митрополит Петр

4) Нил Сорский

А3. Крестьян, заключивших договор об условиях работы на господина, Древней Руси называли

1) закупами

2) гридями

3) рядовичами

4) тиунами

А4. Что из указанного относится к предпосылкам возвышения Москвы XIV-XV вв.

1) наличие удобного выхода к морю

2) независимость от Орды

3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами

4) умелая политика московских князей

А5. Начало книгопечатания в нашей стране связано с деятельностью

1) А.Рублева

2) Ю.Крижанича

3) И.Федорова

4) И.Посошкова

А6. Термин «урок» в X в. называли

1) размер дани

2) место сбора дани

3) форма сбора дани

4) вид дани

А7. Что из названного относится к последствиям опричнины?

1) победа России в Ливонской войне

3) ослабление воинской мощи России

2) создание стрелецкого войска

4) принятие «Уложения о службе»

А8. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Невская битва

3) основание Московского княжества

2) разорение Рязани Батыем

4) начало ордынского ига

А9. Первый общерусский Судебник был принят в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Ивана III

4) Василия III

А10. Какой из указанных терминов обозначает категорию зависимого населения в Древней Руси XI-XII в.?

1) тиун

2) огнищанин

3) гридин

4) закуп

А11. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады?

1) отмена кормлений

3) отмена рекрутчины

2) отмена местничества

4) отмена Юрьева дня

А12. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

1) упразднение патриаршества

3) исправление церковных книг

2) раскол церкви

4) подчинение церкви государству

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) поход Игоря против половцев

В) изгнание Всеволода из Новгорода

Б) съезд князей в Любече

Г) первое летописное упоминание о Москве

В2. Прочтите отрывок из источника XIII в. и назовите князя, о котором идет речь.

«И пошел он на немецкую землю с великой силой… Войска сошлись на Чудском озере… И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди…».

Ответ____________________

В3. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности.

1) Андрей Рублев

А) летописание

2)  Нестор

Б) архитектура

3) Иван Федоров

В) иконопись

4) Марк Руффо

Г) книгопечатание

В4. Расположите в хронологической последовательности события:

А) Медный бунт

Б) Соляной бунт

В) Восстание под предводительством И. И. Болотникова

Г) Воссоединение Украины с Россией

Д) движение под предводительством С. Т. Разина

В5. Прочитайте отрывок из исторического источника и назовите имя правителя, о котором идет речь.

«Современники князя высоко ценили его заслуги перед Отечеством. Несмотря на то, что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и блгодарности».

Д) театр

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите  имя царя, о котором идет речь.

«Царь наделал … больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».

С1. Рассмотрите карту и выполните задания:

1.  Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Ответ: _______________

 2.Укажите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ:________________


3. В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?

Ответ: ___________________

С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из работ современных историков.

«...Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его времени. Тишайший царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси, но он же, видя успехи западных стран, стремился перенять их достижения и укоренить их в Московии. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. Алексей Михайлович не провёл реформ, ломающих "московское благочестие", во имя европеизации, как позже сделал его своенравный и решительный сын Петр Великий. Потомки и историки по-разному оценивали правление Алексея Михайловича: одни негодовали на "слабого Алексея", другие видели в том истинную мудрость правителя».

 

«...С уходом второго Романова завершалась огромная эпоха. Кончалась Московская Русь — начиналась Россия Нового времени. И хотя между Петровскими реформами и смертью Алексея Михайловича осталось ещё место для нескольких лет царствования Федора и регентства царевны Софьи, в массовом сознании выстроилась именно такая последовательность: царь Алексей - император Петр I. Подобная последовательность не точна хронологически, но она верна по существу».

 

В чём, по мнению историков, состояло главное отличие правления царя Алексея Михайловича от правления его сына - Петра Великого? Укажите не менее трёх положений

С4. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

С5. По мнению ряда историков, главной причиной Смутного времени начала XVII в. был династический кризис, пресечение династии Рюриковичей.

Какую другую точку зрения по вопросу о причинах Смутного времени вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Контрольное тестирование по истории России с Древнейших времён до конца XVII века

(10 класс - профиль)

ВАРИАНТ II

А1. Какое из указанных событий произошло раньше других?

1) битва на реке Воже

3) Куликовская битва

2) разорение Москвы ханом Тохтамышем

4) Грюнвальдская битва

А2. Кто из названных князей сумел приостановить распад Древнерусского государства в начале XII в.?

1) Ярослав Мудрый

3) Александр Невский

2) Юрий Долгорукий

4) Владимир Мономах

А3. Выборное должностное лицо в Новгородской республике, главу исполнительной власти называли

1) тиуном

2) посадником

3) владыкой

4) тысяцким

А4. Что из названного относится к предпосылкам объединения русских княжеств в XIV – XV вв.?

1) необходимость освобождения от ордынского ига

2) соперничество Москвы и Твери

3) реформы Избранной рады

4) начало деятельности Земских соборов

А5. Какое из названных событий относится ко второй половине XVII в.?

1) учреждение патриаршества

3) церковный раскол

2) борьба иосифлян и нестяжателей

4) учреждение Святейшего Синода

А6. Какое из указанных событий произошло позднее других?

1) возведение Успенского собора Московского Кремля

2) создание Андреем Рублевым иконы «Троица»

3) издание Иваном Федоровым первой на Руси печатной книги

4) начало строительства Покровского собора

А7. Выдающимся иконописцем XIV – XV вв. был

1) Андрей Рублев

2) Максим Грек

3) Филофей

4) Софоний Рязанец

А8.Дань, выплачиваемую русскими князьями ханам Золотой Орды, называли

1) ярлыком

2) полюдьем

3) выходом

4) оброком

А9. Что из названного относится к причинам Смутного времени?

1) недовольство крестьян введением рекрутской повинности

2) пресечение династии Рюриковичей

3) введение правила Юрьева дня

4) реформы Избранной рады

А10. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.?

1) принятие Соборного уложения

2) злоупотребления при проведении рекрутских наборов

3) недовольство введением подушной подати

4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем

А11. Какое из названных событий произошло в XVI в.?

1) принятие Соборного уложения

3) учреждение Боярской думы

2) реформы Избранной рады

4) отмена местничества

А12. Что из названного относится к последствиям раздробления Древнерусского государства?

1) укрепления обороноспособности Руси

3) кризис в развитии культуры

2) усиление межкняжеских усобиц

4) застой в развитии экономики

В1. Расположите в хронологической последовательности события:

А) введение правила Юрьева дня

В) издание указа о «заповедных летах»

Б) принятие Соборного уложения

Г) начало деятельности Земских соборов

В2. Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и назовите имя царя,

в правление которого произошли описанные события.

«Видя, что в денгах почало быть воровство великое, и что медные денги

год от году дешевели, умыслял царь, чтоб еще чего меж людми о денгах не учинилося, велел те медные денги оставить и не торговать…».

В3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идет речь.

«В 1655 г. патриарх … совершил в Успенском соборе торжественное богослужение. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнес сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы».

В4. Расположите в хронологической последовательности события:

А) крещение Руси

В) Русская Правда

Б) первый договор Руси и Византии

Г) «Повесть временных лет»

В5. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской истории   и их деятельностью.

1) Иван Калита

А) московский князь, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение

2) Иван III

Б) святой, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву

3) Сергий Радонежский

В) деятель Избранной рады, бежавший в Литву

4) митрополит Макарий

Г) деятель Избранной рады, разработал ритуал венчания Ивана Грозного на царство

Д) московский князь, завершивший процесс создания единого Российского государства

В6. В отрывке из документа: « Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий жив. В простонародье в связи с этим слухом возникли дикие и нелепые мысли», - говориться о периоде, получившим название «_________________».

С1. Рассмотрите карту и выполните задания

1. Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.

Ответ

2. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ______________

3. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: ______________

С2. Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Отметьте цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

С3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос. Ответ предполагает использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из сочинения историка.

«Со второго десятилетия ... века в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия... Государственная территория... постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.

Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея, генеалогически и скудея экономически... На его место во главе общества становится новый класс, дворянство...

Среди... непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю... Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны».

 

Используя текст документа и знания истории, укажите какое значение для последующего развития России имели названные историком изменения. Как назывался принятый в данном столетии свод законов, отразивший отмеченные в тексте изменения?

С4. Назовите не менее трех реформ Избранной рады. Напишите фамилии     не менее трех деятелей Избранной рады.

С5. Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII в.

Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Календарно-тематическое планирование по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (6 класс)

Рабочая учебная программа по Истории России с древнейших времен до конца XVI в.(6 класс). Программа составлена на  основе: Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Депа...

Рабочая программа.Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) 10 класс

Рабочая программа по всеобщей истории 10 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание по учебному предмету, требования к уровню подготовки учащихся, планируемые результаты, литер...

Рабочая программа к курсу "История" 10 класс. УМК: "История. С древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.1./ А.Н.Сахаров, Н.В.Загладин.

  Рабочая программа по истории для 10 классов на 2019-2020 годы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерн...

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века содержит задания базового, повышенного и сложного уровня. Время проведения 40 минут. Имеются критерии оценивания с учетом с...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...