Семья и семейные отношения.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Нургалин Руслан Ниязович

Семья и семейные отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока обществознания  в 5 классе  «Семья, и семейные отношения».

1.ФИО

Нургалин Руслан Ниязович

2.Место работы

НРМОБУ «Салымская СОШ № 2»

3.Должность

Учитель обществознания

4.Предмет

Обществознание

5.Класс

5

6.Тема

«Семья, и семейные отношения»

7.Средства обучения

 Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов М.: Просвещение, 2016.

 8.Цель  урока            

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие универсальных коммуникативных учебных действий: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение работать индивидуально в группе, в парах и  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль.

Образовательная: расширение понятийной  базы. 

Воспитательная:  формирование представлений о различных социальных ролях людей в семье; учить способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.

9. Задачи

Формируемые УУД:

Предметные:  Научить применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения семьи в прошлом  и настоящем.

Метапредметные: научить использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни, формировать навыки рефлексии  разными формами представления результатов своей деятельности.

Личностные:  формировать и развивать творческие  способности детей через активные формы деятельности.

10.Планируемые результаты

Научится понимать ключевые понятия темы, называть и характеризовать типы семей; характеризовать отношения между родителями и детьми; описывать праздники; объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций; применять социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении.  Овладеют принципами работы с учебником; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии,  работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

11.Тип урока

Урок «обобщения и изучения нового материала».

12.Формы и виды работы учащихся

Работа с учебником, раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах, групповая и коллективная работа.

14. Оборудование

Учебник, пакет с рабочим материалом.

15.План изучения нового материала

  1. Особенности семьи как социальной группы
  2. Какие бывают семьи
  3. Какими должны быть отношения в семье

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.

Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Приветствуют учителя

Формирование внутренней потребности включения в учебный процесс

Взаимодействие с учителем

Формирование умения слушать.

Подготовка учебных принадлежностей

Умение подготовить рабочее 
место для 
занятий

2.

Обобщение

и систематизация знаний.

Организует проверочную  работу учащихся с заданиями на слайде и проверкой по эталону.

Выполняют задания, сравнивают с эталоном

ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Оценивают результаты индивидуальной работы по эталону.

высказывают собственное мнение; слушают друг друга,

формулируют собственное мнение и позицию;

задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Контролируют правильность своих ответов и ответов одноклассников

Дополняют, уточняют высказывания одноклассников по существу полученного задания.

3.

Постановка цели и задач урока. 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной

деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Организовать учащихся и подтолкнуть их на мысль при помощи ребуса, стихотворения, и наводящих вопросов к новой теме урока.  Уточнить понимание учащимися поставленных целей урока.

Активно слушают,

выдвигают предположения о теме урока, его целях и задачах

Формулируют собственные  ожидания

Слушают учителя и друг друга, выполняют задания

Строят понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность своих ответов и ответов одноклассников

Учатся формулировать тему урока с помощью учителя.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополняют, уточняют высказывания одноклассников по существу полученного задания.

4. 

Изучение нового материала

Предлагает найти слова ассоциации к слову семья.

Предлагает самостоятельно дать определение, что такое семья?

Организует работу в группах, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организует работу в парах с заполнением таблицы по  пункту учебника, какие бывают семьи с.29.

Закрепляет понятия: Какие бывают семьи? При помощи картинок. По результатам выполнения работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 

Организует работу над проектом «Я и моя семья»

Подбирают слова ассоциации к слову семья, дают определения слову семья.

Записывают определения.

Делятся на группы и готовят выступление, отвечая, на вопрос для чего люди создают, семьи?

1-ая группа от имени детей.

2-ая группа от имени родителей. 3-ая группа от имени пожилых людей.

Работают с текстом учебника и заполняют таблицу, выделяют виды семьи.

Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Извлечение необходимой информации из устного объяснения учителя,

определение основной и второстепенной информации.

Взаимодействие в паре, в группе, индивидуально.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Контролируют правильность своих ответов и ответов соседа по парте.

Умение работать в коллективе в соответствии с целевой установкой.

Умение работать в паре, в группе, и индивидуально соответствии с целевой установкой

Формирование оценки  своих знаний – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения понятий

Работают с проектом «Я и моя семья» придумывают семейный девиз, пишут сочинение «Я и моя семья» рисуют рисунок на тему «Я и моя семья».

5.

ДЗ, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание: Цель:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся

Для всего класса: §3, вопросы, записи в тетради. Задание по выбору

1.Написать мини-сочинение: «Традиции нашей семьи»

Или

2.Составить план подготовки и проведения  семейного обеда в день Ангела одного из членов семьи

Творчески перерабатывают полученную информацию

 на основе анализа и синтеза. Самостоятельно выбирают объем домашнего задания

Формируются умения поиска и выделения информации,

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

Взаимодействуют с родителями

Формируются умения взаимодействия с представителями социума в целях поиска информации

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Формируются умения регуляции учебной деятельности: прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

6.Рефлексия учебной деятельности. Повторение нового содержания изученного на уроке.

Что нового мы узнали сегодня? Что бы вы взяли на вооружение из сегодняшнего урока для будущей жизни?

Развивают умения обобщения, синтеза, классификации и определения понятий.

Формируют умения делать выводы, анализирован свою деятельность,

применять полученные знания

Оценивают учебную деятельность,

выражают свои эмоции по поводу урока

Формируются умения оценивать деятельность, свою и партнёров по уроку,

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Формируются умения саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний. Формируются умения

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1. Вставь пропуски Человек в отличие от животных обладает ____________, способен к _____________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _______________, создает_____________ фантазией творчеству п о плану г оловной мозг о рудия труда прямохождению

Слайд 2

Задание 2. Что правильно? Суждение Да Нет 1. Инстинкты – это определенные действия, уже имеющиеся при рождении 2. От родителей человек наследует привычки и способности 3. У человека и у животного есть инстинкты 4.Подросток – очень противоречивый, склонен к быстрой смене настроения 5. Самостоятельность ребенка опасна, так как он может увлечься вредными привычками + + + - -

Слайд 3

Задание 3. Сходства и отличия В приведенном списке указаны черты сходства человека и животных их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия Способность к творчеству Потребность в отдыхе Наличие органов чувств Сознательное выдвижение целей Черты сходства Черты различия 1 2 3 4

Слайд 4

Заполните пропуски в тексте Подростковый период длится с __ до __ лет. Выделяют ___________ (5-6 класс) и _________ (7-8класс) подростков. Подростки очень быстро _____________ Особенностью подростка является также резкая смена _______________. Ребенок этого возраста очень любит __________ и строить ___________________________. 10 14 МЛАДШИХ СТРАШИХ Р А СТУТ НАСТРОЕНИЯ МЕЧТАТЬ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Слайд 5

СЕМЬЯ

Слайд 6

Любили тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов ? Что является опорой в жизни каждого человека?

Слайд 7

Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Слайд 8

Семья и семейные отношения Урок по теме:

Слайд 9

ЦЕЛЬ УРОКА: Узнать......

Слайд 10

Подберите слова – ассоциации к слову СЕМЬЯ

Слайд 11

Семья- это......

Слайд 12

Семья – это группа людей, основанная на кровном ( мать и дети, сестры и братья ) или близком родстве ( муж и жена, свекровь и невестка ).

Слайд 13

Зачем люди создают семьи? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа – от имени родителей, третья группа – от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Слайд 14

Какие бывают семьи? По числу детей По родственной структуре По количеству родителей - - Многодетные Многопоколенные ( трёхпоколенные ) Полные Малодетные Двухпоколенные Неполные Бездетные

Слайд 15

2 1. По числу детей 1 3

Слайд 16

2. По количеству поколений в семье 1 2

Слайд 17

3. По количеству родителей 1 2

Слайд 18

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

Слайд 19

Чему научились?

Слайд 20

Домашнее задание Всем: § 3 По выбору: 1) Подготовить загадки или стихи о семье (не менее 5) 2) Нарисовать свое генеалогическое древо

Слайд 21

Спасибо за урок!!!



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ».

НАШ ДЕВИЗ

«________________________________________________________________»

СОЧИНЕНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ ВАШЕГО РИСУНКА



Предварительный просмотр:

«Крепкая семья - крепкая держава»

Пока мы едины - мы непобедимы!

Наша крепкая семья и отважна, и сильна!

Папа, мама, я – дружная семья!

Мы едины – наша семья нерушима!

Наша семья дружна и едина,

Значит она непобедима!

Наша крепкая семья и отважна, и сильна!

Семья – это то, что с тобою навсегда!

Всё в семью, всё для блага семьи

Наш девиз семьи таков: взаимопонимание, ум, дружба и любовь!

Пусть будет счастлива семья! Ведь вместе папа, мама, сестра и я!



Предварительный просмотр:

В заключение урока  я хочу рассказать  вам сказку: Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я

исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило многие годы». «Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского – и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье у сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?»…..                          -Ребята, придумайте продолжение этой сказки.

А знаете, какое продолжение этой сказки? Хозяин подумал и сказал:

«Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного

очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома,

потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Пусть в каждом сердце разгорится огонек любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение.



Предварительный просмотр:

По числу детей

По родственной структуре

По количеству родителей

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"

Презентация к уроку обществознания в 5 классе (фгос) по теме: "Семья и семейные отношения"...

Урок в 6 классе по теме "Семья и семейные отношения"

Медиаурок с использованием интерактивной доски....

Разработка урока по ФГОС «Семья и семейные отношения»

Тема урока: «Семья и семейные отношения»Тип урока: комбинированный Методы работы: урок с элементами проектной деятельности....

Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения»

Семья - обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось об...

урок обществознания в 5 классе "Семья и семейные отношения"

Данная раработка содержит конспект урока, презентацию и технологическую карту....

Семья и семейные отношения

В презентации отражены вопросы: 1. Зачем люди создают семьи. 2. Какие бывают семьи. 3. Если семья не выполняет свои обязанности.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащим...

разработка урока по обществознанию в 5 классе "Семья и семейные отношения"

5 класс. Цель: Давать характеристику семейных отношений, смогут определять причинно-следственные связи конфликтов в семье и пути их разрешения....